Управление → Verizon завершили поглощение Yahoo

VASExperts 15 июня в 18:35 6k
На этой неделе завершился долгий путь Yahoo Inc., пионера коммерческого интернета, в портфель телекоммуникационной компании Verizon Communications Inc. Поглощение холдинга, владевшего самым посещаемым сайтом в США, многие называют концом эпохи.

JD Hancock / Flickr / CC

Поглощение Yahoo


13 июня стало известно об официальном закрытии сделки. Активы Yahoo, в том числе новостные, спортивные, финансовые сайты и сервисы прочих тематик, присоединятся к портфелю Verizon в качестве дочернего предприятия под новым именем Oath. Руководить им будет бывший генеральный директор медиахолдинга AOL Тим Армстронг. Oath объединяет свыше 50 медиа- и технологических брендов, в том числе и популярное интернет-издание Huffington Post.

Стоимость сделки по поглощению Yahoo составляет $4,48 млрд. Это на $350 млн меньше первоначальной суммы. Причиной изменения условий стала череда скандалов, которая сопровождала Yahoo в последнее время.

История поглощения Yahoo


Предпосылкой для покупки Yahoo послужило приобретение Verizon компании AOL в 2014 году за $4,4 млрд. Так компания обозначила свою готовность к расширению медиаактивов. Yahoo на тот момент также зарекомендовала себя как медийная организация. По следам сделки с AOL Фран Шаммо (Fran Shammo), главный финансовой директор Verizon, в 2015 году во время медиаконференции намекнул на заинтересованность компании в Yahoo.

«Все, что я могу сказать сейчас, мы не знаем, что решит совет директоров Yahoo. Пока еще рано об этом говорить», — заявил он тогда. И годом позднее (в июне 2016) Verizon объявила о планах приобрести основной интернет-бизнес Yahoo за $4,8 млрд.

На тот момент и до самого окончания сделки президентом и главным исполнительным директором Yahoo была Марисса Майер. В июле 2016 года она выразила готовность остаться на посту после завершения сделки, но теперь покидает компанию с «золотым парашютом» в размере $186 млн. Именно ее решения и действия привели к падению оценки Yahoo за последний год.

На фото: Марисса Майер TechCrunch CC

Причиной стало публичное раскрытие ряда инцидентов, произошедших несколькими годами ранее. Сначала в сентябре 2016 года представители Yahoo объявили, что в ходе хакерской атаки в 2014 году были похищены личные сведения по меньшей мере 500 млн пользователей сервисов компании. Представитель Verizon Боб Вареттони (Bob Varettoni) дал понять, что эта информация стала неприятным сюрпризом для холдинга. По версии Yahoo, обнаружить следы взлома удалось только летом 2016 года. Масштаб утечки был отмечен даже на уровне американского Сената.

Вскоре стало ясно, что открывшаяся информация может стать причиной изменения условий сделки. Но прошло чуть более двух месяцев, и в декабре Yahoo пришлось признать куда более серьезный промах в системе безопасности. В декабре 2016 года стало известно о взломе миллиарда учетных записей, произошедшем в 2013 году. Эти две атаки являются крупнейшими известными взломами сети одной компании.

Verizon не заставила себя долго ждать, подтвердив, что эти события оказали «существенное» влияние на оценку бизнеса Yahoo, и условия сделки будут пересмотрены. Изначально Verizon просили скидку в $1 млрд, но затем размер скидки был снижен до $350 млн.

Причины заката Yahoo


Yahoo была запущена в 1994 году Дэвидом Фило (David Filo) и Джерри Янгом (Jerry Yang). На своем пике компания оценивалась в $125 млрд. Это был «золотой век» Yahoo. У менеджмента в то время даже были амбиции по приобретению Google, но уже в 2008 году Microsoft предлагала за Yahoo $44,6 млрд. С позиции 2017 года, это предложение можно рассматривать как выгодное, однако, очевидно, что компания пережила катастрофическое обесценивание. Как правило, его связывают с управленческим кризисом.

В момент переговоров с Microsoft у руля Yahoo стоял сам Джерри Янг. Он пришел на смену Терри Семелю (Terry Semel) после серьезных спадов в финансовых отчетах. В своем предложении Microsoft прибавила дополнительные $5 млрд к рыночной оценке компании, но Янг запросил еще $5 млрд. Тогда Стив Балмер прекратил переговоры. В этом же году на фоне финансового кризиса акции Yahoo серьезно упали. К концу 2008-го компания стоила менее половины того, что Microsoft готова была заплатить ранее.

На фото: Джерри Янг Yahoo CC

Доходы Yahoo продолжали падать и под управлением Кэрол Бартц. Основная проблема заключалась в напряженных отношениях между ней и Джеком Ма, главой Alibaba, значительным пакетом акций которой на тот момент владела компания.

На смену Бартц пришел бывший президент PayPal Скотт Томпсон (Scott Thompson). Его служба продлилась всего 4 месяца, в течение которых он успел поучаствовать в скандалах с фальсификацией своего резюме и еще сильнее ударить по финансовому состоянию Yahoo. Именно он принял роковое решение о продаже 20-процентной доли компании в Alibaba. Эта сделка обошлась Yahoo в $54 млрд. Пакет акций Alibaba был куплен в 2005 году за $1 млрд.

После этого главой Yahoo становится Марисса Майер. С ее подачи фокус компании сместился в сторону медиа. Для этого было совершено приобретение около 50 активов, в том числе платформы социальных блогов Tumblr за $1,1 млрд. Тем не менее за время ее руководства с 2012 года позитивных изменений в части прибыли Yahoo не произошло. Частично это связано с отсутствием у Мариссы единой стратегии развития. Скандалы с хакерскими атаками, пришедшиеся на период ее работы, окончательно снизили стоимость компании.

Зачем Verizon нужна Yahoo?


«Закрытие этой сделки представляет собой важный шаг в развитии глобальной перспективы, необходимой для нашей цифровой медиакомпании, — заявила Марни Уолден (Marni Walden), президент Verizon по инновационным продуктам и новым предприятиям. — Объединенный портфель активов Verizon и Oath: от VR до AI, от 5G до IoT [...] создаст захватывающие новые способы привлечь аудиторию со всего мира».

Той же линии она держалась в интервью с WSJ, которое было записано между двумя скандалами с хакерскими атаками.

Генеральный директор AOL Тим Армстронг в прошлом году сказал, что потенциальная прибыль не является основным аспектом слияния. Главная цель — расширить присутствие AOL и Yahoo на рынке цифровой рекламы. В то время как сейчас Facebook и Google доминируют на нем, Yahoo и AOL серьезно отстают от лидеров. Объединение активов поможет холдингу забрать порядка 5% рынка с дальнейшим расширением доли.

Взлом миллионов учетных записей Yahoo должен был повлечь за собой серьезный отток пользователей. Учитывая, что без них все активы обесцениваются, холдинг Verizon имел все основания отказаться от сделки. Причина, по которой этого не случилось, по мнению людей, знакомых с вопросом, заключается в результатах внутреннего расследования. Оно показало, что лишь «минимальное» количество активных пользователей отказалось от сервисов после обнародования информации. При этом некоторые сервисы компании сохраняют чрезвычайную популярность, например почтовая служба.

Таким образом, очередной репутационный кризис Yahoo (на этот раз фатальный) оказался полезным для Verizon. Медиаактивы и аудитория сервисов пионера поискового рынка интересовала телекоммуникационную компанию и, очевидно, вписывалась в ее стратегию развития уже несколько лет, а падение в цене стало дополнительным преимуществом в окончательном поглощении Yahoo.

P.S. О чем еще мы пишем в нашем блоге:

Проголосовать:
+12
Сохранить: