Pull to refresh

Образование в вузе и за его пределами: взгляд с кафедры

Reading time 8 min
Views 15K
Последние две недели были особенно плодотворны темами, посвящёнными изучению IT в школе, в университете и самостоятельно. Интересен разброс мнений: от «обязательно идите в вуз, впитывайте знания, получайте корочку» до «ничему вас там не научат, лучше идите в индустрию и учитесь у старших коллег». Как действующий университетский преподаватель я, конечно, буду ратовать за вузовское образование, но с большими дополнениями и оговорками. Именно этим дополнениям и оговоркам хочется посвятить отдельную статью, надеюсь, небесполезную для интересующихся школьников и студентов, и способствующую целостному взгляду на образовательный процесс в нашей любимой области.


Зимняя сессия на носу — очередное нытье на хабре.
Хабраюзер anyxem


IT образование как квест

Читая статьи и комментарии, я (соглашаясь со многими) не перестаю удивляться людям, чьи ожидания от IT образования не совпадают с реальностью. Всё ничего, если негодование не мешает упорно двигаться вперёд, однако у некоторых дело доходит до переосмысления мира, себя в этом мире, и попытке всё перекроить и перестроить. Далеко не всегда с хорошими результатами, конечно же. Друзья, образовательный процесс — это не игра в Super Mario Bros., где требуется просто бежать вправо, с тем или иным успехом преодолевая возникающие препятствия. Это нелинейный квест, успешность прохождения которого зависит как от качества самой игры (то есть образовательной среды), так и от квестерских навыков игрока. Конечно, мало кто собирается получать десятое высшее образование, имея за плечами приличный опыт пройденных квестов, но подготовиться к процессу обучения, хотя бы теоретически, можно.

Должен признаться, будучи студентом я тоже не особенно задумывался о тактике и стратегии образования. Просто играл в Супер Марио с остальными. Но дальнейший опыт (обучение в трёх университетах, периодические проекты в индустрии, собственная преподавательская деятельность) помогли, как я смею надеяться, увидеть лес за деревьями. Хотелось бы, чтобы у нынешних студентов пораньше формировалась цельная картина мира, причём с меньшими затратами времени и труда, чем это было у меня и моих товарищей.

Собачья выставка

Я ничего не понимаю в собачьих породах. Знаю лишь, что идеальное соответствие породе подразумевает выполнение целого ряда неочевидных критериев, относящихся к цвету, типу шерсти, пропорциям тела. Конечно, я отличу овчарку от таксы, но отличить «правильную» овчарку от «неправильной» мне уже не под силу. Существуют, однако, собачьи выставки, где специально обученные люди производят замеры и выдают наиболее удачно сложенным собакам сертификаты, дипломы и медали.

Диплом по сути представляет собой такой вот собачий сертификат: от наличия сертификата собака не станет ни лучше, ни хуже, однако любой неспециалист сможет понять, что имеет дело с качественным представителем породы. Поэтому несправедливы обвинения в адрес работодателей, не желающих нанимать айтишников без формального высшего образования. Да, сейчас наши дипломы — сплошная профанация, но затея по сути своей верна: диплом как бы гарантирует ваше соответствие заявленным критериям, и работодатель тем самым избегает необходимости проводить хотя бы первичный отбор.

Всегда можно привести контрпримеры. Скажем, я не вижу смысла в конкурсах красоты: мне и так с первого взгляда ясно, красива девушка или не очень. Наверно, хорошего айтишника тоже невооружённым взглядом видно, но по-видимому, в этом смысле специалист ближе к породистой собаке, чем к беспородной красотке. Поэтому примите за данность: да, есть возможность обойти систему, засиять ярче солнца и получить прекрасную работу без формального образования; но наличие диплома всегда и везде будет существенным плюсом или даже необходимым требованием — от Штатов до Японии. Как нас учит Чжуан-цзы, имея дело с водопадом, выгоднее «следовать движениям вод и не навязывать волнам свою волю». Потратьте своё время и силы на более достойные задачи, чем борьба с разумной в своей основе системой, пусть даже иногда приобретающей уродливые формы.

Моряк из предгорья

Окончив девятый класс, мой дядя распрощался с родителями и поехал учиться морскому делу в далёкий город Баку. Надо сказать, что его романтический пыл в конце концов поугас: надолго в моряках дядя не задержался. Признаюсь, мне было бы страшно в подростковом возрасте оторваться от родителей и ехать куда-то к чёрту на рога. Да и в более зрелом возрасте вопрос комфорта жизни в том или ином месте и удобства переезда никогда не снимается с повестки дня. Так что же побудило дядю на такие подвиги? Чего ему дома не сиделось? Ответ прост: дома не было моря. Ну как можно учиться морскому делу в предгорьях?

Мысль претендует на приз Капитана Очевидности, однако жизнь показывает, что для многих она вовсе не очевидна. Люди ноют: программы обучения скверные, преподаватели плохие, компьютеры старые. Друзья, мне как абитуриенту конца девяностых годов такое простительно. Но сейчас времена другие — кто вам мешает навести справки заранее? Вас что, в Гугле забанили? Вам к форумам доступ прикрыли?

Примите как данность: лишь в благословенных странах Скандинавии любой наугад выбранный университет даст вам образование, не сильно отличающееся от среднего по стране уровня. В любом другом месте можно попасть как в достойное заведение, так и в церковно-приходскую школу под вывеской вуза (кстати, я один на Хабре знаю, что единственное нормативное написание слова «вуз» — строчными буквами?) Как абитуриент, вы обязаны узнать обо всём «на берегу». Вы должны пообщаться со студентами на форумах, собрать отзывы. Да чёрт побери, люди новый ноутбук дольше выбирают, чем университет. При этом надо быть морально готовым к переезду как за пределы города, так и за пределы страны. В предгорьях моря нет.

Время и деньги

Я осознаю, что в последнем утверждении есть лукавство: не каждый может себе позволить выбор желаемого вуза и переезд в желаемую страну. Замечу, однако, что цена российского платного образования уже не кажется мизерной по сравнению с европейскими цифрами. Так что если планируется учиться за деньги, соседний вуз может оказаться даже не самым выгодным выбором. Если же (вполне обоснованно) хочется получить бесплатное образование, проблем всё равно нет. Это более тернистый путь, но всё же посильный. Как указывал кот Матроскин, «средства у нас есть, у нас ума не хватает». Стипендиальных программ в мире — over 9000, и вы сами можете легко в этом убедиться. Если в Гугле не забанили. Правда, есть тонкость: собачья выставка работает на вас. Вкладывать деньги в первокурсника мало кто хочет, потому что непонятно, что из него вырастет. Если же вы удачно отучились хотя бы пару лет (а ещё лучше — до уровня бакалавра), шансы резко возрастают. Просто обо всём этом надо думать заранее, а не тогда, когда уже поздно.

Такого рода квесты, впрочем, требуют и времени. В комментариях жалуются: матан это потеря времени, турбо-паскаль это потеря времени, философия это потеря времени… Оставим пока в стороне вопрос пользы матана или философии и обсудим время. Вы что, на войне? Вам срочно надо пройти курс молодого бойца и ехать на фронт? Время — самый ценный ресурс человека после здоровья, но посмотрим правде в глаза: те, кто называет вузовское обучение потерей времени, всерьёз считают, что за стенами университета их ждут молочные реки и кисельные берега? Да как бы не так! Большинство людей погружаются в повседневную рутину, с ностальгией вспоминая «школьные годы чудесные» и «студенчество весёлое». У меня ностальгии нет вообще. С каждым годом жизнь становится всё интереснее, но чтобы так сложилось, надо над этим работать.

В России молодые люди всё время находятся в состоянии стресса. Побыстрее окончить школу, побыстрее поступить в вуз, побыстрее окончить вуз, побыстрее найти работу… При этом в Европе совершенно нормально быть студентом и в двадцать пять и в двадцать восемь, а аспирантом — и в тридцать. Люди спокойно двигаются в комфортном для себя темпе. Берут столько курсов за раз, чтобы освоить программу, не забывают развлекаться и читать книжки. Скорость (в разумных пределах) вообще никого не парит. Вы думаете, тамошние студенты могут себе это позволить, потому что живут хорошо? Как бы не так! Конечно, их положение куда лучше наших студентов, но всё равно нигде в мире студент не живёт как король. Экономят, перебиваются случайными заработками. Это воспринимается как естественное течение жизни, и мотивация бежать изо всех сил невелика.

Take your time. Если вы уже студент, учитесь тому, чему хорошо учат в вашем вузе. Если это матан, изучайте матан. Если история, изучайте историю. Английский, всенепременно, да и другие иностранные языки. Литературу. Философию. Зачем вам философия, если вы не философ? А зачем вам спорт, если вы не спортсмен? Во-первых, получите удовольствие (да, при соответствующем подходе любой предмет способен принести удовольствие), а во-вторых, разовьёте личность. Когда мне делали очень болезненную операцию по исправлению носовой перегородки, хирург сказал: можно жить и без операции, на продолжительность жизни это не повлияет, а вот на качество — да. Наверняка вы знаете людей, имеющих деньги, но лишённых фантазии. Максимум, на что их хватает — машина побольше и мебель побогаче. Расширьте свой кругозор за счёт матана и философии — и мир заиграет новыми красками.

Дух школы

Каков же идеальный процесс обучения? Что важнее — самообразование, общение с сокурсниками и коллегами или университетские лекции? Ответ банален и очевиден: важно всё, разумеется, при условии высокого качества каждой составляющей.

Самообразование необходимо. Вашими учителями будут Дейкстра и Кнут, Страуструп и Буч, Норвиг и Таненбаум. Чтение книг приучает к длительной работе мысли, умению осилить длинный связный текст, погрузиться глубоко в тематику. Статьи заполняют отдельные пробелы. Я бы посоветовал на первых порах побольше упора делать именно на книги, формирующие базовый каркас знаний, а уже потом переходить постепенно на статьи. Самостоятельные программные проекты позволяют потратить время на вопросы, интересные конкретно вам, а не начальнику или преподавателю.

Общение помогает взглянуть на проблему под другим углом, расширить общий кругозор, получить быстрый отзыв о своей работе. В теории всё есть в книгах, но надо же догадаться прочесть нужную книгу! Так исторически сложилось, что от общения сам я получил не очень много глубоких знаний, но это всего лишь личный опыт.

Университеты устроены по-разному и пользу приносят разную. Мой первый университет был провинциальным. Рассчитывать на современные знания в IT не приходилось, зато толковые ребята в силу их малочисленности как-то держались друг друга, а толковые преподаватели старались с такими студентами установить личный контакт. Второй университет был большим и известным. Конечно, уровень преподавания там выше, но с контактами было уже хуже. Толковых студентов много, но у всех свои мысли, свои проекты; преподаватели загружены и физически не могут уделить тебе много времени. Да и вообще мало кого помнят в лицо. Зато было ощущение, что ты близок к настоящей профессии: отдельные преподаватели успешно совмещали работу в вузе и в компаниях, да и представители индустрии нередко к нам заглядывали. Третий университет был в Европе. Там упор был сделан на твёрдый средний уровень подготовки. Мы учились по хорошим учебникам, шли достаточно медленно по программе, но и спрашивали с нас соответственно. Это тебе не «выучить-сдать-забыть»: каждая пройденная тема хорошо откладывалась в голове. Таким образом, из каждого места удалось вынести что-то своё: хорошие личные контакты, общее представление о будущей карьере и коллегах, качественное изучение основ IT.

Тут я вынужден отметить, что последний пункт в России как раз труднее всего достижим. Как уже писали, в хороших странах преподавание — это достойная карьера, поэтому толковые люди не сбегают в бизнес из университетов. У нас самые хорошие специалисты преподают в качестве хобби, а работают и зарабатывают обычно на стороне. Поэтому и остаются в вузах в основном любители турбо-паскаля и квик-бейсика. Такое положение вещей ни для кого не должно быть сюрпризом.

Кстати, из этих наблюдений вытекает тот факт, что критерии хорошего университета вовсе не очевидны. Скажем, «брэндовость» университета прибавит вам чувства собственного достоинства, но на практике может оказаться не такой уж и ценностью. Круто, наверно, слушать лекции самого Страуструпа или Кука. Но найдут ли они время разбираться с вашими проблемами? Мне всё больше кажется, что самые лучшие вузы — среднего размера, с качественным преподавательским составом. Пусть среди них будет меньше звёзд первой величины, но они будут твёрдо знать своё дело и найдут время заняться лично вами. Кстати, принцип распределения профессоров по университетам — тема отдельного разговора. Если вкратце, лучшие учёные далеко не всегда оказываются в самых рейтинговых заведениях. Там вступают в силу совсем иные факторы.

Выводы

В общем-то бесхитростны:
  1. Всё-таки пройдите квест. Получите диплом.
  2. Отнеситесь к процессу образования серьёзно. Заранее узнайте, чего можно ожидать от того или иного учреждения.
  3. Выделите под образование больше времени. Вы не на войне, нет необходимости бежать вперёд сломя голову.
  4. Будьте готовы сменить город и даже страну. Это нормально.
  5. Постарайтесь поучиться в разных вузах. Эта возможность — едва ли не лучшее, что есть в «болонизации». В Европе студенты часто ездят по программам обмена — это воспринимается как норма.
  6. Постарайтесь взять лучшее отовсюду. Из книг, из общения, из университетских курсов.
Tags:
Hubs:
+78
Comments 148
Comments Comments 148

Articles