Pull to refresh

Типовые ошибки на собственных сайтах веб-студий

Reading time 8 min
Views 68K
Привет, Хабр! Я продолжаю цикл статей по теме маркетинга и продаж в веб-студиях / интерактивных агентствах. В этом материале я хочу поговорить о собственных сайтах студий и типовых ошибках, которые очень часто совершают их владельцы.

Этот дайджест основан на моем приличном опыте мониторинга и анализа сайтов на рынке веб-разработок (исследования конкурентов в ADV, мониторинг и анализ участников «Тэглайн», проведение заказных аудитов для студий и пр.).

Я попытался систематизировать основные «ляпы» и упущения по нескольким основным категориям, на которых и остановлюсь подробнее:
  • Ошибки позиционирования;
  • Ошибки расстановки приоритетов;
  • Неправильная презентация компании и услуг;
  • Неправильная презентация портфолио и кейсов;
  • Ошибки в коммуникации с заказчиком;
Итак, начнем:

1. Позиционирование


Ни для кого не секрет, что на нашем рынке налицо тотальная проблема с позиционированием. Подавляющее большинство компаний ничем внешне не отличаются друг от друга, предлагают одинаковый спектр услуг, одинаково говорят о том, что они могут все-все-все и являются агентствами полного цикла. Помогает ли это в продаже услуг? Очень сомневаюсь. Я могу выделить несколько типовых ошибок с точки зрения позиционирования, которые встречаются наиболее часто. Проверьте себя =)

Ошибка «полного цикла»

Типичный пример: «Мы молодое динамично развивающееся digital-агентство полного цикла. Наша компания создана в 2009 году, в штате 5 специалистов»

Назвать себя агентством полного цикла и не покривить при этом душой могут от силы два десятка компаний на рынке. Но это не главное. Позиционируясь как полноцикловое агентство (читай – добавляя в список услуги, которые вы не умеете толком оказывать) вы размываете свою область специализации, отвлекаете внимание клиента от услуг, в которых вы действительно профессиональны. Помимо этого, подавляющее большинство компаний позиционируются именно так, поэтому выделиться у вас не получится.

Ищите уникальные точки позиционирования, пишите правду, акцентируйтесь на ключевых преимуществах и ключевых услугах. Клиент с гораздо большей вероятностью обратиться компанию, чей профиль – глубокий анализ конверсии на промо-проектах, чем в «агентство», у которого список оказываемых услуг больше, чем количество сотрудников в штате.

Ошибка «отрыв от реальности»

Часто при разработке сайта упор делается на дизайн и креатив, а не на соответствие реальным ключевым компетенциям. Дизайн – это прекрасно и хорошо, но это лишь инструмент, который должен помочь правильно донести до клиента нужное сообщение. На рынке присутствует огромное количество компаний, специализирующихся на сложном функционале (веб-интеграторов), чьи сайты выглядят как креативные бутики. Такой диссонанс сбивает с толку клиента и, в итоге, снижает конверсию.

Ошибка «несоответствие ценовому диапазону»

Это довольно частая и немного парадоксальная штука. Некоторые компании, которые работают в невысоком ценовом сегменте делают очень красивые и «дорого выглядящие» сайты. У потенциального клиента складывается потенциальное ощущение, что «здесь, наверное, очень дорого». Значит ли это, что нужно делать сайт «проще/хуже»? Нет, конечно. Нужно просто более явно указать ваш ценовой диапазон. Я не сторонник указания прямых расценок на разработку сайта (сайт-визитка – столько-то, интернет-магазин – столько-то), но можно указать примерные почасовые ставки специалистов, это даст заказчику возможность сориентироваться.

Ошибка «вы о чем вообще?»

Стандартная ошибка компаний первого эшелона и других компаний, уверенных в том, что их все знают. Главные страницы таких компаний зачастую содержат кучу различной информации, креатива, записей из блога, каких-то смешных штуковин и презентаций. Но. Зачастую там нигде не указано, чем же они, собственно занимаются! Уверяю вас, средний клиент слышал, дай бог, о студии лебедева, а все остальные бренды нашего рынка вряд ли ему что-то скажут. Не занимайтесь ерундой, укажите прямо, что за услуги вы продаете.

Ошибка «розовый слон»

Типичный пример: «На нашей главной странице нарисован розовый слон с пчелиным жалом. Покупайте сайты у нас!»

Очень часто креатив ради креатива застилает глаза студии, и она считает, что размещение какой-то непонятной творческой фиговины на сайте поможет показать, какая она клевая. Это совсем не так. Ну вот прям совсем вообще не так. Креатив должен иметь абсолютно понятную и четкую цель – донести определенную мысль/ощущение до респондента. Сам по себе розовый слон не только не поможет вам, но и отпугнет клиента, который просто не поймет, что же это такое.

2. Ошибки расстановки приоритетов


В этой области сложно классифицировать типовые ошибки, но этого она не перестает быть более важной. Подавляющее большинство компаний на рынке неправильно расставляет приоритеты/акцента на своих сайтах. Я имею в виду виузал, «вес информационных блоков», лэйауты страниц. Чтобы протестировать свой сайт и избежать этих ошибок, рекомендую проделать следующие простые манипуляции:
  • Выпишите (не открывая сайт) пять самых важных фактов о вашей компании, который должны побудить клиента воспользоваться именно вашими услугами (желательно в порядке приоритета). Это может быть указание вашей специализации, какие-то факты из жизни компании, ключевые проекты/кейсы и т.п. Теперь откройте сайт. Все ли эти факты нашли отражение на главной странице? Нет ли других блоков, которые бы превосходили их по весу/степени привлечения внимания? Соблюден ли приоритет следования этих блоков?
  • Попросите ваших знакомых не из отрасли открыть сайт и в течение трех секунд ткунть пальцем в блок, наиболее привлекший их внимание «по пятну». Результат может вас сильно удивить.
  • Для крутых: проведите полноценное тестирование на фокус-группе с использованием eye-tracking инструментов.
  • Сделайте все то же самое не только для главной, но и для ключевых внутренних страниц.

3. Неправильная презентация компании и услуг


Описание компании

Такой раздел присутствует на 99% сайтах студий. И в 99% случаев содержит стандартный серый текст про молодую амбициозную команду. Смысла в таком тексте нет абсолютно никакого – заказчик ведь не идиот (ну, давайте на это рассчитывать).

Напишите что-то действительно уникальное, интимное, то, что характеризует только вашу компанию. Раскройте атмосферу внутри команды. Покажите, как строится процесс. Нечего написать? Тогда, скорее всего, вы заняты не тем бизнесом.

Описание услуг

Тут большинство сайтов находятся между двумя крайностями. Первый – список услуг с краткими аннотациями. Мол, занимаемся SEO, это позволит вам привлечь целевых посетителей из поисковых систем. Вторая крайность – необъятная «портянка» с подробнейшим и занудным описанием малейших технических деталей.

Обе крайности плохи. Краткое описание не позволит клиенту получить новой информации, а портянку никто не будет читать до конца.

В описании услуг важно рассказать не только о самой услуге (клиент и так, наверное, что-то знает), а об особенностях оказания этой услуги именно в вашей компании, показать, как будет построено взаимодействие (это клиенту интересно прежде всего). Если у вас большой текст – воспользуйтесь визуальными приемами и лэйаутом страницы для выделения ключевых фактов, дайте ссылки на кейсы по этим услугам.

Если вы полноцикловое агентство – последнее дело давать просто список услуг. Идея полноцикловости в том, что вы обеспечиваете комплекс. Расскажите о разработке стратегии, о том, как строится жизненный цикл клиента в компании, как комбинируются разные каналы коммуникации, инструменты и т.п.

Презентация команды

Команда – одно из основных преимуществ практически всех компаний на рынке. И очень малое количество сайтов содержит информация о сотрудниках. Если и указывают персоналии – то в качестве «ролей» в описании проектов в портфолио. Такой формат – скорее для самих сотрудников, чем для клиентов. По одной строчке «менеджер проекта – Вася Петров» заказчик мало что вынесет полезного о вашей команде.
Покажите сотрудников лицом, разместите их цитаты, мнения, success-stories. Это хорошо скажется на коммуникации с заказчиком, позволит ему лучше представить, как будет построено взаимодействие.

А вот тезис о том, что стоит разместить информацию о сотрудниках на сайте – как их тут же начнут хантить – это скорее миф. В эпоху тотального распространения социальных сетей информацию о ваших сотрудниках легко можно найти и без вашего сайта, и хантеры об этом отлично осведомлены.

Отзывы заказчика

На сайте нужны отзывы заказчика, у большинства их нет, хотя собрать их – дело одного-двух дней.

4. Неправильная презентация портфолио и кейсов


«Пара слов о»

Большинство разделов портфолио на сайтах студий представляют собой список работ, в котором указано название проекта, маленький скриншот, пара слов о деятельности клиента, ссылка на сайт (и то не всегда). Иногда скриншот большой и их несколько. А сеошники так и просто список клиентов дают, без всякого описания.

Так вы слона не продадите (с). Клиенту интересно не описание деятельности компании «Лукгазнефтехим», а то, какая задача перед ним стояла, и как вы ее решили. Сам по себе скриншот сайта бесполезен в 80% случаев.

Портфолио – самый ценный багаж компании, поэтому надо потрудиться с его оформлением. У вас сотни работ, и лень писать про все? Во-первых, не ленитесь. Во-вторых, выделите ключевые проекты и опишите их подробно. Выделите их в общем списке. Поставьте себя на место клиента – он не будет смотреть сотни сайтов, ему важно знать выжимку и самое интересное.

Рубрикатор портфолио по отраслям и видам услуг

Наверняка встречали сайты, у которых в портфолио пара десятков работ, которые рубрицированы по 15 областям деятельности клиентов? Без комментариев. Или разбиение портфолио по типам оказываемых услуг, где по 8 из 10 направлений в портфолио по одной-две работы.

«Кейсы? Какие кейсы?»

Это, наверное, самая больная тема. На всем нашем рынке есть буквально единицы сайтов, которые содержат развернутые кейсы с описанием исходной задачи клиента, путей ее решения, количественных данных по результатам, схем коммуникации, архитектуры информационной системы и пр. Я не говорю о красивых роликах, где скриншоты сайта разлетаются на кусочки – их предостаточно.

Это настолько странно, что я до сих пор не могу найти внятного объяснения. Клиенту (а особенно в случаях, когда мы говорим не о сайтах-визитках, а о результатах, который могут быть выражены в конкретных показателях KPI – области ecommerce, кампании по продвижению, промо-проекты и пр.) супер-важно увидеть, как вы решали свои задачи и чего добились. Стандартное описание проекта в портфоило этому не поможет – нужен развернутый вариант, полноценный материал с обилием цифр, цитат участников процесса и пр. Почему этого не делают, например, сеошники, это же самое «мясо» для клиента? Не понимаю…

5. Ошибки в коммуникации с заказчиком


«Клиент — читатель»

На подавляющем большинстве сайтов клиент оказывается в роли статичного читателя. Вот тебе буклет – на, читай. Отсутствуют акции, прямая речь сотрудников, интерактивные инструменты, блоги, SM-интеграция, даже формы заказов/вопросов отсутствуют. Тут все понятно. Вовлекайте заказчика в процесс взаимодействия с сайтом, побуждайте его на совершение необходимых действий. Развлекайте его, наконец.

«Дорогой товарищ сисадмин, давайте поговорим о брендинге»

Многие студии не понимают специфики своей целевой аудитории, общаясь с нем на непонятном жаргоне, используют непонятную терминологию, стиль подачи информации. Если вы делаете промо-сайты – вряд ли стоит писать об архитектуре кластеров и языках программирования. Если вы продаете сложные автоматизационные решения – не имеет смысла говорить про брендинг и т.п.

Говорите с заказчиком на понятном ему языке. В свое время я хотел сделать на сайте одной из компаний специальные «уголки маркетолога, бренд-менеджера, IT-директора», где подавать информацию с использованием привычной для выбранного специалиста терминологией.

«На ваше входящее отвечаю исходящим»

Друга сторона медали – чересчур официальный, формализованный стиль подачи текста. Это не нравится никому (за исключением, может быть, чиновников). Даже если вы выбрали такой стиль копирайтинга, разбавьте его более человеческой прямой речью сотрудников, вставками креативных кусков и пр.

«SEO-шняга»

Бич компаний, которые оказывают услуги SEO – здоровые куски текста (и в основной контентной зоне, и в виде портянок в футере), «оптимизированные под поисковики» — постоянно повторяющиеся ключевые фразы, выделение болдлом, курсивом и пр. Читать эту бредятину невозможно. Может быть, вы сможете привлечь дополнительный трафик этими приемами, но катастрофическое снижение конверсии на таких «помойках» испортит вам и этот трафик, и весь вообще клиентский трафик. Не делайте так. Пожалуйста.

Заключение


Довольно очевидно, что отсутствие на вашем сайте перечисленных ошибок – еще не залог его эффективности. Но вот их наличие – почти наверняка говорит о том, что вы далеки от идеала.
Какие еще распространенные ошибки вы встречали на сайтах студий и агентств? Как их избежать? Давайте обсудим =)
Tags:
Hubs:
+127
Comments 49
Comments Comments 49

Articles