Pull to refresh

Obsidian. Путь от простой структуры к сложной и обратно. Часть 1

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views27K

Введение. Знакомство с Obsidian

Я люблю писать заметки. В общей сложности занимаюсь этим уже 4+ года. Сперва был приверженцем бумажных заметок, так как мало информации «для изучения» туда попадало. Потом появилась потребность в навигации в своих записях, поэтому ушёл в цифру.

Сначала пробовал Notion для личных записей + Confluence для записей по личным проектам + Saved Messages в тг для ссылок .
Оказалось сложно и не удобно. Год назад открыл для себя Obsidian.

Почему именно Obsidian?

Вопрос сравнения разных программ для ведения заметок довольно избитый. Можно найти много сравнений между ними даже на habr, поэтому лишь кратко обозначу, почему лично я выбрал именно его.

  1. Локальное хранение данных. Не хочу чтобы в какой-то момент меня отрубили от моих заметок. Ну и можно не бояться за утечку паролей и тд.

    1. Конфиденциальность основных заметок меня не волнует. Делаю бэкапы в Git репозиторий через соответствующий плагин :)

    2. Папка Credentials/ находится под защитой .gitignore. Когда надо, синхронизирую эту папку между Obsidian на телефоне и компьютере через мини- скрипт, который засылает креды на арендуемую VM.

      1. Запускаю команду на ПК

      2. Копирую на телефон

      3. Удаляю командой на ПК

      4. Единственный минус - если какие-то креду нужны, но на сервер они не загружены, придётся ждать пока доберусь до компьютера

  2. Простота и скорость. Как бы это банально не звучало, но для меня .md файлы - верх удобства в написании заметок

    1. По моим ощущениям Notion уже стал немного дурить, когда я там набил порядка 100 файлов (От части мусорных, но какая разница)

    2. .md файлы - универсальный стандарт, который можно открыть в любом ридере, гите и тд.

  3. Больше комьюнити. Среди популярных программ для баз знаний - Obsidian имеет самое большое комьюнити и число плагинов. По обсидиан банально больше мануалов и разных топиков, что существенно уменьшает порог вхождения в "продвинутые" техники

    1. Примеры других программ, которые рассматривал - Zettlr, Logsec, QOwnNotes и Simplenote

Перенёс туда всю инфу со всех пространств и было ОК несколько месяцев. Но информация всё копилась и копилась.

Тут я открыл для себя Zettelkasten. Во многом первичную свою структура построил на этом цикле статей

Через несколько месяцев использования такой системы стало очевидно, что мне нужно разделять личные записи по проектам и организовывать планирование более системно. Решение этой проблемы привело меня к следующему этапу — активному ежедневному планированию задач. К слову в этой статье речь пойдёт исключительно про планирование.

Если будет интересно, то эволюцию «базы знаний» опишу в другой статье. Но настоятельно рекомендую сперва прочитать вышеупомянутый цикл статей. Многие из элементов той структуры я использую до сих пор


Цифры на момент написания статьи:

  1. Файлов в папке Base/ - 654

    1. Zero Links совершенно разноплановые. От стартапов до дрессировки собак :)

    2. Ссылки между разными сферами довольно хорошо связаны. Заметки из политики связаны с психологией, психология со стартапами, а стартапы обратно с политикой.

  2. Ежедневные заметки Periodic/

    1. Daily - 320+

    2. Weekly - 35 (несколько недель пропускал)

    3. Monthly - 5

  3. Вёл 10 проектов Projects/

    1. 3 завершил успешно

    2. 3 активных

    3. 4 закинул

Это я к тому, что занимаюсь ежедневным планированием да и в принципе использую obsidian достаточно активно. Уже набил достаточно большое число шишек и примерно представляю себе, как можно ухудшить себе жизнь с помощью слишком сложной структуры (ну или в каких-то местах улучшить за счёт правильной организации этой сложности)

Теперь к делу

Мой примерный путь в личном планировании за последние 8 месяцев примерно иллюстрирует картинка ниже. Только за Y воспринимаем сложность системы, а за X - временные отрезки в месяцах


Нечто похожее на мой путь в планировании
Нечто похожее на мой путь в планировании

1 Этап. Планировать задачи на ежедневной основе

Перейдя к ежедневному планированию, я понял, что структура моих заметок должна эволюционировать, чтобы учесть повторяющиеся задачи и более точное отслеживание целей. На первых парах я пользовался двумя типами ежедневных заметок - дневными и недельными. Сперва накидываем задачи в неделю. Далее каждый вечер определяем задачи на день. Всё просто.

Добавление пятиминутных задач и ключевых метрик в ежедневные заметки стало ответом на необходимость в более детальном отслеживании действий в конкретных сферах/проектах

Daily Template:

### Три цели на день

1. [ ] 
2. [ ] 
3. [ ] 

##### Задачи-пятиминутки
1. [ ] 

---
### Обзор дня


### Ключевые метрики
---
Сфера 1:

---
Сфера 2:

---
Сфера 3:

---

### Заметки, созданные сегодня
```dataview  
LIST  
WHERE file.cday = this.file.day  
SORT file.name asc  

Weekly Template:

{{date:YYYY-MM-DD}} {{time:HH:mm}} 

---
#### Результаты недели


___
#### ✔Выполненные задачи 
```dataview 
TASK FROM "Periodic/Daily" 
WHERE completed
WHERE file.cday >= date("___") - dur(6 day) AND file.cday <= date("___")
GROUP BY file.link 
``` 

Вместо прочерком вставляется дата окончания недели. Templater и JS скрипты я для себя еще не открыл на тот момент. Единственное, что было у меня на вооружении - классический DataView. На нём вся аналитика и строится по итогу.

Супер простая структура. Судя по истории git работал я с ней пару месяцев. Однако в ходе просмотра результатов выяснилось, что довольно сложно отслеживать какие-то рутинные повторяющиеся дела, такие как спорт, чтение и т. д. На поле выходят метрики!

2 Этап. Отслеживаем рутинные дела и свежие идеи

При поиске более эффективных способов отслеживания рутинных дел и идей я решил использовать метатеги. Это позволило мне ясно выделять и структурировать рутинные обязанности в рамках ежедневных заметок. Так же в голову иногда приходят хорошие и не слишком идеи, которые тоже как-то хочется собирать. Реализация взята всё из того же цикла статей, а если точнее - отсюда.

Такой вариант структуры существенно упрощает отслеживание целевых метрик и анализ недели. Использовал её где-то месяц.

Daily Template:

---
metric_1: 0
metric_2: 0
---

### Три цели на день

1. [ ] 
2. [ ] 
3. [ ] 

##### Задачи-пятиминутки
1. [ ] 

---
### Обзор дня


##### Какие идеи/мысли меня посетили? 
idea::

... 


Weekly Template:

{{date:YYYY-MM-DD}} {{time:HH:mm}} 

---
#### Результаты недели


___
#### ✔Выполненные задачи 
```dataview 
TASK FROM "Periodic/Daily" 
WHERE completed
WHERE file.cday >= date("___") - dur(6 day) AND file.cday <= date("___")
GROUP BY file.link 
``` 

#### 📈 Трекер рутины
```dataview  
TABLE WITHOUT ID  
file.link as День,  
choice(metric_1 = true, "🟩", "🟥") as M1, 
choice(metric_1 = true, "🟩", "🟥") as M2,
WHERE date(file.link) >= date("___") - dur(6 day) AND date(file.link) <= date("___")
SORT file.day ASC  
```
___
#### Новые идеи

```dataview 
TABLE WITHOUT ID file.link AS "День", idea AS "Идея" 
FROM "Periodic/Daily"
WHERE file.cday >= date("___") - dur(6 day) AND file.cday <= date("___")
WHERE idea 
``` 

Так же идеи складировались в отдельный файл. Скрипт тот же, что и в Weekly Template, только без дат. Для реализованных идей придумал довольно простое решение - оборачивать их в ~~ . Тогда они будут перечёркнутыми в любых DataView списках. Просто и без геморроя

3 Этап. Добавление проектов. Первые проблемы со сложностью

Спустя какое-то время понял, что вести проекты в папке Projects и как-то мысленно связывать их с ежедневными/еженедельными задачами довольно запарно, да и число метрик росло. Слишком большая когнитивная нагрузка под вечер.

Легко и быстро трекать сферы уже не получалось, потому что они были вперемешку, да и занимали пол экрана. Пришлось снова менять структуру

Daily Template:

---
project_1_tracker: false
project_2_tracker: false
project_3_tracker: false
---
### Три цели на день
Цели из одной из сфер
1. [ ] __ (Проект 1)
2. [ ] __ (Проект 2)
3. [ ] __ (Проект 3)
---
### Обзор дня
###### Краткое описание дня

###### Что сделал по проекту 1?

###### Что сделал по проекту 2?

###### Что сделал по проекту 3?

...

Weekly Template:

{{date:YYYY-MM-DD}} {{time:HH:mm}} 
- [[2023-M09|Месячная заметка]]
- Трэкеры сфер
	- [[Проект 1]]
	- [[Проект 2]]
	- [[Проект 3]]

#### Цели на неделю по сферам ([[Метод планирования АБВГД|АБВГД]])
- Проект 1
	- [priority::A]
		1. [ ] __
	- [priority::Б]
		1. [ ] __
- Проект 2
	- [priority::A]
		1. [ ] __
	- [priority::Б]
		1. [ ] __
- Проект 3
	- [priority::A]
		1. [ ] __
	- [priority::Б]
		1. [ ] __

---
#### Результаты недели

...

Что в сущности произошло? Все трекеры переместились в отдельные файлы для каждого проекта. Состоят в виде таблиц с числом столбцов, равному числу дней недели. Для строк используются названия метрик. В поле соответственно пишем результат, либо ставим 🟥 или 🟩 для булевых. Получаются эдакие сборники критических действий в одном файле.

Со временем какие-то трекеры появлялись, какие-то отпадали. Алгоритм действий получился следующим

  1. Заходим в ежедневную заметку

  2. Переходил в трекеры

    1. Отмечал выполнил или нет

  3. Возвращался и отмечал как заполненное

Как вывод после использования такого подхода около трёх недель - это оказалось главным этапом деградации системы. Сложность заполнения "ежедневных отчётов" возросла до критической точки под названием "впадлу заполнять".

Плюс разбиение задач по проектам хоть и оказалось довольно удобным решением, подход всё ещё нуждался в существенной доработке.

Я бы сказал что именно вынесение метрик в отдельные файлы стало той самой точкой перегиба, после которой сложность пошла на спад, а метрики начали плавно интегрироваться внутрь отчёта по дню. Но об этом в следующей части...


P.S. Эта статья была своеобразной пробой пера, так что я умышленно разделил её на две части. Если материал попадёт в кого-то, то я смогу собрать часть комментариев/обратной связи/пожеланий и следующую часть проработать более качественно. А если не попадёт, то и нет смысла в ней :)
UPD: Часть 2

P.S.S Как у любого новоиспечённого автора, у меня буквально пару дней назад появился тг-канал. Милости прошу. Там пишу чаще, проще и более свободно. Формат статьи всё-таки сдерживает в каких-то рамках повествования

Tags:
Hubs:
Total votes 12: ↑7 and ↓5+2
Comments24

Articles