Pull to refresh
62.41
ITT Solutions
Сетевые устройства Zyxel для бизнеса и дома

Сетевой администратор в «не IT-компании»

Reading time10 min
Views29K


Работа сетевого администратора связана со многими трудностями. К сожалению, описать из все в одной статье не получится — сработает принцип «невозможно объять необъятное». Поэтому мы решили приоткрыть завесу на над некоторыми аспектами работы сетевого администратора в компании, не связанной с IT. То есть это не системный интегратор, не компания-разработчик ПО с DevOps, QA и другими полезными подразделениями и не что-либо аналогичное. В данной статье ограничимся только определённым сегментом, который не зарабатывает деньги на IT.


Мы поговорим о таких непростых вещах, как создание определённого уклада при поддержке ИТ инфраструктуры, разделение обязанностей, соблюдение должностной инструкции и переход на удалённую работу.


Развитие компании и выделение роли сетевого администратора


Чтобы лучше понять, что это за должность такая «сетевой администратор», рассмотрим процесс её появления в компании.


Первоначально небольшая фирма вполне обходится услугами одного-единственного системного администратора, иногда в роли приходящего админа.


Сеть маленькая, компьютеров немного, частично используются облачные серверы, частично что-то своё вроде NAS для резервных копий, в общем, бизнес как-то выкручивается.


Проходит время и одного «многорукого шивы» перестаёт хватать для всех задач по поддержанию инфраструктуры. Руководство компании задумывается о найме второго «айтишника». Часто толчком к принятию решения служит необходимость предоставить законный отпуск единственному системному администратору.


В IT отделе появляется второй человек, необязательно с тем же набором знаний и должностной инструкцией, например, это может быть специалист техподдержки, программист 1С, веб-программист и т. д. Как вы успели заметить, это ещё не сетевой администратор. Потому что сеть ещё не такая большая и усилий серверного (не сетевого) сисадмина вполне хватает, чтобы поддерживать её на плаву.


Интересная тенденция
Обычная практика, когда управление сетью первоначально навешивают на кого угодно. Например, на системного администратора, или даже на программиста 1С. Результаты такого «делегирования сетевых полномочий» нетрудно предугадать.
Должность «сетевой инженер» обычно появляется, когда бизнес уже прилично увеличился, встал на ноги, и ему потребовалась развитая сеть. То есть свой системный администратор, свой эникейщик и даже свой программист уже приняты на работу и разделили обязанности, а для сетевого администратора остался вполне конкретный перечень работ.

Необходимость в сетевом администраторе появляется по одной из двух причин:


  1. Сеть компании достаточно разрослась, и не хватает сотрудников, чтобы поддерживать крупную инфраструктуру.
  2. Сеть компании стала более сложной, возросли требования к безопасности, что увеличило трудозатраты и потребовало дополнительных знаний.

И вот после всех перипетий в компании появляется сотрудник, обязанностью которого будет забота о компьютерной сети. Но не спешите радоваться, впереди ещё много интересного.


Кто и как определяет обязанности сетевого администратора


С точки зрения самого сетевого администратора, он ответственен за эксплуатацию и мониторинг сети, консультирует по вопросам настройки клиентского оборудования, выполняет обновление прошивок и вовремя делает резервные копии конфигураций. Иногда к этом добавляются консультации при закупке и учёте имеющихся единиц сетевого оборудования.


К сожалению, очень часто руководство не понимает, насколько серьёзные требования предъявляет к сетевому администратору сама жизнь и насколько большую работу он должен выполнять по поддержанию должного уровня квалификации.


Люди, мало связанные с IT, продолжают оценивать работу IT специалистов по советскому принципу «план-по-валу — вал-по-плану», то есть по примитивным количественным показателям. Например, серверный инженер установил и настроил здоровенную блейд-систему, а к ней вдобавок систему хранения из контроллера и нескольких дисковых «полок». Такая работа сразу видна невооружённым глазом. А если ещё добавить ленточную библиотеку размером с половину серверной стойки — это же вообще круто!


И попробуйте доказать в таких обстоятельствах, что эти «маленькие коробочки» под названием шлюзы, роутеры, коммутаторы и точки доступа требуют не меньше усилий по настройке, чем описанное выше «богатство». Увы, не тот «масштаб свершений».


А где нет понимания, там появляется стойкое желание «дополнить недостающий объём выполняемой работы». Например, подбросить в должностную инструкцию сетевого администратора пункты про управление серверами. А что, ведь серверы подключены к сети? И рабочие станции тоже в сети?


И рождается подобный шедевр:


Цитата:


3. Должностные обязанности


Для выполнения возложенных на него функций администратор сетей осуществляет следующие обязанности:


3.1. Организует и обеспечивает бесперебойное функционирование локальной вычислительной сети.


3.2. Устанавливает на серверы и рабочие станции сетевое программное обеспечение, конфигурирует систему на сервере.


3.3. Обеспечивает интегрирование программного обеспечения на файл-серверах, серверах систем управления базами данных и на рабочих станциях.


3.4. Поддерживает рабочее состояние программного обеспечения сервера.


И т. д.


Кто такой сетевой инженер — вроде понятно и без словаря. А вот ответить на вопрос: «В чём заключаются обязанности сетевого инженера?», — тут у руководства и HR начинаются разброд и шатания. Вроде всё понятно и в то же время никто ничего не может толком сказать. Например, прекрасная цитата (источник тут):


«В средах, где администраторы играют более специализированные роли, сетевые администраторы, как правило, больше внимания уделяют тому, как компьютеры взаимодействуют друг с другом. Это часто включает настройку локальной сети организации (LAN), глобальной сети (WAN) и других элементов сетевой системы.»

Бывают и совсем курьёзные ситуации. Приходилось встречать вакансии на должность «сетевого администратора», содержащие обтекаемые околокомпьютерные фразы вроде: «отличное знание вычислительной техники» или «понимание работы современных Интернет-сервисов», а на самом деле приглашали администратора в… торговые cети. Например, распространять продукцию по сети MLM или управлять сетью доставки продуктов питания.



При описании каких-либо перегибов и перекосов часто акцентируют внимание, что такие безобразия происходят в маленьких компаниях, где нет денег, не те задачи и т. д. и т. п. А вот якобы в крупной компании всё будет совсем не так, там изначально всё хорошо. Увы, этот шаблон далеко не всегда соответствует реальности. Многое зависит от корпоративной культуры, а также от случая, например, когда очередной эффективный менеджер дорвался до руководящей должности. И тут пиши пропало, вне зависимости от размера компании. Стоит понимать, что все крупные компании, когда-то были маленькими, и по пути к вершине успели набраться разного рода предрассудков и «экономичных моделей бизнеса».


На мой взгляд, гораздо важнее, как тот или иной сетевой администратор появился в организации.


Когда сетевой администратор приглашён со стороны, и это новый человек в компании, при приёме на работу оговаривается строго определённый круг задач. Другое дело, когда один из уже работающих сисадминов начинает специализироваться в направлении поддержки и администрирования сетей. В этом случае, несмотря на то, что в инструкции оговорены должностные обязанности его как сетевого администратора и чётко определён фронт работ, он всё равно остаётся «одним из прочих», и отказаться от выполнения непрофильных задач будет куда как сложнее.


Значит ли это, что «нет пророка в своём отечестве» и за перспективами профессионального роста стоит обращаться на «работные сайты» или в кадровые агентства, предварительно уволившись со старой работы? Разумеется, не стоит делать резких движений и «хлопать дверью», но и вышеописанные обстоятельства необходимо учитывать. Правильный ответ, как всегда, зависит от местной специфики и множества обстоятельств.


