Pull to refresh

Образовательный разрыв или купон на одну помощь

Level of difficultyHard
Reading time8 min
Views3.9K

Краткое содержание: современная образовательная система, основанная в первую очередь на видеоуроках, не способствует навыкам самостоятельного поиска информации. Это еще больше увеличивает разрыв между джунами и мидлами, но при этом позволяет имитировать очередь за забором и продолжать продвигать практики «шантаж увольнением» как единственный метод управления по настоящему эффективного менеджера.

Вместо предисловия

Саша Привалов сидел на перегоревшем вводном устройстве "Алдана" и пытался мыслить позитивно.

Получалось плохо: мешали остатки обывательского мышления, настоящего мага недостойные. Обывательское мышление напоминало о мелких, несущественных вещах. Например, о том, что праздничный заказ опять перехватил отдел Атеизма. Что отдел Вечной Молодости закрывают, вслед за опустевшей кивринской лабораторией. Что в отделе Предсказаний и Пророчеств прорицают, будто с Нового Года животное масло в продаже исчезнет окончательно, даже по талонам. Что Стелла совсем захандрила, забросила ребёнка и проводит вечера у какой-то непонятной подруги, которую зовёт то Леной, то Алёной, а в трубку - Алёшей. Что сын практически не видит отца, потому что ему не хочется приходить домой и он всё чаще посылает вместо себя дубля. Что семейный бюджет в четыреста тридцать рублей - это тяжело, а дальше будет ещё тяжелее. Что Соловец - это всё-таки не Ленинград. Что...

Ты помнишь, как все начиналось

Историю изменения рынка труда ИТ с давних времен по сегодня я уже описал. Теперь попробую вспомнить историю повышения компьютерной грамотности.

История советских ЭВМ без соплей про аналоговнет и троичные системы описана в прекраснейшем, всем рекомендуемом к прочтению цикле «Рождение советской ПРО» в, без малого, 30 главах.

Можно сказать немного иначе: Массовое внедрение ЭВМ в школьный учебный процесс за пределами Москвы и Ленинграда началось где-то на закате СССР, года с 1989-1991. В школы массово пошли ЭВМ Агат, а затем и Электроника МС 051 - УК НЦ . В некоторые школы даже смогли поставить какое-то количество x86 компьютерных классов – 286 и иногда, даже, 386й ! Один. Тогда же на частный рынок пошли, наконец-то, оригинальные и не оригинальные Z80 – 48 и даже 128! Деды могут вспомнить ZX Spectrum Pentagon 128, а деды из тогда богатых семей – возможность найти к нему дисковод 5.25.

Массовой домашней компьютеризации вплоть до 2000 года (и позже) препятствовало следующее:

Цена. Компьютер с монитором 14 стоил в середине 90х - 750-1000$ в почти минимальной конфигурации – примерно 486 DX с 4 Мб памяти. При средней зарплате в России (без Москвы) в 1996 году в 500.000 рублей (смотри госкомстат) и курсе доллара около 5.000 рублей – это были целые 100$, богато жили!

Стоимость кредита. Кредиты и займы тогда уже существовали, но при тогдашнем проценте и отсутствии современного потребительского кредита, и зарплате == только на еду, такой кредит, наверное, и не существовал. Относительно дешевые деньги для потребительских кредитов вышли на рынок, наверное, году в 2004-2006.

Необходимость. Несмотря на цену, x86 активно внедрялись в повседневную жизнь – но такого спроса на разработку, как сейчас, не было. Простейшие учетные системы для налогов и продаж, начиная от СБИС, Контур, Парус, Галактика и многочисленные забытые «учет всякого в FoxPro» уже были написаны, как и кодогенераторы для печати CP-866. До западного бума доткомов оставалось еще несколько лет. Системы были достаточно простыми, обучение работе в тогдашнем «учете» занимало 2-3 дня, из них 1 день – обучение правильному уходу за защитным кактусом, который поглощал вредное излучение.

И, разумеется, никаких онлайн уроков по комьютерной грамотности, хотя на видеокассетах можно было найти обучающие курсы чего-то. Но не «про компьютеры».

Все что было в доступности – это сообщество и бумажная литература. С бумажной литературой тоже все было не то чтобы хорошо – переводной литературы было еще мало, а оригинальная литература типа Фигурнова (IBM PC для пользователя) – ее еще надо было найти.

Общение же в сообществе подразумевалось исключительно очное, что, вместе с прочими факторами, способствовало определенному взаимоуважению. Добавляем вышепомянутый порог входа из-за ненужности ИТ «в целом», цены ЭВМ, прочих сложностей – получаем высокий порог входа и высокий уровень мотивации «оставаться в сообществе».

Так было, и это то, о чем иногда вспоминают уже деды 1960-1980 года рождения. Высокий порог входа, огромный разрыв знаний между вновь приходящими в сообщество. При этом существовало давление на реальный рынок труда из-за выходящих на рынок инженеров АСУ ТП – а то и инженеров заводских ЭВМ с закрытых заводов, научно-исследовательских институтов, всех этих НИИЧаВо, специальных и не очень конструкторских бюро, и офицеров и пиджаков из авиации, ПВО и флота, выводимых в чистое поле (ГСВГ, ЗКВО, ЗБВО). Та самая очередь за забором. И огромная цена ошибки.

Прыжок в компьютеризацию всей страны

Прыжок в массовую компьютеризацию начался вместе с притоком нефтедолларов в начале 2000х – и одновременно пошла замена АТС на цифровые, за ними потянулась и связь – сначала ISDN, затем ADSL\xDSL. Появились зарплаты «побольше», появились кредиты «подешевле» - всего под 50% годовых, вместо 100. Появился запрос на качественную цифровизацию – SharePoint вместо общих папок. Да и хотя бы и общие папки. В больших организациях появился запрос на SAP. Не только потому, что 1с и даже Navision (Dynamix) были так плохи, нет. Появились курсы про сети, администрирование, курсы для разработчиков «учета для себя», пошли продажи Team Foundation Server (Azure DevOps Server). Академия Cisco и до того была, но стала более доступной и более необходимой. Сообщество ИТ одновременно выросло численно, перестало быть старо-закрытым-клубом по интересам. К 2008 деды стали рассказывать, что МОЛОДЕЖЬ УЖЕ НЕ ТА, не слушает старших, не читает книги 70-х, смотрит видео вместо книг и хочет 300кк. Так было до кризиса 2008.

Кризис 2008 расставил многое по местам

В 2008 остановилось на полгода примерно все, зарплаты в ИТ просели минимум в два раза – те, кто летом 2008 получал 6000$ (150 к рублей при курсе 25), стали согласны на 90к при курсе 30. И это еще был хороший вариант, потому что массу людей просто сократили, кого-то при этом оставив без зарплат, с кредитами. Снова образовалась очередь за забором, в том числе и потому, что кризис был мировым, затронув и тогдашнюю тихую гавань – Кипр. Поток вкатывания в ИТ прекратился на 3-5 лет, до 2012-2013, слишком велика была конкуренция.

Generation NEXT

Следующая волна вкатывания в ИТ, начиная от 1995 года рождения, до начала 2000х, была в первую очередь, малочисленна из-за резкого снижения рождаемости с 1988 по 2001.

Однако на ней, в первую очередь, начали проявляться итоги смены модели обучения и проверки знаний.

Новая модель общего школьного обучения свелась не к получению базовых \ фундаментальных знаний, а к 1) идеологической обработке школьника 2) натаскиванию на ЕГЭ . Все это на фоне не просто низких, а ужасающе низких зарплат в школе, в сочетании с диктатом с самого верха «вы все жалкие, ничтожные личности, если не смогли пойти в бизнес». 2016 год.

Модель ИТ обучения при этом свелась к «посмотри десяток видео и ответь на тест». Окей, посмотрели видео, прошли тест, написали в резюме «все умею, все могу» - и при первой же проблеме в реальной производственной среде начинается паника – потому что курс Troubleshooting – это, в среднем, третий по счету курс, а не первый, и даже на нем учат в первую очередь делать правильно с точки зрения вендора – собрать логи и эскалировать проблему на вендора.

Конфликт поколений

Что делать, если нет поддержки вендора, а начальство не учителя, нахрен их не пошлешь? Остается идти в сообщества на вк, пикабу и в телеграмм. Именно тут начинается конфликт. Generation NEXT достает купон на одну помощь, как его приучали делать с 8 класса, и начинает требовать – как в школе у бесправных учителей – предоставить 1) единственно верный ответ 2) ПРЯМО СЕЙЧАС. Это внедряемая уже много лет модель поведения и решения, что: 1) ответ может быть только один, 2) это единственно и однозначно верный ответ, 3) тебе ОБЯЗАНЫ его предоставить в списке готовых ответов на первый блок вопросов.

Поколение THE OLD DED PERDUN при этом и не против помочь, если настроение хорошее, но остается несколько в недоумении, потому что:

  1. В закрепленных сообщениях, или в информации о группе \ сообществе обычно находится инструкция «как найти и нажать кнопку Collect log», и отправить лог на Pastebin.com, и

  2. Ответ на англозычный вопрос находится не далее 5 ссылки в гугле (но совершенно отсутствует при русскоязычном запросе в яндексе), и

  3. Смотри выше – привыкло, что они не учителя в школе, а минимум мидлы или даже сеньоры помидоры, и такой заход «быстро помогли мне единственно верным образом» не видели с времен, когда их одноклассники обещали побить за отказ дать списать. Надо отметить отдельный нюанс, еще кто кого бил в итоге – значимая часть выросших сеньоров помидоров и господ инженеров была обычными спортивными школьниками, и занималась боксом или рукопашкой. Это не мешало им в порядке взаимопомощи делиться решенными вариантами и домашними работами, и не мешает и сейчас посильно помогать сообществу.

Подведу итог

В современных учебных материалах начального уровня, по любым технологиям почти не рассматривается тема «что будет, если сделать не так, как написано». В итоге вкатывающиеся пытаются делать «как не надо» сразу в продуктивной среде, это ведет к проблемам. Люди начинают зачем-то десантироваться не по кодексу.

Современные видеоматериалы на данный момент не предусматривают индексируемого подстрочного текста, который можно было бы легко найти в гугле или бинге. Субтитры есть, но не всегда, и с их индексацией есть сложности.

Современная методика образования и последующего тестирования знаний изначально загоняет мышление в рамки, что возможен только один верный ответ.

Современная методика образования не подразумевает самостоятельного поиска в не индексированном или плохо индексированном массиве материала, тем более на английском языке. И уж тем более на китайском, хотя сейчас поиск по китайским форумах ох как актуален.

Современная методика школьного образования прямо говорит о том, что учителя, первая линия поддержки сервисов, прочий персонал со стороны поставщиков услуг – должны в ножки кланяться, что к ним пришли, у них купили.

Последние инициативы от Минобразования и прочих, предусматривают разделение школьников на три большие и очень неравные группы. Для самой большой группы вводят дополнительные уроки истории, изучение великих речей великих людей, уроки ручного труда и патриотические лагеря на 10к личинусов. Для группы поменьше вводят непонятно что, очень похожее на дружинников или комсомол-  «кто бабушек водил через дорогу, тем плюс в карму» . Возможно останутся 2 школы при МГУ и по элитной школе для всех остальных ВУЗов, должны же где то учиться дети уважаемых людей.

Как итог всего вышеперечисленного, уже существующий катастрофический разрыв в уровне джуна (скорее, трейни) и мидла становится еще шире. Это порождает идеальную ситуацию для рынка эффективных менеджеров, когда HR могут (и уже утверждают), что за забором стоит очередь из кандидатов, поэтому не время говорить о повышении оклада даже по инфляции. И HR правы на 100% - потому что современные, один раз грамотно настроенные системы при минимальном вмешательстве (своевременном регламентном обслуживании, установке патчей) могут работать годами, и персонал можно сократить до 20% от исходного, оставив одних тушканчиков. Потом тушканчик говорит

docker system prune –force
write erase
Get-ChildItem $path \ |Remove-Item
rm – fr \
git push --force

и все ломается. Людей, способных быстро починить – нет совсем, потому что уже нечего чинить. И даже в головной организации людей нет. И нет договора ни с вендором, чтобы поднять тикет с критическим приоритетом, ни договора с интегратором, по которому тот обязан обеспечить SLA 4 часа.

PS

А я чего? У нас раз в три года спектакль в трех действиях. 1 – время суровое, давайте затянем пояса, мы же команда 2 – да вас там за забором очередь, ну идите 3 – Отрепьев, ты, говорят, куда-то собрался и резюме обновил? Пойдем поговорим.

Очередной спектакль, как сообщают коллеги, был сегодня, по случаю понедельника наверное, вернусь из отпуска – узнаю точнее. Может, на этот раз все же уволят, будет повод походить по реальным интервью. Однако, можно зафиксировать что а данный момент, в достаточно крупной российской фирме, в Москве, HR говорят что никаких проблем с ИТ специалистами – нет.

Для дочитавших: купон на одну помощь можно взять тут. (Обновлено) Но он просроченный, иронично.

Tags:
Hubs:
Total votes 27: ↑15 and ↓12+7
Comments12

Articles