Pull to refresh

Yandex и VK разыграли многоходовую комбинацию с Delivery Club, Дзен, Новостями и доменом yandex.ru

Reading time5 min
Views33K


23 августа 2022 года стал историческим днём для развития групп компаний и сервисов VK и «Яндекса». В итоге VK получит «Яндекс Новости» и «Дзен», а «Яндекс» купит Delivery Club и сосредоточится на «Поиске», отдав фактически под управление VK свою главную страницу yandex.ru, существовавшую с 1997 года. С неё будет идти редирект на домен dzen.ru.

Обязывающее соглашение, в рамках которого «Яндекс» покупает сервис Delivery Club, а VK — сервисы «Дзен» и «Новости», компании подписали 22 августа. VK и «Яндекс» планируют закрыть все сделки в ближайшие месяцы. Для полного осуществления данных крупных сделок в российской IT-отрасли все финансовые действия компаний по ним пройдут проверку и должны получить одобрение ФАС России. Эксперты считают, что тут не будет проблем, хотя объединение Delivery Club и «Яндекс Еды» и может быть похоже на получение разрешения на монополию.

Что же именно произошло по порядку со стороны VK:

  • VK приобретает 100% Delivery Club и выходит из состава участников «О2О Холдинг» (совместного предприятия со «Сбером»);
  • VK и «Сбер» закроют сделку по Delivery Club до конца 2022 года. Дальше VK планирует передать Delivery Club «Яндексу» в рамках сделки по приобретению контентных платформ «Дзен» и «Новости»;
  • VK объявила о приобретении «Дзена» и «Яндекс Новостей»;
  • сервисы «Дзен» и «Новости» после закрытия сделки станут доступны на портале dzen.ru, где также будут размещены другие сервисы и поисковая строка «Яндекса». «Дзен» сохранит действующие инструменты монетизации контента для авторов, а пользователи платформы смогут выбирать, где потреблять контент: на портале dzen.ru с десктопной версии или в мобильном приложении «Дзена»;
  • «Дзен» поможет VK нарастить аудиторию и расширить арсенал рекламных инструментов;
  • после того, как будет закрыта сделка и «Дзен» перейдёт к VK, развивать платформу будет та же команда, что и сейчас. Но это будет отдельная компания с собственным приложением;
  • VK получит права на технологии и товарные знаки «Дзена» и «Новостей»;
  • VK в результате сделки по покупке «Дзена» планирует стать для всех авторов в рунете «важнейшим ключевым партнером»;
  • только после закрытия сделки по покупке «Дзена» бывшая главная страница «Яндекса» станет главной страницей «Дзена» и будет управляться VK. Там же останутся «Новости», поисковая строка самого «Яндекса» и другие сервисы.

Происходящая ситуация со стороны «Яндекса»:

  • главной основной страницей «Яндекса» скоро станет ya.ru, открытая в 2000 году в качестве облегчённой (лайт-версии) основной главной страницы компании;
  • «Яндекс» откажется от новостного агрегатора. Ядром сервисов компании будет «Поиск» и «Алиса»;
  • после закрытия сделки сервисы Delivery Club и «Яндекс Еда» перейдут на единую технологическую платформу «Яндекса». Курьеры Delivery теперь будут работать на платформе «Яндекс Про», которая распределяет заказы и строит маршруты. Рестораны смогут воспользоваться «Яндекс.Доставкой» и расширить зону доставки;
  • «Яндекс» продолжит развивать бренд Delivery Club, приложение и сайт будут работать как раньше;
  • сервисы «Поиск», «Почта», «Алиса», «Карты», «Навигатор» и личный кабинет пользователя «Яндекс ID» останутся под управлением «Яндекса», а также другие сервисы, кроме «Дзена» и «Новостей»;
  • существующее приложение «Яндекс для Android» сменит название на «Яндекс Старт». Оно будет функционировать как браузер, а пользователи получат возможность выбрать стартовую страницу в настройках. Приложение «Яндекс» для iOS продолжит работать как раньше, но без «Дзена» и «Новостей»;
  • домен yandex.ru останется у «Яндекса», а не перейдёт к VK. Там будет перенаправление на dzen.ru в течение переходного периода.

Эксперты считают, что «Яндекс» продал VK контрольный пакет своей главной страницы, но продолжит получать трафик с неё на свои сервисы, и главное — на «Поиск», продолжающий приносить основную часть доходов для компании. При этом формально «Яндекс» уже не будет иметь отношения ни к «Новостям», ни вообще к своей главной странице.

По поводу Delivery Club представители отрасли считают, что сделка по продаже этого сервиса «Яндексу» наиболее выгодна «Сберу». Банк таким образом сократит количество сервисов в своей экосистеме, что позволит ему сконцентрироваться на стратегически важных направлениях. Кроме того, из всех активов в совместном предприятии с VK, «Сберу» также достался пока что выгодный «Самокат», который совместно со «Сбермаркетом» и «ВкусВиллом» занимает 39% рынка доставки продуктов.

Также 23 августа «Яндекс» сделал сайт ya.ru единой точкой входа в свои сервисы. Компания пояснила, что на этой странице в центре внимания чистый поиск и просит пользователей с её помощью «начать искать по-новому».

24 августа Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) получила ходатайства от компаний «Яндекс» и VK по сделкам с обменом активами, включая приобретение «Яндексом» сервиса доставки Delivery Club и переход к VK агрегатора новостей «Яндекс Новости» и платформы «Яндекс Дзен».

«ФАС в установленном порядке проверит и оценит влияние данных сделок на соответствующие рынки», — сообщил регулятор СМИ.

Представитель VK пояснил, что со своей стороны компания подала в ФАС все необходимые ходатайства на консолидацию 100% Delivery Club у «Сбера» из совместного предприятия «О2О Холдинг», а также «Дзена» и «Новостей» у «Яндекса».

ФАС ещё придётся выяснить, сколько процентов Delivery Club и «Яндекс» занимают на рынке доставки и как эта сделка отразится на отрасли в целом. Аналитики IT-рынка сравнивают эту интеграцию с покупкой «Яндексом» активов российского Uber и считают, что ФАС может согласовать сделку с оговоркой, что «Яндекс» не будет ухудшать условия для пользователей, рестораторов и курьеров.

Также представители отрасли считают, что «Яндекс» в течение года или немногим более после завершения сделки всё же решит не держать два одинаковых сервиса, если не сможет дифференцировать эти проекты. В этом случае компания, вероятно, решит объединить сервисы не только на уровне технологической платформы, как планируется сейчас, но и на уровне брендов, оставив только одного из них под своей маркой.

«Яндекс» передаст главную страницу yandex․ru компании VK для редиректа на dzen․ru только на 3 года. Об этос несколько анонимных источников сообщили изданию «Код Дурова». Источники пояснили, что, вероятно, «Яндекс» спустя три года сможет продолжить использовать основную страницу для своих собственных проектов.

В самой компании об этой ситуации заявили Хабру:

  • домен yandex.ru останется у «Яндекса», а не перейдёт к VK. Там будет перенаправление на dzen.ru в течение переходного периода;
  • в понимании компании «переходный период» в данном случае — это «определённый отрезок времени, но мы не уточняем какой»;
  • на вопрос «так если домен yandex.ru будет редиректить на дзен они же поломают ныне существующие строки запроса yandex.ru{yandex:searchPath}?text=%s» в компании ответили: «нет, ничего не поломается, так как речь только про основную страницу»;
  • на вопрос «что будет со страницами сервисов компании, например, с yandex.ru/maps/ — так и останется или они будут на ya.ru/maps/ — в компании ответили, что „пока так и останется — yandex.ru/maps/“. Причем сейчас с ya.ru/maps/ идет редирект на yandex.ru/maps/.

30 августа (спустя неделю после объявления о сделках самими компаниями) Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) разрешила VK приобрести сервисы „Новости“ и „Дзен“, а „Яндексу“ — Delivery Club с определёнными условиями и предписаниями.

»Требования службы направлены на сохранение конкуренции на соответствующих рынках", — говорится в сообщении ФАС.
ФАС России рассмотрела ходатайство о приобретении Яндексом сервиса Delivery Club и одобрила его с предписанием. Одним из требований антимонопольного ведомства является отсутствие каких-либо преимуществ для ресторанов и доставщиков, использующих сервис Яндекс.Еда, по отношению к другим агрегаторам заказов. Для партнеров сервисов (ресторанов) предписание обеспечивает сохранение размера и порядок формирования вознаграждения в течение трёх лет с момента совершения сделки.

Кроме того, Яндекс не должен принимать мер, направленных на отказ или сокращение использования ресторанами Delivery Club или других сторонних сервисов.

Ведомство также одобрило с предписанием ходатайство VK о приобретении новостного агрегатора «Новости» и рекомендательной платформы «Дзен». Так, оператор указанных платформ будет обязан в предусмотренных законом случаях запрашивать и получать согласие пользователей на обработку персональных данных для каждого сервиса в отдельности.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Что для вас «Яндекс»?
62.62% Поиск888
51.41% Почта729
23.77% Алиса337
10.44% Новости148
5.92% Дзен84
1.62% Работа23
43.23% Погода613
66.22% Карты939
23.13% Еда328
43.65% Навигатор619
5.57% Беспилотники79
44.29% Маркет628
45.7% Музыка648
33.5% Диск475
35.97% Кинопоиск510
5.78% Авто.ру82
3.81% Другой ответ в комментарии54
1418 users voted. 168 users abstained.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
Total votes 47: ↑47 and ↓0+47
Comments134

Articles