Pull to refresh

Comments 70

Руки не устали столько текста писать? =)
Молодец, спасибо за вторую часть!
P.S. Это самая длинная статья, которую я видел на Хабре за последние три года.
и, что удивительно, при таком объеме читается легко и нет желания закрыть вкладку. Спасибо автору за качество изложения, технично, но без занудства.
Ещё одна лучшая статья про кабеля в моей жизни! :)
Вообще, из трех статей вполне можно книжку сделать, должным образом оформив.
Мануал начинающего сварщика :)
Эх, ностальгия! 60 рулят =)
Напишите ещё про лазерную светилку, тоже незаменимый аксессуар сварщика.
Она почти бесполезная. Рефлектометр — вот незаменимый аксессуар.
Не сравнивайте ж и п. Это разные устройства для разных задач.
Все ситуации из личного опыта
Ситуация №1. Стажер наступил на кусок пачкордовой оптики. Просветка светит отлично. Но линк на 1550 не поднимается.
Ситуация №2. Падает линк. Где — хер поймешь. Ясно одно что он упал.
Ясен перец, это 2 разных девайса. Но наши все сварщики ходят с рефлектометрами (у кого то получше — yokogawa, у кого то похуже — топаз), но факт один — просветка только отнимает время.
Ну и ситуация №3. Помещение. Темно. Линк упал. Ставим просветку и осматриваем линк на предмет поверждений. Это по большому счету единственное применение просветки.
Возможно, она вам и правда не нужна была. Расскажу, как ей пользовался я.
Когда варили PON, после сварки просвечивали кассеты, в основном искали косяки в КДЗСках, если спайка сломалась в процессе прогрева, она начинает светится яркой точкой. Такую сварку нужно переделывать. В зоне нашей ответственности вполне этого хватало, были видны в том числе и загибы, на которых могло быть падение сигнала. Если же линк в процессе проверки всё таки не поднимался, то тогда уже рефлектометром гоняли проверки, и если косяк в самом кабеле, то мы за него не отвечали. Если косяк в сварке, то переваривали и платили за вызов измерителя. И таких косяков после покупки светилки стало в 4-5 раз меньше.
Если делаешь по 200 сварок в день, возиться с рефлектометром вообще не хочется, а светилкой свою работу проверяешь за пару минут.
Если вы работаете на заказ, то так или иначе нужно сдавать документацию. А там должны быть отметки о потерях на сварке.
Суб-суб-суб <...> подряд, отчёты сдаёт измеряющее СМУ, да и измерения они проводят портативными измерителями, а не рефлектометрами.
Далек от прокладки линий связи и уж тем более от оптики. Но прочитал всю статью, также как и вашу предыдущую, на одном дыхании. Очень познавательно, спасибо вам!
Еслн честно, совсем не понимаю, зачем крму-то оптические аттенюаторы.
Бывает, что линия короткая и качественная, и по этой линии надо «подружить»две железки, рассчитанные быть далеко друг от друга, и уровень выходного сигнала передающей железки слишком высок для входа принимающей железки. Ну или по какой-то причине не отрегулировали уровни программно. Вот и душат уровень аттенюатором на несколько децибелл, чтобы, грубо говоря, фотодиод на приёмной стороне не захлёбывался.
далеко не всегда можно настроить уровни программно, переменные аттенюаторы тоже не 15 копеек стоят, в отличии от фиксированных.
Аттенюатор при монтаже незаменимая вещь. Наибольшее применение они находят в телевидении. Например, на новой линии ставится оборудование отрегулированное под старую оптическую сеть или просто рассчитанное для работы на большие расстояния и имеющее высокую чувствительность фотоэлемента. На коротких длинах кабельных трактов это может привести к перегрузке входных каскадов фотоприемника и как следствие неправильной работе устройства. В принципе, можно даже сжечь оптический приёмник (а цены на них недемократичные).
Поэтому при монтаже телевизионных сетей используют тот момент, что при макроизгибе волокон с увеличением длины световой волны затухание резко возрастает. Несколько витков одномодового волокна вокруг тонкого сердечника (карандаша, гвоздя) вносит затухание в 2-4 дб. Т.е. перед подключением устройства наматывают патчкорд на гвоздь и после подключения отматывают по витку следя за шкалой прибора. Иногда их меняют на постоянные, иногда оставляют такими, чтобы можно было всегда «подрегулировать».

p.s. можно добавить в статью…
Есть и экзотические варианты применения аттенюаторов.
Например, когда требуется полное терминирование дальнего конца световода.
Вариантов три:
1. завязать узелок (как кратковременная мера)
2. поставить изолятор (но девайс не из бросовых)
3. наварить аттенюаторов…
Что вы понимаете под терминированием? полное отсутствие обратного отражения?
Да. Под терминированием я понимаю именно полное отсутствие обратного отражения.
А каким образом аттенюатор убирает отбратное отражение? Как правило, аттенюатор представляет из себя калиброванный воздушный зазор.
Респект! Огромное спасибо за статью!
бутылочка со сломанными волокнами для подсыпки во вражью обувь, это пять! хочу такую
Да возьмите просто клок стекловаты!
Поверьте, с волокном более жестоко.
Офигенная статья, спасибо! *прикрутите кнопку донейта*

Мне один знакомый заливал, как волокно в полевых условиях варит при помощи лезвия и турбозажигалки. Так убедительно рассказывал, что я даже поверил. Ушёл пинать врунишку.
Эта ложь не выдерживает никакой критики :)
Так он рассказывал только что так варит? Или ещё что оно после этого работает?
Как-то «в поле» зажигалкой кдзски жарили, потому что могло просто не хватить батарейки на сварку.Но всё равно потом переделали, естественно.
Это был лихой 2004 год. Сварочный аппарат Ericsson, без печки. Без автосведения. Да и варил он всегда на 0.1 :)
Усаживали зажигалкой, в принципе все сварки до сих пор живы. Конечно плохо, но тогда других вариантов не было.
прекрасная статья, большое спасибо очень интересно было почитать, ждем продолжения
подтверждаю. Как и то, что впервые вижу анимированные png (в Опере работает).
Я пробовал gif, но качество уж больно убогое получается при внушительном весе. apng всё ж получше.
Круто, жму руку! Нужно иметь очень наметаный глаз, прямые руки и железные нервы что бы работать с оптоволокном.
«лучшие сварочные аппараты делают японцы (Fujikura, Sumitomo)»
А ещё Фуджикура делает лучшие рукоятки (shafts) из углепластика для гольф-клюшек :)

Технология — космическая: палка — в палец толщиной, целиком весит несчастные 50 граммов — а как махнешь, за счёт упругости засылает мячик за двести метров!
Я понял, вся эта статья — повод похвастаться, как вы убили Чужого и расчленили его тело! Крутая фотка, даже мясо видно!

image
Напишу, но попозже: хочу передохнуть) Да и мысли для неё надо собрать.
Не упомянута оконцовка кабеля, которую, кстати говоря, можно делать (и делали) вручную. Для этого был специальный стеклянный столик, на который клался лист спец. шлифовальной бумаги. В специальную «шайбу» закладывался одетый заранее коннектор с волокном, и восьмиобразными движениями производилась шлифовка торца, качество которого контролировалось по оптическому мини-микроскопу. Оконцовка одного коннектора таким образом занимала минимум 1 час, как вспомню… бррр.
Я упоминал про это в первой части статьи. Самому этим заниматься не приходилось, это теперь вроде делают только те, кто изготавливает под заказ нестандартные патч-корды. Да и машинки специальные для этого есть.
А расход двухкомпонентного клея (фактически эпоксидная смола) ради одного коннектора, а печка, в которой этот клей надо было «запекать».
А чуть посильней нажмешь на коннектор при полировке и получаем брак.

Помним, помним…

PS. Коннекторы и сейчас делает каждый уважающий себя производитель. Но, пигтейлы рулят.
Шикарная статья! Большое спасибо!
Огромная спасибо! Статья просто супер.
Ну да, красный термоклей выглядит немного инфернально, согласен.
Отличная статья, было бы побольше таких на хабре. Вспомнил былое- разделку сварку… Для полноты картины осталось рассказать про ручную шлифовку и склейку.
Не стоит. :)
Во-первых, тут куча картинок, понадёрганных с инета. Тут это добросовестное некоммерческое использование, а в книге — сразу придут копирасты.
Во-вторых, тут много моего личного мнения. Например, тут я могу свободно высказать своё мнение, что сварочник А — труЪ, а сварочник Б — отстой. А в книжке за такое производители сварочников Б могут и обидеться.
В-третьих, для нормальной книги знаний надо на порядок больше, нужен академический подход. Нужно много смежных знаний. Нужно знать математический аппарат, нужно брать интервью и людей, стоявших у истоков, нужно изучать свежую зарубежную научную литературу по теме, нужен опыт работы на современных дорогих измерительных инструментах (например, измерители дисперсии) и иметь опыт с мультиплексорами, нужно знать организацию магистральных сетей, преимущества и недостатки разных типовых топологий и прочее, прочее, прочее. А кто я такой? Просто любопытный практик, технарь. У меня нет необходимой цельности знаний, нет академического подхода. Даже если прилизать эти тексты от копирастов — всё равно это получится не самая лучшая брошюрка.
В-четвёртых, кто это купит? Спайщиков мало. Почти все из них и так умеют паять. ;) А многие принадлежать как бы к другой, не-айтишной категории людей. Поясню. Такой человек не особо любит компьютеры. Он выезжает на старом УАЗике с бригадой копателей в поле, там по когда-то выученным алгоритмам паяет муфту. Потом он чертыхаясь лезет на столб, чтоб её повесить. В мыслях у него не то, какой новый аппарат выпустили японцы, а родной дом, где жена с борщом и 100 грамм…

Другие люди просто заколачивают деньги: по сути они менеджеры, которые умеют паять. Когда такой спайщик накопит миллиончик, он сколотит свою бригаду из студентов и они будут на него вкалывать.

