Pull to refresh

Заметки стартапщика (от создателей Wizee Шопинг)

Reading time4 min
Views1.9K
Хотим рассказать о собственном опыте построения нашего стартапа. Постараемся, возможно, не в самом структурированном виде изложить наши мысли о том, что делать необходимо, чего делать не стоит и о прочих околостартапных радостях. Некоторые советы могут показаться банальными, но со всем нижеописанным мы столкнулись лично и хотим помочь вам не повторить наши ошибки или взять на вооружение то, что нам удалось сделать хорошо.



В общем, стартап начинается с идеи и команды.


Касательно идеи: не стоит растекаться мыслью по древу — придумали идею, хорошенько ее обмозговали и делайте, иначе может получиться так, что вас будет тащить из стороны в сторону и сложно будет остановиться на чем-то конкретном. Мы долго решали, что же мы будем делать: индор навигацию на заводе, гид по Москве для иностранцев или гид по ТЦ, причем одна идея вытекала из другой, и так по кругу. Выбрали хорошую идею — остановитесь и делайте, а то можно вечно накручивать «рюшечки», потеряв первоначальную нить.
Команда основателей: не зовите в команду людей, которым это не надо, даже если вы можете их убедить и они пойдут за вами. Ищите людей готовых к лишениям и тяжелой работе, а не болтовне. Когда разделяете доли «неубитого» проекта, поровну не всегда честно. Делите по совести, но еще раз — это не обязательно поровну. Если видно, что кто-то лажает, причем по собственной вине, избавляйтесь от него как можно раньше. Иначе потом у вас наберётся снежный ком взаимных претензий и обид, и расставаться будет ещё неприятнее.
Для тех кто хочет примкнуть к команде стартапщиков: не жадничайте. Не заявляйте о своих претензиях на долю до того как вы хоть что-то сделали. Сделайте что-то полезное, и вас обязательно оценят. Один из наших коллег просто начал помогать нам без разговоров о доле. В нужный момент этот разговор всплыл сам собой, и теперь он 3ий по величине акционер компании. С другой стороны, часто сталкиваемся с людьми говорящими сначала о доле, а потом уже о том, что они готовы сделать. С такими вам не по пути.

Итак, идея придумана, команда собрана. Нужны инвестиции.


Были многократными свидетелями обратного, но, тем не менее, пишем по личному опыту: идите к инвестору с уверенным прототипом. Гораздо легче привлечь инвестиции показывая что-то в деле, а не описывая будущие миллионы на словах.
Не стоит недооценивать «presentation skill», вратарь — это полкоманды, «пичер» — половина привлеченного инвестора.
Нас тоже раздражают вопросы вроде «А что если гугл вложит 100 000 000$" в ваш аналог?» Тем не менее готовьте ответ заранее.
Никогда не говорите «я не знаю» касательно вашего стартапа. До привлечения денег вы знаете все!
Делайте бизнес-план хотя бы на пару лет. Все прекрасно понимают, что это вилами на воде писано, тем не менее инвестору вектор должен быть понятен. Не стоит ему доказывать, что загадывать бессмысленно, что всё ещё тысячу раз поменяется. Даже не заикайтесь об этом. Будете это объяснять, как только он вложит деньги. Хороший инвестор и сам это прекрасно знает.
Не теряйте время с неуверенными в себе инвесторами: если вас динамят, потратьте свое время на развитие продукта или разговор с новым инвестором, иначе потеряете больше времени. Если инвестор заинтересован, деньги должны быть у вас в кармане в течение максимум 2 месяцев, а все договоры уже подписаны и все планы обсуждены.
Ищите инвесторов, у которых достаточно денег на новые раунды или которые реально могут посодействовать в привлечении этих раундов. Плохой вариант — взять у инвестора, скажем, 100 000$, зная, что больше он вам денег не даст и помогать не будет.
Инвестор должен быть близок вам по-человечески. Не берите денег у людей, которые вам не нравятся, даже если эти деньги очень нужны.

Ну что ж. Наши поздравления. Вы получили инвестиции! Пора расширять (набирать) команду.


Главное правило здесь простое: нанимайте профессионалов. Если к вам придет студент, пусть с горящими глазами, но ничего не знающий, не берите его. Нанимайте как можно более квалифицированных специалистов, не сильно обращая внимания на зарплату. Скупой платит дважды. Нанимайте как можно меньше людей. Тут как в программировании — сложность растет нелинейно. Долго не можете найти кадры — ищите ещё.
Старайтесь искать людей умнее себя. Мы понимаем, некоторые могут счесть это невыполнимой задачей, но все же пробуйте.
Будьте бдительны с людьми, болтающими не по делу на собеседовании. Даже самый обаятельный болтун должен прежде всего хорошо уметь делать своё дело.

Хорошая работа. Отличную команду вы собрали! Теперь нужно заставить их работать.


Готовьте спецификации заранее. Пишите не только скриншоты, но и текст с довольно подробным описанием функционала.
Планируйте на 2 шага вперед. Нанятый вами программист получает большие деньги и совсем не в ваших интересах таймшиты вроде «ждал задание от менеджера».
Для менее высокооплачиваемых сотрудников ставьте процесс и руководствуйтесь им. Программисты — ваши рок-звезды, ищите к каждому подход индивидуально. (Цитирую самого себя: «Программист выше процесса» (с)я:)).
Важное правило: четко ставьте задачу, критерии выполнения и срок. Строго спрашивайте за результат.
Не пишите никому не нужную документацию. Пишите нужную. То есть ее должно быть удивительно, незаметно, пугающе мало.

Вы отлично справляетесь, проект идет полным ходом. Но почему они лажают?


Увольняйте не устраивающих вас сотрудников как можно раньше. Иначе будете платить плохому кадру, вам будет некомфортно работать, а он еще и уйдет в самый неподходящий момент. Если в общении с сотрудником не покидает ощущение «что-то не так», скорее всего, лучше его уволить и найти того, с которым всё будет «так».
Повышайте зарплату сами, а не когда вас попросят, делайте её выше рынка. Не ждите, когда вам положат заявление на стол. Давайте премии. Дарите подарки. Хочет посидеть дома — пусть посидит дома. Нет работы по вине менеджмента — пусть идет домой и таймшитит 8 часов. Не обязательно, чтобы ваш программист был инициативен. Обязательно, чтобы он был ответственен, честен и писал отменный код.
Если работа особо не видна и её никто не проверяет, её делать не будут. Не вините в этом ваших «контент-менеджеров». Ставьте задачу, срок и чётко спрашивайте. Как только скажете: «Заполняй», 50% офисного трафика уйдет на Вконтакте, и не только на музыку из него.
Давайте сотрудникам ответственность, пусть они чувствуют свою значимость и ваше доверие.
Ну и сами не падайте духом несмотря ни на что — это самое главное.

Очень маленькое, но очень важное замечание.


Покупайте фрукты, печенье, батончики и чокопаи, и пусть они всегда будут в общей доступности. Программист тогда не бегает в палатку за перекусами, а просто протягивает руку и берёт их с соседнего стола. Это обойдётся вам в копейки, а концентрации и сосредоточенности программиста сохранит на миллион.
Tags:
Hubs:
+51
Comments34

Articles