Pull to refresh
57
0

Пользователь

Send message

Как изучить Haskell всего за 15 лет

Level of difficultyMedium
Reading time9 min
Views14K

Haskell — это язык программирования, изобретённый в 20-м веке шотландскими логиками в качестве пранка (вероятно). Примерно пятнадцать лет назад я начал изучать Haskell по причинам, которые уже и не упомню. Сегодня я наконец написал полезную программу на Haskell и уверен, что смогу сделать это снова, если мне когда-нибудь понадобится ещё одна компьютерная программа.

Я не знаю, как изучал функциональное программирование в целом и Haskell в частности. В 2006-м я следил за проектами why the lucky stiff и читал передовой тамблелог Леа Нойкирхен Anarchaia, и какой-то из этих источников познакомил меня с миром за пределами ООП. В декабре 2006 года Леа опубликовала на Anarchaia ссылку на Pandoc, и тогда я впервые узнал о своём любимом ПО и языке, на котором оно было написано.
Читать дальше →
Total votes 44: ↑39 and ↓5+53
Comments9

К 30-летнему юбилею DOOM: как два садиста, психопат и мормон создали одну из величайших игр в истории? Часть 7

Level of difficultyEasy
Reading time7 min
Views17K

Итак, в прошлой части мы наконец добрались до того славного момента, когда Wolfenstein 3D был выпущен и стал суперхитом лета 1992 года. Компания единомышленников не стала почивать на лаврах и пачках долларов, полученных после выхода игры про массовой экстерминатус нацистов — и задумалась о создании нового 3D-шутера. Именно с этого момента начинается история разработки собственно великого и ужасного Doom.

Все части цикла статей о создании DOOM:
Читать дальше →
Total votes 54: ↑53 and ↓1+73
Comments3

Разобраться раз и навсегда: Task.WhenAll или Parallel.ForEachAsync в C#

Level of difficultyMedium
Reading time6 min
Views17K


Все хотят писать код, который работает быстро. Часто мы сидим, просматривая написанные алгоритмы и пытаясь понять, что можно сделать, чтобы настроить их производительность. В таком случае часто прибегают к параллельному выполнению задач. Конечно, если можно выполнять задачи параллельно и делать эту работу одновременно, то ожидаемо общее количество времени на обработку сократиться.

Если быстро посмотреть на результаты, которые появляются в интернете при поиске советов по реализации подобных вещей, то можно увидеть, что есть как много похожих, так и различных предложений от различных программистов. В какой-то момент поиска вы, вероятно, столкнётесь с поиском идеей использования Task.WhenAll или Parallel.ForEachAsync.

При чтении некоторых из этих материалов будет видно много различных противоречивых ответов как на StackOverflow, так и по всему интернету. Сегодня я собираюсь сравнить эти два метода с помощью определённых бенчмарков, которые стравят их друг против друга, чтобы, наконец, выяснить применимость каждого из двух методов.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑41 and ↓1+56
Comments18

Прокачиваем вёрстку ARIA-атрибутами. Атрибут role

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views4.3K

В разговорах людей, интересующихся доступностью, часто можно услышать слово «Роль». Так, что это такое? Это специальная форма представления элемента для скринридера. Устанавливается она с помощью атрибута role. Сегодня поговорим о нем.


Я не буду описывать всё. Атрибут слишком сложный для одной статьи. Остановлюсь на моментах, которые вы можете использовать сразу. Продвинутые техники оставим на другой случай.


Давайте начнём!

Читать дальше →
Total votes 25: ↑24 and ↓1+36
Comments10

Каково это, создавать язык программирования сегодня?

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views17K

«Эта книга – классика. Относитесь к ней бережно».

Такую фразу произнёс архитектор из нашей команды, передавая мне The Dragon Book. Разработкой компиляторов я увлёкся где-то 15 лет назад ещё на заре своей карьеры. Как-то раз, читая эту книгу поздно вечером, я заснул, небрежно уронив её на пол. Надеюсь, владелец не заметил небольшую вмятину на обложке после того, как я ему её вернул.

Вышла эта книжка в 1986 году. В те времена создание компиляторов было крайне сложной задачей, требовавшей обладания различными навыками в области компьютерных наук в целом и программирования в частности. Теперь, почти четыре десятилетия спустя, этой задачей занимаюсь я. Насколько сложна она сегодня? Приглашаю вместе разобрать процесс создания языка и посмотреть, насколько современные инструменты его упростили.
Читать дальше →
Total votes 44: ↑41 and ↓3+56
Comments5

За чистое небо над головой

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views7K

В прошлом году мы запустили на орбиту пикоспутник с самым настоящим сервером, и в честь этого сделали Telegram-игру «Спутник против мусора». Рекомендуем попробовать свои силы, если вдруг она прошла мимо вас. Мы уже рассказывали о том, как пришли к идее игры и каких персонажей придумали для неё, повторяться не будем. Здесь мы расскажем о разработке.
Читать дальше →
Total votes 28: ↑25 and ↓3+35
Comments8

Обманчиво простой и интересный RSA

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views8.9K

Недавно, читая книгу Real-World Cryptography, я узнала об атаке Блейхенбахера, иначе называемой атакой миллионом сообщений. Этот вид атаки Даниэль Блейхенбахер продемонстрировал в 1998 году, взломав RSA через функцию шифрования PKCS #1. В книге об этой атаке было сказано немного, поэтому я решила изучить её сама и в конечном итоге реализовать.

Поскольку эта уязвимость была обнаружена, то в большинстве криптографических библиотек она устранена. И если я разверну полноценную атаку против существующей реализации, то она также будет подразумевать использование реалистичного размера ключа.

Вместо этого я решила реализовать RSA сама, чтобы иметь возможность развернуть слабую схему шифрования, позволяющую осуществить атаку Блейхенбахера. Пока что у меня готова реализация RSA и PKCS (уязвимой версии). На создание основы RSA ушло около часа, плюс несколько дней на отладку. И теперь она (кажется) работает. Вскоре, если звёзды сойдутся, можно будет развернуть саму атаку.
Читать дальше →
Total votes 28: ↑26 and ↓2+38
Comments19

Передавать пустые срезы между Rust и C/C++ на удивление сложно

Level of difficultyMedium
Reading time11 min
Views8.6K

Моя основная работа связана с браузерами и криптографией, а не компиляторами. Но я нередко сталкиваюсь с ситуацией, когда мне приходится проводить больше рабочего времени за изучением семантики языков программирования, чем за фактическим их использованием. Так что эта статья будет посвящена обсуждению острой межязыковой проблемы, касающейся С, С++ и Rust.

В общих чертах она выглядит так:

  • В правила работы с указателями и memcpy в С не заложены грамотные способы представления пустого среза памяти.
  • В С++ с правилами указателей проблем нет, но поведение memcpy здесь аналогично её поведению в С.
  • Интерфейс внешних функций (Foreign Function Interface, FFI) в Rust не лишён накладных издержек. Rust использует несовместимое с C/C++ представление срезов, требуя их преобразования при передаче в обоих направлениях. При этом о преобразовании очень легко забыть.
  • Срезы в Rust также несовместимы с арифметикой указателей, что создаёт проблемы в работе итератора срезов стандартной библиотеки. (Обновление от 2024-01-16: похоже, над этой проблемой работают).

Поскольку проблемы FFI касаются нескольких языков, я писал статью в качестве общей справки, описывающей их несогласованность.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑37 and ↓5+54
Comments53

Конурбация Рура: чем живёт бывшее индустриальное сердце Европы

Level of difficultyMedium
Reading time20 min
Views9.9K
Карта землепользования Рура из регионального плана развития. Видна сросшаяся городская ткань конурбации, плотная транспортная сеть и сохранившиеся очаги промышленности (серый цвет). Источник: RVR

Я долго откладывал материал по Руру на потом, для него нужно было созреть. Рурский бассейн, где до WWII добывалась половина угля и выплавлялась треть европейской стали, и который стал символом индустриальной мощи, за последние полвека сильно сдал. Но не сдался, пусть и прошёл через мучительную трансформацию. Мы приехали в Дортмунд в 2018 г. после учебного модуля в США. И, конечно, главным вопросом было, как региону после коллапса тяжёлой промышленности удалось избежать судьбы Детройта. Потрясло тогда отношение местных к ржавеющим остовам промышленных гигантов как к части истории, которую невозможно вычеркнуть. Два других принципиальных вопроса после США были: как агломерации удаётся заниматься развитием общей инфраструктуры (всегда и везде найдутся упёртые дядьки), и как удалось провернуть ревитализацию Рура, став центром экологических компетенций в пост-угольную эру. Но обо всём по порядку.
Читать дальше →
Total votes 59: ↑56 and ↓3+74
Comments16

Реверс-инжиниринг электромеханического компьютера с самолёта-истребителя

Level of difficultyMedium
Reading time14 min
Views22K

Определить скорость полёта и высоту самолёта-истребителя сложнее, чем можно представить. При низких скоростях высоту, скорость полёта и другие «воздушные данные» можно рассчитывать по показаниям давления. Но когда самолёт близок к скорости звука, для точного вычисления этих значений требуются сложные уравнения.

В истребителях F-101 и F-111, в бомбардировщике B-58 ВВС США эту задачу решал Bendix Central Air Data Computer (CADC)1.

[1. Мне не удалось найти полный список самолётов, в которых использовался CADC. Судя по различным источникам, он применялся в F-86, F-101, F-104, F-105, F-106, F-111, а также в бомбардировщике B-58.]

Это электромеханическое чудо техники было реализовано на основе лучших технологий 1955 года: шестерней, кулачков, сельсинов и магнитных усилителей. В этом посте я загляну внутрь CADC, расскажу о выполняемых им расчётах и объясню, как он производил эти расчёты механически.
Читать дальше →
Total votes 99: ↑96 and ↓3+127
Comments43

Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 2/2)

Level of difficultyMedium
Reading time24 min
Views7.2K

Продолжаем обстоятельный разговор про «мапперы» — устройства управления расширенной памятью на игровых консолях Famicom, NES и Денди. Во второй части статьи рассмотрим особенности нескольких основных видов мапперов и их влияние на содержание игр, сложности программирования, а также ситуацию с мапперами на других платформах.
Читать дальше →
Total votes 48: ↑47 and ↓1+65
Comments20

Право на ремонт против запланированного устаревания. Битва двух концепций

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views14K
На фото: Fairphone 4

Многие слышали о скандале с МФУ производства HP. Эти устройства отказываются сканировать документы, когда в картридже кончились чернила. В сознании производителя всё логично: если чернила кончились или пользователь вставил поддельный картридж, то устройство считается нефункциональным. В этом случае оно выдаёт сообщение об ошибке.

Но это противоречит обычной человеческой логике: ладно печать, но почему нельзя сканировать без чернил? Этот прецедент уже доведён до суда.
Читать дальше →
Total votes 39: ↑31 and ↓8+37
Comments447

Как устроен виндсёрфер? И немного ещё…

Level of difficultyEasy
Reading time16 min
Views11K
Картинка Macrovector, Freepik

В этой статье я расскажу одну довольно любопытную историю, которая приключилась со мной достаточно много лет назад, в результате чего я получил много новых скилов, освоил абсолютно новую для себя и очень интересную сферу — виндсёрфинг, а также стал в некотором смысле корабелом. Итак…
Читать дальше →
Total votes 55: ↑53 and ↓2+67
Comments68

Разбираем самый маленький PNG в мире

Level of difficultyEasy
Reading time9 min
Views36K

Самый миниатюрный PNG в мире весит 67 байт и представляет собой один чёрный пиксель. Выше вы видите его в 200-кратном увеличении.

Красота, не так ли?

Состоит этот файл из четырёх частей:

  1. Сигнатура PNG, одинаковая во всех файлах этого формата: 8 байт.
  2. Метаданные изображения, включая его размеры: 25 байт.
  3. Данные пикселя: 22 байта.
  4. Маркер «конец изображения»: 12 байт.

Далее я опишу этот файл подробнее и постараюсь объяснить принцип работы формата PNG.

В качестве небольшой затравки скажу, что в конце предстоит неожиданный поворот. Хотя, надеюсь, вам и без того интересно побольше узнать о PNG.
Читать дальше →
Total votes 104: ↑96 and ↓8+124
Comments112

Прокачиваем вёрстку ARIA-атрибутами. Атрибут aria-hidden

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views6K


Хабр, я рассказал вам, как создавать подсказки с помощью атрибута aria-label. Это отличный шаг к классному опыту для пользователей скринридера. А сегодня сделаем второй — мы научимся правильно скрывать элементы. Встречайте, атрибут aria-hidden.

Читать дальше →
Total votes 39: ↑39 and ↓0+39
Comments0

Будни техпода. Как разместить Telegram-бота на виртуальном сервере

Level of difficultyEasy
Reading time9 min
Views13K


Чуть больше месяца назад мы запустили Telegram-бота, через который можно заказать виртуальный сервер. Этот бот помогает арендовать VPN-сервер, VPS из нашего маркетплейса или уникальную конфигурацию под ваши цели.

А не возникало ли у вас желания запустить собственный Telegram-бот на своей удалённой виртуалке? Если да, то добро пожаловать под кат, где мы разбираем весь процесс от заказа и подготовки виртуальной машины до запуска бота в работу. Скажем сразу, данная статья — для тех, кто мало знаком с работой Linux-систем и написанием кода Telegram-ботов, но хочет сделать по этому пути один из первых своих шагов.
Читать дальше →
Total votes 29: ↑23 and ↓6+26
Comments3

0xide: локальный облачный сервер

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views12K


26 октября 2023 года Oxide Computer Company объявила о начале продаж «первого в мире коммерческого облачного компьютера», анонс которого состоялся ещё в 2020 году на стэнфордской лекции «Душа новой машины. Преосмысление серверного компьютера».

Не все сразу поняли, чем 0xide отличается от обычного сервера и почему в маркетинговых материалах он называется «облачный компьютер».
Читать дальше →
Total votes 33: ↑29 and ↓4+40
Comments19

Оснащение рабочего места стеклодува в домашней мастерской. Меры безопасности

Level of difficultyMedium
Reading time6 min
Views4K
«Содовое» свечение

Работа с горячим стеклом на горелке – определённо место повышенной опасности. Здесь соседствуют пламя и высокие температуры, разного рода летучие вредности и излучения, сжатые газы и само стекло – хрупкое, склонное к термоударам, растрескиванию и образованию горячих и острых осколков. Тем не менее, приняв ряд мер, около стеклодувной горелки удаётся существовать относительно безопасно и с удовольствием.
Полюбопытствовать
Total votes 53: ↑53 and ↓0+53
Comments62

Испытания 5 отечественных автомобильных аккумуляторов в корпусе D23. Часть 5: резервная ёмкость

Level of difficultyEasy
Reading time8 min
Views13K


Привет, Хабр! Резервная ёмкость автомобильной аккумуляторной батареи (АКБ) измеряется в минутах и означает время, за которое полностью заряженный аккумулятор разрядится током 25 ампер до напряжения под нагрузкой 10.5 вольт.

Иными словами, эта характеристика аккумулятора отвечает на вопрос, сколько минут автомобиль сможет проехать в случае выхода генератора из строя, и получится ли достичь места стоянки или ремонта своим ходом.

В ночное время, и особенно на зимней загородной трассе, от этого может зависеть здоровье и жизнь водителя и пассажиров, ведь без электропитания не работают ни двигатель, ни обогрев салона, ни световые приборы.
Чем определяется ёмкость аккумулятора?
Total votes 36: ↑36 and ↓0+36
Comments4

Юристы продолжают пользоваться MD5 только из-за своего консерватизма

Level of difficultyMedium
Reading time11 min
Views13K

Недавно я узнала один загадочный факт: Международный уголовный суд хэширует электронные доказательства при помощи MD5.

Что в этом плохого? MD5 ужасно поломан. Настолько поломан, что специалисты уже больше десятка лет говорят, что никто не должен пользоваться MD5. Учитывая широкий выбор альтернатив, сегодня применение MD5 не имеет никакого смысла. И ещё одна загадка: MD5 использует не только МУС. Очевидно, им пользуется всё юридическое и криминалистическое сообщество США. Так почему же юристы по-прежнему применяют поломанную и устаревшую технологию?

Для начала мне нужно уточнить: я не юрист и не криптограф. Я разработчик ПО и консультант в сфере прикладной криптографии. И подозреваю, что я, возможно, единственный человек, интересующийся и криптографией, и юриспруденцией, в противном случае эту статью уже написал бы кто-то другой.

Юристы продолжают пользоваться этой поломанной и устаревшей технологией по нескольким причинам. По существу, юридическое сообщество обсуждает, действительно ли MD5 поломан в их конкретном случае. Они говорят «да, MD5 поломан в случае шифрования», но поскольку они не занимаются шифрованием, то им вполне можно его использовать.

В этом посте я расскажу о том, как возникло это обсуждение, и разберусь, правы ли юристы в том, что им можно безопасно применять MD5.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑33 and ↓9+39
Comments36

Information

Rating
Does not participate
Location
Россия
Works in
Registered
Activity