Pull to refresh
88.69
SL Soft
Разработчик российских бизнес-приложений

Путь из бизнес-аналитика в программного роботизатора

Level of difficultyEasy
Reading time7 min
Views4.1K

Привет, Хабр! Меня зовут Леонид Бычков, я руководитель продукта ROBIN CLOUD в команде ROBIN, входящей в SL Soft. Это моя первая статья здесь, и для знакомства расскажу, как пришёл к тому, чем сейчас занимаюсь, — опишу своего рода путь в ИТ без программирования. Уверен, что No-Code карьера в ИТ интересна многим.

Как я попал в бизнес-аналитику и с какими проблемами столкнулся

В 2011 году я устроился работать аналитиком в небольшую стартап-команду из 10 человек. В рамках гранта собирали игры-симуляторы для обучения региональных чиновников. Это была серия прикладных игр с довольно продвинутой механикой и экспертным контентом для тренингов, на которых до 8 команд соревновались в принятии эффективных управленческих решений. На уровне аналитики, как бы странно это ни звучало, я создавал черновики интерфейсов в Excel, а формулы для игрового баланса подбирал в Mathcad. Увлекательнейшее время, которое запомнилось мне плотным и слаженным взаимодействием с командой разработки. То, что сегодня было придумано в Excel-файлике, на следующий день становилось кусочком интерфейса в продукте или возвращалось на тестирование «как оно играется с новой механикой». Для начала работы мне тогда хватило высшего образования по специальности «Радиотехника» и рекомендации друга, с которым мы знакомы были по клубу игры го.

Спойлер. Тема с игрой го будет и дальше появляться в моих текстах, поскольку является серьезным увлечением на протяжении многих лет. Она сильно повлияла на моё профессиональное развитие и карьеру. Как минимум, в три организации я устраивался благодаря моим связям через игру го ))) Практически в каждой компании, где я работал, запускал локальную го-тусовку или отдельные мастер-классы для коллег. Го — это про мощнейший интеллектуальный прокач, а культурно-исторически — про социальные связи. Для аналитика — то, что доктор прописал, так что если тема интересна, уже можно подписываться.

Потом я работал в других компаниях: занимался разработкой интеллектуальных систем планирования маршрутов для мобильных бригад городских служб, ERP для госсектора, софта для предприятий электроэнергетики, трудился на проектах для оборонки. И везде встречались общие закономерности, которые вызывают грусть, пожалуй, у каждого аналитика в ИТ.

Проблема 1: испорченный телефон

Первая проблема называется «испорченный телефон». Чем больше звеньев в цепи от руководителя-заказчика до клиента-потребителя софта, тем громаднее может быть разрыв между ожиданиями и реальностью. Когда из-за общего дефицита ресурсов на проекте роли бизнес-аналитика, системного аналитика, UX/UI дизайнера, а иногда и тестировщика совмещены в одном человеке, результат порой получается быстрее и релевантнее исходному запросу, чем в больших командах. Там ответственность ровным слоем размазана на множестве акторов, тонущих в совещаниях и согласованиях мельчайших изменений. На каждом шаге задача может быть выполнена отлично, но накопительный эффект искажений, внесённых командой, способен сказываться на работе отрицательно. Даже в самой короткой цепочке «заказчик – аналитик – разработчик» есть место для ограничений из-за фреймворков и используемых библиотек на стороне разработки, а итоговый результат не всегда до конца устраивает заказчика, хотя формально соответствует ТЗ.

Проблема 2: длинный срок разработки и изменение потребностей заказчика

Вторая проблема — сроки разработки. В классической разработке, под какую модель бы она не пыталась мимикрировать, Waterfall или полный Agile, от момента появления запроса заказчика до создания софта проходит минимум полгода, а чаще — год-полтора. За это время успевают трансформироваться потребности клиента, меняются процессы, а иногда и ответственные лица. К завершению разработки результат может уже не полностью соответствовать потребностям, и тогда внедрение будет идти трудно и напряженно.

Как я решал проблемы без RPA

К 2021 году ввиду перечисленных выше проблем мне захотелось работать над такими проектами, где решения создаются быстро, минимальным числом участников, то есть звеном «заказчик — руководитель проекта». Меньше задействованных в процессе — меньше искажений. Чем локальнее решаемая проблема, тем короче срок исполнения.

Стоит упомянуть, что я, скорее, аналитик-гуманитарий. Почти 6 лет вышки по специальности «Радиотехника» и последующий карьерный путь не сделали меня прожжённым технарём. После путешествия по проектам и компаниям в поисках самореализации я едва не ушёл на фриланс и пробовал создать собственный проект на No-Code платформе Bubble.io. В этом мне помогал бэкграунд из минимального знания JavaScript, азов SQL и некоторого понимания UX/UI дизайна, в который я погрузился от острой необходимости. Сюда же можно добавить штук пять сайтов, собранных и администрируемых под личные нужды на разных движках: Joomla, Drupal и других мало известных конструкторах. No-Code платформа для разработки приложений Bubble.io показалась оптимальным маршрутом для дальнейшей карьеры. Можно самому себе быть заказчиком, запускать и монетизировать востребованный сервис, или, в крайнем случае, выполнять небольшие, но прибыльные заказы. На фоне событий пандемии с высоким спросом на цифровизацию оффлайновых бизнесов и услуг это выглядело весьма перспективно.

На стадии освоения Bubble и поиска отечественных аналогов (да, у меня была тяга к отечественному софту ещё до того, как это стало мейнстримом) я познакомился с технологией RPA.

Волшебная пилюля: знакомство с RPA

Представим, что у нас есть повседневная или часто повторяемая задача за компьютером. Пользователь заходит в одни и те же программы, кликает мышкой по одним и тем же кнопкам. Меняются только данные, которые забираются из понятных документов, входящих писем или таблиц на сайтах. Для огромного числа офисных сотрудников это постоянная рабочая рутина, которую они сначала учатся выполнять чётко и быстро, а затем рискуют в ней увязнуть (а в месте с людьми стопориться будет и вся деятельность, важная для развития бизнеса). Прибавилось работы — значит надо нанять ещё одного «человеко-робота».

Бизнесу кажется, что для всех процессов уже есть специальные программы и они оптимальны в своих интеграциях и постоянных апдейтах. Продавцы работают в CRM, отдел закупок — в «1C», техподдержка и разработка — в Jira/Redmine и т.п. Что ещё нужно, какая ещё роботизация? Отдельные рабочие операции сотрудника в софте могут быть короткими, занимать до 15 минут, и быть в списке ежедневных естественных рутинных потребностей. Пришла заявка на почту, зафиксируй её в паре систем, перенеси в них данные из письма. Но таких процессов в различных программах на самом деле много, и в совокупности эти операции съедают ощутимую часть рабочего дня. И собственники бизнеса не всегда сразу понимают, как оптимизация отдельных операций повлияет на общую эффективность всей компании.

Идея, что можно имитировать действия сотрудника за компьютером в различных программных средах, то есть точно также в заданном алгоритме нажимать кнопки и вводить данные, но получать при этом результаты на 80% быстрее и на 100% точнее, стала существенным сдвигом парадигмы в автоматизации. При этом не нужно «перепиливать» какой-либо «монолит» под специфику предприятия — робот будет работать с базовым софтом и дополнять его данными и процессами из других приложений в текущем ИТ-ландшафте. Роботу не важна сложность и удобство интерфейсов, он не устаёт от мелких шрифтов, максимально внимателен и шустрее самого расторопного сотрудника, а отчёты предоставит всегда вовремя.

Бочка мёда и ложка дёгтя: как пришёл к ROBIN RPA

Технология RPA соответствовала моему запросу: быстрое создание программ под реальные процессы заказчиков без знания кода. Здесь в максимально короткие сроки возможно обеспечить бизнесу профит в оптимизации внутренних процессов, за что и получать финансовое вознаграждение. Я выбрал ROBIN, поскольку у них было много учебных материалов в открытом доступе, в отличие от других платформ.

Буквально пара недель у меня ушла на изучение технологии. Оставалось получить демодоступ, чтобы проверить несколько своих гипотез по быстрой автоматизации. И вот тут обнаружилось, что продукт, конечно, хороший и продвинутый, но весьма дорогой. На тот момент им пользовался преимущественно крупный enterprise. Частных лицензий для индивидуального специалиста за приемлемые деньги не обнаружилось. Зато обнаружилась вакансия на должность помощника руководителя проекта.

Мафию нельзя победить, можно лишь возглавить: карьера в ROBIN RPA

Столь лайтового и быстрого собеседования я не проходил нигде: два созвона, и через неделю я уже в штате. Помогает, когда на собеседовании ты можешь презентовать работодателю его же продукт, привести сравнительный анализ платформы с конкурентами и предложить несколько фич по его улучшению. Примерно через полгода, осенью 2022, уже в статусе руководителя направления, я с командой запускал облачную версию платформы ROBIN CLOUD. В новом исполнении «платформа как сервис» появилась возможность предлагать роботизацию по существенно более доступной подписочной модели для малого и среднего бизнеса. А еще мы придумали особые промоакции для частных специалистов, которые хотят работать с платформой ROBIN.

Опыт работы аналитиком помог обнаружить «секрет», как максимально упростить приёмку конечного продукта. Вовлечение заказчика в локальные аспекты разработки делают его лояльнее: слоган к названию сервиса, отдельные наименования и комментарии к элементам интерфейса, фрагменты значков и логотипов, дооформленные дизайнером по его наброскам.

Еще эффективнее это работает с автоматизацией внутренних процессов. Мы предлагаем платформу, на базе которой заказчик может сам собирать программных роботов, и обучение. Образно говоря, продаем удочку, а не рыбу. В результате сотрудник внутри компании создает роботов под собственные задачи, а любовь к роботизации приходит с первым собственноручно разработанным роботом. В крупных компаниях иногда появляется целый отдел — центр компетенций RPA, а количество роботизируемых процессов измеряется десятками. Численность аналитиков, занимающихся роботизацией в компаниях-заказчиках, уже в разы превышает наш штат таких специалистов и производственную мощность аналитического отдела ROBIN. Последнее время наметилась тенденция: программы по обучению студентов разработке роботов на платформе ROBIN внедряются в вузы под целевой запрос от компаний-заказчиков.

Практически в каждой более-менее цифровизованной и организованной компании есть регулярные рабочие процессы — ежедневная рутина, на которую сотрудники, без преувеличения, тратят годы жизни. Опытный аналитик может роботизировать их за пару недель, а отдельных небольших роботов мне доводилось создавать буквально за один вечер. В одной из ближайших статей я обязательно поделюсь подобными кейсами.

Чем я занимаюсь сейчас

На текущем жизненном этапе я нашел оптимальный ответ на экзистенциальный запрос по избавлению бизнеса от цифровой рутины с помощью быстрых решений с минимальным количеством взаимодействий. Путь трансформации из аналитика в программные роботизаторы кардинально изменил мои задачи. Раньше я пачками писал спецификации фич, документацию и наброски интерфейсов в надежде, что за итоговый результат разработанного софта будет не стыдно перед заказчиком. Теперь — с командной аналитиков полностью без кода в режиме конвейерной сборки пишем готовых универсальных роботов для собственного маркетплейса ROBIN CLOUD, а также вдохновляем заказчиков на самостоятельную разработку роботов на нашей платформе.

Спасибо, что прочитали мой длинный текст!

Tags:
Hubs:
Total votes 12: ↑10 and ↓2+8
Comments10

Articles

Information

Website
slsoft.ru
Registered
Founded
Employees
501–1,000 employees
Location
Россия
Representative
Дарья Шадрина