Pull to refresh
236
0
Сергей Тепляков @SergeyT

Пользователь

Send message

Проблемы передачи списка перечислений или Почему абстракции «текут»

Reading time7 min
Views5.8K
Все нетривиальные абстракции дырявы

Джоэл Спольски – Закон дырявых абстракций


А иногда дырявятся и довольно простые абстракции

Автор этой статьи



Большинство современных разработчиков знакомы с «законом дырявых абстракций» по знаменитой заметке Джоэла Спольски с одноименным названием. Заключается этот закон в том, что как бы ни был хорош протокол взаимодействия, фреймворк или набор классов, моделирующих предметную область, рано или поздно нам приходится спускаться на уровень ниже и разбираться с тем, как же эта абстракция устроена. Внутреннее устройство абстракции должно быть проблемой самой абстракции, но возможно это только в наиболее общих случаев и лишь до тех пор, пока все идет хорошо (*).

Когда-то давно, в «небольшой» мелкомягкой компании решили, а почему бы нам не «абстрагироваться» от местоположения объекта и сделать сам факт того, является ли объект локальным или удаленным, лишь «деталью реализации». Так появились технологии DCOM и ее наследник .NET Remoting, которые скрывали от разработчика, является ли объект удаленным или нет. При этом появились все эти «прозрачные прокси», которые позволяли работать с удаленным объектом, даже не зная об этом. Однако, со временем выяснилось, что эта информация архиважна для разработчика, поскольку удаленный объект может генерировать совершенно другой перечень исключений, да и стоимость работы с ним несравнимо выше, чем взаимодействие с локальным объектом.

Читать дальше →
Total votes 51: ↑44 and ↓7+37
Comments47

Доклады по асинхронному и реактивному программированию

Reading time2 min
Views956
На следующей неделе я проведу два семинара (или доклада, если хотите) в Киеве.


Читать дальше →
Total votes 25: ↑23 and ↓2+21
Comments9

Dispose pattern

Reading time10 min
Views68K
“Не стоит следовать некоторой идиоме только потому, что так делают все или так где-то написано”

Мысли автора статьи во время чтения и рефакторинга чужого кода

Ни для кого не будет секретом, что платформа .NET поддерживает автоматическое управление памятью. Это значит, что если вы создадите объект с помощью ключевого слова new, то вам не нужно будет самостоятельно заботиться о его освобождении. Сборщик мусора определит «достижимость» объекта, и если на объект не осталось корневых ссылок, то он будет освобожден. Однако, как только речь заходит о ресурсах, таких как сокет, буфер неуправляемой памяти, дескриптор операционной системы и т.д., то сборщик мусора, по большому счету, умывает руки и весь головняк по работе с такими ресурсами ложится на плечи разработчика.

А как же финализаторы? – спросите вы. Ну, да, есть такое дело, финализаторы действительно предназначены для освобождения ресурсов, но проблема в том, что время их вызова не детерминировано, а это значит, что никто не знает, когда они будут вызваны и будут ли вызваны вообще. Да и порядок вызова финализаторов не определен, поэтому при вызове финализатора некоторые «части» вашего объекта уже могут быть «разрушены», поскольку их финализаторы уже были вызваны. В общем, финализаторы – они-то есть, но это скорее «страховочный трос», а не нормальное средство управления ресурсами.
Читать дальше →
Total votes 77: ↑68 and ↓9+59
Comments28

Принцип самурая

Reading time3 min
Views7.2K
В мире разработки софта существует много идей и «метафор», позаимствованных из других, казалось бы, не сильно связанных с программированием областей. Можно вспомнить паттерны проектирования, позаимствованные у архитекторов, или понятие «технического долга», пришедшее из финансовой индустрии, да и «эффектом второй системы» страдают проектировщики любых систем, а не только программных (*). Все это упрощает коммуникацию между разработчиками или между разработчиками и заказчиками, а также упрощает понимание той или иной проблемы в разработке ПО.

Еще одной метафорой, или скорее принципом разработки, является «принцип самурая», призванный описать «контракт» между функцией и вызывающим ее кодом и заключается в следующем. Любая функция, реализующая некоторую единицу работы должна следовать тому же кодексу чести «бусидо», по которому живет любой самурай. Так, самурай не будет выполнять никаких заданий, противоречащих его «кодексу чести» и если к нему подойти с «непристойным» предложением, то он снесет вам башку раньше, чем вы успеете глазом моргнуть. Но если уж самурай возьмется за дело, то можно быть уверенным в том, что он доведет его до конца (**).
Читать дальше →
Total votes 64: ↑60 and ↓4+56
Comments40

Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман

Reading time4 min
Views6.3K
image
Мое знакомство с мистером Фейнманом началось с перевода статьи Эрика Липперта «Что бы сделал мистер Фейнман». В этой замечательной заметке в виде шуточного рассказа приведены ответы на «нестандартные вопросы», так любимые некоторыми «мелкомягкими» компаниями при отборе кандидатов на работу. А поскольку мистер Фейнман всегда любил «нестандартные вопросы» и давал на них еще менее «стандартные ответы», то интервью получилось веселым и, как я узнал позднее, очень похожим на неопубликованную главу из книги «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман».

Сама же книга представляет собой сборник забавных и трогательных историй о жизни «простого» человека, по имени Ричард Филлипс Фейнман, самым незначительным достижением которого (по его собственному разумению) было получение Нобелевской премии по физике. Это книга о замечательном человеке, умном, талантливом, упрямом; человеке, у которого жажда познаний, экспериментов и решения разных головоломок была практически безграничной.
Читать дальше →
Total votes 121: ↑84 and ↓37+47
Comments29

Wanted! Старые хиты Эрика Липперта

Reading time3 min
Views1.3K
Если вы, вдруг не знали, то помимо всякой ерунды, публикуемой на этом блоге, я еще и занимаюсь переводом блога Эрика Липперта (Eric Lippert) Fabulous Adventures in Coding на русский язык. В русскоязычном варианте этот блог носит название Невероятные приключения в коде.

Занимаюсь я этим делом вот уже полтора года и не разу не пожалел потраченного времени. Я надеюсь, что чтение статей Эрика на русском языке доставляет хоть малую толику того удовольствия, которое я получаю при переводе!

Но сегодня я не об этом. Точнее не совсем об этом. Мы начали публиковать переводы, датированные апрелем 2009-го года, но, как это ни удивительно, до этого Эрик писал не менее часто и не менее интересно. Посему я предлагаю вернуться к его старым хитам и восстановить, так сказать, справедливость и перевести на русский язык и их.

Читать дальше →
Total votes 47: ↑40 and ↓7+33
Comments12

Неявно типизированные поля в C#

Reading time4 min
Views11K
Сегодня на кывте был задан очередной весьма интересный вопрос о том, почему в языке C# существуют неявно типизированные локальные переменные (implicitely-typed local variables) a.k.a. var, но нет неявно типизированных полей?

На самом деле, такое положение дел вовсе не случайно; так что давайте рассмотрим несколько причин, почему компилятор ведет себя именно так, а не иначе.
Читать дальше →
Total votes 38: ↑29 and ↓9+20
Comments55

О книге “MS Visual C++ 2010 в среде .NET. Библиотека программиста”

Reading time8 min
Views1.1K
Если посмотреть на мои обзоры книг (*), то может возникнуть подозрение в предвзятости, поскольку отзывы либо положительные, либо восторженные. Объясняется эта ситуация довольно просто: прежде чем браться за чтение книги разумно совершить «разведку боем» и выяснить, насколько чтение той или иной книги полезно и актуально. Если отзывы на книгу хорошие, автор внушает доверие, а тема интересна, то есть все шансы на то, что и вы не пожалеете о потерянном времени. Если же отзывы сугубо отрицательные и за версту тянет стилем изложения «Для чайников» в самом плохом смысле этого слова, то и время на такую книгу тратить не стоит.

