Pull to refresh

Быстрые методы оценки и мудрость толпы: проверяем в реальной жизни

Level of difficultyEasy
Reading time2 min
Views1.7K

В основе некоторых быстрых методов оценки лежит интересный принцип, который называется “мудростью толпы”, его еще называют коллективным разумом.

Принцип подробно описан в книге Джеймса Сьюрвикки "Мудрость толпы". В ней рассмотрены многочисленные исследования и примеры, подтверждающие эффективность мудрости толпы в различных сферах - от финансовых рынков и научных исследований до политических решений и общественных мероприятий. Согласно этому принципу коллективное мнение группы людей может быть точнее и эффективнее, чем мнение отдельных экспертов. Так можно учесть более широкий спектр информации, знаний и опыта, что приводит к лучшим и более точным прогнозам и решениям.

Доверяй, но проверяй

Я решил проверить действие метода в реальной жизни. Недавно мы посетили церковь Святого Ильи в Протарасе, Кипр. Будете там, обязательно посетите, ей уже 600 лет, там красиво.

Церковь Святого Ильи (Протарас, Кипр)
Церковь Святого Ильи (Протарас, Кипр)

Особенностью церкви является то, что она находится на холме и до нее нужно подняться по большому количеству ступенек.

Ступеньки
Ступеньки

У нас была группа, размером как одна продуктовая команда -10 человек. Состав попался разношерстный, дети, родители и бабушка, то есть команда состояла из джунов, мидлов и сеньоров. Никто предварительно не читал путеводителей и отзывов, и не знал никакой информации о церкви. Задачей было посчитать количество ступенек. В целом несложно, у всех был релевантный опыт. Оценки получились очень разные, но, на мой взгляд, метод очень хорошо себя показал.

Приведу результаты в таблице:

Результаты оценки
Результаты оценки

Итоги:

  1. Самый точный результат дал “сеньор”. Классно иметь сеньора в команде, но не всем командам повезло. И тут главное не решить, что в следующий раз нужно просто спросить самого опытного, он тоже может ошибаться. Надо будет попробовать как-нибудь на каких-то других примерах.

  2. Ошибка оценки составила всего 7%. Довольно неплохо, учитывая скорость оценки и то что команда у нас была новая, в таком составе мы собрались впервые. Думаю сыграло знакомство всех с предметной областью. И даже если убрать оценку "сеньора", результат остается почти таким же.

  3. Среди мидлов оказался самый большой разброс. Видимо у кого-то было больше опыта, и на всякий случай перезакладываются. Кто-то слишком оптимистично настроен, но в любом случае интересно его обсудить в команде, правда мы не стали)

  4. Больше всех из-за неверной оценки расстроились джуны, потому что за верную оценку были положены призы, но сеньор поделился вознаграждением с джунами.

Выводы

Принцип работает, получилось очень близко, к тому что получалось при оценке продуктовых задач, и можно вывести следующие рекомендации:

  • Опыт и знакомство с предметной областью сильно повышают точность оценки, но даже без этого метод может давать отличные результаты.

  • Люди имеющие разный опыт, могут совершенно по разному оценивать одинаковые задачи, оценки стоит обсуждать, постепенно точность будет повышаться.

  • Если оценки оказались неверными, не стоит из-за этого расстраиваться. Оценка не самоцель.

Продолжаю пользоваться. :-)

p.s. Если вы дочитали до конца, то вам наверняка понравится мой тг-канал Inspired Product Manager, где я ищу нестандартные способы донесения информации🤪, разбавляю своим опытом и яркими примерами! Подписывайтесь 🔥

Tags:
Hubs:
Total votes 7: ↑5 and ↓2+3
Comments4

Articles