20 лет Wolfenstein 3D: модель shareware в играх

alizar 7 мая 2012 в 00:51 2,2k


5 мая исполнилось 20 лет с момента выхода культовой игры Wolfenstein 3D, родоначальника жанра «шутер от первого лица». Игра разошлась по миру огромным количеством копий, но не все помнят, что игра на самом деле распространялась по модели shareware. Первый эпизод из 10 уровней бесплатно копировался по BBS, а люди приносили игру друг другу на дискетах. Это была также одна из первых игр, которая распространялась через интернет.

Первая версия Wolfenstein 3D для DOS вышла 5 мая 1992 года, через три года после появления процессоров Intel 486.

Разработчиком Wolfenstein 3D была компания id Software с Джоном Кармаком и Джоном Ромеро, а издателем — Apogee Software, позднее известная как 3D Realms. Как раз она считается пионером в использовании модели shareware.

Сразу после своего основания в 1987 году Apogee Software выпустила несколько игр по такой схеме: пользователь получал полную версию игры со всеми уровнями, а если игра ему понравилась — мог заплатить за неё. За эти деньги он получал техническую поддержку и, возможно, какие-то сувениры. Такая модель оказалась не слишком успешной, так что очень быстро компании сменила подход. Они начали распространять на BBS только несколько первых уровней игры. После оплаты игрок получал остальные уровни (дискетами по почте), техническую поддержку и чит-коды. Такая модель получила название «метод Apogee».

Кстати, Кармак и Ромеро начали делать игры по заказу Apogee ещё до основания собственной компании id Software, во время работы в Softdisk. Именно благодаря Apogee и вере в модель shareware для PC они приняли решение основать собственную студию.

Wolfenstein 3D стал безусловным хитом, который наглядно доказал, что shareware является очень эффективным методом дистрибуции. К концу 1993 года было продано более 100 000 копий Wolfenstein 3D.



Игра до сих пор продаётся через Steam, хотя Джон Кармак давно опубликовал исходные коды Wolfenstein 3D, как и все остальные свои игры.
Проголосовать:
+53
Сохранить: