Pull to refresh

Что не так с дизайнерами интерфейсов. Есть ли разница между UX/UI и продуктовым дизайнером?

Level of difficultyEasy
Reading time5 min
Views47K

Введение. Про дизайнера

В 2023 году слово «дизайнер» трактуется по-разному. Для одних — это специалист, который создает графику или работает с 3D, для других — человек, который занимается изучением клиентского опыта и созданием пользовательских сценариев, а для третьих — художник и деятель искусства. Работа звучит абсолютно по-разному, хотя и те и другие являются дизайнерами. Какие дизайнеры на IT-рынке бывают на сегодняшний день:

  • Дизайнер интерфейсов (Interface Designer)

  • Графический дизайнер (Graphic Designer)

  • Дизайнер 3D-графики (3D Designer)

  • Промышленный дизайнер (Industrial Designer)

  • Гейм-дизайнер (Game Designer)

  • Дизайнер взаимодействия (Interaction Designer)

  • Дизайнер виртуальной реальности (VR Designer)

Еще можно упомянуть дизайнеров-инженеров, которые работают с Midjourney — вакансии уже появились на зарубежном рынке.

Каждая из этих ролей имеет разный инструментарий и зону ответственности. Но есть кое-что общее — слово «дизайнер».

Кто такой дизайнер? Предлагаю посмотреть в переводчик.

Designer — проектировщик, конструктор, модельер, оформитель рисовальщик, чертежник, художник

Вывод: дизайнер — это создатель или криэйтор. Следовательно, графический дизайнер — создатель графики, интерфейсный дизайнер — создатель интерфейсов, а гейм-дизайнер отвечает за создание игр. Поговорим подробно про интерфейсных дизайнеров.

Дизайнер интерфейсов = UX/UI дизайнер = Продуктовый дизайнер?

Оказавшись на сайтах с вакансиями сегодня, вы обнаружите бесконечное количество разных названий в сфере интерфейсного дизайна. Предположим, что вы — дизайнер и решили сменить работу. На сайтах рекрутмента, как правило, есть текстовый поиск, которым вы, скорее всего, воспользуетесь, чтобы получить список вакансий. Вопрос: что будем вводить в поисковую строку?

Сегодня компании ищут следующих дизайнеров:

  • Дизайнер интерфейсов

  • Продуктовый дизайнер

  • UX/UI дизайнер

  • Дизайнер мобильных приложений

  • Продуктовый UX/UI дизайнер

  • Веб-дизайнер

  • CX-дизайнер

  • UX-дизайнер

Суть в том, что описания вакансий этих ролей практически не отличаются друг от друга. К сожалению, это проблема — из-за бесконечной генерации нового нейминга для одной и той же роли работодатели лишаются потенциальных сотрудников, а сотрудники лишаются потенциальных работодателей. К примеру, новомодный термин CX-дизайнер в вакансии может спокойно отпугнуть крепкого дизайнера, у которого могут возникнуть иллюзорные страхи о том, что эта роль ему не подходит. Сравним два определения, нашел их на просторах сети.

CX (Customer Experience) — общие впечатления, которые получает человек от сотрудничества с компанией.

UX (User Experience) — ощущения, которые появляются у пользователя при работе с продуктом.

Разницы здесь никакой — процесс работы UX- и СХ-дизайнера идентичен. Поэтому UX-дизайнер = CX-дизайнер. А что там с дизайнером UX/UI и продуктовым дизайнером?

UX/UI дизайнер vs Продуктовый дизайнер

Начну с небольшой лирики. Бывают такие дизайн-митапы. На них дизайнеры нетворкаются друг с другом, обсуждают фреймворки, сравнивают процессы в компаниях, рассказывают про свой опыт и ищут работу. Иногда на таких встречах возникают местечковые дебаты — к примеру, спор о ценности качественных и количественных данных в работе дизайнера. Из своего личного опыта о дискуссиях могу рассказать о ситуации, когда мой коллега-дизайнер на вопрос «чем занимаешься?» дал ответ: «я продуктовый дизайнер». На что собеседник уточнил: «UX/UI дизайнер то есть?». «Нет, я продуктовый дизайнер». Ну, и понеслось.

Разберемся, кто такой UX/UI, а кто такой продуктовый дизайнер.

UX (User Experience)  — дословно опыт пользователя. Это часть работы, когда пользователь взаимодействует с продуктом и шаги, который пользователь совершает, чтобы закрыть свою проблему или потребность при помощи продукта.

UI (User Interface) — дословно пользовательский интерфейс. Это та часть продукта, которая связана с визуальной составляющей. Простым языком — все то, что видит пользователь.

UX/UI дизайнер — это специалист, работа которого заключается в создании удобного, доступного и понятного интерфейса диджитал продукта. Этот специалист также работает над эмоциями пользователя от взаимодействия с продуктом. Профессия UX/UI дизайнера является коммерческой. Нет бизнеса — нет работы у UX/UI дизайнера.

Продуктовый дизайнер

А что там с продуктовым дизайнером?

Продуктовый дизайнер входит в состав команды, которая занимается созданием и развитием диджитал продуктов: мобильные приложения, сайты, различные сервисы на разных девайсах. Этот специалист решает ряд задач:

  • Занимается поиском проблемных точек продукта

  • Предлагает варианты решения этих проблем

  • Оценивает эффект от внедрения своих решений и смотрит, как эти решения влияет на поведение пользователя

  • Работает с количественными данными (метриками) и вносит изменения в продукт с учетом стратегии

  • Изучает рынка конкурентов

  • На пару с продакт менеджером имеет возможность участвовать в генерации бизнес-стратегии продукта

В чем разница?

Разобрались с зонами ответственности UX/UI дизайнера и продуктового дизайнера. Итог работы этих дизайнеров один и тот же — удобный, понятный и приятный интерфейс, который влияет на метрики бизнеса. Разницы между этими профессиями нет.

«Но продуктовый дизайнер работает над продуктом» или «каждый продуктовый дизайнер является UX/UI дизайнером, но не каждый UX/UI дизайнер является продуктовым» — каждый UX/UI дизайнер работает над продуктом, будь он хоть дизайнером из студии или в крупном банке.

Рассмотрим пример:

Ян, UX/UI дизайнер в студии, 30 лет. Ян работает дизайнером интерфейсов в студии. В студию поступил заказ на реализацию B2C продукта для небольшого банка. У банка нет ресурсов на содержание полноценной команды в штате. Ян собирает вводные данные, изучает аудиторию, проводит ресерчи со студийным UX-исследователем, работает с продакт менеджером и проектирует макеты, которые потом передает в разработку. Работа длится пол года и вот, релиз. После релиза через какое-то время банк возвращается за доработками новых фич и так до бесконечности.

Артем, продуктовый дизайнер в крупной IT-компании, 25 лет. Артем работает над одним из основных B2С продуктов в своей компании — маркетплейсом. Он проектирует в продуктовой кросс-платформенной команде, где есть программисты, QA, аналитики, исследователь и продакт менеджер. Артем также собирает вводные данные, изучает аудиторию, проводит ресерчи с UX-исследователем, работает с продакт менеджером и проектирует макеты, которые потом передает в разработку.

Разница между Яном и Артемом только в нейминге их ролей... и возрасте. Крепкий UX/UI дизайнер будет таким же хорошим продуктовым дизайнером, потому что... он и есть продуктовый дизайнер. Любой дизайнер интерфейсов не может работать без понимания для кого он делает продукт и какую потребность или проблему пользователя решает. Дизайнер должен проверять свои решения, даже если ресурса исследователя нет — коридорники в помощь, можно касдевить самостоятельно. Если дизайнер приступает к проектированию минуя все эти шаги, то это просто слабый дизайнер. Так что...

Чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку, я хочу сослаться на Nielsen Norman Group, а в частности на Джейкоба Нильсона, который в одном из своих выступлений говорит о проблеме, которую называет словарной инфляцией (англ. vocabulary inflation). Если говорить кратко, то он утверждает, что в IT-сфере каждые 3-4 года появляется новое название для базовых вещей в сфере дизайна и считает этот факт совершенно нелепым. Ниже я приложил скрин из выступления.

www.youtube.com/watch?v=iGAWbtSxFww

Выводы

Наша сфера развивается и меняется с каждым годом и статья эта написана не для того, чтобы «подушнить». Я действительно вижу в этом проблему, а мои ученики на менторских занятиях часто просят меня рассказать о разнице в нейминге. Я сформировал несколько тезисов и дал по ним комментарии:

  • UX-, СХ-, продуктовый и UX/UX дизайнер и т.д. — это все об одном и том же. Разницы нет. Не бойтесь этих слов в вакансиях и читайте описание (обращаюсь к начинающим дизайнерам). Так вы поймете, кого именно ищет работодатель. Если учесть, что у разных компаний разные ожидания от интерфейсных дизайнеров, про нейминг можно даже не продолжать.

  • Называйте себя так, как вам нравится. Есть каноничное название от Nelson Norman Group — UX-дизайнер, но это просто для справки.

  • Используйте в своем резюме нейминг из вакансий, на которые вы подаетесь. Строчкой про CX-дизайнера вы можете напугать HR-специалиста и лишиться шанса на интервью. Важно понимать, что не все рекрутеры понимают специфику.

Tags:
Hubs:
Total votes 10: ↑10 and ↓0+10
Comments13

Articles