Pull to refresh
114
0
Андрей Плеханов @andy_p

User

Send message

Лицензирование программного обеспечения

Reading time4 min
Views184K
Эта статья написана для тех, кто хочет понять, что такое лицензия и лицензирование программного обеспечения и для чего это нужно. Рассмотреть все возможные схемы лицензирования ПО в небольшой по объему статье, естественно, не представляется возможным, поэтому я попытаюсь кратко показать лишь наиболее популярные из них.
Читать дальше →
Total votes 20: ↑15 and ↓5+10
Comments13

Советы о том, как писать на С в 2016 году

Reading time20 min
Views90K

Если бы язык С был оружием

От автора: Наброски для этой статьи появились еще в начале 2015 года, правда, до публикации материалов дело так и не дошло. Наконец, решив, что в ящике моего письменного стола от вышеупомянутого «черновика» не будет никакой пользы, представляю его вашему вниманию в исходном виде. Единственное, что изменилось в тексте – год, с 2015 на 2016.

И я всегда рад услышать комментарии по поводу необходимых исправлений, уточнений или даже ваши жалобы.

Итак, статья ...


Первое правило программирования на С – не используйте его, если можно обойтись другими инструментами.

Когда найти альтернативный метод не удается, самое время вспомнить о современных заповедях программиста.
Читать дальше →
Total votes 92: ↑84 and ↓8+76
Comments80

Низкоуровневая оптимизация параллельных алгоритмов или SIMD в .NET

Reading time12 min
Views45K
image

В настоящее время огромное количество задач требует большой производительности систем. Бесконечно увеличивать количество транзисторов на кристалле процессора не позволяют физические ограничения. Геометрические размеры транзисторов нельзя физически уменьшать, так как при превышении возможно допустимых размеров начинают проявляться явления, которые не заметны при больших размерах активных элементов — начинают сильно сказываться квантовые размерные эффекты. Транзисторы начинают работать не как транзисторы.
А закон Мура здесь ни при чем. Это был и остается законом стоимости, а увеличение количества транзисторов на кристалле — это скорее следствие из закона. Таким образом, для того, чтобы увеличивать мощность компьютерных систем приходится искать другие способы. Это использование мультипроцессоров, мультикомпьютеров. Такой подход характеризуется большим количеством процессорных элементов, что приводит к независимому исполнение подзадач на каждом вычислительном устройстве.
Читать дальше
Total votes 32: ↑31 and ↓1+30
Comments16

STM32F4: GNU AS: Программирование на ассемблере (Часть 1)

Reading time15 min
Views70K
Обсуждение статьи после прочтения или задать вопросы можно в VK: vk.com/topic-200545792_46641834

Так же теперь (2021 год) я написал небольшой редактор для программ на ассемблере, начинать читать можно с Редактор ассемблера для ARM микроконтроллеров для компилятора gnu as. Старт там же можно будет и создавать проект в более удобном формате нежели описано в этой и нескольких последующих статьях. При этом рекомендую все таки ознакомится со всеми статьями по этой тематике в моих публикациях, так как не везде я повторяю прошлые материалы.

Это моя первая статья для сообщества Хабрахабр и написать ее я решил про то что сейчас волнует меня самого: написание программ для микроконтроллеров STM32 (семейство АRМ) на языке ассемблера. Я использую отладочную плату на основе микроконтроллера STM32F407 (STM32F4 Discovery, Open407I-C), но статья будет не менее полезна и для программирования других микроконтроллеров STM32.
Читать дальше →
Total votes 34: ↑32 and ↓2+30
Comments45

Сравнение алгоритмов сортировки

Reading time3 min
Views170K
В данной статье рассматриваются алгоритмы сортировки массивов. Для начала представляются выбранные для тестирования алгоритмы с кратким описанием их работы, после чего производится непосредственно тестирование, результаты которого заносятся в таблицу и производятся окончательные выводы.

Алгоритмы сортировок очень широко применяются в программировании, но иногда программисты даже не задумываются какой алгоритм работает лучше всех (под понятием «лучше всех» имеется ввиду сочетание быстродействия и сложности как написания, так и выполнения).

В данной статье постараемся это выяснить. Для обеспечения наилучших результатов все представленные алгоритмы будут сортировать целочисленный массив из 200 элементов. Компьютер, на котором будет проводится тестирование имеет следующие характеристики: процессор AMD A6-3400M 4x1.4 GHz, оперативная память 8 GB, операционная система Windows 10 x64 build 10586.36.
Читать дальше →
Total votes 37: ↑4 and ↓33-29
Comments25

Эволюция домашнего NAS. Итог шести лет

Reading time6 min
Views37K
Все началось тогда, когда в моем доме появился второй компьютер. А файлами захотелось пользоваться сразу с нескольких устройств. Самым простым оказалось расшаривание общей папки, но необходимость оставлять компьютер включенным несколько напрягала. Тогда начались поиски решения, которые вылились в многочисленные эксперименты, и как итог, в написание этого материала.


Читать дальше →
Total votes 19: ↑18 and ↓1+17
Comments125

Управление памятью: Взгляд изнутри

Reading time26 min
Views71K

Доброго времени суток!
Хочу представить вашему вниманию перевод статьи Джонатана Барлетта (Jonathan Bartlett), который является техническим директором в компании New Medio. Статья была опубликована 16 ноября 2004 года на сайте ibm.com и посвящена методам управления памятью. Хотя возраст статьи достаточно высок (по меркам IT), информация в ней является фундаментальной и описывает подходы к распределению памяти, их сильные и слабые стороны. Всё это сопровождается «самопальными» реализациями, для лучшего усвоения материала.

Аннотация от автора
Решения, компромиссы и реализации динамического распределения памяти
Получите представление о методах управления памятью, которые доступны Linux разработчикам. Данные методы не ограничиваются языком C, они также применяются и в других языках программирования. Эта статья даёт подробное описание как происходит управление памятью, на примерах ручного подхода (manually), полуавтоматического (semi-manually) с использованием подсчёта ссылок (referencing count) или пула (pooling) и автоматического при помощи сборщика мусора (garbage collection).

Читать далее...
Total votes 1: ↑1 and ↓0+1
Comments3

Оттачиваем мастерство работы в консоли

Reading time3 min
Views64K
После того, как у меня появился новый монитор на рабочем месте, я начал новую итерацию улучшения своего «безмышечного» (mouse-less, прим. пер.) опыта. Вы же знаете, что это значит, не так ли? Это значит, что каждый раз, когда вы беретесь за мышку, убирая руку с клавиатуры, вы тратите немного времени и энергии. Если вам нужно набирать много текста (а я много пишу кода), это становится существенным.

Так же существует следующий уровень «безмышечного» опыта, когда вы стараетесь избежать труднодоступных клавиш, например Delete, Backspace, Escape или даже Enter.

Если вы держите руки в стандартной позиции для 10-пальцевой слепой печати, более удобно нажать Ctrl-m вместо того, чтобы тянуться мизинцем к энтеру.

image
Читать дальше →
Total votes 68: ↑65 and ↓3+62
Comments116

Открыт новый вид пятиугольников, покрывающих плоскость

Reading time2 min
Views105K


В мире математики сенсация. Открыт новый вид пятиугольников, которые покрывают плоскость без разрывов и без перекрытий.

Это всего 15-й вид таких пятиугольников и первый, открытый за последние 30 лет.
Читать дальше →
Total votes 84: ↑78 and ↓6+72
Comments76

Полезный софт для любителей астрономии

Reading time7 min
Views49K


Многие любители астрономии берут с собой «в поля» ноутбуки с приложениями, облегчающими поиск и наблюдение за небесными объектами. Те же самые программы можно использовать и дома, подготовившись заранее и просто распечатав необходимые материалы. Или же проводить наблюдения прямо из окна, с балкона, с прилегающего участка, если это позволяет текущий уровень светового загрязнения и чистота атмосферы. Мы подобрали для вас различные приложения, которые могут быть полезны как начинающим, так и опытным астрономам-любителям. Добро пожаловать под кат.
Читать дальше →
Total votes 34: ↑33 and ↓1+32
Comments10

Лоукостеры-производители печатных плат с социальным уклоном

Reading time5 min
Views23K
В США и Южной Америке уже много лет работают целые технопарки-лоукостеры с элементами социальности. В СНГ такое тоже встречается, но чаще это закрытые сообщества, как, например, Сколково. В этой мини-статье я расскажу, что это за явление на примере производителя печатных плат OSH Park, расположенном в штате Орегон. Это не единственный производитель такого типа, они есть и в Китае, и в Европе, что для российского заказчика может быть выгодней. Но во-первых я давно с ними работаю, во-вторых я не работал с другими, в-третьих они шлют заказы по всему миру бесплатно (ага, Free Shipping!).
Читать дальше →
Total votes 34: ↑34 and ↓0+34
Comments39

Бодибилдинг для фрилансера

Reading time12 min
Views24K
Я буду говорить о домашнем любительском натуральном (без фармакологии) бодибилдинге, так как считаю его наиболее подходящим спортом для фрилансера, который работает из дома, таким фрилансером являюсь и я, опыта и там и там у меня предостаточно.

Зачем


Во-первых, в двух словах зачем вообще фрилансеру спорт. Сидячая работа и нерегулярное питание рано или поздно выльются в проблемы со здоровьем у любого человека, даже не расположенного генетически к полноте. Если вы сейчас молоды, здоровы и думаете, что так будет постоянно и что у вас не появится живота, лишнего веса, одышки и запоров к 25-30 годам — вы глубоко ошибаетесь. И это только самые очевидные вещи, возможные проблемы с позвоночником куда серьезнее. Про вредные привычки ничего не скажу — личного опыта нет, но ясно что ни алкоголь, ни курение со здоровым образом жизни и тем более бодибилдингом не совместимы никак. Поэтому здоровье свое нужно беречь постоянно, и чем раньше начать это делать — тем лучше.
Читать дальше →
Total votes 26: ↑22 and ↓4+18
Comments64

Какой квадрокоптер выбрать для GoPro? Рассмотрим лучших среди бюджетных

Reading time4 min
Views118K
Свой первый квадрокоптер я купил более двух лет назад и купил я его, чтобы открыть новые ракурсы для своей «гопрошки». Сегодня совсем другая ситуация и на рынке квадрокоптеров и с курсом доллара, однако желание купить квадрокоптер для съёмки с воздуха — всё так же актуально. Поэтому в этой статье я расскажу о том, на какие квадрокоптеры стоит обратить внимание и с какими сложностями вы можете столкнуться.


«Подвес DJI Phantom»
Читать дальше →
Total votes 21: ↑20 and ↓1+19
Comments10

Магия тензорной алгебры: Часть 6 — Кинематика свободного твердого тела. Природа угловой скорости

Reading time8 min
Views28K

Содержание


  1. Что такое тензор и для чего он нужен?
  2. Векторные и тензорные операции. Ранги тензоров
  3. Криволинейные координаты
  4. Динамика точки в тензорном изложении
  5. Действия над тензорами и некоторые другие теоретические вопросы
  6. Кинематика свободного твердого тела. Природа угловой скорости
  7. Конечный поворот твердого тела. Свойства тензора поворота и способ его вычисления
  8. О свертках тензора Леви-Чивиты
  9. Вывод тензора угловой скорости через параметры конечного поворота. Применяем голову и Maxima
  10. Получаем вектор угловой скорости. Работаем над недочетами
  11. Ускорение точки тела при свободном движении. Угловое ускорение твердого тела
  12. Параметры Родрига-Гамильтона в кинематике твердого тела
  13. СКА Maxima в задачах преобразования тензорных выражений. Угловые скорость и ускорения в параметрах Родрига-Гамильтона
  14. Нестандартное введение в динамику твердого тела
  15. Движение несвободного твердого тела
  16. Свойства тензора инерции твердого тела
  17. Зарисовка о гайке Джанибекова
  18. Математическое моделирование эффекта Джанибекова


Введение


Что такое угловая скорость? Скалярная или векторная величина? На самом деле это не праздный вопрос.

Читая лекции по теоретической механике в университете, я, следуя традиционной методике изложения курса кинематики, вводил понятие угловой скорости в теме «Скорость точки тела при вращательном движении». И там угловая скорость впервые появляется как скалярная величина, со следующим определением.
Угловая скорость твердого тела — это первая производная от угла поворота тела по времени
\omega = \frac{d \varphi}{dt}

А вот потом, при рассмотрении каноничной формулы Эйлера для скорости точки тела при вращении

\vec{v}_M = \vec{\omega} \times \vec{r}

обычно дается следующее определение
Угловая скорость тела — это псевдовектор, направленный вдоль оси вращения тела в ту сторону, откуда вращение выглядит происходящим против часовой стрелки

Ещё одно частное определение, которое, во-первых, утверждает неподвижность оси вращения, во-вторых навязывает рассмотрение лишь правой системы координат. И наконец термин «псевдовектор» обычно объясняется студентам так: «Посмотрите, ведь мы показали, что омега — скалярная величина. А вектор мы вводим для того, чтобы выписать формулу Эйлера».

При рассмотрении сферического движения оказывается потом, что ось вращения меняет направление, угловое ускорение направлено по касательной к годографу угловой скорости и так далее. Неясности и вводные допущения множатся.

Учитывая уровень подготовки школьников, а так же вопиющую глупость, допускаемую в программах подготовки бакалавров, когда теормех начинается с первого (вдумайтесь!) семестра, такие постепенные вводные, на палках, веревках и желудях наверное оправданы.

Но мы с вами заглянем, что называется, «под капот» проблемы и, вооружившись аппаратом тензорного исчисления, выясним, что угловая скорость — это псевдовектор, порождаемый антисимметричным тензором второго ранга.

Думаю для затравки вполне достаточно, а поэтому — начнем!
Читать дальше →
Total votes 31: ↑30 and ↓1+29
Comments7

Магия тензорной алгебры: Часть 4 — Динамика точки в тензорном изложении

Reading time8 min
Views31K

Содержание


  1. Что такое тензор и для чего он нужен?
  2. Векторные и тензорные операции. Ранги тензоров
  3. Криволинейные координаты
  4. Динамика точки в тензорном изложении
  5. Действия над тензорами и некоторые другие теоретические вопросы
  6. Кинематика свободного твердого тела. Природа угловой скорости
  7. Конечный поворот твердого тела. Свойства тензора поворота и способ его вычисления
  8. О свертках тензора Леви-Чивиты
  9. Вывод тензора угловой скорости через параметры конечного поворота. Применяем голову и Maxima
  10. Получаем вектор угловой скорости. Работаем над недочетами
  11. Ускорение точки тела при свободном движении. Угловое ускорение твердого тела
  12. Параметры Родрига-Гамильтона в кинематике твердого тела
  13. СКА Maxima в задачах преобразования тензорных выражений. Угловые скорость и ускорения в параметрах Родрига-Гамильтона
  14. Нестандартное введение в динамику твердого тела
  15. Движение несвободного твердого тела
  16. Свойства тензора инерции твердого тела
  17. Зарисовка о гайке Джанибекова
  18. Математическое моделирование эффекта Джанибекова


Введение


Итак, настал момент применить на практике всё то, о чем мы так долго рассуждали теоретически. Данная заметка будет использовать в основном материал предыдущей статьи, в которой есть ссылки на предыдущие публикации по тензорной тематике.

А заниматься мы будем механикой. Именно решение задач механики и побудило меня разбираться с тензорным исчислением. И поговорим мы об уравнениях Лагранжа 2 рода, которые применяются для анализа движения сложных механических систем. Эти уравнения имеют вид, хорошо известный большинству специалистов в данной области

\frac{d}{dt} \left(\frac{\partial T}{\partial \dot{q}^i} \right ) - \frac{\partial T}{\partial q^i} = Q_i \quad i = \overline{1,s}

где s — число степеней свободы механической системы; q^i — обобщенная координата; T = T\left(\vec{q}, \, \dot{\vec{q}} \right ) — кинетическая энергия механической системы; Q^i — обобщенная сила.

Те, кто сталкивался с этими уравнениями наверняка замечали, что после выполнения трехкратного дифференцирования кинетической энергии получаются выражения, представленные линейной комбинацией вторых производных от обобщенных координат и линейной комбинации произведений их первых производных. И это, по крайней мере меня, наводило на мысль о том, что кинетическую энергию можно продифференцировать один раз в общем виде, а потом просто составлять уравнения движения, используя полученные выражения общего вида. Только вот попытки проделать это самостоятельно не приводили меня к успеху.

Тем не менее это можно сделать, если опираться на тензорное исчисление, в общем и не прибегая к дифференцированию кинетической энергии (хотя такой подход тоже возможен). И мы сделаем это в данной статье, правда пока только для точки, и заодно решим какую-нибудь не слишком сложную задачку, иллюстрирующую эффективность рассмотренного подхода.

Что же, начнем!
Читать дальше →
Total votes 32: ↑32 and ↓0+32
Comments5

Незаменимые ресурсы для изучения иностранных языков

Reading time3 min
Views29K
Существует множество ресурсов, с помощью которых вы можете начать изучать язык или продолжить улучшать его. Но мы хотели бы рассказать вам о некоторых очень полезных и, возможно, не слишком известных сервисах для совершенствования ваших знаний.



Читать дальше →
Total votes 20: ↑19 and ↓1+18
Comments7

GammaRay — средство интроспекции Qt-приложений

Reading time4 min
Views15K
Фреймворк Qt предоставляет неплохие средства разработки — входящая в него IDE Qt Creator включает дизайнер, отладчик, профайлер и другие удобные вещи. К сожалению, даже со всем этим иногда не очень понятно, почему приложение в данные момент выглядит так, как выглядит: чего-то не видно, что-то выглядит не так, как ожидалось, где-то неподходящий размер шрифта или неверная картинка.

Часть этих проблем может быть решена в Qt Designer, но только часть. Qt Designer имеет несколько существенных недостатков: во-первых, он неверно отображает положение Qt Quick компонентов в случае активного использования Javascript при расчете их координат и размеров, во-вторых в дизайнере мы видим состояние только «пустой» формы, без загруженных в неё данных. В общем, очень не хватает чего-то вроде инструментов разработчика в любом современном браузере: чтобы можно было посмотреть всё дерево компонентов, найти нужный, увидеть его положение относительно других, свойства, поправить на лету что-то, подобрать цвет\шрифт\размер, увидеть какие обработчики повешены на события и т.д.

И такой инструмент в мире Qt появился! Встречайте — GammaRay, средство интроспекции приложений на Qt. GammaRay понимает, что такое Qt, из чего состоит ваше Qt-приложение, как в нём взаимодействую компоненты, как они выглядят, как генерируются и обрабатываются события и т.д. Давайте посмотрим, что умеет GammaRay.


Читать дальше →
Total votes 28: ↑28 and ↓0+28
Comments6

Не Таиландом единым или Как фрилансеру за три часа поменять место обитания без проблем с визами

Reading time10 min
Views51K
С падением курса рубля жизнь фрилансера-путешественника сильно осложнилась. Однако если все же заработок позволяет, а европейского гостеприимства, как и солнца, ох как не хватает в России – добро пожаловать в восемь стран, где фрилансер найдет покой и красивую картинку позади монитора без проблем и волнений с оформлением виз.


Маршруты кочевников за полторы тысячи лет не поменялись. Но нравы стали помягче
Читать дальше →
Total votes 69: ↑64 and ↓5+59
Comments126

Оптимизируем шаг за шагом с компилятором Intel C++

Reading time8 min
Views26K


Каждый разработчик рано или поздно сталкивается с проблемой оптимизации своего приложения, причём сделать это хочется с минимальным вложением усилий и максимальной выгодой в плане производительности. В этом вопросе на помощь приходит компилятор, который на сегодняшний день многое умеет делать автоматически, нужно только сказать ему об этом с помощью ключей. Опций компиляции, как и видов оптимизации, развелось достаточно много, поэтому я решил написать блог о пошаговой оптимизации приложения с помощью компилятора Intel.

Итак, весь тернистый путь компиляции и оптимизации нашего приложения можно разбить на 7 шагов. Пошагали!
Читать дальше →
Total votes 29: ↑25 and ↓4+21
Comments3

Information

Rating
Does not participate
Date of birth
Registered
Activity