Pull to refresh

Как оценить задачу до начала разработки сайта

Reading time 5 min
Views 28K
Постановка задачи — ключ к успеху любой работы. Если задача не поставлена чётко, то невозможно даже понять, решена ли она.

Мы предлагаем алгоритм оценки задачи до начала разработки сайта, неоднократно обкатанный и написанный кровью менеджеров. Мы уверены, что этот алгоритм сэкономит вам массу времени, денег и нервов.

Выясните, что нужно сделать


«А зачем вам нужен сайт? — Ээээ, ну как… Чтобы бизнес шёл лучше.»

Вот что отвечает каждый второй клиент на самый простой, казалось бы, вопрос. Он должен знать ответ на него как «Отче наш», хоть средь ночи его разбуди. Но не тут-то было.

Перед тем, как начинать работу над сайтом, необходимо понять:
  • Попадает ли задача в спектр ваших услуг;
  • Интересно ли вам это;
  • Сможете ли вы это сделать;
  • Если ответ на первые три вопроса «Да», то сколько это будет стоить и сколько займёт времени.
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо подготовить так называемое ви́дение проекта. Видение ценно ещё и тем, что оно позволяет вашему клиенту понять, что хочет он сам: какие он ставит цели, готов ли он к проекту — финансово, организационно и морально. Это очень важно! Уверен, вы не раз попадали в ситуацию, когда клиент оказывался не готов, а расхлёбывать всё приходилось вам: по ходу корректировалась задача, менялись требования, перерисовывался дизайн…

Такая работа редко приносит удовольствие и прибыль. Из такой ситуации есть всего два эффективных выхода — отказаться от проекта или обучать клиента. Второй более конструктивный, но не всегда возможный.

Перед тем как разобраться, что такое видение и как его создать, мы рассмотрим два примера, как делать не надо — то есть примеры практики, широко распространённой в Рунете.

Не просите клиента выслать техническое задание


Ни в коем случае не просите у клиента сделать техническое задание. Обычно этим грешат фрилансеры-одиночки или начинающие студии.

Представьте, что вы хотите построить дачу. Вы знаете, что вам нужен дом, вы можете примерно сказать, сколько комнат вы хотите иметь, какие постройки вы хотите видеть на участке. Вы приходите в компанию по строительству коттеджей, а менеджер этой компании говорит вам: «Нарисуйте мне, пожалуйста, подробный архитектурный проект, чертежи с коммуникациями и расcчитайте нагрузку на оборудование». Нормально? Абсурд!

Клиент по определению не должен писать вам никаких заданий, потому что:
  • Он не компетентен в постановке задачи при создании сайта;
  • Он не умеет и не должен уметь писать технические задания;
  • Самое лучшее задание — то, которое вы сами для себя и напишете.
Чтобы создать хорошее задание, нужно иметь соответствующий опыт, знать людей, которым вы его пишете, понимать специфику работы — это как минимум.

Не просите клиента заполнить анкету


Анкета — это уже, без сомнения, лучше просьбы выслать ТЗ. Хотя бы потому, что именно вы её готовили и, вероятно, думали над вопросами, которые она содержит. Однако, смеем вас заверить, результат анкетирования даёт вам не намного больше представления о задаче. Недостатки анкетирования довольно очевидны:
  • Клиенты очень разные, всех одинаковыми вопросами не обработаешь.
  • При заполнении анкеты клиент остаётся наедине с самим собой: ему не у кого уточнить ваши вопросы, которые почти наверняка содержат непонятные термины. Сие неизбежно приводит к неправильным или неполным ответам.
  • Вы не можете задать уточняющие вопросы, которые прояснят ответы клиента. А ведь именно уточняющие вопросы дают самую полезную информацию.
У анкеты есть ещё одна неприятная черта: клиент считает собственнолично заполненную анкету рабочим заданием, согласно которому вам необходимо сделать сайт. Переубедить его бывает очень трудно, так как вы заставили его приложить немалые усилия, разобраться в сложных и, порой, дурацких, вопросах (далеко не все способны составить внятную анкету), записать ответы.

Личный разговор и никак иначе


Единственным по-настоящему сто́ящим способом понять клиента является интервью. В отличие от любого письменного задания, интервью даёт значительно бо́льшую свободу, позволяет лучше понять истинные цели клиента и выявить скрытые.

Интервью обладает лишь одним «недостатком» — вы должны уметь разговаривать и выяснять потребности клиента. Полагаем, этот навык полезно освоить в любом случае. Зато интервью обладает следующими неоспоримыми преимуществами:
  • Оно демонстрирует клиенту ваше трепетное отношение: вы готовы выслушать его, а не отбояриться анкетой; вы готовы к личному контакту; клиент для вас — индивидуальность, к нему не применимы анкеты (это и правда так).
  • Интервью позволяет получить намного больше полезной информации благодаря тому, что вы, задавая основные вопросы, можете в любой момент уточнить их или задать дополнительные так, что клиент их поймёт и адекватно ответит.
  • Интервью позволяет вам собрать вместе всех нужных людей со стороны клиента и получить полезную информацию из первых рук. Анкетирование, например, не даёт такой гарантии, потому как анкету могут вообще поручить заполнить секретарше, которая ни бельмеса не смыслит «что там нужно от сайта, только этого мне и не хватало...».
  • В процессе интервью вы получаете информацию не только в виде текста, но и паравербально (см. статью Три частых ошибки в общении с клиентом).

Что нужно выяснить у клиента


Прежде всего, мы рекомендуем выяснить следующие моменты:
  • Чем занимается клиент: в какой сфере он работает, какие товары или услуги предлагает.
  • Зачем клиенту сайт: какие цели он ставит и как видит их достижение.
  • Что клиент ожидает от сайта: как быстро сайт даст результаты, что изменится в работе и жизни клиента.
  • Какие требования клиент предъявляет к сайту: обязательная информация, функции, с чем должен быть интегрирован. Это несколько повторяет предыдущий вопрос, но необходимо сделать акцент на том, что всё перечисленное является обязательным.
  • Требуется ли что-то ещё кроме сайта: продвижение, брендинг, подготовка контента, обучение сотрудников.
  • Какие материалы есть у клиента: фирменный стиль, тексты и иллюстрации, маркетинговые данные, необходимые для проектирования.
  • Кто будет работать над проектом со стороны клиента: один или несколько человек, какой у него/них опыт в области создания сайтов. Кто является лицом, принимающим решения?
  • Как клиент видит себе рабочий процесс: какие формы общения предпочитает, сколько времени он сможет уделять проекту и как регулярно.

Подготовьте видение


Итак, вы пообщались с клиентом и получили нужные ответы — пора готовить видение. Сделаем небольшое отступление и заметим, что видение, помимо основной своей функции, также решает следующие задачи:
  • Показать свой высокий уровень работы, профессионализм.
  • Согласовать точки зрения — вашу и клиента — на проект и, таким образом, вовлечь клиента в процесс.
  • Натолкнуть клиента на мысли о дополнительных услугах. Причём совсем не обязательно, что вы просто втюхаете эти услуги — они вполне могут оказаться нужными в рамках проекта, просто клиент об этом не ведает ни сном, ни духом.
  • Определить, готов ли клиент к проекту и какие ресурсы ему потребуются в процессе создания, обслуживания и развития проекта.

Информационный состав видения


Мы считаем, что видение должно содержать следующую информацию:
  1. Цели проекта,
  2. Требования и пожелания клиента,
  3. Ожидания клиента,
  4. Концепция сайта,
  5. Что делаете вы в рамках проекта и что потребуется от клиента.
Для вашего удобства мы предлагаем вам скачать шаблон видения (PDF, 752 КБ), в котором подробно расписано на примере, что может в нём содержаться и в какой форме.

Резюме


Резюме очень простое.
  1. Для оценки проекта получите максимум информации от клиента.
  2. Обязательно пообщайтесь с клиентом лично — никаких анкет!
  3. На основе полученной информации подготовьте видение и согласуйте его с клиентом.
И бонусная рекомендация: ни в коем случае не говорите о конкретных оценках стоимости и сроков проекта, и тем более не заключайте никаких договоров до того момента, пока не утвердите видение проекта, даже для сайтов-визиток.

Комфортной работы и довольных клиентов!

Автор статьи — Александр Туник,
директор веб-студии «Лаунж»
Tags:
Hubs:
+126
Comments 70
Comments Comments 70

Articles