Pull to refresh
948.1
OTUS
Цифровые навыки от ведущих экспертов

Как научиться думать как тестировщик

Reading time9 min
Views15K
Original author: Blake Norrish

Чтобы заниматься тестированием, не обязательно иметь какой-то врожденный талант, доступный только избранным. Но назвать это тривиальной деятельностью, которой может заняться абсолютно каждый, тоже нельзя. Представляем пять советов, как стать еще лучше в тестировании.


Умение тестировать — это не врожденный навык и не какой-то редкий ген, который наследуют редкие счастливчики. Тестировщиками не рождаются.

Но тестирование также и не примитивная последовательность шагов, которую можно изложить в инструкции и передать в работу любому человеку.

На самом деле, тестирование — это сложная и глубокая область, которая для успешного выполнения требует практики и опыта. Также это деятельность, с которой некоторые справляются лучше остальных — будто они обладают подходящим складом ума... «думают, как тестировщики».

Что представляет собой этот склад ума и как его развить в себе?

В этой статье я поделюсь с вами примерами пятью особенностей, которые я обнаружил на практике и которые отличают хороших тестировщиков. Все они просты для понимания, но сложны в освоении, и научиться им может любой, кто готов посвятить этому время и усилия.

Примечание: здесь я использую термин «тестировщик» в общем смысле, для обозначения каждого, кто занимается тестированием. Я не ставлю своей целью в этой статье защищать специально обученных специалистов, называемых «тестировщиками/QA-инженерами», или идею, что тестированием занимаются только тестировщики — это обсуждение пройдет в более широком ключе.

«Перевернутое» мышление и бремя доказывания

Мой первый руководитель сказал мне как-то: «когда тестируешь приложение, просто предположи, что баги есть. Если ты изначально отнесешься к приложению так, что оно работает правильно и без ошибок и попытаешься найти их, то много ошибок не найдешь. Ты будешь видеть то, что ожидаешь увидеть. И наоборот, если ты будешь предполагать, что баги есть, то внезапно заметишь их повсюду».

Этот небольшой совет идеально передает идею «перекладывания бремени доказывания». Начинать тестирование следует с предположения, что приложение не работает. Фактически, оно вероятно и не может работать. Даже помыслить нельзя, что оно работает. В нем не просто есть какие-то баги, оно совершенно полностью неправильное. Кто-то пытается надурить тебя, выдавая это приложение за «рабочее». Может, это вообще подстава.

Удерживая это в памяти, заставьте приложение доказать, что вы ошибаетесь. Заставьте его выполнять все действия и демонстрировать нужное поведение, пока ему не удастся убедить вас в обратном, что это никакая не подстава. Чудо из чудес, но это действительно работающий софт.

Сформулируем по-другому: приложение должно считаться виновным, пока не доказано обратного.

Хорошие тестировщики относятся к приложению «перевернутым» образом мышления — они изначально исходят из точки наихудших предположений. Можно назвать это здоровым скептицизмом, конструктивным пессимизмом, или иным термином, но суть в том, что изначально мы исходим из предположения, что приложение не работает. Когда мы стартуем из этой точки и фокусируемся на том, что приложение должно доказать нам обратное, это помогает преодолеть естественную предвзятость подтверждения и помогает хорошим тестировщикам обнаружить баги, которые могли остаться незамеченными для других. 

Нельзя сказать, что инверсионное мышление является специфическим для тестирования, у него есть свои сторонники во всем, от математики до инвестирования. Этому может научиться каждый (даже самые оптимистичные разработчики!)

Эмпатия и ролевые игры

Способность видеть окружающий мир с разных точек зрения, понять чужой опыт и суметь почувствовать то, что чувствуют другие — не так просто. Это признаки хорошо развитого эмоционального интеллекта, и этот мягкий навык необходим в тестировании.

Хорошие тестировщики способны представить себя на месте пользователя, предсказать, какие действия он может совершать, где может испытывать трудности или неудобства, чем может быть разочарован и из-за чего раздражен. Благодаря глубокому пониманию поведения пользователя и подражанию ему, тестировщики обнаруживают баги до того, как они принесут проблемы настоящим пользователям.

Проявление эмпатии к пользователям — это нечто большее, чем просто подумать в ключе: «они хотят заказать книгу, поэтому я тоже закажу книгу». Это понимание образа мышления пользователя, их истории, стимулов и целей. Это обычно требует как воображения, так и исследований.

Самая близкая к этому активность, которую я встречал, это творческие «ролевые игры» (например, настольная ролевая игра Dungeon and Dragons — ДнД, актерская игра, импровизации и т.д.) Они все про «почувствовать себя в чужой шкуре», вообразить себя на месте другого человека и вести себя в соответствии с этим. Это всё, в каком-то смысле, практика эмпатии.

Сложные допущения

Эта фраза настолько часто используется, чтобы описать склад ума тестировщика, что уже стала клише и потеряла часть смысла. Сложные допущения — это не только про то, чтобы задаваться вопросом «Почему?» на все подряд, словно нетерпеливый пятилетний ребенок. Это предполагает нечто большее, и, как и всё остальное, это требует практики.

«Сложные допущения» не означает «оспаривай каждое допущение». Это также не значит «выброси все из окна и начни с нуля». Нам, тестировщикам, нет нужды быть Бертраном Расселом и расписывать на 360 страниц доказательство того, что 1 + 1 = 2.

На самом деле, для эффективного тестировщика критично важен навык определять и использовать допущения. Когда вы начинаете тестировать новую фичу непростого приложения, существует почти неограниченное количество возможных действий и путей тестирования, которые предположительно могут привести к обнаружению ошибки. Допущения — это именно то, что помогает сузить этот бесконечный набор возможных тестов до какого-то разумного числа, в рамках которого можно найти баги с высокой долей вероятности.  

Допущения — это инструмент для сокращения проверок, допущения — полезны.

Важным навыком является способность точно оценить допущения, чтобы определить, корректно ли они влияют на ваше поведение, или они сбивают вас с пути. Являются ли они вредными или полезными; не позволяют ли они вам забывать про низкорисковые области в пользу более выгодного тестирования, или они прячут обоснованные опасения за мыслями вроде «нам не надо это тестировать» и «этого не могло произойти»?

Клише «сложные допущения» чрезмерно упрощает это — вы не оспариваете слепо допущения, вы используете все инструменты, которые есть в вашем распоряжении, чтобы лучше понять, какие допущения нужно оспорить, когда и как.

Например: «Наше приложение использует эту открытую библиотеку… Я не буду предполагать, что оно работает, я протестирую это тоже!» Скорее всего, это менее ценное допущение, которое можно оспорить, что будет тратой времени. Однако, немного поработать над этим вопросом будет вполне разумно (У нее уже миллионы пользователей или ее недавно создал какой-то студент? Есть ли у нее активное сообщество? Используете ли вы замороженную версию или она, возможно, будет расти в течение процесса разработки?)

Ум тестировщика находится в процессе постоянного распознавания и оценки допущений, с целью определить, являются ли они ценными, или вводят в заблуждение.

Тем не менее, не будьте уверенны, что вы все выяснили. 

Интуитивное мышление и исследовательское поведение

Если тестирование можно было бы свести к простому списку действий, тестировщики были бы не нужны. И даже если бы оно могло быть сокращено до предсказуемого, предопределенного набора шагов, основанного на ограниченном наборе входных параметров (критерии приемки и SUT, например), необходимости в тестировщиках все равно не было бы. Тестирование — это нелинейная, непредсказуемая деятельность. Она требует развитого критического и креативного мышления и предполагает участие интуиции и чутья в той же мере, как и выполнение действий по алгоритму. Природа тестирования зачастую исследовательская — на старте вы не знаете точно, куда придете. Хорошие тестировщики принимают интуитивную и исследовательскую природу тестирования.

Чтобы лучше понять, что мы имеем в виду, приведем противоположное мнение, которое, к сожалению, до сих пор еще встречается в некоторых кругах: «Тестирование — это проверка приведенного списка приемочных критериев с помощью составления тест-кейсов с использованием техник граничного анализа, классов эквивалентности, комбинаторных техник и других формальных стратегий по созданию тест-кейсов. Как только готов полный список тест-кейсов, тестер прогоняет их и записывает, какие прошли, а какие нет.»

Для тех, кто придерживается подобного мнения, тестирование представляется простым и предсказуемым набором действий. Написание тест-кейсов еще требует каких-то навыков, но тестировать по этим пошаговым инструкциям сможет каждый. Однажды продумав тест-кейсы, вы точно знаете, что будете тестировать, еще до начала.

Как я сказал ранее, этого мнения до сих пор придерживаются некоторые представители индустрии. И я точно не знаю, почему, ведь большинство людей с реальным опытом тестирования совсем не поддерживают эту точку зрения. У меня есть догадка, что некоторым менеджерам это может нравиться потому, что так тестирование можно свести к деятельности, которую легко сделать общедоступной — что можно разделить на части и распределить между наименее «дорогими» участниками проекта.

Я мог бы еще страниц двадцать писать об исследовательской и интуитивной природе тестирования, но многие опытные тестировщики уже сделали это. Я горячо рекомендую «Исследуй это!» авторства Элизабет Хендриксон и «Исследовательское тестирование программного обеспечения» Джеймса А. Уиттакера. Лайза Кристин и Джанет Грегори тоже затрагивают эту тему в книгах «Гибкое тестирование» и «Еще более гибкое тестирование», но в рамках более широкого обсуждения роли тестировщика в Agile-командах. И, наконец, Майкл Болтон и Джеймс Бах часто пишут на эту тему с большим неравнодушием. В особенности рекомендую к прочтению вот эту статью.

Неважно, назовем мы это глубоким тестированием или структурированным исследовательским тестированием или любой другой фразой. Что действительно важно, так это то, что для тестирования требуется мышление в реальном времени, а направление и активности тестирования должны постоянно пересматриваться по мере поступления новой информации. Это не алгоритмическое экстраполирование критериев приемки и не может быть рассчитано заранее.

Как тестировщику, вам должно быть комфортно начинать свое путешествие без полной карты того, куда вы идете. Этот аспект непредсказуемости и неопределенности некоторых беспокоит, но я также обнаружил, что хорошие тестировщики, наоборот, добиваются результатов благодаря ему.

Признание человеческой природы 

Как тестировщик, вы занимаетесь тестированием программного обеспечения, но не забывайте о том, что программное обеспечение — это конечный продукт длительного процесса. Это результат совместной работы группы людей с целью создания чего-то большего и сложного, чем любой из них смог бы сделать в одиночку. 

Дефекты в ПО не появляются сами по себе, из вакуума, они являются симптомами проблем в процессе. Поэтому вам, как тестировщику, следует обращать внимание на процесс разработки ПО и поведение пользователей столько же, как и на конечный продукт.

Если изучать человеческую природу, то вскоре можно понять, что люди далеки от запрограммированных роботов с идеальной памятью, неизменной мотивацией и всегда высоким уровнем внимания. На самом деле, всё совсем наоборот.

Люди иногда отвлекаются, что-то забывают, начинают скучать. Люди также расстраиваются, раздражаются и устают. А еще иногда завидуют успехам других. У каждого свои планы и жизненные цели, из которых разработка этого конкретного модуля приложения для этой конкретной компании, возможно даже не входит в топ-10. Для кого-то мотивация лежит в области финансов, кто-то ориентируется на работу с крутыми технологиями, кого-то интересует определенная сфера, кто-то мотивируется признанием и социальным статусом, а ещё, по словам одного вымышленного персонажа, «Некоторые люди просто хотят наблюдать, как мир горит».

Кроме того, человеческое мышление является эвристическим и любит использовать короткие пути, а также имеет склонность придерживаться шаблонов, которые были полезны для выживания млекопитающих в Серенгети, но в меньшей степени для создания ПО. Бихевиористы называют это «когнитивными искажениями». Например, люди склонны видеть и принимать доказательства, которые согласуются с существующими убеждениями (предвзятость подтверждения, confirmation bias); если мы уже вложили свое время и другие ресурсы во что-то, нам трудно изменить направление или отказаться от этого (ошибка невозвратных затрат, sunk cost fallacy); мы переоцениваем факты, которые приходят в нашу голову просто (ошибка доступности, availability bias); и мы фокусируемся на первом доказательстве (эффект привязки, anchoring bias). И это далеко не все примеры когнитивных искажений, их гораздо больше.

Все эти несовершенства человеческого поведения дают о себе знать в процессе разработки программного обеспечения точно так же, как и в остальном жизненном опыте. Они присутствуют, когда разработчики разрабатывают, бизнес-аналитики анализируют, топ-менеджеры реализовывают корпоративную стратегию, и когда менеджеры среднего звена… ну, менеджерят.

Когда начинаете тестировать продукт, помните о том, что вы сейчас смотрите на конечный продукт человеческой деятельности, страдающей от этих когнитивных искажений и других несовершенств. Ошибки, поиском которых вы занимаетесь, чаще будут их симптомами, нежели чем того, что разработчик просто неправильно реализовал алгоритм или требование. Знание и понимание человеческой машины, создавшей это ПО, поможет вам их обнаружить.

Подходите к тестированию с такой мысленной установкой, что разработка ПО по сути своей является беспорядочным сотрудничеством разных людей и страдает от всех обычных ошибок.


Материал подготовлен в рамках курса «QA Engineer. Basic». Если вам интересно узнать подробнее о формате обучения и программе, познакомиться с преподавателем курса — приглашаем на день открытых дверей онлайн. Регистрация здесь.

Tags:
Hubs:
Total votes 9: ↑7 and ↓2+5
Comments4

Articles

Information

Website
otus.ru
Registered
Founded
Employees
101–200 employees
Location
Россия
Representative
OTUS