Pull to refresh
3047.69
RUVDS.com
VDS/VPS-хостинг. Скидка 15% по коду HABR15

Мобильные суперприложения выгодны корпорациям, но это кошмар для простых людей

Level of difficultyEasy
Reading time7 min
Views14K
Профиль личности в агрегаторе Acxiom включает 10 000 атрибутов. База 3,5 млрд человек. Данные поступают от мобильных приложений и соцсайтов, источник

Суперприложение (super-app, суперапп) по определению — это мобильное или веб-приложение, которое предоставляет множество услуг, включая оплату и обработку финансовых операций, фактически превращаясь во всеохватывающую автономную коммерческую и коммуникационную онлайн-платформу, охватывающую многие аспекты личной и коммерческой жизни.

Пять лет назад мы знали только одно суперприложение — WeChat от Tencent в Китае. О нём ходили легенды, что люди сутками не выходят из его интерфейса, там внутри есть всё: музыка, шопинг, кошелёк, чаты и каналы, коммунальные платежи, заказ талончиков к врачу, платежи в магазинах, такси, прямые платежи между людьми и т. д.

А сейчас посмотрите на тот же Telegram, где в каждой версии появляются новые функции, новостные ленты, платежи и т. д.

▍ Раньше были порталы, а теперь супераппы


Сейчас «супераппы» пришли к нам, это один из главных трендов 2023 года. И чуть ли не каждая вторая интернет-компания пытается вырастить из своего узкофункционального приложения многофункционального монстра.



Любой мессенджер или социальная сеть мечтает запустить платежи (а лучше собственную валюту) и монетизировать своих юзеров на полную катушку. А затем интегрировать сюда другие сервисы, например, через сторонние плагины/расширения. В общем, чтобы человек никогда не выходил из интерфейса ВК, Telegram или Discord. Мессенджеры как пылесосы всасывают в свой интерфейс всё больше новых услуг. С другой стороны, банковские приложения движутся к «социальщине»: запускают чаты, шопинг и доставку продуктов.

Каждая программа словно хочет превратиться в жирного универсального монстра.

Зачем они это делают?

▍ Почему каждая платформа хочет запустить своё суперприложение


Каждый веб-сервис с большой аудиторией пользователей понимает, что эту аудиторию нужно монетизировать по максимуму. Какой смысл предоставлять маленькую услугу, которая даже не окупается, если потом пользователи уходят с вашего сайта — и идут тратить деньги к соседу, и он купается в золоте, а вы со своим сервисом прозябаете в нищете, просто отправляя свою аудиторию к предприимчивому товарищу.

Рано или поздно жадность берёт своё — и каждое приложение начинает расширять функциональность, добавляя всё новые и новые функции. Задача одна — повысить монетизацию, стать конечной точкой, где пользователи проводят всё время.


Оплата по QR-коду из кошелька WeChat Pay

В результате такой трансформации вместо простого мессенджера или банковской программы получается мутант, который становится всё более жирным и неповоротливым. И он не один такой на телефоне. Эти мутанты борются между собой. Все они хотят работать в фоне, отслеживать геолокацию и забрасывать вас уведомлениями и пуш-нотификациями, чтобы вы не отрывались от них. Это борьба за внимание пользователя. Внимание — самый ограниченный ресурс.

По последней статистике, подростки проводят за смартфонами уже более семи часов в день, а постоянные уведомления (в среднем, 237 в день) буквально выматывают нервную систему, так что пользователи не испытывают особой радости и удовольствия от такой активности. Это как нелюбимая работа, на которую ты обязан ходить, чтобы прокормить семью.




Почасовые профили активности на смартфоне для некоторых респондентов, которые приняли участие в исследовании, источник, pdf

Разумеется, при наличии такой мощной зависимости у пользователей от медийного контента каждое приложение хочет урвать как можно больший кусок пирога. Эксплуатация психологических уязвимостей для привлечения внимания пользователя, чтобы показать ему рекламу или выманить деньги — эффективный и легальный способ бизнеса.

▍ Повсеместное ожирение


Разумеется, проведение такой политики не проходит бесследно. С каждой версией приложения его функциональность расширяется, а размер неизбежно растёт. В том числе и размер дистрибутива, и размер требуемой оперативной памяти, и места, занимаемого на диске под кэш и временные файлы. Дошло до того, что некоторым программам на смартфоне уже не хватает оперативной памяти просто для работы. Они вылетают с ошибкой.

Максимальный размер дистрибутивов в Google Play принудительно ограничен 150 МБ, иначе Messenger, Instagram, WhatsApp и прочие монстры давно бы вышли за этот лимит. Во внутренней памяти временные файлы и кэш каждой такой программы могут легко вырасти до нескольких гигабайт.

Для сравнения, дистрибутив Windows 95 со всеми системными приложениями занимал 100−150 МБ (в зависимости от версии), и вся система помещалась в оперативной памяти 4 МБ.



Супераппы получают ряд конкурентных преимуществ за счёт интеграции большого количества сервисов. Например, мессенджер или соцсеть может взимать комиссию с денежных переводов между пользователями или вообще запустить собственную валюту со своим эмиссионным центром (как в TON). Но на сегодняшний день самую большую прибыль мобильным приложениям приносит продажа персональных данных пользователей.

▍ Продажа персональных данных


Продажа персональных данных — один из источников дохода для мобильных приложений, десктопных приложений и даже веб-сервисов. В Европе уже запущены первые судебные процессы, которые раскрывают механику этих процессов в части мобильных программ. Если вкратце: когда приложение активно, оно собирает сведения о действиях пользователя — а затем продаёт их сторонним фирмам для сложной аналитики. Всё это делается без спроса, то есть у пользователя нет возможности запретить сбор и передачу данных.

Во Франции правоохранительные органы собирают улики против разработчиков трёх Android-приложений:

  • Fnac (крупнейшая сеть магазинов электроники в стране);
  • MyFitnessPal (приложение для фитнеса);
  • SeLoger (недвижимость).

Обратите внимание: это даже не супераппы, а узконаправленные специализированные программы, которые собирают довольно ограниченный набор данных. Но даже эти данные очень ценные для насыщения глубоких профилей на каждого человека, которые накапливаются в сторонних аналитических компаниях. Эти всесторонние профили с многолетней историей жизни, действий и интересов дают возможность весьма точно прогнозировать действия человека (группы людей, всего общества) — и брать огромные деньги с клиентов, которые заказывают такую аналитику.

Как сказано в исковом заявлении, пользователь установил на своём телефоне три популярных во Франции приложения: «После открытия они сразу начали собирать и передавать третьим лицам персональные данные, включая уникальный рекламный идентификатор Google (AdID), модель и марку устройства, а также локальный IP-адрес. Такой обширный сбор данных позволяет профилировать пользователей с целью показа им персонализированной рекламы и проведения маркетинговых кампаний для увеличения доходов указанных компаний».

Согласно европейской директиве ePrivacy, простой доступ или хранение данных на устройстве пользователя допускается только «при наличии его свободного, информированного, конкретного и недвусмысленного согласия». Два из трёх мобильных приложений не отображали баннер согласия при запуске приложения. В третьем приложении был размещён баннер, который теоретически предоставлял заявителю возможность выбора: дать или не дать своё согласие. В действительности передача их персональных данных началась без какого-либо взаимодействия с заявителем, говорится в сообщении.

Мало сомнений, что тем же занимаются многие другие программы, а уж тем более супераппы. Есть способы скрыть незаконную активность и выдать её за легальную «телеметрию» и сбор якобы «анонимной» статистики, что формально не нарушает закон. Но все понимают, что происходит. На Хабре уже разбирали пример телевизоров и других бытовых устройств, которые скоро начнут раздавать чуть ли не бесплатно, лишь бы люди ими пользовались несколько часов в день и сливали свои персональные данные.

На самом деле технически ничто не мешает приложениям собирать и передавать на сервер любые персональные данные.

Теперь понятна логика создания «супераппов», которые стремятся быть всегда запущенными или хотя бы работать в фоне. В такой ситуации они могут отслеживать практически всю активность пользователей, а это огромные деньги на рекламном рынке. Суперприложение — это как кольцо всевластия, перед которым разработчик приложения не может устоять…



▍ Агрегаторы данных


В конце статьи приведём список из нескольких компаний, которые стараются держаться в тени, не попадать в СМИ и ни в коем случае не афишировать свою полулегальную деятельность.

  1. Во-первых, это так называемые дата-брокеры, которые скупают персональные «анонимизированные» данные из разных источников (мобильные приложения, браузеры, веб-сайты, расширения для браузеров, транспорт: авиакомпании, такси, метро, ЖКХ, поисковые запросы, геолокация, лайки и другая активность в соцсетях, история покупок (чтобы легально продавать эту информацию, торговые сети раздают потребителям дисконтные карты, условия использования которых никто не читает).

    Среди дата-брокеров, которые засветились в отчётах правозащитников: Epsilon, Acxiom, Experian и Quantium (выявлена как минимум 121 компания). Дата-брокеры выполняют работу по сбору, агрегации и анализу. Сформированную около десяти лет назад индустрию дата-майнинга считали золотым дном, а данные называли «новой нефтью».

  2. Во-вторых, это аналитические компании, которые агрегируют данные от разных дата-брокеров в глубокие профили (цифровые модели личности), обучают на них модели ИИ и выполняют более сложные задачи аналитики и дата-майнинга для разнообразных заказчиков. У этих компаний могут быть собственные дата-центры или они арендуют/покупают большие вычислительные мощности в сторонних ЦОДах.


    Типы потребительских данных и компаний, занимающихся обработкой данных. Из отчёта «Корпоративная слежка в повседневной жизни»

Об аналитических компаниях по обработке и анализу профилей известно очень мало. Вероятно, некоторые из них выполняют в том числе заказы спецслужб и разведывательных агентств. Например, дата-майнинговая компания Palantir Technologies изначально финансировалась ЦРУ и выполняет её заказы. Не будет удивительным открытием, если в РФ тоже создадут агрегаторы персональных данных с моделированием цифровых профилей каждого гражданина и поведенческой аналитикой. Вполне возможно, что к такой системе могут подключить сеть распознавания лиц через видеокамеры на улицах, в метро и торговых центрах для отслеживания перемещений всех граждан (пока что мощности дата-центра ГИС ЕЦХД в ДИТ Москвы хватает на распознавание личности только отдельных произвольных лиц по желанию клиента (у клиентов есть доступ через интернет); сеть видеонаблюдения в Москве объединяет более 213 тыс. камер.


Архитектура ГИС ЕЦХД в ДИТ Москвы, источник: HeadPoint (один из подрядчиков строительства системы)

Но видеокамеры не понадобятся, если все пользователи просто установят у себя супераппы: это самый простой способ сбора данных о передвижениях, активности и особенностях личности человека. Подробнее о методах сбора и анализа см. в вышеупомянутом отчёте «Корпоративная слежка в повседневной жизни». Вот для чего нужны супераппы в первую очередь.

Узнавайте о новых акциях и промокодах первыми из нашего Telegram-канала 💰
Tags:
Hubs:
Total votes 68: ↑66 and ↓2+64
Comments40

Articles

Information

Website
ruvds.com
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия
Representative
ruvds