Pull to refresh

Кому в App Store жить хорошо. Магазинчик программ «У Стиви» глазами разработчика

Reading time10 min
Views6.4K
В этой статье постараюсь кратко рассказать про свой полуторалетний опыт разработки под iPhone. И о том, кому же полезен App Store.

Часть 1. Действующие лица


Независимый разработчик


Моя позиция такова, и, надеюсь, многие согласятся, что успешный человек — это тот, кто занимается любимым делом, которое приносит доход, на который можно не только жить, но и отдыхать от работы. То есть, его трудовой вклад должен окупаться настолько, чтобы он полностью себя обеспечивал. Кроме дохода еще требуется саморазвитие, чтобы не отставать от темпов роста отрасли, быть всегда во всеоружии, насколько это возможно, чтобы не растерять главное: опыт, навыки, знания.

Много ли таких среди инди-разработчиков? Мне кажется, что нет. Напротив, даже очень и очень мало. Особенно в нашей стране. Попробуем разобраться, почему.

Многие слышали success story о том, как молодой человек загорается желанием и за неделю «в гараже» выдает на-гора супер-проект, о котором пишут новостные ленты, пестрит твиттер, который попадает в топы категорий, подкатегорий.

Обычно, за очень редким исключением, кроме минуты/дня/недели славы из этого ничего не получается. Что на первых порах молодой команде даже вредно.
О реальных цифрах знают далеко не все. Потому что далеко не все были в этом самом «топе». Иногда это даже проблема, этот «топ».

Если продукт попал в какой-либо топ, то пользователи будут считать, что разработчик «гребет бабло», и будут требовать соответствующей поддержки и отношения. Это может быть требование немедленно изменить функционал, как они желают, изменить дизайн, выпустить срочно обновление. По опыту скажу, что под «срочно» ими обычно подразумевается 2-3 дня, и если требование не будет выполнено, неминуемо последует «наказание» в виде негативного отзыва (зачастую очень агрессивного), плохой оценки, гневного письма. Про отзывы, рейтинги и пользователей подробнее расскажу ниже.

С другой стороны, положение в рейтинговой таблице влияет на продажи: приложения первой сотни покупают чаще. Просто потому что они на виду. Однако, точно оценить коэффициент, который привносится в продажи с помощью топа, сложно.

Итак, в глазах пользователей разработчик — миллионер. А на самом деле…

«Скока денег?»

Расскажу про русский топ на примере одного нашего приложения, т.к. «плавали, знаем». От штатовского наш топ отстает всего на порядок, как я полагаю, так что с большой натяжкой можно сказать, что сравнимо. А если учесть, что у тамошних разработчиков и потребности выше на порядок, то мы с ними в одной шкуре. Если я прав, выходит, что: «разработчик — он и в Африке разработчик».
Итак, каков объем нашего, русского отдела магазинчика? Максимум, что мы видели — это 750 закачек в сутки однодолларового приложения на первом месте. При этом в Top Grossing до первого места мы не добрались. Выходит, что потолок первого места русского топа скорее всего не ограничен одной тысячей закачек. НО это не каждый день.

Среднее количество закачек на первом месте — от 150 до 300. Конечно, зависит от приложения, от «соседей», сезона и т.п. Наблюдения велись в течение месяца (столько времени наше приложение продержалось в первой десятке, половину этого времени на первом месте).

Итого у нас вышло: потрачено на разработку 500 часов нетто (без перекуров и отвлечений), доход за 4 месяца продаж, за вычетом сбора Apple составил примерно 5 тысяч долларов. На рекламу не потрачено ни копейки, поддержка пользователей около 100 часов. Выходит, доходность меньше 10 долларов в час при условии постоянного нахождения в топе. Это приложение просто оказалось нужным и востребованным, его не понадобилось пиарить. А если добавить сюда расходы на рекламу, оплату электричества, трафика, хостинга, профит получится еще меньше.

В отличие от коллег, которые недавно рассказывали о своем опыте как о неудачном, мы считаем, что это пусть маленький, но успех.

Про «гаражные стартапы» все знают или слышали. Но где эти стартапы через год-два, если не находят инвестора? Так и здесь, в разработке под iPhone: часто это молодые люди еще без соответствующего образования, опыта (как программистского, так и организационного). Запала хватает обычно на одно-два приложения. Пусть очень хороших и востребованных публикой. А что дальше? Хорошо, если отобьются вложенные средства… А дальше глухой стеной встает предел компетентности/армия/апатия/необходимость или желание зарабатывать реальные деньги и спать ночью.

Фанаты


Есть люди, достаток которых позволяет им заниматься любой деятельностью без оглядки на бизнес-составляющую. Обычно они тратят в 10 раз больше на разработку, чем потом удается выручить. Редко, когда хобби приносит деньги. Это уже работа, если так.

Билет на WWDC-2010 можно было купить за 1600$ в течение всего лишь 8 дней. Разобрали, как пирожки. Сколько было инди-разработчиков там? Немного. А российских разработчиков? Единицы. А кто же все те люди? Это были журналисты, люди из первого абзаца, а также те, кто смог убедить руководство своей компании оплатить такую командировку (+ билеты + недельное проживание).

Это я к тому, что есть целый пласт людей, которые занимаются разработкой (иногда даже это у них получается), просто потому что им хочется это делать, потому что они фанаты Apple или хотят доказать всем, что «они смогут». И они не расстраиваются из-за неудач (потому что на счетах есть на что жить и без игры в разработку).

Ребята из рекламных роликов Apple


Некоторые разработчики получают поддержку Apple напрямую. Есть несколько специально созданных Apple рекламных роликов, где разработчики-одиночки(!) аж светятся и рассказывают, как просто было им начать путь и как быстро он их привел к успеху. Ради интереса, может, кто-то знает судьбу тех самых ребят?

Apple заинтересованы в магазине приложений не как в средстве своего дополнительного дохода, а как в механизме привлечения покупателей для своих устройств. Поэтому им выгодно, чтобы было много разных приложений, чтобы сказать, что у них уже 250 тысяч программ в магазине и столько-то миллиардов закачек.

Может, все и задумывалось для людей: много хороших, нужных, качественных программ… А получилось, как всегда: отдел маркетинга требует большие цифры, горе-разработчики ноют, что цензоры не пропускают их мусор, шумят в блогах. Где уж тут качество будет. В итоге все стали заложниками ситуации, когда всем одновременно мил не будешь.

Такова мощь и бесполезность сегодняшнего App Store: разработчики не могут заявить о себе, утопая в тысячах поделок и клонов, пользователи дальше 100 первых приложений не видят ничего, да если и захотеть, то найти что-либо подходящее и стоящее не всегда под силу.

Издатели (publishers)


Эти товарищи зарабатывают на процентах с продаж чужих приложений. Это почти все известные бренды App Store. Они отбирают самое лучшее, что есть. Иногда сами делают заказы. Не скупятся на промокампании. В итоге разработчик, обратившийся к паблишеру получает ту же зарплату, что и в офисе. Сама компания-издатель обычно не маленькая, и огромные доходы расходятся на зарплаты и рекламу.

Вывод


По нашим наблюдениям и рассуждениям выходит, что нет счастливчиков, которые особо не напрягаются и прилично зарабатывают в App Store.

Хуже всех ситуация у независимых разработчиков (небольших команд и стартапов), т.к. на одном-двух приложениях далеко не уедешь, спрос падает, рынок быстро насыщается, спасение лишь в постоянных заказах, а держать постоянных клиентов начинающей команде очень сложно. Еще сложнее одиночкам (надеюсь, не надо объяснять почему).

Не хочу отговаривать никого от желания заработать в App Store, просто не думайте, что это так просто. Легких денег не бывает, каждый грош зарабатывается потом и кровью.

Что делать независимым разработчикам?

Учиться, учиться и учиться.
Не расстраиваться из-за неудач.
Помнить, что всех денег не заработать, поэтому уделять внимание здоровью и время отдыху.
Не играть в большую компанию, когда вас еще очень мало.
Собрав приличное портфолио, начинать искать заказчиков.

Далее о том, что ждет тех, кто решился примерить на себя роль Apple Developer.

Часть 2. Путь Разработчика


Что такое разработка для App Store? Есть несколько несложных «квестов», выполнения которых (как на каждом углу написано) вроде бы достаточно для того, «чтобы зашибать неплохие деньги»:
  • Наличие программно-технических средств. Нужен Mac, iPhone SDK, устройство для тестирования.
  • Регистрация участника Apple Developer Program. 99$ в год.
  • Идея программы. Обычно проблем ни у кого не возникает. Все гении.
  • Реализация. Требуется умение программировать, понимать технические тексты на английском.
  • Публикация. Угодить цензорам, знать в общих чертах, о чем сказано в iPhone Developer Program License Agreement
  • Реклама
  • Поддержка пользователей
  • Получение прибыли. Да, заработанные кровные еще надо получить.

Подробнее на некоторых пунктах остановлюсь ниже.

Разработка


Вроде бы об этом очень много уже информации есть. И для инженера при его желании, даже если он не умеет программировать (хотя, вроде сейчас всех инженеров учат этому), этот вопрос не играет большой роли.

Скажу лишь, что какова бы ни была дружественна к пользователю среда разработки, сколько бы библиотек с готовыми алгоритмами и функциями ни было уже написано, без базовых знаний по предмету лучше не пытаться «городить огород». По tutorial'ам конкретную нужную программу не написать. По документации к SDK не понять, что деление на 0 не очень хорошо.

Самое сложное, на мой взгляд, в разработке под iPhone — это управление памятью (retain, release). Надо следить за всей выделенной динамической памятью. Ну нет там «сборщика мусора»!

Веселая карусель прошивок

Все разработчики «любят» Apple за их любовь к деньгам пользователей: выход новых прошивок побуждает людей покупать новые устройства, т.к. на старых моделях новая прошивка уже не поддерживается. В чем же проблема у разработчика?

В прошлом году с выходом iPhone OS 3.0 особых проблем не было: поддерживалась сборка под Base SDK 2.x и 3.x. С выходом прошивки 4.0 и новой среды Xcode случилось страшное: для тестирования работы своего приложения на всех поддерживаемых устройствах разработчику необходимо иметь 2 iPhone: один с прошивкой 3.1 и один с прошивкой 4.х Выставление Deployment Target решает вопрос частично. Убрав поддержку iPhone OS 2.x явно, в Купертино неявно надавили на разработчиков и на пользователей по поводу iPhone OS 3.1.
Немного поясню: раньше можно было выставить Base SDK 3.0 при компиляции и можно было быть уверенным, что приложение будет работать на более новых прошивках. Теперь такой возможности попросту нет.

Не вдаваясь в детали: поддерживать в программе полноценную работу сразу нескольких прошивок (3.1, 3.2 и 4.х) довольно сложно.

С выходом iPad и iPhone 4 теперь, если есть желание делать универсальное приложение, придется позаботиться обо всех возможных расширениях экранов и куче наборов иконок для рабочего стола.

Работа приложений на устройствах. Jailbreak

Еще один «подарок» от Apple для разработчиков. Иногда операционная система iPhone не справляется со своими задачами. В результате, если в этот момент была запущена программа и она «упала», в глазах пользователя виноват будет создатель программы, не Apple, не Foxconn.

Если пользователь сделал Jailbreak, потому что «так делают все хакеры/друзья сказали», а не потому, что это ему действительно нужно, и накидает в аппарат кучу софта, описаний которого даже не читал, потому что «халява» и одна из этих программ «упала» во время использования, виноват кто? Конечно, не Jailbreak или дефицит системной памяти в алюминиевом iPhone. Ну, вы поняли.

Публикация


Цензоры. Те времена, когда давали абсурдные отказы в публикации, вроде бы прошли. На все про все обычно* уходит неделя.

Хотя, был один случай месяца три назад. Захотели мы реализовать функцию, для работы которой требовалось использование некоторых незапрещенных функций ядра. Повесили кнопку, на которой написали название функции. Ответ цензора: «Такой функционал в SDK не предусмотрен», хотя очень похожая программа от другого разработчика продавалась как ни в чем не бывало. Показывать пальцем не стали, пришлось убрать кнопку (функцию-то мы оставили, сделав автоматической). И как же обидно стало, когда по прошествии двух месяцев программ с такой функцией, описанием и даже названием стало прибывать!

* Сроки рассмотрения всегда плавающие. Даже нечего сказать пользователям, которые спрашивают о дате выхода обновления. От недели до месяца. От сложности приложения не зависит. Обновление это или новое приложение — роли не играет.

Радует только, что интерфейс iTunes Connect (веб-портал, при помощи которого разработчики отправляют приложения на публикацию) сделали более дружелюбным и выпустили достаточно удобное приложение под iPhone для слежения за количеством продаж.

Реклама


Без рекламы никуда. Редко-редко ваше супер-пупер-замечательное приложение заметят просто так.

Есть множество способов раскрутки, один из них — это публикация обзора программы в профильных СМИ.
Как вы думаете, каким образом в популярных новостных лентах и порталах оказываются обзоры программ из App Store? Причин не так уж и много, вот те, что я пронаблюдал:
  • Разработчик заплатил за обзор денег (не знаю сколько, за деньги не публиковались).
  • Портал малопосещаем, ньюсмейкеров не хватает, опыта нет и обзор публикуется по принципу «хоть что-то».
  • По знакомству.
  • Приложение находится в штатовском «топе».

Еще можно пиариться в форумах и темах на пиратских трекерах. Но, думаю, это крайне неэффективно. Разве что ради обратной связи.

Поддержка пользователей. Отзывы и оценки


Если приложение имеет больше одной кнопки и вы не гуру юзабилити — придется заниматься поддержкой. Для игр, может, и не так актуально. Про работу службы поддержки нашим работником той самой службы есть отдельная статья.

Обратная связь

Самая веселая часть. Когда грустно, можно читать отзывы в App Store, и на душе станет теплее. Там и страсть фанатов (даже у приложений есть фанаты), и злость обманутых пользователей, и радость обретших, и грусть потерявших (например, некоторые приложения цензоры удаляют уже после того, как опубликовали), а также глупость недалеких пользователей.

Есть такой класс приложений — розыгрыши. Одно из таких — «Поиск местонахождения сотового телефона по номеру». Суть в том, что «ведущий» запускает приложение, просит жертву розыгрыша сказать свой номер телефона, вводит в программу — и iPhone определяет место по GPS. Т.к. жертва розыгрыша находится там же, где и ведущий, программа определяет всего лишь свое собственное местоположение. Честное описание в этих приложениях всегда присутствует. Вот типичный отзыв для таких приложений: «РАЗВОД! НЕ ПОКУПАЙТЕ! Какие дебилы вывели в топ это дерьмо?» Оценки все единицы. Приложение обычно несколько дней в топе. Разработчик заработал свои «грязные» деньги. А пользователи раскрывают свою суть. Кто вывел в топ? Да тот человек и ему подобные и вывели.

Что удручает — так это мат и оскорбления в отзывах в адрес как разработчика, так и других товарищей, оставивших отзыв и позволивших себе не согласиться с предыдущим. Таковы вы, пользователи продукции Apple? Культурные и грамотные? Матерятся иногда даже с ошибками.

Что интересно, отзывы люди не читают, описание — тоже. Смотрят только на иконку и название. Отзывы — это как будто такое место с режимом write-only.

Оценки

Если приложение простенькое, делает тихо свою работу, то ни отзывов, ни оценок у него не будет. Это также может означать, что оно вовсе не продается.

Если приложение достаточно сложное, но дешевое — ждите кучи единиц: чтобы им пользоваться, зачастую нужно прочитать хотя бы аннотацию. Поставить единицу, не разобравшись, проще, чем что-либо читать. У таких приложений обычно поровну положительных и отрицательных оценок.

Исключительно отличные оценки есть только у простых красивых несложных игрушек.

Может, выводы, которые можно из этого сделать о публике, и грустные, но такова реальность. Если кого-то успокоит, то в Штатах с этим намного хуже. Хотя это выборка только по магазинчику.

Гонорар. «Сундук Кащея»


Говорим про Россию. Деньги от Apple приходят не сразу, а только после их отчетного периода, обычно не раньше, чем через 45 дней, и если набралось не меньше пары сотен долларов. Не во всех российских банках эти деньги без проблем зачислят на счет физического лица. Особенно, если денег много (наверное, должно быть столько, чтобы финмониторинг включился).
Т.к. сообщений о таких случаях не поступало, это значит, что либо у кого-то такое случилось и он об этом никому не рассказал, либо такого не случалось, либо счет у человека не в России.

Издержки работы юр. лица (особенно когда разработчику еще нет 18-ти) должны быть всем понятны. Возможно ли вообще честно получить хорошие деньги из-за границы? Что косвенно подтверждает мое предположение о том, что нет успешных независимых разработчиков (по крайней мере в России).

Заключение


Разработчикам: не стесняйтесь обмениваться опытом. Есть несколько русскоязычных сайтов по iPhone-тематике для разработчиков. В мечтах, конечно, русский stackoverflow.com. Если кто знает что-то подобное для русскоговорящих, советуйте всем своим знакомым разработчикам.

Начинающим разработчикам и тем, кто спамит в App Store: не плюйте в колодец…

Пользователям: читайте хотя бы аннотацию к приложению перед покупкой. И не думайте, что мы на вас наживаемся. Бывает мы ночами не спим, отвечая на ваши письма за куда меньшие деньги, чем можно заработать в уютном офисе.

UPD: добавил ссылку на статью про работу саппорта.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+117
Comments96

Articles

Change theme settings