Pull to refresh

Спальная система в авто — проект, реализация, изученные уроки

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views5.6K

Проблематика

Живу в Приморье и люблю Приморье!

Часто ездим отдыхать на природу дикарями, в основном на моря, в основном вдвоем. Иногда в прохладное время года: весна, осень. 

Ездим на машине Suzuki Escudo, она же Grand Vitara (на европейском рынке). Ночуем соответственно в платке. И это не всегда удобно. Как показала практика, спать в машине в определенном ряде ситуаций гораздо комфортнее.

Escudo не позволяет разложить сиденье в спальное место. Решение, которое позволяет спать в машинах подобного типа придумано - автоспальник. 

Автоспальник - это некая система, которая надстраивается над стоковым авто и делает сон возможным и/или более комфортным, чем это предусмотрел производитель. 

Вот, например, автоспальник в мой автомобиль.

Какой-то автоспальник
Какой-то автоспальник

Но не все так просто!

Анализ «Покупать или делать»

Я без труда отыскал компанию, которая базируется в Приморье и производит спальники на всю Россию. Для моей машины данная компания спальник производила. Вот он:

Цена меня устроила. Я почти решил заказать и закрыть проблему, но передумал. Почему!?

Компания в основном производила спальники для больших джипов, а у меня небольшое авто. Я предполагаю, специализация на больших авто, не позволила создать действительно эффективное решение для маленького.

Спальник выглядел довольно добротно, но более глубокий анализ выявил ряд проблем:

  1. Решение полностью ликвидирует доступ в штатный бардачок в багажнике машины.

  2. Лежачие места ограничивают доступ сверху в сформированный спальником отсек. Хотя крышка на газлифтах имеется (непонятно зачем !?).

  3. Лежачие места занимают много места, при этом, в сложенном виде никакой функциональности не добавляют.

Эти недостатки, а также определенный кайф, который ловишь от работы руками после 8 часов компа, привели к решению: «Делать самому».

Ключевые требования

Я решил подойти к реализации проекта творчески и сформировал некие принципы для выработки последующих конструктивных решений:

Принцип 1. Максимальное переиспользование.

И в сложенном, и в разложенном состоянии каждая конструкция должна нести ценную функциональность.

Принцип 2. Минимальная потеря объема.

Потеря объема для хранения вещей если и допустима, то должна быть минимальной.

Проектирование

Проектировал к сожалению на листочке и фрагментарно. Очень зря!

Чертежей, как обычно, не сохранилось, но итерационно, в 10-12 итераций я пришел к конструкции, которую реализовал. 

На заметку тем, кто думает, что строительный проект «всегда имеет предиктивный жизненный цикл» Часть конструкций фундаментально изменялась и уже непосредственно в процессе реализации.

Важность определения ключевых требований помогла избежать кучи тупиковых конструкций, а конечное реализованное решение на 90% себя оправдало. Пишу это уверенно, спустя год эксплуатации спальника в полевых условиях.

Выезд осенью
Выезд осенью

Продукт проекта

На мой взгляд удалось реализовать решение, которое лучше любого доступного на рынке. Это получилось благодаря предварительному анализу и проектированию.

Сложенное состояние

Спальные места

Спальные места, крепятся на штатное место для “полки” от производителя. Той самой мягкой полки, которая предназначена для закрывания бардака в багажнике.

С помощью зубила, напильника, мата и школьных знаний из уроков труда получилось реализовать крепеж к штатным местам крепления полки производителя.

Спальные места в сложенном виде представляют собой жесткую полку. На полку можно положить дополнительный груз, который проблематично было вместить в багажник ранее. На спальных местах теперь ездят туристические стулья и бензопила.

Спальные места крепятся на 4 точки для штатной полки, штыри подголовников и 7-ю ногу, которая опирается на заднюю дверь багажника.

7 точек опоры позволяют накидывать на полку до 15 кг. Сам груз крепится резиновыми стяжками. Вот так это выглядит в боевых условиях.

Спальник в боевых условиях
Спальник в боевых условиях

Первоначально, я думал положить спальные места на спинки задних сидений и прижать подголовниками. Несущая способность была бы выше,  но я от такой конструкции отказался:

  1. Нарушался принцип 2. Каркас основания спальника представляет собой прямоугольный параллелепипед.  Между спинками сиденья и каркасом есть область для хранения. К данной области легко добраться если откинуть задние спинки вперед. Там сейчас лежит стул и стол.

Хранение складного стула за спинками задних посадочных мест
Хранение складного стула за спинками задних посадочных мест
  1. При сильном ДТП спальные места могли въехать пассажиру прямо в область шеи. Я посчитал данную конструкцию менее безопасной.

В качестве крепежа спальных мест использовал рым гайки. Гайки позволяют рукой закрепить спальные места, а также, могут быть переиспользованы как точка для крепления стяжек.  Ну и выглядят гайки красиво. 

Крепление спальных мест на точки крепления штатной полки
Крепление спальных мест на точки крепления штатной полки

Основание

Весь объем для хранения в основании был поделен на три части: 2 боковые и одну основную.

Доступ к боковым частям обеспечивается открыванием верхних боковых створок или задней заглушки (если верх основания уже занят грузом). 

Боковые отсеки основания спальника
Боковые отсеки основания спальника

Доступ к основной части также обеспечивается сзади и сверху. При этом верхняя створка складывается вдвое, чтобы была возможность открыть ее с закрепленными спальными местами. 

Основной отсек основания спальника
Основной отсек основания спальника

В жесткости основания был сделан вырез под штатный бардачок багажника.

Разложенное состояние

По времени раскладывание спальника и установка небольшой палатки соизмеримы. Спальник получается разложить чуть быстрее. 

Раскладывание происходит следующим образом:

  1. Снимаются задние сиденья. Для этого штатное крепление сидений было заменено на обычные болты.

  2. Откидываются вперед задние спинки.

  3. Сиденья кладутся сверху, формируя дополнительную точку жесткости для будущих спальных мест - принцип переиспользования.

  4. Передние кресла отодвигаются максимально вперед.

  5. Снимаются подголовники передних кресел.

  6. Передние спинки откидываются максимально назад, образуя опору для спальных мест.

    Решение откидывать спинки назад нестандартное. Как правило, спинки откидываются вперед, а для спальных мест делается отдельная П-образная опора. Такой подход можно посмотреть на первом фото в статье. Проанализировав конструкцию, я счел что у подхода есть ряд минусов:

    • Нужно делать дополнительную конструкцию и где-то ее хранить. Нарушается принцип переиспользования.

    • Спинки откинутые вперед занимаются место, которое можно использовать для хранения вещей. В моем случае, на передних сиденьях я раскладываю вещи, перемешенные из багажника.

  7. Подголовники втыкаются в планку основания, которая в сложенном состоянии закрывает верхнюю часть основания. Получившаяся конструкция ставится на передние сиденья, формируя дополнительную точку крепления спальных мест. Принцип переиспользования.

    Первоначально я использовал отдельную деталь для превращения подголовников в точку крепления, но затем применил планку основания.

    Планка, которая закрывает пространство между основанием спальника и задними спинками
    Планка, которая закрывает пространство между основанием спальника и задними спинками
  8. Снимаются спальные места и крепятся болтами и шестигранником к основанию и точки крепления из подголовников и планки основания. Теми самыми болтами, которые мы только что вытащили из креплений спальных мест. Принцип переиспользования. 

  9. Чтобы спальные места приобрели дополнительную жесткость, было придумано небольшое крепление их между собой.

После 10 минут сборки на спальном месте можно танцевать! 

Сами спальные места жесткие, поэтому требуют смягчения на усмотрение спящего. Мы используем два обычных туристических коврика. Если хочется помягче, то можно использовать само надувающиеся коврики, которые продаются в различных вариантах от 2 до 10 см.

В разложенном состоянии, нет ни одной крупной детали, которая бы НЕ несла ценную функциональность. Из мелких: рым гайки, которыми крепились спальные места (они же полка). Для них применения не нашлось.

В процессе эксплуатации сформировался третий принцип: Крепеж всегда должен быть под рукой.

Поэтому весь дополнительный крепеж находится с той стороны с которой приходиться крепить. Хранится крепеж на магнитах, которые сами закреплены на основании спальника. В процессе сборки, освободившейся крепеж тут же крепится к магнитам. Это обеспечивает минимум риска потери крепежа.

Хранение крепежа на магнитах
Хранение крепежа на магнитах

Шестигранники для винтов закреплены с двух сторон, чтобы не было необходимости обходить машину или тянуться за шестигранником.

Извлеченные уроки

  1. Проектирование помогает избегать рисков, снизить стоимость и время реализации. Проектированием нельзя пренебрегать.

  2. Проектируй итерационно, не спеши!

  3. Ты будешь косячить, даже в простой работе, которую делаешь впервые. Чтобы снизить риски испортить что‑либо, нужно прототипировать!

    Например, если ты впервые решил нарезать резьбу в алюминиевом профиле, то сперва необходимо это сделать на обрезке профиля, а затем уже на рабочем каркасе.

  4. Внимательно изучай чужой опыт. Это поможет сделать более совершенные конструкции.

  5. 5S можно и нужно применять в подобных проектах.

  6. Правило X5. У тебя уйдет как минимум в 5 раз больше времени чем у профи на одну и ту же работу. Из‑за отсутствия инструмента, опыта и знаний.

  7. У тебя всегда есть возможность сделать для себя более качественную конструкцию, чем та, что представлена на рынке. То, что есть на рынке не учитывает твои важные индивидуальные потребности.

После реализации спальника я не остановился! Мне так понравилось что‑то делать для себя, что я продолжил апгрейд машины. Про апгрейд задней двери в следующей статье!

Если у вас есть вопросы и/или нужна помощь в создании подобной системы сна, то задавайте их в комментариях! Постараюсь на все ответить.

С уважением, Владимир Питин

Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Где вы чаще спите, отдыхая на природе?
14.84% В машине19
53.91% В палатке69
3.91% Просто н а улице5
30.47% Всегда снимаю домик39
16.41% Не отдыхаю на природе21
128 users voted. 16 users abstained.
Tags:
Hubs:
Total votes 21: ↑17 and ↓4+13
Comments40

Articles