Pull to refresh
4
0
Артём Борисовский @burjui

Программист

Send message

MMU в картинках (часть 1)

Reading time11 min
Views73K
Хочу поговорить об устройстве управления памятью (Memory Management Unit, MMU). Как вы, разумеется, знаете, основной функцией MMU является аппаратная поддержка виртуальной памяти. Словарь по кибернетике под редакцией академика Глушкова говорит нам, что виртуальная память — это воображаемая память, выделяемая операционной системой для размещения пользовательской программы, ее рабочих полей и информационных массивов.

У систем с виртуальной памятью четыре основных свойства:
  1. Пользовательские процессы изолированы друг от друга и, умирая, не тянут за собой всю систему
  2. Пользовательские процессы изолированы от физической памяти, то есть знать не знают, сколько у вас на самом деле оперативки и по каким адресам она находится.
  3. Операционная система гораздо сложнее, чем в системах без виртуальной памяти
  4. Никогда нельзя знать заранее, сколько времени займет выполнение следующей команды процессора

Выгода от всех вышеперечисленных пунктов очевидна: миллионы криворуких прикладных программистов, тысячи разработчиков операционных систем и несчетное число эмбеддеров благодарны виртуальной памяти за то, что все они до сих пор при деле.

К сожалению, по какой-то причине все вышеперечисленные товарищи недостаточно почтительно относятся к MMU, а их знакомство с виртуальной памятью обычно начинается и заканчивается изучением страничной организации памяти и буфера ассоциативной трансляции (Translation Lookaside Buffer, TLB). Самое интересное при этом остается за кадром.
Читать дальше →
Total votes 66: ↑65 and ↓1+64
Comments17

ActionBar на Android 2.1+ с помощью Support Library. Часть 3 — Полезные функции

Reading time4 min
Views14K
Всем доброго времени суток!

Мда, давно не писал я статей на Хабр. Что ж, буду это дело исправлять.
Вообще, ActionBar в Android – довольно сложная штука. В первой и второй частях я рассмотрел только основные его функции – меню и навигация. Но есть ведь и множество дополнительных: Split ActionBar, кастомный View для элемента меню и ActionProvider. О них и пойдёт речь. Кроме того, бонус: многие знают, что кнопка Up служит для перехода на предыдущее Activity. Но если на экран можно попасть только с одной другой Activity, то можно не кодить переход вверх. Заинтригованы? Прошу под кат.
Читать дальше →
Total votes 15: ↑12 and ↓3+9
Comments0

Алгоритмы и структуры данных поиска. Лекции и курсы от Яндекса

Reading time4 min
Views154K
Сегодня мы завершаем новогоднюю серию постов, посвященных лекциям Школы анализа данных. Последний по порядку, но никак не по важности курс — «Алгоритмы и структуры данных поиска».

В этом курсе рассматриваются базовые алгоритмы и структуры данных, включая хешировани, сложность и модели вычислений, деревья поиска, B-деревья, задачи геометрического поиска, динамическую связность в графах и другое.

Мы учли то, о чём нас просили в комментариях к прошлым курсам — теперь при желании можно не только смотреть/скачивать лекции по отдельности, но и загрузить всё разом в виде открытой папки на Яндекс.Диске. Кстати — в предыдущих постах тоже появились такие же апдейты (вот ссылки для удобства: «машинное обучение», «дискретный анализ и теория вероятностей», «параллельные и распределённые вычисления»).



Лекции читает Максим Александрович Бабенко, заместитель директора отделения computer science, ассистент кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук.
Содержание курса, тезисы лекций и ссылки на видео
Total votes 115: ↑108 and ↓7+101
Comments18

CBOR — новый бинарный формат представления данных

Reading time9 min
Views60K
Concise Binary Object Representation (сжатое бинарное представление объекта) — формат данных, который был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить максимально простой код реализации, формирования компактных выходных данных и возможность расширения формата без необходимости обмена информацией о версии.

Стандарт формата CBOR был официально анонсирован комитетом IETF в октябре 2013 года в новом документе RFC 7049, авторами которого являются Carsten Bormann и Paul Hoffman. Взглянув на имя первого автора, можно предположить другую причину происхождения аббревиатуры для названия формата, но возможно это просто совпадение. Формат CBOR получил MIME-тип application/cbor.

На данный момент существует, вероятно, сотни всевозможных бинарных форматов для представления структурированных данных, ряд которых стандартизирован, популярен и широко применяется (например, BER и DER для ASN.1, MessagePack и BSON). Все существующие стандарты решают поставленные перед ними задачи, и CBOR здесь не исключение. К формату было предъявлено семь важных требований, и, поскольку ни один из существующих форматов в полной мере не мог им удовлетворить, был создан новый (да, тут напрашивается картинка ).

Читать дальше →
Total votes 100: ↑100 and ↓0+100
Comments39

STM32 и USB-HID — это просто

Reading time14 min
Views372K
На дворе 2014 год, а для связи микроконтроллеров с ПК самым популярным средством является обычный последовательный порт. С ним легко начать работать, он до примитивности прост в понимании — просто поток байт.
Однако все современные стандарты исключили COM порт из состава ПК и приходится использовать USB-UART переходники, чтобы получить доступ к своему проекту на МК. Не всегда он есть под рукой. Не всегда такой переходник работает стабильно из-за проблем с драйверами. Есть и другие недостатки.
Но каждый раз, когда заходит разговор о том, применять USB или последовательный порт, находится множество поклонников логической простоты UART. И у них есть на то основания. Однако, хорошо ведь иметь альтернативу?

Меня давно просили рассказать как организовать пакетный обмен данными между ПК и МК на примере STM32F103. Я дам готовый рабочий проект и расскажу как его адаптировать для своих нужд. А уж вы сами решите — нужно оно вам или нет.

У нас есть плата с современным недорогим микроконтроллером STM32F103C8 со встроенной аппаратной поддержкой USB, я рассказывал о ней ранее

Заставим ее работать
Total votes 103: ↑101 and ↓2+99
Comments105

Создаем ELF-файл с отладочной информацией (DWARF) вручную (для микроконтроллеров ARM)

Reading time27 min
Views30K

Введение


С недавнего времени я увлекся микроконтроллерами. Сначала AVR, затем ARM. Для программирования микроконтроллеров существует два основных варианта: ассемблер и С. Однако, я фанат языка программирования Форт и занялся портированием его на эти микроконтроллеры. Конечно, существуют и готовые решения, но ни в одном из них не было того, что я хотел: отладки с помощью gdb. И я задался целью заполнить этот пробел (пока только для ARM). В моем распоряжении была плата stm32vldiscovery с 32-битным процессором ARM Cortex-M3, 128кБ flash и 8 кБ RAM, поэтому я и начал с нее.
Писал я кросс-транслятор Форта конечно на Форте, и кода в статье не будет, так как этот язык считается экзотическим. Ограничусь достаточно подробными рекомендациями. Документации и примеров в сети по предмету почти нет, некоторые параметры подбирались мной путем проб и ошибок, некоторые — путем анализа выходных файлов компилятора gcc. Кроме того, я использовал только необходимый минимум отладочной информации, не касаясь, например, relocation-ов и множества других вещей. Тема очень обширна и, признаюсь, разобрался я с ней только процентов на 30, что оказалось для меня достаточным.
Читать дальше →
Total votes 30: ↑30 and ↓0+30
Comments3

Знакомство с Go — пишем граббер веб страниц с многопоточностью и блудницами

Reading time11 min
Views70K
Про язык Go от команды Google слышали, наверное, все. А вот пробовали далеко не все, и очень зря — общение с сусликами Go это море удовольствия, в чем я недавно убедился на собственном опыте.
Начинать знакомство с новым языком забавнее всего на жизненном примере, поэтому я, не долго думая, взял первую попавшуюся задачу “из жизни, самой первостепенной важности”:

Есть в интернете сайт http://vpustotu.ru на котором любой желающий может анонимно высказаться о наболевшем. Все высказывания (в дальнейшем буду называть их “цитатами”) сначала попадают в модерацию (аналог “бездны” башорга), где посетители могут оценить полет мысли и проголосовать за цитату в стиле “Ого!” или “Ерунда!”. На странице модерации (http://vpustotu.ru/moderation/) нам показывают случайную цитату, ссылки голосования и ссылку “Еще”, которая ведет на эту же страницу. Пощелкайте, это все очень просто.

И вот возникла задача – срочно, под покровом темноты, загрузить себе полный дамп всех цитат на модерации для дальнейшего секретного исследования. Не будем оценивать житейскую ценность и степень идиотизма задачи, а рассмотрим её с технической точки зрения:

В разделе модерации нет прямых ссылок на определенную цитату, единственный способ получить новую цитату – обновить страницу (или перейти по ссылке “еще”, что одно и тоже). Причем вполне возможны повторы, что легко обнаруживается после пары минут агрессивного кликинга.

Таким образом нужна программа, которая:

  • Должна последовательно обновлять и парсить (разбирать) страницу, записывая цитату.
  • Должна уметь отбрасывать дубликаты.


Логично, что мы понятия не имеем все ли цитаты загружены, но об этом можно косвенно догадаться по большому количеству повторно полученных цитат подряд. Поэтому дополним:

  • Должна останавливаться не только по команде, но и по достижению определенного числа “повторов”, например 500!
  • Так как это, скорее всего, займет некоторое время: необходимо уметь продолжить “с места на котором остановились” после закрытия.
  • Ну и раз уж все-таки это надолго – пусть делает свое грязное дело в несколько потоков. Хорошо-бы в целых 4 потока (или даже 5!).
  • И отчитывается об успехах в консоль каждые, скажем, 10 секунд.
  • А все эти параметры пускай принимает из аргументов командной строки!


Ну, вроде все понятно. Пусть программа ведет два файла – с цитатами и с некими хешами этих цитат, чтобы не повторяться, и перечитывает файл в начале каждого запуска. Ну а дальше в цикле разбирает страницу, выдергивая все новые и новые откровения, пока не получит ctrl-c по лбу или же не встретит определенное количество повторов. Задача ясна, план есть – поехали!
Читать дальше →
Total votes 78: ↑74 and ↓4+70
Comments30

Первые несколько миллисекунд HTTPS соединения

Reading time10 min
Views168K
После нескольких часов чтения обзоров, Боб с нетерпением нажал на кнопку перехода к оформлению заказа на галлон цельного молока, и…
Воу, что только что произошло?


Интересно? Прошу под кат
Total votes 242: ↑237 and ↓5+232
Comments36

Коды Рида-Соломона. Простой пример

Reading time9 min
Views119K
Гауссово котэБлагодаря кодам Рида-Соломона можно прочитать компакт-диск с множеством царапин, либо передать информацию в условиях связи с большим количеством помех. В среднем для компакт-диска избыточность кода (т.е. количество дополнительных символов, благодаря которым информацию можно восстанавливать) составляет примерно 25%. Восстановить при этом можно количество данных, равное половине избыточных. Если емкость диска 700 Мб, то, получается, теоретически можно восстановить до 87,5 Мб из 700. При этом нам не обязательно знать, какой именно символ передан с ошибкой. Также стоит отметить, что вместе с кодированием используется перемежевание, когда байты разных блоков перемешиваются в определенном порядке, что в результате позволяет читать диски с обширными повреждениями, локализированными близко друг к другу (например, глубокие царапины), так как после операции, обратной перемежеванию, обширное повреждение оборачивается единичными ошибками во множестве блоков кода, которые поддаются восстановлению.

Давайте возьмем простой пример и попробуем пройти весь путь – от кодирования до получения исходных данных на приемнике. Пусть нам нужно передать кодовое слово С, состоящее из двух чисел – 3 и 1 именно в такой последовательности, т.е. нам нужно передать вектор С=(3,1). Допустим, мы хотим исправить максимум две ошибки, не зная точно, где они могут появиться. Для этого нужно взять 2*2=4 избыточных символа. Запишем их нулями в нашем слове, т.е. С теперь равно (3,1,0,0,0,0). Далее необходимо немного разобраться с математическими особенностями.

Поля Галуа


Многие знают романтическую историю о молодом человеке, который прожил всего 20 лет и однажды ночью написал свою математическую теорию, а утром был убит на дуэли. Это Эварист Галуа. Также он несколько раз пытался поступить в университеты, однако экзаменаторы не понимали его решений, и он проваливал экзамены. Приходилось ему учиться самостоятельно. Ни Гаусс, ни Пуассон, которым он послал свои работы, также не поняли их, однако его теория отлично пригодилась в 60-х годах ХХ-го века, и активно используется в наше время как для теоретических вычислений в новых разделах математики, так и на практике.
Читать дальше →
Total votes 94: ↑90 and ↓4+86
Comments32

ARM-ы для самых маленьких: тонкости компиляции и компоновщик

Reading time14 min
Views86K

Продолжая серию статей про разработку с нуля для ARM, сегодня я затрону тему написания скриптов компоновщика для GNU ld. Эта тема может пригодиться не только тем, кто работает со встраиваемыми системами, но и тем, кто хочет лучше понять строение исполняемых файлов. Хотя примеры так или иначе основаны на тулчейне arm-none-eabi, суть компоновки та же и у компоновщика Visual Studio, например.

Предыдущие статьи:


Примеры кода из статьи: https://github.com/farcaller/arm-demos

Читать дальше →
Total votes 54: ↑54 and ↓0+54
Comments16

Улучшенный Android NDK (Native Development Kit)

Reading time5 min
Views34K
Долгое время занимаясь разработкой под Android, я постепенно пришел к выводу, что многих вещей мне, как разработчику, сильно не хватает. Тогда, в начале 2010-го, не хватало только C++ exceptions и RTTI. Без них любой нетривиальный C++ код просто не мог быть портирован на Android и требовал практически полного переписывания. Это было очень существенное ограничение, которое никак не давало мне покоя. К счастью, Android — это open source, поэтому, вооружившись максимой «если тебе что-то нужно, сделай это сам», я засел за работу. К моему удивлению, сделать поддержку полноценного C++ с исключениями и RTTI оказалось довольно несложно. Потребовалось всего около недели работы. Далее был сделан сайт, на который и были выложены получившиеся пакеты для Windows, Linux и Mac OS X, а также патч и инструкция по сборке.

Читать дальше →
Total votes 182: ↑177 and ↓5+172
Comments58

Программируем императивно в Хаскеле, используя линзы

Reading time9 min
Views22K
Хаскель получает много нелестных отзывов, потому что в нём нет встроенного инструментария для работы с изменениями и состояниями. Поэтому, если мы хотим испечь полный состояний яблочный пирог, нам необходимо для начала создать целую вселенную операторов для работы с состояниями. Однако за это уже заплачено с лихвой и это уже пройденный этап, и сейчас программисты на Хаскеле наслаждаются более элегантным, лаконичным и мощным императивным кодом, чем даже то, что вы можете найти в само-описывающих императивных языках. Впрочем, вы и сами сможете в этом убедится.

Линзы



Ваш билет к элегантному коду — это библиотека линз (lens).
Читать дальше →
Total votes 49: ↑47 and ↓2+45
Comments18

ARM ассемблер (продолжение)

Reading time7 min
Views47K
Доброго времени суток, хабражители. Вдохновившись статьёй ARM аccемблер, решил для интересующихся и таких же начинающих, как я, продолжить эту статью. Исходя из названия становится понятно, что перед тем, как читать эту статью, желательно прочесть вышеуказанную. Итак, «продолжим».

Мой случай будет отличаться от предыдущего следующим:
  • у меня на машине ubuntu 12.04
  • arm toolchain я брал от сюда(выбрать ARM Processors — Download the GNU/Linux Release). На момент написания статьи появились более свежие версии, но я использовал arm-2012.09(arm-none-linux-gnueabi toolchain)
  • устанавливал так:
    $ mkdir ~/toolchains
    $ cd ~/toolchains
    $ tar -jxf ~/arm-2012.09-64-arm-none-linux-gnueabi-i686-pc-linux-gnu.tar.bz2
  • добавлял для упрощения дальнейших действий наш тулчейн в PATH
    $ PATH=$HOME/toolchains/arm-2012.09/bin:$PATH
  • установка qemu в ubuntu
    $ sudo apt-get install qemu
    $ sudo apt-get install qemu-system

В принципе, никаких критических изменений относительно случая в статье-«родителе» нет.
Читать дальше →
Total votes 41: ↑38 and ↓3+35
Comments29

OpenMCAPI: одновременный запуск Linux и RTOS на многоядерных процессорах

Reading time10 min
Views15K


В повседневной практике разработчика встраиваемых систем приходится сталкиваться с необходимостью запуска двух и более разноплановых ОС на n-ядерных системах на кристалле. Это, как правило, Linux и специализированная RTOS. На плечи Linux ложится работа с тяжеловесными стеками протоколов, а RTOS же занимается задачами реального времени.
 
Одна из основных задач, которая встает при такой организации системы — обеспечение механизма взаимодействия, то есть межъядерный обмен данными. Если вам интересно узнать один из вариантов решения на базе открытой библиотеки OpenMCAPI, пролистать пару десятков строк программного кода и увидеть реальные цифры пропускной способности при использовании этой библиотеки, добро пожаловать под кат.
Читать дальше →
Total votes 33: ↑33 and ↓0+33
Comments15

Выполнение транзакций на шине PCI. Реализация на VHDL

Reading time13 min
Views33K
Не так давно я спрашивал о механизме опроса PCI-устройств. После я устроился на работу, доделал тестовое задание, а спрашивал я именно о нем, и благополучно забыл о нем. Но недавно выдали новый проект и пришлось все вспомнить, заодно и решил написать сюда.

Транзакций на шине PCI достаточно много, в данном топике будет описаны только следующие:
  • Конфигурационные транзакции
  • Транзакции ввода/вывода
  • Транзакции обращения к памяти

Читать дальше →
Total votes 40: ↑39 and ↓1+38
Comments10

NES, реализация на FPGA

Reading time15 min
Views188K
Добрый день!

Я хочу рассказать о проекте игровой консоли Nintendo Entertainment System (NES) в реализации на FPGA. На постсоветском пространстве она известна как Dendy.

NES на ПЛИС
Желающих посмотреть видео и поностальгировать прошу под кат.
Ностальгировать
Total votes 229: ↑228 and ↓1+227
Comments77

Работа с сетью в Android: трафик, безопасность и батарейка

Reading time8 min
Views83K
На сегодняшний день в Google Play насчитывается более 800 тысяч приложений. Многие из них реализованы на основе клиент-серверного общения. При разработке таких приложений нужно учесть три основных момента, о которых пойдет речь в этой статье.

Читать дальше →
Total votes 69: ↑63 and ↓6+57
Comments19

Тестирование в Java. JUnit

Reading time8 min
Views532K

Сегодня все большую популярность приобретает test-driven development(TDD), техника разработки ПО, при которой сначала пишется тест на определенный функционал, а затем пишется реализация этого функционала. На практике все, конечно же, не настолько идеально, но в результате код не только написан и протестирован, но тесты как бы неявно задают требования к функционалу, а также показывают пример использования этого функционала.

Итак, техника довольно понятна, но встает вопрос, что использовать для написания этих самых тестов? В этой и других статьях я хотел бы поделиться своим опытом в использовании различных инструментов и техник для тестирования кода в Java.

Ну и начну с, пожалуй, самого известного, а потому и самого используемого фреймворка для тестирования — JUnit. Используется он в двух вариантах JUnit 3 и JUnit 4. Рассмотрю обе версии, так как в старых проектах до сих пор используется 3-я, которая поддерживает Java 1.4.

Я не претендую на автора каких-либо оригинальных идей, и возможно многим все, о чем будет рассказано в статье, знакомо. Но если вам все еще интересно, то добро пожаловать под кат.
Читать дальше →
Total votes 54: ↑49 and ↓5+44
Comments34

Функторы, аппликативные функторы и монады в картинках

Reading time5 min
Views190K
Вот некое простое значение:


И мы знаем, как к нему можно применить функцию:


Элементарно. Так что теперь усложним задание — пусть наше значение имеет контекст. Пока что вы можете думать о контексте просто как о ящике, куда можно положить значение:


Теперь, когда вы примените функцию к этому значению, результаты вы будете получать разные — в зависимости от контекста. Это основная идея, на которой базируются функторы, аппликативные функторы, монады, стрелки и т.п. Тип данных Maybe определяет два связанных контекста:


data Maybe a = Nothing | Just a

Позже мы увидим разницу в поведении функции для Just a против Nothing. Но сначала поговорим о функторах!
Читать дальше →
Total votes 184: ↑175 and ↓9+166
Comments60

Советы Google по кодированию на языке Python. Часть первая: советы по программированию

Reading time13 min
Views114K

Хай, Хабр!
Сегодня я хочу представить, дорогому хабрасообществу свой первый хабраперевод. Программировать на языке Python — подобно песне. Но еще лучше, когда Ваш код читаем и понятен, а значит чуть более поэтичен, чем обычно бывает производстве. У каждого свои правила и свои стереотипы относительно написания и оформления исходного кода, на каком бы языке он ни был написан. Множество копий сломано о щиты на форумах, но, как ни крути, нельзя не считаться с мнением авторитетных товарищей. Так что сейчас будет представлен перевод первой части стайл-гайда для языка Python от Google. Коснется он именно постулатов написания кода (вторая часть тоже скоро появится, а посвящена она будет форматированию исходного кода). Сразу предупреждаю: тут много (если не большая часть) прописных истин, которые все знают уже давно. Но я искренне надеюсь, что Вы сможете найти тут что-то новое или хотя бы вспомнить старое. Приступим под катом. И pdf тут как тут.
Читать дальше →
Total votes 122: ↑109 and ↓13+96
Comments58

Information

Rating
Does not participate
Location
Калининград (Кенигсберг), Калининградская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity