Pull to refresh

Как замутить стартап: пособие вебдванолера (часть 1).

Reading time6 min
Views1K
Итак. Отбрасываем сомнения. Ставим перед собой портрет Брина в рамочке. Запасаемся "Дошираком" на полгода вперед и начинаем стартапить. На какую тему? Плевать — миллиарды баксов зовут нас вперед. Тем, кто готов, но к чему — не знает, посвящено это пособие.

Стратегия


Стратегических целей у стартапа может быть три:
  • снять пенки (с объезженной идеи, с инвестора, со своей семьи) и свалить;
  • заработать скромную сумму на домик на берегу озера и скромный счет в банке, который обеспечил бы нашу скромную жизнь до конца дней;
  • стать главой мега-супер-пупер-корпорации, и чтоб Гейтс, Балмер, Брин и Пейдж были у нас на посылках.

Разного рода альтруистические мотивы здесь не рассматриваются, поскольку они, как правило, являются хорошо замаскированными теми же указанными стратегическими целями. В зависимости от стратегии генерируется идея стартапа.

Идея


В первом случае, идея должна быть калькой с уже имеющегося успешного проекта. Берем описание такого проекта и меняем в нем прилагательные на слова из списка. Список слов составляется с учетом интересов нашего спонсора: слова ни в коем случае не должны входить в сферу его непосредственных интересов, в которой он хорошо разбирается, иначе стартап накроется тазом еще до распила основной суммы. Однако слова не должны быть заумными и непонятными. Проще всего, предварительно провести беседу со спонсором на отвлеченные темы за рюмкой чая и время от времени вставлять в свой спич эти ключевые слова, наблюдая за его вазомоторными реакциями. Слова, на которые получен максимальный условный рефлекс, вносим в список. Пример получившейся идеи:
Описание исходного проекта:
Digg — новостной социальный сайт с упором на технологическую и научную тематику, а также затрагивающий политику и развлечения. Он комбинирует в себе социальные закладки, блоги и синдикацию, а также демократическое модерирование контента пользователями.

Варианты идеи:
Bratan — новостной социальный сайт с упором на финансовую и лохотронскую тематику, а также затрагивающий проблемы распила бабла и опускания лохов в подъездах. Он комбинирует в себе социальные закладки, блоги и синдикацию, а также модерирование контента по понятиям.


Или проще:
Rbah — новостной социальный сайт с упором на IT-тематику, а также затрагивающий психологические и социальные проблемы програмеров. Он комбинирует в себе социальные закладки, блоги и синдикацию, а также как-бы демократическое модерирование контента пользователями по понятиям.

Хотя, виноват, это уже было… Очень хорошо, если получившаяся идея хоть как-то коррелирует с вашими интересами и знаниями, хотя для реализации первой стратегической задачи это не обязательно. Для любителей научного подхода могу порекомендовать для создания списка слов методы мозгового штурма, фокальных объектов, синектики, но в данном случае лучшего метода, чем анализ выражения глаз спонсора, придумать трудно.
Для реализации второй стратегической цели надо на просторах Сети выбрать и застолбить за собой, до сих пор не занятое, но очень теплое местечко. Выполнить это можно двумя способами:
  • выявить неудовлетворенную потребность относительно большой группы пользователей Сети и удовлетворить ее;
  • создать ранее отсутствующую потребность пользователей и разрешить им ее удовлетворять.

Сеть развивается так быстро, что представляет из себя одно большое неудовлетворение. Поэтому найти неудовлетворенную потребность проще простого. Искать проблемы надо поэтапно: сначала внутри жизни своего Сетевого социума, затем внутри жизни Сети в целом, и наконец, в реальной жизни. Методы поиска могут быть разными. Простейший метод — метод синектики в форме фантастической аналогии. Иначе говоря, вы противопоставляете элементы вашей реальной жизни програмера, юзера, просто хорошего человека, своим идеальным представлениям о том, как это должно быть. С большой вероятностью еще некоторая группа людей разделяет ваши взгляды на проблему. Они-то и есть ваша потенциальная клиентура.
Простой пример: вы много пишите или копипастите на Хабре или в других блогах, однако их функционал уже не удовлетворяет вашим креативным потребностям. Вам хочется помимо роликов YouTube внедрять в ваши посты другой активный контент, например анкеты, микроапплеты и т.п. Но ни замарачиваться с изучением и освоением JavaScript, ActionScript и иже с ними вы не согласны. Вот если бы был сервис, который позволял парой движений мышкой создать, пусть и несколько примитивный, но произвольный активный контент и вставить его во все существующие блог-аггрегаторы. Идея на поверхности: взять за основу Flex (или не Flex), сделать юзерфрендли RAD-сервис с хостингом генерируемого активного контента и дать юзерам меш-ап.
Более сложным, но и более продуктивным методом генерации идеи стартапа, является метод морфологического анализа в сочетании с методом фокальных объектов. В основе метода морфологического анализа лежит разделение структуры проблемы (в нашем случае — проблемы реализации эффективного веб2.0-сервиса) на части, определение возможных реализаций этих частей и генерация новой идеи, путем комбинирования этих реализаций. Звучит сложнее чем выполняется...
Первой составной частью нашей проблемы будет мотив. Любой Веб2.0 проект эксплуатирует некоторые элементарные страсти человеческие:
  • жажда наживы, как вариант — просто халявы;
  • стремление к своему величию, проявляющееся в Сети, как правило, в тех или иных креативных формах;
  • тривиальная лень, которая, как известно, двигатель прогресса;
  • чувство принадлежности к стае, социуму, дающее некоторый внутренний комфорт;
  • любопытство, потребность занять чем-то мозги, снять стресс и т.п.

Эти компоненты редко действуют по отдельности. Так, например, креативные мотивы и стремление примкнуть к социуму создают разного рода социальные сети, типа Хабра. Лень (или более политкорректно — рациональное распределение усилий) в сочетании с халявой обеспечивают популярность всяким сетевым сервисам, типа Google Docs. Наиболее успешной будет идея, сочетающая все указанные мотивы.
Второй составной частью проблемы является объект приложения стартапа. Здесь надо выбрать некоторую область человеческих отношений, например, финансовые отношения, коллекционирование, искусство, спорт и т.п. Я, например, слышал мнение, что в Штатах, любой проект, имеющий отношение к бейсболу или похуданию, обречен на успех. При составлении списка альтернатив, лучше ориентироваться на те отрасли, где крутится масса среднеобеспеченного народа, так как с бедных взять нечего, а богатые сами ничего не дадут (поэтому они и богатые).
Третьей частью проблемы является инновация. Какая — в общем-то, все равно. Основными задачами инновации являются:
  • сокращение ваших расходов
  • предоставление функциональных преимуществ вашему стартапу перед конкурентами
  • улучшение работы бизнес-модели вашего стартапа

Сейчас на выбор существуют масса отработанных инновационных технологий: фолксономия, нечеткие множества, байесовские сети, пиринговые сети, методы прикладной криптографии, нейронные сети, генетические алгоритмы и т.д. Например, на Хабре такой инновацией является система кармы. Поверьте, все эти технологии не так сложны, как следует из названий. Конечно, можно обойтись без инновации, но это существенно уменьшит преимущества вашего проекта перед конкурентами.
После деления проблемы на составные части и создания списка альтернатив их реализации, надо сгенерировать несколько идей, среди которых и выбрать ту единственную, на основе которой и будет строиться наш стартап. Разберем пример:
  • мотивы: лень, социальность, любопытство, креативность;
  • приложение: развлечения, мультипликация;
  • инновация: фолксономия, нечеткие множества.

Вырисовывается идея сервиса — социальной сети, для легкого создания флеш-мультиков, обмена персонажами, рейтингов, голосований за мультики. Для облегчения создания и анимирования персонажей применим нечеткие множества: пусть персонаж управляется не перетаскиванием анкеров мышкой, а лингвистическими командами, типа, "иди быстрее", "улыбнись" и т.п.
После генерации идеи ее надо довести до логического конца, захватив, в перспективе, все возможные аспекты ее воплощения. Так, для нашего примера, почему бы не создать виртуальный мультипликационный мир, типа SecondLife, со своей валютой (жажда наживы), в котором пользователи могли торговать наиболее удачными персонажами, мульт-объектами и т.д. Хорошо бы сделать меш-ап, наподобие YouTube, но, может быть, активного типа, в котором юзер может влиять на сценарий мультика. И так далее...
Последним и самым трудным этапом является конкурентный анализ. Почему трудным? Потому, что психологически очень трудно заставить себя убедится, что твоя уникальная и гениальная идея уже давно реализована другими. Здесь надо вспомнить требования Дзержинского к работникам органов, трезво проанализировать конкурентов и принять решение о доработке и реализации идеи или возврата к исходной точке.
 
Продожение следует. Далее:
  • особенности стартапов для корпоративщиков;
  • идеи для мега-супер-пупер-корпорации;
  • особенности реализации бизнес-моделей 2.0 для разных стратегических целей.

Бейзил Нейвел.
Tags:
Hubs:
Total votes 54: ↑45 and ↓9+36
Comments57

Articles