Pull to refresh

О специфике детского восприятия и особенностях психического развития консолью и игрухами

Reading time3 min
Views2.6K
Сначала хотел просто запостить комментарий в тему "Детская психика и линуксовая консоль", но уже в превьюшке понял, что комментарий получился великоват:) Получилась небольшая лекция о специфике детского восприятия и особенностях психического развития консолью и игрухами.

когда-то эта история началась с комментария veter тут

Даже не знаю, что хуже для детской психики в пять лет: трехмерные стрелялки или линуксовая консоль

Перечитал комментарии. Ответа на вопрос не нашел. видимо я не зря зашел на хабр.

Однозначного ответа и я Вам не дам, но смогу дать информацию к размышлению всем родителям. Кому интересно, добро пожаловать под кат

Итак мышление. Есть несколько форм мышления (в разных подходах 3-4). Они развиваются в определенной последовательности. Первое предметно-действенное мышление. Оно связано с непосредственной деятельностью. Т.е. для того, чтобы произвести какую-то мысленную операцию над предметом, необходимо иметь его в руках. Второе, наглядно-образное. Для выполнения мыслительной операции необходимо видеть предмет и воспринимать его (т.е. формировать его образ). Такой тип мышления является доминирующий у детей дошкольного и младшего школьного уровня [Маклаков А.Г.]. Третье, словесно-логическое. На этом этапе ребенок уже способен мыслить, пользуясь словами, как знаковыми отражениями предметов. При этом предмет может не находиться в поле видимости. И последнее, абстрактно-логическое. Это мышление с помощью ещё более высоких уровней обобщения.

Теперь вернемся к вопросу. «что хуже для детской психики в пять лет: трехмерные стрелялки или линуксовая консоль».
Сначала плюсы. Что дают трехмерные стрелялки. Тут я в основном буду основываться на чьи-то реальные исследования [1,2,3,4 (не пугайтесь, увидев эти исследования, есть и другие, которые относятся к играм более настороженно)]. Если на время отмести этические моменты и историю с формированием агрессивности, то мы получаем развитие скорости реакции, умение взаимодействовать в команде, развитие (!) наглядно-образного мышления (сюжетные линии), абстрактно-логическое (построение в голове лабиринта), немного словесно-логического и специфическое (в виду опосредованности ИТ) предметно-действенное и т.п.
Что может дать консоль? Это безусловно очень сильно развивает словесно-логическое (собственно процедурное функциональное программирование) и абстрактно-логическое мышление (в зависимости от сложности структур, которыми он оперирует).
Казалось бы, что консоль может дать меньше профитов, но в силу того, что они не размазываются результаты могут быть значительно выше. Т.е. человек, который работает в консоли может оперировать в голове неимоверными данными (ещё бы, похрани в голове файловую систему, список команд, структуру приложений), но стать реальным архитектором ему может быть сложнее.

!!! Важно. помимо консоли и 3D игрушек есть специфические игры, рассчитанные на детей определенного возраста. Но тут я ничего (кто, что, почём) подсказать не могу.

Минусы общие: время ребенка, живое общение, глаза и спина.

Опасности для игрушек. Игрушки — это так или иначе сформированный мир (для взрослых игрух — взрослый мир), который несет в себе готовый набор поступков и отношений. Ребенок через игры проходит социализацию. Хорошо это или плохо, зависит преимущественно от разработчиков игр. На деле, для детей такого возраста происходит заимствование стратегий поведения. Есть даже такой термин, «викарное научение» называется. Что это такое должен знать каждый родитель. Дети, как раз в этом возрасте уже потихоньку начинаю дифференцировать реальность и выдумку (дети более младшего возраста воспринимают сказки как настоящую жизнь).

Для консолей минусы мне в голову сразу даже не приходят, кроме может быть извращенной ненависти к gui:) а если серьёзно, то могут возникнуть проблемы с коммуникацией. Но это опять-таки вилами по воде. У меня нет данных.

И ещё одна важная штука. Обязательная программа для детей на мой взгляд. Компы это конечно хорошо, но у ребенка должен доминировать опыт общения с реальными объектами (и субъектами) мира.
Можно хоть тысячу раз прочитать в википедии, что такое горчица, но если Вы не разу её не пробовали — Вы не знаете, что это такое.

Прошу прощения за сумбур. Подушка уже рядом с клавой.

К сожалению, весь пост дублируется из коммента (на момент его публикации, кармы для поста не хватало). Надеюсь, пост окажется кому-нибудь полезным :)
Tags:
Hubs:
+57
Comments84

Articles