Pull to refresh
417
0
Вадим Шевяков @Sirion

Пролетарий умственного труда

Send message

«A» значит «Astral». Интервью с Иваном Поляковым (Apus Software)

Reading time11 min
Views5.5K
Существует определённый круг предметов и явлений, по отношению к которым люди чётко делятся на две категории. Услышав про некое Х, представители первой категории спросят:«А что такое Х? Возможно, я что-то слышал об этом, но ничего конкретного не припоминаю.» Те же, кто относится к категории второй, выдохнут:«О-о, то самое Х!» — и глаза у них загорятся слегка нездоровым энтузиазмом. Только две категории. Никаких полутонов не предусмотрено.

Отличным примером такого явления может служить белорусская компания Apus Software и их серия компьютерных карточных игр, большая часть которых содержит в своём названии слово Astral. Начиная с олдовой Astral Tournament, которая, будь она человеком, в прошлом году уже могла бы получить паспорт, и заканчивая недавно вышедшей Astral Heroes, в которой лучшее из прошлых игр соединилось с лучшим из того, чего в них не было, Apus Software исправно сдают карты тем картёжникам, кому эльфы и единороги милее карманной пары и ловленного мизера.



В далёких уже две тысячи нулевых, коротая ночи за «Турниром в Астрале», вряд ли я мог представить, что когда-нибудь стану брать интервью у его создателя. Однако жизнь — удивительная штука, и сегодня у моего (метафорического, конечно) микрофона — сам Иван Поляков, более известный как Cooler.
Total votes 11: ↑11 and ↓0+11
Comments32

Что скрывает Array#sort: реверс-инжиниринг подручными средствами

Reading time4 min
Views19K
Как вам, возможно, известно, спецификация языка JavaScript не предписывает какой-то определённой реализации метода sort у массивов. Алгоритм, находящийся «под капотом», может отличаться (и отличается) в различных браузерах. Теоретически, можно представить себе ситуацию, когда от того, как именно реализована сортировка массивов в конкретном движке, зависит производительность вашего веб-приложения.
Скрытый текст
Очень сильно сомневаюсь, что так может случиться на практике, но как человек, написавший в своё время определённое количество курсовых и дипломных работ, я просто не смог обойтись без секции «применение в народном хозяйстве».

Если речь идёт о браузере с открытым исходным кодом, то можно просто открыть этот код и посмотреть, какой там использован алгоритм. Однако существуют браузеры с закрытым исходным кодом (не будем показывать пальцем). Что делать в таком случае?

Поскольку мы на Хабре, я готов предположить, что некоторые читатели уже потянулись к своим любимым дизассемблерам, в то время как некоторые другие готовятся звонить своим друзьям из одной небольшой и нетвёрдой компании. Однако сегодня мы не будем копаться в машинном коде или использовать инсайдерскую информацию. Мы будем смотреть весёлые картинки.


Но зачем, сэмпай?
Total votes 50: ↑49 and ↓1+48
Comments40

Фиеричная система счисления, или почему 1 + 10 = 100

Reading time9 min
Views62K
«10.01 х 10.01 = 1000.1001»
Джордж Оруэлл. «1010001001001000.1001001000100001»


image


Существует ли позиционная система счисления с иррациональным основанием, в которой все натуральные числа записываются конечным числом цифр? В которой число больше единицы, не имеющее цифр после запятой, наверняка не целое и даже не рациональное? В которой 1 + 10 = 100, а 1 + 1 = 10.01?
Я заинтригован и хочу узнать ответ
Total votes 92: ↑89 and ↓3+86
Comments54

Hydra Slayer: убиваем время и числа

Reading time7 min
Views12K
24 марта сего года произошло событие, которого мы все так давно ждали: в сервисе цифровой дистрибуции компьютерных игр Steam вышел очередной шедевр польского игростроя — Hydra Slayer. И хотя шедевр этот местами кривоват, да и ждали его далеко не все, а скорее три с половиной человека, всё же я полагаю его достойным своей статьи на Хабре. «Постойте-ка, любезный автор, — воскликнет сейчас человек по другую сторону монитора от меня, — а не спутали ли вы часом столь уважаемый сайт, как Хабрахабр, с каким-нибудь игровым порталом, где юноши от четырнадцати лет и младше делятся своими успехами в Майнкрафте, обильно используя ненормативную лексику?». Нет, не спутал. Этому материалу суждено особое место в хабе «Математика».

image
И вот почему.
Total votes 21: ↑21 and ↓0+21
Comments15

Про Бурали-Форти, Пуанкаре и то самое определение единицы

Reading time11 min
Views80K
Если вы, уважаемый мой читатель, имеете обыкновение проводить много времени в интернете, вы наверняка уже видели эту картинку с цитатой:

image

Наверняка также вы задавались вопросом: что, чёрт подери, здесь написано? Формула из этой цитаты интересна тем, что у человека, имеющего высшее математическое образование, этот вопрос возникает столь же неумолимо, как и у любознательного семиклассника. У нелюбознательных семиклассников несколько иной круг интересов, выходящий за рамки данной статьи; однако даже они не откажут себе в удовольствии похихикать над «этими чокнутыми ботаниками», или как оно там формулируется на современном молодёжном сленге.

В нижеследующем тексте я раскрою перед вами тайну этого загадочного сочетания символов. Пожалуйте под кат, однако помните поучительную историю о любопытной Варваре, которой на базаре рассказали про парадокс Банаха-Тарского, отчего она сошла с ума, разрезала себе нос на конечное количество частей и склеила из них рогатую сферу Александера.
N.B. Я предупреждал.
Total votes 145: ↑141 and ↓4+137
Comments146

Условие как компромисс

Reading time9 min
Views34K
Они объясняли мне: «У тебя есть апельсин, так? Теперь ты разрезаешь этот апельсин на конечное количество кусочков, складываешь их обратно в апельсин, и он становится таким же большим как солнце. Истина или ложь?»
— Между кусочками нет пространства? — Нет.
— Невозможно! Такого просто не может быть.
— Ха! Попался! Идите все сюда! Это теорема Того-то о безмерной мере!
И когда им кажется, что они поймали меня, я напоминаю им: «Но вы сказали апельсин! А апельсиновую кожуру невозможно разрезать на кусочки тоньше атомов».
— Но у нас есть условие непрерывности. Мы можем резать бесконечно!
— Нет, вы сказали апельсин, поэтому я принял, что вы имеете в виду настоящий апельсин.
Так что я всегда выигрывал. Если я угадывал — здорово. Если не угадывал, то всегда мог найти в их упрощении что-то, что они упускали из виду.

Ричард Фейнман. «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Пролог


Так получилось, что с самого детства я увлекаюсь занимательными задачами. Решал я их, как правило, хорошо и быстро, хотя не обходилось и без курьезов. Например, на олимпиаде по математике за седьмой класс, куда я попал, будучи в шестом, была задача: найти такой-то угол в треугольнике, обладающем такими-то свойствами. Мои познания в области геометрии были на тот момент весьма отрывочны, однако кое на что их всё же хватило. Недолго думая, я построил этот треугольник в тетради с помощью циркуля и линейки, а затем измерил нужный угол транспортиром. Это было практически как в том анекдоте про «найдите икс», когда ученик ткнул в букву «x» пальцем с радостным криком «вот он!».
Как интересно! Что же было дальше?
Total votes 59: ↑56 and ↓3+53
Comments79

Нормальные числа. Эпизод II: атака де Брёйна

Reading time7 min
Views14K
Добрый день, любезные хабражители. Как, быть может, некоторые из вас помнят, в предыдущем посте я грозился показать, как конструируется нормальное число, доказательство нормальности которого возможно провести элементарными средствами. К сожалению, у меня целый месяц не было возможности написать этот пост вследствие неожиданного перехода моего аккаунта в режим рид-онли. Однако теперь я вернулся, так сказать, отдохнувшим и могу приступить к выполнению обещания.

Если вы знаете, что такое нормальные числа, и вам интересно, как их строить — пожалуйте под кат. Если вы не знаете, что такое нормальные числа — прочитайте предыдущую статью (ссылка выше), затем пожалуйте под кат. Если же вам неинтересно, как строить нормальное число — всё равно пожалуйте под кат, потому что там я буду рассказывать про циклы де Брёйна, которые сами по себе очень интересные штуки.

image

А вот, собственно, и кат
Total votes 27: ↑26 and ↓1+25
Comments6

Нормальные числа: ликбез

Reading time5 min
Views58K
Не так давно попалась мне на глаза великолепная юмористическая статья про файловую систему, хранящую данные в числе Пи. Бурное обсуждение, развернувшееся в комментариях (кажется, не все его участники поняли шутку), натолкнуло меня на мысль, что тему нормальных чисел неплохо бы обсудить более серьёзно, тем более что тема эта благодатна, полна красивых результатов, нерешённых проблем и прочих кошерных вещей. Если желаете с этими вещами ознакомиться — пожалуйте под кат.

image

Читать дальше →
Total votes 116: ↑112 and ↓4+108
Comments38

Как не нужно освобождать интернет

Reading time3 min
Views62K
Добрый день, уважаемые хабровчане. Проснувшись сегодня в четырнадцать часов утра, я обнаружил на хабре две статьи: Правительство США предало интернет. Нам надо вернуть его в свои руки и Как конкретно освободить интернет. Скажу прямо, их посыл меня удивил до такой степени, что я решил создать этот пост, даже не допив утренний чай.

Я чувствую себя весьма неудобно, оказавшись вынужденным спорить с Брюсом Шнайером. Но есть мнение, что он, несмотря на свой огромный авторитет, сейчас критически не прав.

image
Читать дальше →
Total votes 213: ↑157 and ↓56+101
Comments139

Разрезание на две равные части, часть третья

Reading time2 min
Views24K
Первая часть
Первая часть второй части
Вторая часть второй части

Ну что ж, господа, пора заканчивать. В последней статье цикла (название которой разрывает мой ещё толком не проснувшийся шаблон) мы поставим жирную точку в истории этой задачи. Несмотря на то, что в комментариях ко второй части был предложен более удобный и универсальный способ это сделать, я всё же воспользуюсь инструментарием, разработанным лично мной ещё до написания первой из статей. Во-первых, не пропадать же добру, а во-вторых, я думаю, все понимают, что задача — это просто повод порисовать красивые чертёжики в GeoGebra и запостить их на хабр. Ну, как говорится, понеслась.



Расследования, скандалы, интриги
Total votes 35: ↑32 and ↓3+29
Comments13

Разрезание на две равные части, вторая часть второй части

Reading time3 min
Views12K
Первая часть
Первая часть второй части

Майские праздники продолжаются, количество употреблений слова «часть» на строку текста зашкаливает, а мы с вами, дорогие читатели, наконец прикончим случай поворота с центром внутри фигуры.



Интриги, расследования, интриги
Total votes 18: ↑14 and ↓4+10
Comments4

Разрезание на две равные части, часть вторая

Reading time3 min
Views18K
С первой частью можно невозбранно ознакомиться здесь.

Итак, дорогие друзья, в предыдущей части мы с вами поговорили о параллельном переносе, а сегодня займёмся поворотом. Это будет интересно. Сейчас быстренько вспомним основные понятия — и вперёд.



Интриги, расследования, скандалы
Total votes 27: ↑27 and ↓0+27
Comments39

Разрезание на две равные части, часть первая

Reading time4 min
Views55K
Задачи на разрезание — это та область математики, где, как говорится, мамонт не валялся. Множество отдельных проблем, но по сути нет общей теории. Помимо всем известной теоремы Бойяи-Гервина, других фундаментальных результатов в этой области практически нет. Неопределённость — вечный спутник задач на разрезание. Мы можем, например, разрезать правильный пятиугольник на шесть частей, из которых можно сложить квадрат; однако мы не можем доказать, что пяти частей для этого было бы недостаточно.

С помощью хитрой эвристики, воображения и поллитры нам порой удаётся найти конкретное решение, но, как правило, мы не обладаем подходящим инструментарием, чтобы доказать минимальность этого решения или же его несуществование (последнее, разумеется, относится к случаю, когда мы решение не нашли). Это печально и несправедливо. И как-то раз я взял чистую тетрадку и решил восстановить справедливость в масштабах одной конкретной задачи: разрезания плоской фигуры на две равных (конгруэнтных) части. В рамках этого цикла статей (их, кстати, будет три) мы с вами, камрады, рассмотрим вот этот забавный многоугольник, изображённый ниже, и попытаемся беспристрастно разобраться, можно ли разрезать его на две равных фигуры, или же таки нет.



Скандалы, интриги, расследования
Total votes 61: ↑53 and ↓8+45
Comments11

Пусть математика сложит сердца

Reading time3 min
Views43K
Один и один — получается два. Все одиноки — здесь ты, а там я.
Люди всегда одиноки вдвойне сами с собою наедине.
Если б их что-то сблизить могло, сразу б из двух получилось одно.
Пусть математика сложит сердца — чтобы проделать нам путь до конца.