Справедливости ради стоит отметить, что граница между «сетевым» и «не сетевым» довольно расплывчата. Сугубо сетевое оборудование вроде коммутатора понятно, кто должен настраивать. А как быть с сетевым шлюзом? Вероятно, это тоже область деятельности «сетевика». А если в качестве шлюза используется обычный сервер с установленным Microsoft Frontend или pfSense, OPNsense? Должен ли сетевой администратор прикасаться к серверному оборудованию в этом случае?


Ещё один пример — сервис RADIUS, который имеет целых три варианта развёртывания:


  • как часть прошивки сетевого устройства, например, маршрутизатора,
  • на базе открытой OpenSource системы, например, на Linux,
  • в инфраструктуре Active Directory на одном из серверов Windows.

В третьем случае «сетевику» понадобится пароль, например, администратора домена или специальная учётная запись с полномочиями, достаточными для настройки серверов. Но должен ли сетевой администратор вообще входить в домен Windows, особенно если он не числится в штате компании и изредка приходит по вызову?


И на «закуску» самое любимое — СКС (Структурированная кабельная система) и кросс. У руководства большинства компаний есть два любимых кандидата на выполнение этих работ: саппорт (техподдержка пользователей) и сетевой администратор. Если у сотрудников службы поддержки лучше подвешен язык, чем у сетевого администратора, то кабельной системой скорее всего придётся заниматься ему...



А не уйти ли на удалёнку?


Удалённая работа для IT специалиста вещь сама по себе замечательная, но слишком много препятствий стоит на пути к её осуществлению.


У системного администратора могут быть «объекты личного внимания», например, компьютеры капризных пользователей, серверы, зависающие по причине некорректно работающего ПО, бесконечные отключения электропитания, а также многие другие обстоятельства, делающие жизнь весёлой и неожиданной.


В этом плане сетевому администратору легче уйти на удалённую работу. Он меньше контактирует с конечными пользователями и часто работает в одиночку. Сетевое оборудование меньше других критично к воздействию других сфер IT. Если сравнивать с серверами, где хорошо отлаженную работу операционной системы можно запросто убить установкой сомнительного прикладного ПО, для сетевого оборудования такой риск не слишком реален. Вряд ли кто-то из серверных сисадминов решится сбросить пароль, чтобы установить кустарную прошивку на сетевой шлюз или поменять настройки BGP маршрутизации. А там, где меньше энтузиастов, у которых «руки чешутся», меньше неприятных сюрпризов и сбоев по причине «человеческого фактора».


Специалисты по сетям реже охвачены пристальным вниманием со стороны руководства. Даже системные администраторы далеко не всегда могут понять, что произошло с сетью, и почему на доступный ранее сервер вдруг перестал проходить ping. В таком случае уже не так важно, где сидит сетевой гуру: за соседним столом или на другом континенте. Лишь бы он был легко доступен и вовремя решил проблему.


Однако переходу на удалённую работу могут помешать обязанности по поддержанию кабельной системы. Прокладку кабеля и кроссировку почему-то трудно выполнять удалённо. К счастью для удалённого администратора, такие работы обычно приводят к частичной или даже полной остановке работы офиса и должны согласовываться заранее.


Поэтому даже в этих обстоятельствах возможен пусть не полностью удалённый, но хотя бы гибридный вариант работы, например, один день в офисе и четыре дня работы из дома.


Как выжить и куда развиваться?


Если Вы все же решили (несмотря на все нюансы, описанные выше) стать сетевым администраторам будьте готовы к следующим вещам.


1. Много, очень много читать, в том числе скучных книжек по сетевым протоколам и другим «непрактическим вещам».


Помимо технических аспектов применения оборудования, потребуется глубокое изучение теоретических основ. В принципе, теоретические знания и есть главный инструмент сетевого администратора. Для всего остального есть справочная литература.


2. Любую, даже самую незначительную работу всегда выполнять добросовестно и профессионально. Это не только позволит избежать неприятных сюрпризов в будущем, но и поможет сформировать репутацию безупречного профессионала. А репутация в нашем деле дорого стоит.


3. Привычка к принципу: сначала думаем, потом делаем.


У многих прикладных программ и приложений имеются графический интерфейс, всплывающие окна с предупреждениями, интерактивные подсказки. При работе с командной строкой, и даже с веб-интерфейсом сетевого оборудования такая роскошь не всегда доступна. В итоге можно запросто создать ситуацию по принципу: «чтобы настроить устройство, нужно наладить работу сети, а, чтобы заработала сеть, нужно наладить устройство». При этом придётся долго-долго искать, где же всё-таки была допущена ошибка. Поэтому лучше лишний раз проверить.


4. Расширять свой кругозор и изучать много нового, в том числе из смежных областей. Несмотря на специализацию в довольно специфичной области знания, сама эта область весьма обширна и со многим пересекается.


Очень показателен случай, когда компания прирастает регионами. Поэтому сетевому администратору приходится изучать работу множества не самых мощных и производительных устройств: небольших роутеров, коммутаторов и т. п. Не только крутой сетевой шлюз «на входе» центрального офиса и неплохие коммутаторы ядра сети и тому подобная инфраструктура уровня enterprise. Приходится знать особенности работы кучи разной «мелкоты», которая используется для подключения к общей сети филиалов в регионах. Вот такая смычка «enterprise» и «не-энтерпрайз».


Примечание.
Существуют системы, способные облегчить управление распределённой сетью, например, Zyxel Nebula, единая консоль управления всем парком устройств с любого устройства из любой точки мира. Это сильно облегчает работу сетевого администратора.

Нужны ли специализированные курсы от вендоров и помогут ли они стать крутым гуру? Централизованное обучение по готовым программам хорошо тем, что помогает привести знания в порядок. С другой стороны, обучение у вендоров всё больше напоминает повесть Айзека Азимова «Профессия», когда люди получают знания «от сих до сих», и становятся неспособны к самостоятельному обучения, строго следуя заученным шаблонам. Особенно этому способствует подготовка и сдача излишне сложных экзаменов на сертификат. Любая зубрёжка, пусть даже в сфере высоких технологий, чаще всего губит творческий потенциал. К тому же обучение на вендорских курсах обычно обходится весьма недёшево. Надо отдавать себе отчёт, что любые знания устаревают и любые принципы не есть догма. Курсы, конечно, дело хорошее, но самообразование и умение самостоятельно разбираться в своей работе нико не отменял.


Подводя итоги


Работа сетевым администратором — довольно интересное занятие (разумеется, для тех, кому это по душе). Начинать стажироваться в этой профессии в компании, не связанной с IT — а почему бы и нет? Но, в зависимости от компании и сложившихся в ней «традиций», есть риск упереться в «стеклянный потолок» и остановиться в профессиональном росте. В некоторых случаях можно перейти на удалённую форму работы, тем самым высвободив время для саморазвития и избежав «дополнительных обязанностей».


Полезные ссылки


  1. Telegram chat Zyxel
  2. Форум по оборудованию Zyxel
  3. Много полезного видео на канале Youtube
  4. Форум Zyxel Nebula (можно создать запрос)
  5. Техподдержка Zyxel
  6. «За что я плачу вам деньги если всё работает?»
  7. Служба поддержки Nebula для пользователей проф. версии Nebula (английский язык)
  8. Nebula или RADIUS на примерах — что выбрать для персональной аутентификации для точки доступа
  9. Настройка WPA2 Enterprise с RADIUS
  10. Сверхновое облако Zyxel Nebula — экономичный путь к безопасности?
  11. Zyxel Nebula и рост компании
  12. Построение сетевой инфраструктуры на базе Nebula. Часть 1 — задачи и решения
  13. Построение сетевой инфраструктуры на базе Nebula. Часть 2 — пример сети
  14. Zyxel Nebula — простота управления как основа экономии
  15. Журнал LAN: Знакомство с Zyxel Nebula
Tags:
Hubs:
Total votes 3: ↑3 and ↓0+3
Comments17

Articles

Information

Website
zyxel.ru
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия