Разное → Из Москвы в Кремниевую Долину: как Александр Киров улучшает умные часы Pebble

ni404 7 июля 2014 в 08:48 35,7k
А вы хотели бы получить работу в Кремниевой Долине и поучаствовать в разработке продукта, который гремит на весь мир? Это ли не мечта каждого второго гика? У Александра Кирова, бывшего продакт-дизанера из Mail.Ru, который называет себя очень неорганизованным человеком (он бросил учебу в двух институтах), свой рецепт достижения мечты: если тебя отшили, не бойся стучаться снова, пока не добьешься своего. Его, например, отшивали и Google, и Facebook, но в итоге Александр уехал в Калифорнию и присоединился к американской команде Pebble, которая прославилась по всему миру одноименными умными часами (и тоже его сначала отфутболила). Мы попросили Александра рассказать, как он сумел это провернуть и чем его новая жизнь отличается от старой в Москве.



ПЕРВЫЙ МОБИЛЬНЫЙ


— Попыток и поисков в моей жизни было довольно много. Но оказалось, что именно они сформировали мой характер. Так, с учебой у меня не складывалось довольно долго. После школы я год отучился на айтишника, потом еще год на менеджера, но в обоих случаях быстро становилось скучно, и учебу я бросал. Правда, параллельно всегда работал — сначала сисадмином, потом управлял разработкой сайтов в компании «Это Легко», был проджект-менеджером в цифровом подразделении крупного рекламного агентства Lowe Adventa. Тогда я завязал с учебой на некоторое время и понял, что мне интереснее заниматься не менеджментом или программированием, а более творческой работой. Решил попробовать себя в дизайне.

В 2011 году я попал в Mail.Ru. Увидел вакансию мобильного дизайнера, ни на что не надеясь сделал тестовое задание и неожиданно для себя прошел отбор. На тот момент у меня не было опыта фуллтайма непосредственно в дизайне, но уже несколько лет я потихоньку делал дизайн-проекты на фрилансе, а в рекламном агентстве распределял задачи так, чтобы по возможности самому выполнять дизайнерскую работу.

В Mail.Ru я стал первым дизайнером, который занимался исключительно мобильными проектами. Раньше дизайнеры компании работали и над мобильными приложениями, и над web-интрефейсами. Но за полгода до меня в компанию пришел Юра Ветров, он впервые начал разделять эти направления. Там я нашел себя и наконец-то понял, что сделал правильный выбор. Поэтому параллельно с основной работой продолжал заниматься фрилансом, потихоньку добавлял проекты в свое портфолио.

ФЕЙСБУК, ГУГЛ И ДРУГИЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ


В 2011 году я зарегистрировался на сайте AngelList, одной из крупнейших в мире платформ для инвесторов и стартапов. Там есть специальный сервис Talent, который позволяет компаниям размещать вакансии и подбирать себе в команду инженеров, айтишников и других специалистов из смежных областей. Оттуда поступали иногда мелкие предложения о работе, ничего серьезного. Так продолжалось примерно полтора года. Я не ставил себе специальной цели попасть в Америку и особо не расстраивался, что с предложениями как-то не складывается.

Через некоторое время совершенно неожиданно меня нашел эйчар «Фейсбука».



А чуть позже удалось заинтересовать и ребят из «Гугла».



За то время, что я работал над проектами Mail.Ru, а также над многими проектами на фрилансе, мой уровень подтянулся. Как дизайнер я чувствовал себя вполне уверенно.

Думаю, «Фейсбук» нашел меня через мою статью в блоге Scoutzie о том, как стать мобильным дизайнером – она оказалась достаточно успешной как на русском, так и на английском языках. Мое портфолио также отличалось от стандартных дизайнерских картинок «смотрите как я умею». Вместо кучи разрозненных изображений я с самого начала старался сделать портфолио структурированным, чтобы оно показывало мою работу над продуктами за продолжительное время. Возможно, это тоже сыграло свою роль.


Фрагмент кейса "My.com iPhone Mail" из моего портфолио

И в «Фейсбуке» и в «Гугл» я проходил по несколько этапов собеседования, но в конечном итоге отваливался. Было тяжело не воспринимать эти отказы как личные неудачи.


Небольшой совет тем, кто хочет подтянуть английский: берите заказы у англоязычных заказчиков. Именно таким способом мой английский подтянулся с практически нулевого уровня до вполне сносного. В скором будущем мне это очень пригодилось.

В 2013 году в Pebble меня порекомендовал мой знакомый Кирилл Зубовский (он основал сервис для дизайнеров Scoutzie.com). Кирилл познакомил меня с канадцем Эриком Магиковски, основателем Pebble.



Мы списались с ним и даже договорились об интервью по скайпу, но сначала Эрик забыл о назначенном времени интервью (очень занятой человек, что тут поделаешь), а после того, как оно все-таки состоялось, сказал мне, что пока им нечего мне предложить, и на несколько месяцев пропал.



Уже потом я узнал, что в Pebble тогда начались проблемы с производством, и им просто стало не до меня.

50 ИДЕЙ


Беседа с Эриком меня очень вдохновила — после нашего разговора в голове закрутилось сразу несколько идей, которые я бы мог реализовать в рамках Pebble. Эти мысли сидели у меня в голове, но увы, в Pebble все было глухо. Тогда я собрался с духом и через пару месяцев написал Эрику еще раз — все-таки официального отказа он мне не давал. И тогда — о чудо! — он буквально сразу же пригласил меня на собеседование, прямо в их офис в Пало Альто. Теперь я иногда задумываюсь, а что было бы, если б я тогда так и не написал им повторно?

Полный надежд, я отправился в Долину. В качестве тестового задания я отработал в Pebble два восьмичасовых рабочих дня. Утром первого дня инженеры выдали мне смартфон на андроиде и сами часы (у меня не было возможности познакомиться с ними в России), попросили изучить их и рассказать, что на мой взгляд можно было бы изменить к лучшему. Я набросал примерно пятьдесят пунктов и ближе к обеду озвучил их инженерам. Они попросили проработать отдельно некоторые идеи. В конце первого дня я презентовал им свои решения, визуализировав их в виде черновых макетов. На второй день меня попросили более детально проработать два или три самых интересных кейса. К вечеру я управился и с этим заданием.


В этой части офиса сидят менеджеры Pebble

В Pebble почему-то были уверены, что в запасе у меня есть еще день, но тут оказалось, что мой самолет улетает следующим утром. Пришлось оперативно сворачиваться. Но буквально через несколько дней мне на почту пришел официальный джоб офер. Я довольно быстро обдумал все «за» и «против» и решил ехать, возможность ведь была абсолютно уникальной, из тех, которые предоставляются раз в жизни. Но получение рабочей визы в США процесс долгий — поэтому первые восемь месяцев я работал удаленно из России, получая почасовую оплату. Вместе с женой мы окончательно перебрались в Пало Альто только в апреле. И здесь наконец-то удалось узнать изнутри, что такое работа в преуспевающем стартапе Кремниевой Долины.


А это техническая зона. Зеленые штуки защищают от солнца – в крыше большие окна и в обед на тебя падают прямые солнечные лучи, на экранах ничего не видно. Решение проблемы нашли в ИКЕА.

В сравнении с Mail.Ru мой доход в Pebble вырос примерно в два раза, но и уровень затрат после переезда вырос еще больше. К тому же, подоходные налоги тут выше наших в два-три раза, это тоже надо иметь ввиду. Вообще, поначалу с деньгами в США было очень тяжело. Компания оплатила авиабилеты, аренду машины и отель на первое время. Но, переехав, мне пришлось всюду оставлять залоги, депозиты и первоначальные взносы — тут ведь все завязано на кредитную историю, а ее у меня нет. К слову, наша компания не снимает жилье для сотрудников-экспатов. Зато у Pebble есть собственный большой гостевой дом, называется он на испанский манер Casa De Pebble. Там живут командировочные и те, кто только приехали и пока ищут себе квартиру на новом месте.

САМ СЕБЕ ХОЗЯИН


Подход к организации рабочего процесса в Pebble заметно отличается от того, к чему я привык. В Mail.Ru все рабочие часы у меня были распланированы под встречи и задания. Здесь, напротив, я сам себе хозяин. Формально у меня есть начальник, по факту нет. Здесь смотрят только на то, как быстро и качественно ты справляешься со своими задачами. Сколько часов при этом ты проводишь в офисе, не так важно. Благодаря этому здесь нет стрессового ощущения, что тебя постоянно подгоняют.


Мое рабочее место

Сейчас у нас больше пятидесяти человек в офисе, еще порядка сотни работают удаленно. Очень бросается в глаза то, что в Pebble нет четкого разделения профессий: часто бывает так, что менеджеры, которые занимаются ведением бизнеса и налаживанием партнерских связей, сами программируют, а разработчики часто принимают бизнес-решения. Команда за счет этого существует как живой организм.

Поскольку в Pebble дизайн — часть практически любого процесса, а не отдельное направление — мне регулярно приходится присоединяться к различным проектам и подстраиваться под их реалии. Для сравнения: в Mail.ru я работал над дизайном одного продукта (в основном занимался «Почтой», а уже позже «Календарем» и несколькими побочными проектами) на куче разных платформ. Здесь же я затрагиваю очень много сфер — это и дизайн интерфейсов мобильных приложений, и проектирование концептов для будущих интерфейсных решений, и аппаратный дизайн, и сайты. Плюс к тому, я тесно работаю с маркетинговой командой — вместе мы придумываем и создаем рекламные кампании.

К примеру, Pebble недавно выступал партнером и спонсором бегового марафона в Сан-Франциско. Специально для этого марафона мы создали отдельное приложение, и я занимался его дизайном. В команде, помимо меня, дизайнеров довольно много — но в большинстве своем они занимаются непосредственно разработкой внешнего вида самих часов вместе с инженерами. Рабочий день выглядит по-разному. Стандартно я приезжаю в офис к 9-9.30 утра, а уезжаю в шесть вечера. В целом же люди здесь стараются как можно раньше начинать работать и как можно раньше заканчивать.

К слову, просыпаться рано утром здесь намного проще, чем в Москве. Может, это связано с климатом.



При этом иногда коллеги могут прийти в два дня и уйти часов в пять вечера, и никого это не коробит. Если срочных дел нет, никто не мешает уйти раньше. А если есть срочные задачи, ты задерживаешься, чтобы все успеть. К примеру, за мои восемь месяцев удаленки бывало так, что я работал по несколько дней подряд с утра и до вечера, а потом неделю или две вообще ничего не делал – было время заняться концептами и экспериментами.


Обеденная зона на улице

Я очень неорганизованный человек, легко могу забыть о встрече или важном деле. Еще в Mail.Ru пришлось приучить себя к жесткому тайм-менеджменту. Тут все просто — я пользуюсь онлайн-планерами. Раньше это было приложение Wunderlist, теперь я перешел на Todoist. Привычка к планированию выработалась быстро, и уже давно стала автоматической. В Pebble я также привык ставить себе по каждой рабочей задаче дедлайн вне зависимости о того, просят ли ее выполнить в определенный срок или нет.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК


Когда я уезжал в Pebble, я боялся, что разговорный английский станет самым серьезным препятствием— все-таки большой практики у меня не было. Но ничего подобного.

Оказалось, что и в офисе, и за его пределами, американцы относятся очень лояльно к любому уровню владения их языком. Это стало для меня культурным шоком.


Раньше, в России, мне доводилось работать с экспатами, и это было сложно. Здесь же все подстраиваются под тебя — если ты новичок и пока говоришь не очень хорошо, никто не будет подкалывать и выставлять тебе претензии, наоборот, все постараются говорить медленнее и более простым языком. И это никого не раздражает. Два месяца в офисе Pebble не прошли зря — теперь я общаюсь с коллегами на профессиональные темы значительно свободнее.

У меня до сих пор нет уверенности, нужно ли продакт-дизайнеру специальное образование. Ни в России, ни уж тем более в США меня никто не спрашивал о вышке. Все смотрят только на портфолио и выполненное тестовое задание. Тем не менее, еще работая в рекламном агентстве, я поступил Институт Бизнеса и Права Москвы на рекламный факультет (специальность «Дизайн»). Быстро понял, что учеба в университете мне ничего не дает и не даст, но бросать уже третий институт подряд обидно, а высшее образование хотелось получить уже чисто из принципа.

Сейчас я на финишной прямой. Недавно на неделю приезжал из Калифорнии в Россию, чтобы сдать госэкзамен. Кстати, уезжая из США, я никого из коллег не уведомлял лично — просто отписал во внутреннем календарике, что неделю буду работать не из офиса. Этого у нас вполне достаточно.

Подписаться на Александра можно в Twitter.


Проголосовать:
+78
Сохранить: