Pull to refresh

Принципы партнёрства в стартапе MyClasses.org — история, манящая в Доминикану

Reading time 9 min
Views 1.6K
В этом посте я расскажу реальную историю о том как четыре человека (экспат-проказник, москвич, лимитчик да косолапый мишка) договорились о принципах партнёрства, закрепили эти договорённости простым письмом по электронной почте и, доверившись друг другу, за 9 месяцев географически-распределённой работы приблизились к своей мечте о независимости. Лично у меня эта мечта зародилась давно, но окончательно сформулировалась после прочтения «Четырёхчасовой рабочей недели» Тима Ферриса: идея о том, что надо создавать продукт, а не просто работать за зарплату, стала просто навязчивой.

Немного предыстории. Три года назад я поставил крест на своём предыдущем двухгодичном самоокупаемом, но слабо растущем проекте и начал регистрировать домены для нового: MyClasses.org — сеть локальных справочников (уровня города) о всевозможных курсах и уроках. На сайтах организуется процесс общения между школами, учителями и учениками. Этакая смесь Yellow pages + CMS + CRM + Feedback/Review + Social network. Локально-глобального масштаба.

Logo of MyClasses.org
Регистрировал домены я много, увлечённо и постоянно. Домейнерство, не в прямом смысле этого слова, — моя слабость — появилась идея и бац! — надо срочно зарегистрировать домен! Потом ажиотаж проходит, и появляется понимание что ни сил, ни времени, ни достаточных перспектив нет. Но домены остаются. Иногда их удавалось продать (3 раза по запросу, сам никогда не выставляю на продажу, лучшая сделка — $2.200, всего на $3.000 — не разбогатеешь). Но в этот раз всё было не так.

Очередная авантюра подкупала целым набором благоприятных факторов:

  1. Для воплощения идеи и раскрутки требовалось много разнообразных доменов
    Помимо доменов уровня города планировались объединяющие по категориям: танцы, фитнесс, йога, рукоделие, боевые единоборства, и т.д. и т.п. Наконец-то я мог направить своё хобби и можно сказать болезненную страсть в полезное русло, притом систематизированно. Многие мои друзья (читай почти все) считали идею сумасшедшей и крутили пальцем у виска. Понадобилось два года чтобы услышать от этих же людей: «надо признать идея оказалась гениальной». Не буду скрывать — было очень приятно. Оглядываясь назад, могу сказать — несомненно моё хобби дало мне опыт, который очень сильно пригодился.
  2. Проект казался (на тот момент) достаточно простым
    Несмотря на то что у меня больше 15 лет опыта работы в IT на различных позициях (в основном software developer) изначально я думал, что смогу поднять проект в течении года, работая по вечерам и выходным, — как я ошибался!
  3. Проект базировался на принципе user generated content
    Я знаю, это очень старый термин и уже наверное не очень модный. Но и я уже не так молод! А принцип, что содержимое сайта будет создаваться самими пользователями, мне по-прежнему очень нравится. Да впрочем чего я оправдываюсь — ведь читаете вы это на Хабре — отличном примере успешности такого подхода при правильной реализации.
  4. Проект был косвенно связан с моими основными увлечениями — танцы, кайтсёрфинг, языки
    Мой предыдущий опыт показал, что лично я не могу с душой работать над проектом, идея которого мне не близка. А вот если я могу представить себя на месте пользователей моего сайта, сервиса или продукта то это становится гораздо интереснее!
  5. Самое главное — проект был масштабируемым!
    Когда-то вычитанная фраза "Прилив поднимает все лодки" крепко засела в мою голову и с тех пор я осознанно искал продукт который одновременно удовлетворял бы сразу двум, казалось бы, несовместимым качествам: был нишевым и, в то же время, всеохватывающим. Да при этом ещё чтобы и рынок был не занятым. И я его нашёл. Когда же прочитал «Чёрный лебедь» Нассима Толеба, окончательно утвердился, что нахожусь на правильном пути.
  6. Проект хорошо интегрируется с социальными сетями (Facebook/Twitter)
    Как правило, люди ищущие, или продвигающие, курсы не скрывают этого, а наоборот — стараются вовлечь как можно больше друзей. Ведь чем больше придёт людей, например на уроки танцев, — тем веселее! И мы работаем над тем чтобы каждый мог легко рассказать о своём увлечении.
  7. Проект позволяет в дальнейшем организовать работу по принципу Virgin
    Я большой поклонник Ричарда Бренсона и мне нравится организационная структура группы компаний Virgin — есть общий бренд и головная компания, которая является совладельцем в дочерних компаниях, зачастую владея меньше 50%. Несмотря на то, что наёмный труд имеет право на существование и без него никуда, я — за «самоустранение» и, по возможности/целесообразности, за мотивацию людей через долевое участие. Человек, работающий за долю, и наёмный работник — это совершенно разные люди. И когда пытаешься построить большой бизнесс, без партнёров, как мне кажется, не обойтись.
    Проблема в том, что в большой компании миноритарные акционеры не чувствуют сильной и прямой зависимости общей и личной прибыли от результатов своего труда. Поэтому считаю гораздо более эффективным разбивать компанию на связанные, но частично независимые, подразделения выплаты которым будут иметь прямую корреляцию с достигнутыми ими успехами.

В общем, подумал я с недельку, принял решение и зарегистрировал первую сотню доменов, дав себе обещание, что пока этот проект не выйдет на такой уровень, что на прибыли от него я cмогу неплохо жить (читай >€4.000), ни за какие новые идеи я браться не буду и этот не брошу. И я это обещание сдержал (и до сих пор держу).

Мне понадобилось 2 года, €50.000+ личных инвестиций (из которых €15К — это ещё не отданный кредит), развод и немыслимое количество вечеров, ночей и выходных чтобы:
  • Зарегистрировать 2.300+ доменов и настроить их для работы с Google Apps
  • Купить больше 10 премиальных доменов, средней ценой $2.000 каждый (например ChicagoClasses.com)
  • Разработать основу движка на Python под Google AppEngine (с заделом на масштабируемость когда мы станем суперпопулярными)
  • Заказать у Турбомилк дизайн и логотипы
  • Вывести проект на самоокупаемость и стабильный рост посещаемости/прибыли 10% в месяц
  • Зарегистрировать компанию в Ирландии (где я работал на корпорацию Dell)
  • Найти партнёров и разработать схему долевого участия

Именно на последнем пункте я и хочу остановиться и поведать более подробно.

Я довольно часто бываю в России и периодически рассказывал своим друзьям-программистам о ходе проекта и предлагал присоединиться — изначально на довольно хороших условиях (вроде 30% — точно не помню). Реакция была: «в принципе, возможно, интересно, но, вот сейчас, такая загрузка, давай попробуем как-нибудь...» — ну, в общем, вы понимаете — рисковать никто особо не хотел или не мог по тем или иным обстоятельствам. Это нормально — все люди разные, и жизнь у нас разная.

Очень тяжело найти сооснователя на самой ранней стадии развития проекта — на уровне идеи и построения прототипа. Но если в душе вы настоящий стартапщик, это не должно вас пугать, расстраивать и останавливать. Ведь у всего есть свои плюсы и минусы. Чем раньше присоеденяются партнёры — тем большую долю они получают и тем раньше все начнут получать прибыль. Чем позже, тем больше остаётся вам. Самое главное что на момент объединения все довольны — каждый получает то, что хочет. Люди отказываются войти в партнёрство, но очень вам нужны? Надо понять что им нужно и работать над тем чтобы у вас появилась возможность это предложить. Банально, но уж как есть.

В моём случае требовалось показать что:
  • Была выбрана правильная стратегия
  • Проект может приносить деньги (ещё не окупается, но уже зарабатывает и растёт)

Именно этим я и занялся — сосредоточился на увеличении посещаемости и извлечении прибыли. Где-то в ущерб функциональности и юзабилити. Но тут особо выбирать не приходилось — надо было как-то вырываться из замкнутого круга.

И вот когда выручка перевалила за €1К в месяц и проект вышел на операционную самоокупаемость возник реальный интерес сразу у трёх моих московских друзей. Встал вопрос — на каких принципах организовать партнёрство? Проблема была в том что обстоятельства не позволяли ребятам бросить текущую работу и уйти целиком в новый проект. Соответственно никто не мог гарантировать, как много времени и сил он сможет уделять, а значит, не очень было понятно, как распределять доли. К тому же все мы работали удалённо (из дома), и это тоже накладывает свою специфику. Хотелось выработать такой подход, чтобы всем было спокойно и комфортно.

Я немного подумал и ко мне пришло довольно очевидное решение. Итак.

Принципы получения доли новыми партнёрами в нашем стартапе


Исходим из того, что ценность каждого партнёра примерно одинакова. Оценивается справедливая доля партнёра на текущий момент, как если бы он работал 1 год на полный рабочий день (по 8 часов, 5 раз в неделю) — например, Х%. Высчитывается доля_за_час = X%/48 work weeks per yer/5 days per week/8 hours per day. Устанаваливается точка отсечки, после которой доля не растёт. У нас изначально это был 1 год, но недавно продлили ещё на 3 месяца.

Некоторые рецензенты статьи заинтересовались — как именно я определял величину этого X? Скажу сразу — не было никаких расчётов. Я думал пол ночи, а утром пошёл в душ и минут десять прислушался к своим чувствам — какая цифра с учётом уже вложенных средств и усилий будет честной и справедливой. Такая чтобы и партнёров заинтересовала и мне отдавать было не жалко. Не буду говорить точное значение — у меня получилось в диапазоне 7-15% на человека. Предложение было принято всеми без торговли и, получается, что я угадал. У вас это может быть совершенно другая цифра.

Ну и дальше всё просто. Каждую неделю ребята предоставляют отчёт об отработанных часах и в конце месяца подбивается итог о заработанной доле. Конечно, такой подход при удалённой работе требует честности и определённого уровня доверия. Но если этого нет, то есть ли вообще смысл в партнёрстве? Я доверяю ребятам на слово касаемо вписываемых часов, а они поверили мне на слово что я оформлю на них долю в компании после года работы — на том и сработались.

Один из рецензентов, тоже стартапщик, задал интересный вопрос — оговаривался ли момент расставания — на случай если кто-либо из партнёров решит прекратить работу по проекту. Могу сказать — да, обговаривался. Всё просто: отработал — заработал. Доля начисленная за часы остаётся навсегда. Но ещё у нас было субъективно-премиальное начисление опционов (в целом 3% от доли проекта растянутые на год) с возможность выкупа через 3 месяца после начисления. Мы договорились что если человек решает прекратить совместную работу, то он лишается возможности выкупа ещё не выкупленных опционов. Проценты начисленный за часы и уже выкупленные опционы остаются во владении партнёра (с возможностью продажи любому лицу).

В итоге эта схема зарекомендовала себя очень хорошо: все работают так много как могут и дело движется очень хорошо. На данный момент разброс по заработанным долям чуть меньше чем в два раза — и никаких обид! Недавно, почти через год работы по такому принципу, я пригласил в партнёрство ещё одного разработчика. Правда его годовая rate-доля уже Y% которая на треть ниже чем изначальные X% — и это всех устраивает, потому как и риски уже другие.

Насколько же хорошо работает схема, наша команда и на какой стадии находится проект?
  • Выручка возросла до €5.000 в месяц + 1.000 CAD по канадскому направлению (которое оформлено как отдельное предприятие в партнёрстве с канадским инвестором)
  • Полгода назад я уволился из Dell, плюнув на возможно-грядущее сокращение с компенсационным пакетом и стал работать над проектом full-time (сокращение так и не случилось)
  • Среднее количество часов отрабатываемых партнёрами — 30 в неделю. Это очень много, учитывая что у них есть ещё и основная работа.
  • С ноября двое партнёров увольняются со своей основной работы, съезжают со своих съёмных квартир в Москве, продают недавно купленные машины и переезжают на 2 месяца ко мне в Ирландию чтобы работать над проектом по максимуму.
  • В середине января третий партнёр увольняется, сдаёт свою «однушку» в Домодедово, продаёт машину, и мы вчетвером (плюс подруга одного из партнёров) уезжаем на 3 месяца в Доминиканскую республику, чтобы: a) эффективно работать в одном офисе на расстоянии прямой видимости и слышимости — скайп и разные часовые пояса несколько утомили; б) to have some fun! — кататься на кайтах/виндсёрфе, танцевать сальсу/бачату, учить испанский и больше общаться с людьми.

В общем, несмотря на небольшой спад в последнем месяце, мы верим в проект, нашу команду и ставим на то, что всё у нас получится. Вопрос с Доминиканой придумался и решился за один день — буквально в прошлую пятницу. А на этой неделе мы уже покупаем билеты. И я, как основатель, безумно рад тому, как всё складывается. Надеюсь, мой рассказ придаст вам немного больше сил и уверенности, если вы находитесь пока ещё только на ранней стадии вашего стартапа.

Необходимо отметить, что всё это могло бы и не осуществиться без поддержки (как моральной так и материальной) моих ближайших друзей. Весь мир может не понимать тебя, но нужен хотя бы один человек, который в любой момент скажет «у тебя всё получится» и переведёт на твой счёт тысчонку-другую евро когда у тебя случится «кассовый разрыв». Я знаю — они прочитают — спасибо вам огромное!

А ещё, чуть не забыл написать, нам очень нужен очень хороший, нет, я бы даже сказал — крутой, дизайнер-верстальщик. Именно такой — двухстаночник. Потому что работы у нас — море, проект быстро растёт/меняется, а вот дизайн, юзабилити и вёрстка у нас немножечко «хромают». Если вы — именно тот человек который может красиво нарисовать, а затем грамотно и быстро сверстать (JQuery) так, чтобы этим было удобно пользоваться, да ещё, в идеале, можете написать текст на английском/испанском языке и имеете желание оказаться на три зимних месяца на Карибских островах, присылайте мне в «личку» или на email пару слов о себе и ссылку на своё портфолио. И может быть, мы сработаемся, и вы станете частью чего-то очень большого! Girls/boys — both genders are very welcome!

Мы также рассматриваем вариант привлечения инвестиций. Но нас мало интересуют просто деньги. Что нам действительно нужно, так это партнёр-инвестор, который мог бы помочь с маркетингом и, может быть, с продвижением в конкретных областях. Возможно сотрудничество по конкретным категориям или городам/странам.

Если уважаемый хабр посчитает нашу историю интересной и не закопает мне карму в минус, возможно, мы расскажем более детально о развитии проекта и о том, как мы устроили тестовый выезд «поработать» в Доминикану. В дальнейшем у нас грандиозный план — поработать вместе во многих тёплых уголках нашей планеты, где есть солнце, ветер и волны: Тайланд, Маврикий, Вьетнам, Кабо-Верде… А в итоге осесть где-нибудь вроде Новой Зеландии.

С удовольствием отвечу на возникшие воросы. К сожелению аккаунт на Хабре из всей нашей компании имеется пока только у меня — так что все ответы будут от моего лица.

Спасибо что дочитали до конца мою самую первую статью о нашем стартапе и всем успеха в ваших начинаниях!

UPDATE 11 May 2012: Мы набираем сотрудников! У нас открылось 3 позиции:

Зарплаты конкурентные, работа до октября в офисе в Москве, потом на 6 месяцев в Доминиканской республике. Работать с нами интересно и весело! Смотрите как это было:

О том как к нам попасть тут: http://www.petamatic.com/ru/dream-jobs.html
Tags:
Hubs:
+75
Comments 80
Comments Comments 80

Articles