Уильямс Джей, «Герои Ниоткуда»

Вероятно, пост следовало назвать «Как нарисовать анимированное сердечко ко дню Святого Валентина, используя математику не по назначению». Я отверг это название в пользу более поэтичного: как-никак, надвигается замечательный романтический праздник, который мы, айтишники и прочие нёрды, должны встретить во всеоружии. Я сразу покажу вам результат, а под хабракатом будет много букв о том, как я этого результата достиг.

image

Много букв
Total votes 76: ↑56 and ↓20+36
Comments21

Игры для программистов

Reading time3 min
Views134K
Должен признаться, что я плохой программист. Я не люблю настраивать Maven и писать конфигурации для Spring Framework. Я не знаю в деталях, как работает JVM (да и в общих чертах представляю это себе довольно смутно). Я плохо понимаю паттерны проектирования, а любая новая технология вводит меня в уныние. И тем не менее, я люблю программировать.

Специально для таких как я (а может, и для каких-то других) существует небольшой класс игр, представляющих собой квинтэссенцию программирования. В них не нужно скрещивать ежа с ужом и беспокоиться о версиях библиотек. Лишь кристально чистое алгоритмическое программирование, обёрнутое в симпатичный интерфейс — вот моё маленькое счастье.

Минуточку внимания.

Я не стану говорить о Robot Battle и тому подобных вещах. Вот не стану и всё. Возможно, я странный человек, но мне не нравится иметь дело с чем-то, хоть отдалённо напоминающим реальную физику. Интересующиеся могут почитать об этой игре здесь, а статья немного о другом.

Так о чём же статья?
Total votes 120: ↑102 and ↓18+84
Comments89

Небесный винчестер. Лирическое повествование с элементами вымысла

Reading time15 min
Views7.9K
Все началось, когда появился Грендель.

Двадцатого марта 20** года в глобальной сети Интернет царил хаос. Звонкой мартовской капелью падали сервера; базы данных таяли, как тонкий весенний лёд. Всемирная Паутина оказалась разодрана в клочья меньше, чем за полтора часа. Антивирусные мониторы были бесполезны. Фаерволлы — бессмысленны. Невиданный вирус, словно чума, признавал лишь одну защиту: полную изоляцию. Подобно демону преисподней, он возник из смрадного Ниоткуда — и вернулся туда ровно через один час двадцать четыре минуты, не оставив после себя байта на байте.
Что же было дальше?
Total votes 60: ↑39 and ↓21+18
Comments15

Просто, как дважды два четыре

Reading time4 min
Views77K
Наверное, каждый из хабровчан хотя бы раз в жизни слышал это выражение. Действительно, что может быть проще? Однако я знавал преподавателя математического анализа, который, услыхав подобное, ехидно улыбался в усы и предлагал доказать этот факт. После этого у говорившего обычно случался когнитивный диссонанс.

И действительно, как же доказать, что 2 × 2 = 4? Ответ под хабракатом.

Дисклеймер


Данная статья не содержит ничего нового для читателей с серьёзным математическим образованием. Также, вполне вероятно, она будет неинтересна людям с чисто инженерным складом ума. Этот текст писался в расчёте на тех, кому интересны основания математики, но кто до сих пор не нашёл времени и сил в них разобраться.
Читать дальше →
Total votes 171: ↑145 and ↓26+119
Comments124

Ломаем спички, или Алиса в стране математических ошибок

Reading time5 min
Views76K
Есть у меня любимый форум, посвящённый головоломкам. Недавно я наткнулся там на следующую задачу:

Сидел однажды Вася у себя на кухне и от нечего делать спички ломал. Поломал, поломал и задумался — чему равна вероятность того, что по крайней мере одна спичка будет переломана точно посередине? Запас спичек у Васи неограничен.


Я довольно быстро доказал, что вероятность этого события равна нулю. Гордый собой, я запостил решение и ответ, ожидая плюсика в карму. Оказалось, однако, что авторский ответ совсем другой: 1 — 1/e. Забегая вперёд, скажу, что этот ответ неверен.

Неправильные авторские решения — довольно частое явление в интернет-головоломках. И я ни за что не стал бы писать этот пост, если бы автором задачи, а также её неверного решения, не был британский логик и алгебраист Чарльз Л. Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Скандалы, интриги, расследования
Total votes 228: ↑218 and ↓10+208
Comments381
2

Information

Rating
Does not participate
Location
Калуга, Калужская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity