Pull to refresh
0
Дарудар
Сервис дарения вещей и услуг

Смысл cоциального предпринимательства (The Meaning of Social Entrepreneurship)

Reading time 15 min
Views 5.8K
Original author: Gregory Dees
От переводчика. Вот уже три года как я занимаюсь развитием интернет-сервиса безвозмездного дарения Дару-дар. И всё это время я пытаюсь понять, в чём суть нашего «бизнеса», нормально ли, что основой мотивации нашей деятельности является настойчивое желание воплотить нашу миссию, а не создать успешное коммерческое предприятие? Все вокруг говорят о бизнес-стартапах, раундах инвестирования, бизнес-стратегиях. А когда кому-то рассказываешь о том, как интернет может изменять общество, его традиции и культуру, не прибегая при этом к насилию, это ни у кого не находит отклика, тебя всё равно обязательно спрашивают «а где деньги?». В какой-то момент времени я узнал о том, что существует такое явление как «социальное предпринимательство». Этот мой перевод — одна из попыток разобраться, что это такое, как с этим жить и работать.



Автор публикации: Грегори Диз (J. Gregory Dees), директор Центра развития социального предпринимательства Дюкского Университета (США). Оригинальный текст написан 31 октября 1998, отредактирован 30 мая 2001

Идея «социального предпринимательства» затронула сердца многих людей. Это словосочетание как нельзя лучше подходит для нашего времени. Оно сочетает в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной. А также довольно часто ассоциируется с инноваторами, например такими как высокотехнологичные первопроходцы из Силиконовой Долины. Определенно, пришло время для предпринимательского подхода к социальным проблемам. Многие правительственные и благотворительные усилия далеко не отвечают нашим ожиданиям. Основные институции социального сектора часто оказываются некомпетентными, неэффективными и невосприимчивыми. И сегодня нам нужны социальные предприниматели, чтобы выработать новые модели для нового столетия.

Язык социального предпринимательства может быть и нов, но сам по себе этот феномен известен давно. Социальные предприниматели существовали всегда, хотя их так и не называли. Именно эти люди изначально построили многие из тех институций, которые мы сейчас воспринимаем как само собой разумеющееся. Тем не менее, новое имя играет важную роль, потому как подразумевает размывание прежних границ разных сфер деятельности. В дополнение к инновативным некоммерческим предприятиям, социальное предпринимательство может включать в себя также социально ориентированный бизнес (такой например, как сообщество банков развития), или же разного рода гибридные организации, сочетающие в себе коммерческие и некоммерческие элементы (к ним относятся, например, приюты для бездомных, в которых бизнес основан на том, чтобы обучать и трудоустраивать своих подопечных). Новый язык позволяет социальным предпринимателям расширить прежнее поле деятельности и найти еще более эффективные методы для реализации своей социальной миссии.

В то время как концепция «социального предпринимательства» набирает популярность, разные люди трактуют это словосочетание по-разному, внося путаницу. Многие ассоциируют социальное предпринимательство исключительно с некоммерческими предприятиями, которые становятся коммерческими или начинают приносить прибыль. Другие используют этот термин, чтобы описать только деятельность тех, кто организует некоммерческие предприятия. Третьи под этим словосочетанием подразумевают тот бизнес, который интегрирует принципы социальной ответственности в свои деловые процессы. Так что же на самом деле означает «социальное предпринимательство»? Что нужно, чтобы быть «социальным предпринимателем»? Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к истокам самого слова «предприниматель».

Происхождение слова «предприниматель»


В просторечии, стать предпринимателем — означает начать свой бизнес. Но это очень вольное применение термина, обладающего богатой историей и наделенного куда более глубоким смыслом. Слово «предприниматель» (интерпренёр) возникает во французской экономической науке еще в 17-18 веках. Во Франции так начинают называть тех, кто берется за какой-то значительный проект или дело. Более конкретно, это понятие используют, чтобы обозначить смельчаков, которые находят новые и лучшие способы делать вещи, тем самым стимулируя экономический прогресс. Заслугу введения в лексикон слова «предприниматель» с данным конкретным смыслом чаще всего приписывают французскому экономисту Жану Баптисту Сэю. В начале 19 века он высказывался следующим образом: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области меньшей производительности в область большей производительности и дохода». Т.е. предприниматель — тот, кто создаёт ценность (value).

Экономистом, который более всего ассоциируется с этим термином в 20 веке, был Йозеф Шумпетер. Он описывал предпринимателей как инноваторов, двигающих «созидательно-разрушительный» процесс капитализма. По его словам, «функция предпринимателя — реформировать или революционизировать структуру производства». И они могут делать это самыми разными способами: «применив в производстве какие-либо изобретения, или говоря более обобщенно, применив неиспытанные технологические возможности для производства новых товаров или же для производства старых товаров новыми способами, открывая новые источники поставки сырья или новые каналы сбыта продукции, реорганизуя сам процесс производства и т.п.» Предприниматель Шумпетера — это агент изменений в экономике. Открывая новые рынки или создавая новые способы производства вещей, они двигают экономику вперед.

Это правда, что предприниматели, описываемые Сэем и Шумпетером, выполняли свою функцию, начиная новое, прибыльно-ориентированное дело, но само по себе открытие подобного дела не является сутью предпринимательства. Хотя другие экономисты могут использовать этот термин с различными вариациями смысла, традиция Сэя-Шумпетера, описывающего предпринимателей как катализаторов и инноваторов экономического прогресса, является основой для современного использования этого термина.

Современные теории предпринимательства


Современные авторы книг по менеджменту и бизнесу демонстрируют широкий спектр теорий предпринимательства. Однако многие из ведущих мыслителей остаются верными традиции Сэя-Шумпетера, предлагая свои вариации на эту тему. Например, в своей попытке смыслить, что же является самым важным для предпринимателя, Питер Друкер начинает с определения Сэя, но затем фокусирует мысль на понятии «возможности» (opportunity). Друкер не требует от предпринимателей быть причиной перемен, но видит в них тех, кто использует те возможности, которые перемены (в технологиях, в потребительских предпочтениях, в социальных нормах и т.п.) создают. Он пишет: «Вот что является ключевым для предпринимателя и предпринимательства: предприниматель всегда ищет перемен, реагирует на них и использует их как возможность». Понятие «возможности» стало центральным во многих современных определениях предпринимательства. Именно так сегодняшние теоретики менеджмента интерпретируют мысль Сэя о перемещении ресурсов в области с более высоким доходом. В этом смысле, «возможность», по-видимому, значит возможность создавать ценность (value). Предприниматели обладают таким мышлением, которое скорее видит возможности, нежели проблемы, порождаемые переменами.

Для Друкера, запуск нового бизнеса не является ни необходимым, ни достаточным для предпринимательства. Он недвусмысленно утверждает, что: «не каждый новый малый бизнес представляет собой предпринимательство», и приводит в качестве подтверждающего примера «бизнес мужа и жены, которые открывают еще один гастрономический магазин или еще один мексиканский ресторан в каком-нибудь американском пригороде». Чего-то особо инновативного или как-то ориентированного на изменения здесь нет вообще. Подобная логика верна и для создаваемых некоммерческих организаций. Не каждая новая организация обязательно будет предпринимательской. Друкер также дает понять, что корыстный мотив не является обязательным условием предпринимательства. В своей книге «Инновации и предпринимательство» Друкер заявляет: «Для истории предпринимательства нельзя найти лучшего примера, нежели пример о создании современного университета, и в частности, современного американского университета». Затем он объясняет, какой важной инновацией это было в свое время. Чуть позже в этой же книге он посвящает главу предпринимательству в области государственных учреждений.

Говард Стивенсон, ведущий теоретик предпринимательства в Гарвардской школе бизнеса, добавил к определению предпринимательства, основанного на использовании возможностей, дополнительный элемент изобретательности. При этом он опирался на своё исследование, в котором пытался определить, что же отличает предпринимательсткий менеджмент от более распространенных форм административного менеджмента. После того, как он выявил несколько основных отличий, он предложил описать суть предпринимательского менеджмента как «погоня за возможностью без учета ресурсов, которыми обладаешь в данный момент». Он обнаружил, что предприниматели не только видят и преследуют возможности, ускользающие от административного менеджмента, они также не позволяют изначально данным им ресурсам ограничивать их свободу выбора. Заимствуя цитату Элизабет Барретт Браунинг, можно сказать, что их стремления превышают их возможности (their reach exceeds their grasp). Предприниматели мобилизуют ресурсы других для достижения своих предпринимательских целей. Администраторы же позволяют существующим у них ресурсам и их должностным инструкциям определять их видение и поведение. И снова, у нас еще одно определение предпринимательства, которое не ограничено понятием бизнес стартапа.

Различие между бизнесом и социальным предпринимательством


Идеи Сэя, Шумпетера, Друкера и Стивенсона привлекательны, потому что они легко применимы как в социальном секторе, так и в бизнесе. Они описывают способ мышления и тип поведения, которые могут провозглашаться где угодно. В мире, где границы сфер деятельности размыты, это большое достижение. И нам следует строить своё понимание социального предпринимательства, исходя из этой сильной традиции исследований и теорий о предпринимательстве. Социальные предприниматели являются одним из видов рода предпринимателей. Они предприниматели с социальной миссией. Из-за этой миссии они встречаются с некоторыми особыми проблемами. И это должно учитывать то определение, которое мы, в итоге, дадим таким предпринимателям.

Для социальных предпринимателей социальная миссия всегда явно выражена и находится в центре их деятельности. Это очевидным образом влияет на то, как социальные предприниматели воспринимают и оценивают возможности. Воздействие на мир через достижение своей миссии становится для них главным критерием, а отнюдь не приобретение богатства. Богатство является лишь средством для достижения конечной цели. Для бизнесменов приобретенное богатство есть способ измерения созданной ценности. Это потому, что бизнесмены являются субъектами рыночной системы, которая по большей части и определяет, создают ли они ценность. Если они не перемещают ресурсы в область экономически более производительного использования, они могут быть вытеснены из бизнеса.

Рынки несовершенны, но в в долгосрочной перспективе они работают довольно хорошо в качестве теста по созданию индивидуальной ценности, особенно по созданию ценности для потребителей, которые желают и могут за это платить. Способность бизнесмена привлекать ресурсы (капитал, труд, оборудование и т.д.) на конкурентном рынке безусловно является хорошим показателем, что предприятие предлагает более производительное использование этих ресурсов, чем те, с кем оно конкурирует. Логика проста. Бизнесмены, которые могут больше других заплатить за те же ресурсы, обычно являются теми, кто может использовать эти ресурсы для производства большей ценности, определяемой рынком. Ценность создается бизнесом тогда, когда потребители готовы заплатить больше, чем стоит производство данного товара или услуги. Прибыль (выручка минус издержки), которую приносит предприятие, безусловно является хорошим индикатором ценности, которую оно создает. Если бизнесмен не может убедить достаточное число потребителей заплатить адекватную цену, чтобы получить прибыль, это является надежным признаком, что создается недостаточная ценность, не оправдывающая вложенных в производство ценности ресурсов. Передислокация ресурсов происходит естественным образом, потому что фирмы, которые не создают достаточной ценности, не могут покупать затем достаточное число ресурсов и привлекать капитал. Они уходит из бизнеса. Фирмы же, которые создают наибольшую экономическую ценность, обладают деньгами, чтобы привлекать ресурсы, необходимые для роста.

Но рынки не работают также хорошо для социальных предпринимателей. В частности, рынки не умеют измерять ценность социальных улучшений, общественных благ, а также выгод для людей, которые не могут позволить себе платить. Все перечисленные элементы часто присущи социальному предпринимательству, именно они и делают его таковым. В результате, намного сложнее определить, создает ли социальный предприниматель достаточную ценность, чтобы оправдать вложенные в ее производство ресурсы. Выживание или рост социального предприятия не является доказательством его эффективности или показателем его успеха по улучшению социального благосостояния. Как правило, это лишь очень слабый индикатор.

Социальные предприниматели действуют на рынках, но эти рынки зачастую не являются для них адекватной средой. Многие социально-ориентированные организации взимают взносы за свои услуги. Они также конкурируют за пожертвования, волонтеров и прочие виды поддержки. Но организация этих «рынков» часто никак не связана с миссией социального предпринимателя. Всё зависит ото того, кто платит взносы, кто предоставляет ресурсы, каковы мотивы этих людей, насколько хорошо они могут измерить социальную ценность, производимую организацией. Создаваемую социальную ценность вообще сложно измерить. Насколько много социальной ценности создается, когда уменьшается загрязнение данного водяного потока, когда спасается от вымирания пятнистая сова, когда создается служба общения со стариками? Подсчет не только сложен, но еще и дискуссионен. Даже если улучшения могут быть измерены, очень часто сложно приписать их конкретному воздействию. Снизился ли уровень преступности благодаря народным патрулям, благодаря новым полицейским методам или просто благодаря улучшениям в экономике? И даже если улучшения могут быть измерены и приписаны данному конкретному воздействию, часто социальные предприниматели не могут перевести созданную ими ценность в экономическую форму, чтобы заплатить за ресурсы, которые они использовали. С кого они должны потребовать оплаты за очистку водного потока или за организацию народного патруля? Как они могут заставить заплатить всех, кто получил какую-то выгоду? Чтобы компенсировать эту проблему учета производимой ценности, социальные предприниматели опираются на субсидии, пожертвования и волонтеров, но это в дальнейшем только замутняет воду рыночной среды. Способность привлекать все эти благотворительные ресурсы может быть неким показателем производимой ценности для поставщиков этих ресурсов, однако полагаться на этот показатель тоже не очень хорошо. Психическое удовлетворение людей, которые жертвуют или предлагают свою помощь в качестве волонтера, очень слабо связано с реальным социальным воздействием, если вообще хоть как-то связано.

Определяя «социальное предпринимательство»


Для того, чтобы дать определение социальному предпринимательству, мы должны учесть, что в этом определении нам необходимо чем-то заменить рыночную систему, которая хорошо работает только для бизнес предпринимателей. Мы не можем предполагать, что рыночная система автоматически будет отсеивать социальные предприятия, которые неэффективно используют ресурсы. Следующее определение делает акцент на дисциплине и ответственности, сочетая его с понятием создаваемой ценности Сэя, иннновациями и агентами перемен Шумпетера, погоней за возможностями Друкера и изобретатьльностью Стивенсона. Итак, мы можем вкратце сформулировать определение социального предпринимателя следующим образом.

Социальный предприниматель играет роль агента перемен в социальном секторе, благодаря тому, что он:
  1. Принимает на себя миссию по созданию и поддержке социальной ценности (а не только индивидуальной ценности)
  2. Находится в непрекращающемся поиске и реализации новых возможностей для достижения этой миссии
  3. Вовлечен в непрерывные процессы инноваций, адаптации и обучения
  4. Действует решительно, не ограничивая себя только теми ресурсами, что есть в данный момент
  5. Демонстрирует высочайшую ответственность по отношению к своим клиентам и за результат своей деятельности
Это, несомненно, «идеализированное» определение. Лидеры социального сектора будут всегда соответствовать разным характеристикам и в разной пропорции. И чем больше человек будет удовлетворять всем этим условиям, тем более он будет отвечать модели социального предпринимателя. Тот кто будет более инновативным в своей работе и кто будет создавать более значимые социальные улучшения, естественно будет восприниматься как более предприимчивый. Как тот, кто реформирует или революционизирует их среды воздействия, кто настоящий шумпетерианец. Давайте же далее рассмотрим более внимательно каждый пункт определения по отдельности.

Агенты перемен в социальном секторе

Социальные предприниматели являются реформаторами и революционерами, как их описывал Шумпетер, но при этом со своей социальной миссией. Они производят фундаметальные изменения в том, как делаются вещи в социальном секторе. Они смело смотрят в будущее. Они воздействуют на подлинные причины проблем, нежели занимаются лечением симптомов. Зачастую они уменьшают нужды, нежели просто их удовлетворяют. Они стремятся к созданию системных изменений и устойчивых улучшений. Хотя они могут действовать локально, их деятельность имеет потенциал провоцировать глобальные улучшения в выбранных ими сферах, будь то образование, здравоохранение, экономическое развитие, экология, искусство или любая другая социальная сфера.

Принятие миссии по созданию и поддержке социальной ценности

Это ключевой момент, отличающий социальных предпринимателей от бизнес предпринимателей и даже от социально ответственного бизнеса. Для социального предпринимателя социальная миссия лежит в основе. Это миссия по социальному улучшению, и она не может быть изъята во имя производства индивидуальных ценностей (финансовых поступлений или потребительских выгод). Получение прибыли, создание богатства или удовлетворение желаний потребителей — всё это может быть частью модели, но при этом лишь средством по достижению социальной цели, не самоцелью. Прибыль не является мерой создания ценности, равно как и удовлетворение потребителя, такой мерой является само социальное воздействие. Социальные предприниматели ищут долгосрочной социальной отдачи от инвестиций. Социальные предприниматели хотят большего, чем быстрый результат, они хотят продолжительного и устойчивого улучшения. Они думают о поддерживаемом воздействии.

Непрекращающийся поиск и реализация новых возможностей

Там, где другие видят проблемы, социальные предприниматели видят возможности. Их поведение обусловлено не столько восприятием социальной потребности и состраданием, сколько тем, что у них есть видение того, как добиться улучшения, и они полны решимости сделать так, чтобы их видение заработало. Они упорны. Модели, которые они разрабатывают, и подходы, которые применяют, могут творить перемены и часто действительно их творят, потому что предприниматели изучают, что работает, а что нет. Ключевой элемент — это настойчивость в сочетании с готовностью вносить поправки по ходу дела. И когда на пути встречается препятствие, предприниматели не бросают начатое, а спрашивают: «Как нам преодолеть это препятствие? Как мы можем заставить это работать?»

Вовлечённость в непрерывные процессы инноваций, адаптации и обучения

Предприниматели инновативны. Они открывают новые земли, разрабатывают новые модели и применяют новые подходы. Тем не менее, как заметил Шумпетер, инновация может принимать множество форм. Инновация не обязательно должна быть чем-то абсолютно еще неизвестным, она может быть простым применением уже существующей идеи в новом месте или в новой ситуации. Предпринимателям не нужно быть изобретателями. Они просто должны уметь творчески применять то, что изобретают другие. Их инновации могут проявляться в том, как они структурируют свою ключевую программу, или как они привлекают ресурсы, или как финансируют свою работу. С финансовой стороны социальные предприниматели ищут инновативные подходы, чтобы суметь гарантировать, что их предприятие будет иметь доступ к ресурсам до тех пор, пока оно создает социальную ценность. Эта готовность быть инновативным является частью образа действия предпринимателя. Это не просто разовый всплеск творчества. Это непрерывный процесс изучения, обучения и исправления. И безусловно, с инновациями всегда приходит неопределенность и риск неудачи. Предприниматели, как правило, имеют высокую устойчивость к неопределенностям и учатся управлять своими и чужими рисками. Они воспринимают неудачу в проекте как образовательный опыт, а не как личную трагедию.

Решительность действия, не ограниченного ресурсами, что есть сейчас

Социальные предприниматели не позволяют своим ограниченным ресурсам сдерживать своё видение. У них есть навык делать много малыми средствами, привлекать ресурсы других. Они эффективно используют свои собственные скудные ресурсы и преумножают их за счёт привлечения партнеров и сотрудничая с другими. Они исследуют все возможности для привлечения ресурсов: от чистой благотворительности до коммерческих методов бизнеса. Они не ограничены нормами и традициями своей области деятельности. Они разрабатывают самые разные стратегии по привлечению ресурсов, которые могут поддержать и укрепить их социальную миссию. Они тщательно взвешивают все риски и управляют слабыми сторонами дела, чтобы уменьшить тот вред, который может причинить неудача. Они понимают, насколько готов рисковать каждый из участников дела и используют свое понимание, чтобы переносить риски на тех, кто лучше других готов справиться с ними.

Ответственность перед своим клиентам и за результат своей деятельности

Так как рыночная система автоматически не отсеивает неэффективные и негодные социальные предприятия, социальные предприниматели предпринимают дополнительные усилия, чтобы быть уверенными, что они действительно создают ценность. Это значит, что они ищут глубокого понимания со стороны тех, во имя которых они работают. Они следят за тем, насколько правильно они смогли оценить нужды и потребности тех людей, которым они предоставляют свои услуги, а также тех сообществ, внутри которых они действтуют. В некоторых случаях это предполагает тесные взаимоотношения с этими сообществами. Они также должны понимать ожидания и установки своих инвесторов, включая всех тех, кто инвестирует в них свои деньги, время а также кто им помогает. Они стремятся обеспечить реальные социальные улучшения для своих клиентов и их сообществ, а также привлекательные социальные и финансовые выгоды для своих инвесторов. Нахождение баланса между ожиданиями инвесторов и потребностями сообщества является важной составляющей их сложного дела. Когда это возможно, социальные предприниматели создают подобие рыночных механизмов обратной связи, чтобы укрепить свою ответственность. Они измеряют свой прогресс в терминах социальных, финансовых и управленческих результатов, а не просто в терминах их размера, производительности и текущих процессов. Они используют эту информацию, чтобы корректировать собственный курс, если потребуется.

Социальные предприниматели — редкая порода


Социальное предпринимательство описывает довольно незаурядные принципы поведения. Эти принципы следует поощрять и пестовать в тех, у кого есть способности и темперамент для такого рода деятельности. Тогда мы бы могли достичь гораздо большего. Следует ли каждому стремиться быть социальным предпринимателем? Нет. Не каждый хороший деятель социального сектора хорошо подходит на роль предпринимателя. И также в бизнесе. Не каждый хороший бизнесмен является предпринимателем, описанным Сэем, Шумпетером, Друкером и Стивенсоном. В то время как нам, может, хотелось бы побольше предпринимательского поведения в обоих секторах, общество нуждается в разных типах и и стилях лидеров. Социальные предприниматели — это всего лишь одна из пород лидеров, и их надо воспринимать именно таковыми. Приведенное нами определение призвано подчеркнуть их отличительные черты и показать, что быть социальным предпринимателем не так легко. И нам нужны социальные предприниматели, чтобы помочь нам найти новые пути социальных улучшений на пороге нового века.
Tags:
Hubs:
+30
Comments 19
Comments Comments 19

Articles

Information

Website
darudar.org
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Representative
Максим Каракулов