Сегодня же будет исключение из этого правила, связанное, в первую очередь с тем, что это не совсем рецензия, а результаты упомянутой выше «разведки боем», однако ее было более чем достаточно, чтобы сложилось вполне конкретное впечатление об этом творении.
Читать дальше →
Total votes 40: ↑36 and ↓4+32
Comments26

Гарантии безопасности исключений

Reading time11 min
Views18K
Ошибки в обработке ошибок являются наиболее распространенным источником ошибок

Бредня, пришедшая в голову при написании этой статьи

Основные баталии по поводу того, что лучше использовать при программировании на C# – исключения или коды возврата для обработки, ушли в далекое прошлое (*), но до сих пор не утихают баталии другого рода: да, хорошо, мы остановились на обработке исключений, но как же нам их обрабатывать «правильно»?

Существует множество точек зрения о том, что же такое «правильно», большая часть из которых сводится к тому, что нужно перехватывать только те исключения, которые ты можешь обработать, а все остальные пробрасывать вызывающему коду. Ну, а в случае, если на верхний уровень пробралось дерзким образом непонятное исключение, то стрелять все приложение целиком, поскольку уже не понятно, находится ли оно, родимое, в согласованном состоянии или нет.

Существует множество «за» и «против» такого способа перехвата и обработки исключений, но сегодня я хочу рассмотреть несколько другую тему. А именно тему обеспечения согласованного состояния приложения в свете возникновения исключения – три уровня безопасности исключений.
Читать дальше →
Total votes 50: ↑45 and ↓5+40
Comments41

О синглтонах и статических конструкторах

Reading time8 min
Views29K
Изначально автор хотел назвать эту статью следующим образом: «О синглтонах, статических конструкторах и инициализаторах статических полей, о флаге beforeFieldInit и о его влиянии на deadlock-и статических конструкторов при старте сервисов релизных билдов в .Net Framework 3.5», однако в связи с тем, что многострочные названия по неведомой автору причине так и не прижились в современном компьютерном сообществе, он (автор) решил сократить это название, чудовищным образом исказив его исходный смысл.

-------------------------

Любая реализация паттерна Синглтон в общем случае преследует две цели: во-первых, реализация должна быть потокобезопасной, чтобы предотвратить создание более одного экземпляра в многопоточном мире .Net; а во-вторых, эта реализация должна быть «отложенной» (lazy), чтобы не создавать экземпляр (потенциально) дорого объекта раньше времени или в тех случаях, когда он вообще может не понадобиться. Но поскольку основное внимание при прочтении любой статьи про реализацию Синглтона отводится многопоточности, то на «ленивость» зачастую не хватает ни времени не желания.

Читать дальше →
Total votes 80: ↑65 and ↓15+50
Comments35

О вреде изменяемых значимых типов

Reading time8 min
Views22K
Большинство программистов, которых нелегкая судьба свела с платформной.Net знают о существовании значимых типов (value types) и ссылочных типов (reference types). И довольно многие из них прекрасно знают, что помимо названия, эти типы имеют и другие различия, такие как расположение объектов оных типов в памяти, а также в семантике.

Что касается первого различия (о котором стоит упомянуть как минимум ради полноты изложения), то оно заключается в том, что экземпляры ссылочных типов всегда располагаются в управляемой куче, в то время как экземпляры значимых типов по умолчанию располагаются в стеке, но могут мигрировать в управляемую кучу вследствие упаковки, будучи членами ссылочных типов, а также при использовании их в хитрых экзотических конструкциях языка C#, типа замыканий (*).

Хотя это отличие является очень важным и именно благодаря нему значимые типы существуют и используются, у этой пары типов есть еще одно, не менее важное семантическое различие. Значимые типы, как подсказывает название, являются значениями, которое копируется каждый раз при передаче в функцию или при возвращении из нее. А поскольку при копировании, как, опять же, подсказывает название, передается и возвращается не исходный вариант, а копия, то все попытки изменений приведут к изменению копии, а не исходного экземпляра.
Читать дальше →
Total votes 79: ↑70 and ↓9+61
Comments27

[Киев] Семинар по асинхронному программированию в .Net

Reading time5 min
Views1.9K
Вчера я был на первом семинаре вообще и по .Net в частности и, так уж вышло, что вел этот семинар я  (да, кроме меня, там тоже были люди, правда). Семинар был посвящен асинхронному программированию на платформе .Net, который состоялся вчера в учебном центре Люксофта.

Присутствовало где-то двадцать человек, большинство из которых – это знакомые ребята из команд, в которых я либо работал, либо с которыми мы довольно тесно общаемся. Но человек 8 было и из других команд и, кажется, даже не из Люксофта. Благодаря тому, что в основном были все свои, атмосфера с самого начала была неформальной: ребята подкалывали меня, я, в свою очередь, их.

Семинар, по сути, был основан на основе двух моих статей по асинхронному программированию: “Асинхронное программирование и AsyncEnumerator” и “Знакомство с асинхронными операциями в C# 5”, а также статьи про внутреннее устройство итераторов: “Итераторы в языке C#”. Реактивные расширения, которые я тоже собрался рассмотреть, решительно не влезли; на рассмотрение только лишь RX-ов двух часов будет мало, так что я решил не распыляться.

В результате получилась презентация на 50 слайдов, примерно со следующей структурой:
Читать дальше →
Total votes 18: ↑13 and ↓5+8
Comments2

Паттерны поведения

Reading time7 min
Views5.7K
(Эта заметка является завершением серии постов, в которую вошли «Технический долг», «Синдром рефакторинга» и «Эффект второй системы»)

В чем польза паттернов проектирования? (*) Это, прежде всего, повторное использование проверенных архитектурных решений, а также упрощение коммуникаций между разработчиками. Но ведь помимо паттернов проектирования существует и масса других паттернов: существуют паттерны кодирования, тестирования, модификации кода (a.k.a. рефакторинг), существуют архитектурные паттерны и многие другие. Поскольку мы, на самом деле, редко делаем что-либо по-настоящему новое, то проверенные типовые решения существуют для огромного количества областей. И поскольку большинство проблем, с которыми сталкиваются команды разработчиков, также не отличаются разнообразием, то и поведение этих людей также весьма однообразно.

«Технический долг», «синдром рефакторинга» и «эффект второй системы» — это типовые ситуации, с которыми периодически сталкивается команда разработчиков. И главная польза от них как раз и заключается в том, чтобы увидеть проблему и доказать ее существование нужным людям. Если вы сами поняли, что технический долг проекта слишком велик, то используя денежную метафору будет уже значительно проще доказать важность этой проблемы менеджеру или заказчику. А затем взвешенно показать ему альтернативные пути развития событий: (1) оставить все, как есть; (2) уменьшить технический долг путем разумного рефакторинга или (3) переписать все нафиг.
Читать дальше →
Total votes 34: ↑24 and ↓10+14
Comments8

Эффект второй системы

Reading time4 min
Views6.9K
Когда технический долг команды потихоньку начинает превышать все мыслимые и немыслимые границы, то у команды появляется как минимум два способа его погашения: отрефакторить систему таким образом, чтобы стоимость будущих изменений была не столь высокой или оставить текущую версию системы в покое и переписать все заново. В первом случае легко столкнуться с синдромом рефакторинга, когда изменения делаются не с расчетом уменьшения стоимости будущих изменений, а вносятся просто ради изменений. Во втором же случае может возникнуть «эффект второй системы», когда развиваются и совершенствуются уже никому не нужные функции системы, а мысль «а не переписать ли все нафиг» является первой и единственной, которая приходит в голову команде, как только она сталкивается с чужим кодом.

И хотя в классическом понимании «эффект второй системы» немного отличается от паталогической нелюбви к чужому коду и постоянному его переписыванию, оба эти случая имеют и что-то общее, так что имеет смысл оба эти симптома рассмотреть совместно.
Читать дальше →
Total votes 54: ↑46 and ↓8+38
Comments17

Синдром рефакторинга

Reading time5 min
Views9.4K
image
Бытует мнение, что программные системы, будучи объектом не совсем материальным, не поддаются старению. И если говорить о старении физическом, то действительно, шансы на то, что буковка “o” в имени класса вдруг от старости ссохнется и превратится в букву “c” – действительно малы. Но вместо старения физического, программные системы стареют морально.  Со временем накапливается груз ошибок за счет неточностей в исходных требованиях, непонимания требований самим заказчиком, архитектурных ошибок или неудачных компромиссных решений; да и ошибки поменьше, типа слабопонятного кода, его высокой связности, отсутствия юнит-тестов и комментариев делают свое черное дело. Все это приводит к накоплению технического долга (о котором шла речь в прошлый раз), из-за которого при добавлении новой возможности в систему приходиться платить «проценты» в виде более высокой стоимости реализации и более низкого качества получаемого результата.
Читать дальше →
Total votes 59: ↑53 and ↓6+47
Comments40

Технический долг

Reading time6 min
Views25K
Будь вы простым программистом, матерым лидом, архитектором или даже ПМ-ом, вы наверняка в своей нелегкой работе сталкивались с проблемой выбора при добавлении в систему новой возможности. Одно решение гораздо проще реализовать в сжатые сроки и успеть к очередному очень важному релизу, однако оно будет более затратное в сопровождении, менее расширяемое или менее надежное. Другое решение может не обладать всеми этими недостатками, однако обладать другим, в некоторых случаях более важным недостатком – на его реализацию потребуется значительно больше времени.
Читать дальше →
Total votes 53: ↑48 and ↓5+43
Comments8

О книге Марка Руссиновича “Zero Day: A Novel”

Reading time4 min
Views1K
В прошлом обзоре новинок компьютерной литературы помимо чисто компьютерных книг была и одна художественная. Это было связано с тем, что автором этой книги является небезызвестный товарищ в компьютерном мире по имени Марк Руссинович (Mark Russinovich), Microsoft Technical Fellow, основатель компании Sysinternals, автор нескольких книг, множества статей по WinAPI и компьютерной безопасности, да и вообще известный парень в не таких уж и узких кругах.

За время, прошедшее с той публикации, я познакомился с творением Марка поближе, так что теперь я могу рассказать о его кибер-триллере более подробно.
Читать дальше →
Total votes 43: ↑43 and ↓0+43
Comments27

DynamicXml: «динамическая» оболочка для работы с XML данными

Reading time17 min
Views2.4K
Я уже однажды писал о том, что, несмотря на мою любовь к статической типизации, в некоторых сценариях преимущества от той свободы, которую дает динамическая типизация, может превосходить связанные с ней недостатки. В прошлый раз шла речь о Dynamic LINQ, а в этот раз речь пойдет об использовании новой возможности C# 4.0 под названием dynamic, для работы с такими исходно слаботипизированными данными, как XML.

ПРИМЕЧАНИЕ
Исходный код библиотеки DynamicXml, рассматриваемой в данной статье, доступен на github

Введение


Начиная с версии 4.0, в языке C# появилась поддержка динамического программирования, благодаря новому статическому типу под названием dynamic. По сути, применение этого ключевого слова говорит компилятору сгенерировать весь необходимый код, чтобы процесс привязки (binding) и диспетчеризации вызовов (dispatch operations) производился во время выполнения, вместо определения всех этих характеристик во время компиляции. При этом компилятор генерирует весь необходимый код с помощью библиотеки DLR – Dynamic Language Runtime (*), которая была изначально создана при проектировании языка программирования Iron Python и впоследствии вошла в состав .Net Framework 4.0, как основа для реализации динамических языков программирования, а также для взаимодействия между ними.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑25 and ↓7+18
Comments5

Конфигурябельность

Reading time6 min
Views1.2K
Повествование в художественном или разговорном стиле на компьютерную тематику дело не новое. Наверное, одним из первых и самых известных представителей этого жанра является Том ДеМарко со своей замечательной книгой «Deadline. Роман об управлении проектами». Вот и я решил опробовать этот стиль на себе и посмотреть, что из этого выйдет.

Первые дни работы на новом проекте — очередной стендап. Мы, видите-ли, работаем «по скраму». То, что никто не понимает, для чего это нужно и какие бенефиты мы от получаем от этого процесса — дело второе, но главное, что все (в том числе и заказчик) знают, что у нас есть «Процесс» и мы его рьяно соблюдаем. Ну ладно, скрам, так скрам, назовите вы процесс хоть RUP-ом, только тысячами отчетов не задалбывайте.

На очередном стендапе я стою себе в сторонке, никого не трогаю, народ в это время обсуждает куски какого-то проекта, и тут Славка (лид наш) вспоминает о моем существовании, поворачивается ко мне и говорит:
— Серега, ты же сейчас ни чем особым не занят?
— Да вроде бы нет, — осторожно отвечаю я. — Мне Мэт еще на той неделе обещал подогнать какое-нибудь разумное задание, но так и не подогнал, вот я сижу и дурью маюсь помаленьку.
— Отлично, — говорит Славка, — У меня как раз к тебе заданьице есть. Возьмешься?
— Ну, а чего ж не взяться-то, раз оно есть-то. Давай, конечно.
— Вот смотри, ты же в курсе, что мы переписываем этот Loader с плюсов на шарп? Так вот, заказчик аж кипятком исходится, так хочет, чтобы он был конфигурабельный. Ну, типа, мы в конфиге чего-то прописали, и оно уже как-то по-другому работает.
— Ну, ладно, — говорю. — Идея-то разумная, а что сильно часто им приходилось правки вносить? — спрашиваю.
— Да, х его з, — отвечает Славка, — Народ говорит, что запросов на изменения, дескать, вообще не было, ибо они в этот г#$@о-код даже лезть боялись. Так что я не в курсе, насколько это на самом деле пригодится, но точно знаю, что без конфигурябельности они никуда не хотят.
— Оки, дай мне денек, я поразбираюсь в коде старой системы и в том, что вы уже успели наваять для новой версии, да покумекаю, стоит ли прикручивать сюда эту конфигурабельность аль нет.
Читать дальше →
Total votes 24: ↑14 and ↓10+4
Comments12

Книга Криса Смита «Программирование на языке F#»

Reading time2 min
Views4.6K
image

Любая методология разработки, инструмент, технология или язык программирования привлекает к себе внимание по разным причинам. Это может быть нечто инновационное и тогда по прошествию десятка или двух лет (!), до него таки дотянутся руки всего остального компьютерного сообщества. Так было практически со всеми идеями, которым пришлось пройти длительный путь от конференций гиков до признания широкой общественностью. Другим способом ворваться в «мейнстрим» является поддержка уже известного вендора, например такого, как компания … Майкрософт. Большинство людей инерционны и не будут вкладывать свои силы в «нонейм» инструменты, пока не удостоверятся, что их капиталовложение будет востребовано. Если же инструментом занимается подобный вендор, то риск изучить что-то, что не пригодится в будущем, очень не велик.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑38 and ↓4+34
Comments3

Information

Rating
Does not participate
Location
Washington, США
Registered
Activity