Pull to refresh
106.97
Группа НЛМК
Группа НЛМК

Быстрое пополнение словарного запаса иностранного языка методом «Ознакомление-забывание-вспоминание»

Level of difficultyMedium
Reading time7 min
Views38K

На примере английского языка и мобильного приложения Яндекс.Переводчик

В этой статье мы описываем полную методику быстрого пополнения словарного запаса при чтении неадаптированной литературы на иностранном языке. Статья будет интересна тем, кто владеет иностранным языком на уровне B2-С1 и столкнулся с необходимостью увеличить словарный запас на 5000-10000 новых слов за относительно короткий срок, напр. за полгода-год.

Методика опробована на английском языке и мобильном приложении Яндекс.Переводчик, однако может быть использована для любого другого языка и/или мобильного приложения.

Концепция

Методика основана на повторяющихся, многократных попытках изучающего вспомнить из долговременной памяти каждое изучаемое слово.

При этом, каждую попытку обратиться к долговременной памяти можно представить как последовательность из 3 шагов:

  1. Ознакомиться с информацией об изучаемом слове и придумать умственные подсказки, которые помогут вспомнить слово

  2. Очистить кратковременную память от информации об изучаемом слове

  3. Попытаться вспомнить информацию о слове из долговременной памяти, используя ранее подготовленные умственные подсказки

Информация о слове

Согласно методике, информацией об изучаемом иностранном слове являются следующие характеристики:

  1. Перевод (смысл)

  2. Произношение

  3. Написание

Слово считается полностью выученным только при условии, если все три характеристики слова сохранены в долговременную память и могут быть извлечены в процессе использования языка.

Далее в методике мы объясняем, как сохранять информацию о слове в долговременную память.

Конвейер вспоминания слов

На Рисунке 1 ниже представлены основные этапы работ по запоминанию слов. Процесс назван «Конвейером вспоминания» из-за большого количества слов на каждом этапе. Таблица ниже ориентирует по количеству слов на каждом этапе:

Этап

Количество слов

Встретил слово в первый раз. Предложил свой перевод

В дни чтения: 200-250 слов/день

Подобрал перевод, похожий на собственный

В дни перевода: 250-500 слов/день

Отобрал слова для изучения списком

В день создания подборки: 400-600 слов

Отобрал слова для изучения карточками

На протяжении всего времени: 100-200 слов в подборке

Сложил слова в долговременную память

В дни изучения: 100-150 слов/день

Встретил слово повторно

В дни чтения: 50-100 страниц/день (на 1 странице в среднем 300 слов)

Каждый этап имеет свой подход к работе с информацией о слове, следуя при этом общей концепции:

  • Получение информации о слове (отмечено синим)

  • Очистка кратковременной памяти от информации о слове (отмечено черным)

Рисунок 1. Основные этапы работ в «Конвейере вспоминания слов»
Рисунок 1. Основные этапы работ в «Конвейере вспоминания слов»

Запись слова

Согласно методике, первый перевод слова изучающему необходимо делать самостоятельно, без словаря, используя только контекст книги, свои знания иностранного языка и активную лексику на родном языке.

Перевод без словаря преследует следующие цели:

  • Минимально отвлекать от чтения и, таким образом, максимально сохранять интерес к чтению на прежнем уровне

  • Тренировать навык перевода без словаря и придавать уверенности в собственных знаниях (рано или поздно нужно будет начать читать и понимать без словаря)

  • Далее, уже при работе со словарем, подобрать перевод, наиболее близкий к активной лексике изучающего

Мы рекомендуем записывать слова и перевод от руки на бумаге, т.к. такой способ не только меньше других отвлекает от процесса чтения, но и буквально позволяет прикоснуться к каждому слову, создавая дополнительные тактильные ассоциации.

Воронка подборок изучаемых слов

На Рисунке 2 в виде воронки изображены три вида подборок слов, используемых в методике:

  • В подборки «Новые слова» записываются изучаемые слов

  • Когда в подборку «Новые слова» перестают добавлять слова, тогда её переименовывают в «Изучение списками» и начинают изучать (это 400-600 слов на 100 страниц текста)

  • Незнакомые слова, на которых нужно сосредоточить усилия, копируют из подборки «Изучение списками» в подборку «Изучение карточками». (Далее, по мере изучения, карточки с наиболее сложными словами, которые долго не запоминаются, копируют из подборок «Изучение карточками» в подборку «Изучение карточками - сложные слова».)

Рисунок 2. Воронка подборок изучаемых слов
Рисунок 2. Воронка подборок изучаемых слов

Работая с каждым словом, Вы получаете информацию о нем (перевод, произношение, написание, как вспомнить слово). Можно сказать, что информация о каждом слове записывается одновременно и в кратковременную (в полном объеме), и в долговременную память (в каком-то объеме).

Кратковременная память недолговечна, при этом её можно очистить двумя способами:

  1. Время

  2. Переключение на новую порцию информации

Долговременная память, напротив, сохраняется надолго, и наша цель – научиться извлекать информацию о слове из этой памяти.

Влияние времени на долговременную память

На Рисунке 3 представлена кривая Эббингауза, аппроксимирующая зависимость процента слов, которые можно вспомнить, от времени, прошедшего с момента демонстрации каждого слова.

Основываясь на кривой Эббингауза и свойствах кратковременной и долговременной памяти, делаем предположения:

  • Если получается вспомнить всю необходимую информацию о слове через сутки, то слово считается выученным (перешедшим в долговременную память)

  • Из кратковременной памяти информация о слове полностью стирается за сутки

Для целей данной статьи и чтобы уйти от лишних замеров времени, будем считать, что сутки заканчиваются на следующее утро после нормального ночного сна.

Рисунок 3. Кривая Эббингауза. Источник формулы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания
Рисунок 3. Кривая Эббингауза. Источник формулы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания

Списки vs Карточки

На Рисунке 4 показаны стратегии изучения слов списками и карточками. Разделение слов на стратегии преследует своей целью повысить эффективность изучения, направить требуемый объем усилий на нужные слова.

Под изучением списком подразумевается изучение 3-4 слов одновременно, при этом могут применяться сниженные требования к запоминанию информации о незначимых словах (напр., диалектизмах, французских словах, именах собственных и т.п.).

Под изучением карточками подразумевается изучение партиями карточек по 5 или 10 слов, при этом все слова в подборке (100-200 слов) должны быть показаны по очереди.

Рисунок 4. Стратегии изучения слов списками и карточками
Рисунок 4. Стратегии изучения слов списками и карточками

Списки

На Рисунке 5 продемонстрированы примеры проверки (1) перевода, (2) произношения и (3) написания слова в Яндекс.Переводчике при изучении списками:

Рисунок 5. Проверка усвоения информации о слове при изучении списками с помощью Яндекс.Переводчика
Рисунок 5. Проверка усвоения информации о слове при изучении списками с помощью Яндекс.Переводчика

Ниже приведены некоторые приемы переключения внимания при изучении списками. Приемы можно использовать для очистки кратковременной памяти об изучаемых словах:

  • Переключиться на второй/третий список из 3-4 слов

  • Переключиться на партию из 5 карточек

  • Перестать учить 2-3 минуты

Карточки

На Рисунке 6 продемонстрированы примеры проверки (1) перевода, (2) произношения и (3) написания слова в Яндекс.Переводчике при изучении карточками.

Рисунок 6. Проверка усвоения информации о слове при изучении карточками с помощью Яндекс.Переводчика
Рисунок 6. Проверка усвоения информации о слове при изучении карточками с помощью Яндекс.Переводчика

Ниже приведены некоторые приемы переключения внимания при изучении карточками. Приемы можно использовать для очистки кратковременной памяти об изучаемых словах:

  • Перестать учить 5 минут

  • Сконцентрировать внимание на текущей карточке на 5 минут (отвлечься и попытаться вспомнить информацию о слове на текущей карточке)

  • Переключиться на список из 3-4 слов

  • Увеличить количество карточек в партии с 5 до 10

  • Увеличить время между повторными показами одной и той же карточки, как продемонстрировано на Рисунке 7

Рисунок 7. Настройки раздела «Учить слова» приложения Яндекс.Переводчик, чтобы каждая карточка подборки открывалась 1 раз
Рисунок 7. Настройки раздела «Учить слова» приложения Яндекс.Переводчик, чтобы каждая карточка подборки открывалась 1 раз

Вспомнить, какие слова были выучены

При каждом способе изучения (списки/карточки) требуется найти слова, информацию о которых Вы запомнили (перевод, произношение, написание). При этом, Вы проверяете каждое слово по отдельности, например, фиксируя свою реакцию на продемонстрированную карточку. Однако, чтобы слово «перешло» в Ваш активный словарный запас, Вам необходимо вспомнить слово без внешнего стимула.

Другими словами, требуется:

  1. Вспомнить, какие слова были выучены, и при этом

  2. Опять вспомнить все их характеристики (перевод, произношение и написание)

Вспоминание того, какие слова были выучены из последнего списка (или партии карточек), – это достаточно сложное упражнение, требующего мыслительного процесса, но именно такой умственный поиск выученных слов обеспечивает их закрепление в долговременной памяти.

Для того, чтобы по окончании изучения списка (или партии карточек) вспомнить все выученные слова, необходимо в процессе проверки знания информации о каждом слове помечать его какой-то подсказкой, которая далее поможет его вспомнить.

В таблице ниже приведены примеры таких подсказок:

Краткое название подсказки

Описание

Связные предложения

Выученные слова составляются в
какое-то общее предложение

Знакомая мелодия

Выученные слова напеваются в составе какой-то знакомой мелодии

Ситуативные образы

Выученные слова составляются в какую-то вымышленную историю или зрительный образ

Жесты и мимика

Каждое выученное слово помечается каким-то жестом или выражением лица

Эмоциональная коннотация

Изучаемые слова произносятся с интонацией, передающей их эмоциональную окраску

Сортировка списков

Слова в изучаемом списке получают какой-то общий признак, напр., все слова должны начинаться на одну и ту же букву (применимо только для изучения списками)

Тактильные заметки

Каждое выученное слово помечается фалангой пальца, соответствующей первой букве этого слова
(подробнее в статье Быстрое пополнение словарного запаса методом осязания)

Выводы

Изучение иностранного языка вне соответствующей языковой среды зачастую сопровождается бездумной зубрежкой, которая со временем гарантированно отбивает интерес к изучению языка и закрывает двери перед свободным его использованием. Однако выход есть: требуется научиться обращаться к долговременной памяти, используя абсолютно любую мысль, которая позволит вспомнить слово и требуемые его характеристики (перевод, произношение, написание) без использования внешних стимулов.

Источники

  1. Анохин К. В. Искусство и наука памяти: Механизмы памяти. Лекция 2 [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://youtu.be/SaKHapCF3Jo?t=5m5s (Дата обращения: 06.01.2024).

  2. Кривая забывания [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания (Дата обращения: 06.01.2024).

  3. Латышенко В. В. Быстрое пополнение словарного запаса методом осязания [Электронный ресурс] // Хабр. 2023. URL: https://habr.com/articles/758260/ (Дата обращения: 06.01.2024).

Tags:
Hubs:
Total votes 13: ↑11 and ↓2+9
Comments35

Articles

Information

Website
nlmk.com
Registered
Employees
over 10,000 employees
Location
Россия