Такие люди вряд ли купят брошюрку про основы спайки волокон. А кто хочет учиться — и так найдёт в интернете всю информацию.
Исчерпывающий ответ, в вашем стиле! Но я это написал скорее в качестве комплимента, спасибо за статью — интересно.
> Когда такой спайщик накопит миллиончик, он сколотит свою бригаду из студентов и они будут на него вкалывать.

Ностальгически вздохнул
Самая крутая и подробная статья, которую я читал за последнее время!
Замечательная статья, большое спасибо! Такие вещи обязательно нужно издавать и распространять по институтским библиотекам.

Касательно концентрических колец на последней фотографии. Картинка очень похожа на кольца Ньютона, поэтому осмелюсь предположить, что вызвана она интерференцией различных световых волн, которые попадают в неровный скол волокна.

P.S. Впервые вижу такую картину: у автора 146 голосов за карму и все 146 положительные. Это что-то значит.
Дочитал на одном дыхании. Респект!
Бывает, что у сварочного аппарата сломалась печка, а работать надо. Тогда некоторые спайщики усаживают КДЗС над зажигалкой.

Газовый паяльник вам в руки! Он отлично может изображать термофен. На иных еще спец насадка-экран в комплекте есть, чтобы термоусадки сажать.

А картинки в конце мутные :( Видимо анимашка не работает в хроме.
Видео про сварку — лето, птички поют, мужики сидят на улице за столиком, на столе alcohol. Полстраны захочет так работать.

В следующей части, про канализации и столбы, видимо будет жёстко разрушен этот образ.
Ну alcohol этот изопропиловый, лучше не пить) Да и вообще я ортодоксальный трезванник =)
Тогда действительно был хороший день, помню его. Это в Саратове на крыше одной из пятиэтажек было, кажется, поздней весной 2011 года. А вот до этого мы отработали зиму в Астрахани, вот там порой было тяжело из-за морозов.
Интересно, а почему такая мудрёная схема маркировки модулей. Экономят на красителе что ли, почему нельзя все разноцветные сделать.
Конечно это не особо поможет, если их over9000 в кабеле, но уж десяток-то контрастных цветов можно всяко найти.
Тоже интересовал этот вопрос, но вразумительного ответа не пришло в голову. Может, пережитки каких-то древних времён, когда медные пары в кабелях было дорого маркировать цветом и их маркировали повивом, нитками и пр.
Некоторые кабели имеют все цветные модули, в первой части есть такая фотка (она под катом).
маро фото оптки — вот только что сфотографировал(точнее попытался сфотографировать) оптику с самодельного макрообъектива. Зеленый и красный это те жилы что мы видим. Как оказываеться это еще не рабочее волокно, а то я всегда свято был уверен что это и есть «рабочее тело». Век живи век учись :)
image — кстати а вот так оно выглядит при «обычном» увеличении.
Правда я так и немогу понять, те красные «нитки» это рабочее тело оптики или просто какие-то волоски в оптику попали и рабочее тело это цветные волоски? а то на других фото словить их в фокусе не удалось.
Полагаю, это случайные волоски. Волокно состоит из 3 частей: внешний полиамидный лак (то, что даёт красный и зелёный цвета), 125-микрометровая стеклянная оболочка и внутри неё 9-мкм стеклянный сердечник. Сигнал в оболочке долго не существует — затухает, так что средой распространения сигнала (за счёт внутренного полного отражения от границы двух стёкол с разными показателями преломления) является внутренний сердечник диаметром 9 мкм. Сердечник и оболочка делаются из разных сортов стекла и между собой намертво спаяны.

Вообще как делается оптическое волокно? Берётся трубка из того сорта стекла, который нужен для 125-мкм оболочки. Изнутри трубки путём конденсации пара наплавляется слой стекла другого сорта, который нужен для 9-мкм сердечника. Потом эта трубка подвешивается, нижний конец нагревается до плавления, пока не капает первая капля, и начинается вытяжка волокна, тянущегося от этой капли. Так показывалось на каком-то видео про изготовление волокон. В промышленном масштабе, конечно, технология и контроль посерьёзнее, но принцип, полагаю, такой же.

Вот тут моя фотка-анимация, на ней примерно то же, что у Вас — видно краешек изуродованного лака и само стекло. Анимацию A-PNG лучше открыть в Опере или в Фаерфоксе.
Излучение распространяется не только в сердечнике, но и в оболочке. В одномодовых волокнах диаметр модового пятна всегда больше чем диаметр сердечника.



Взято отсюда.
stalinets, Вы писали об успешном опыте использования сварочника Furukawa-Fitel-S178A, за это время, кстати, уже вторая версия вышла. Какие последние тенденции и что можете сказать об этой модельке NINJA NJ001?
Нужно чуть-чуть уточнить) Я сам на Фителе никогда не варил (не пришлось), просто слышал от других спайщиков и связистов, работавших с ним, что есть такой аппарат.
Про последие тенденции сказать могу мало что. В целом по моделям не в курсе, могу только сказать про нашу фирму.
В фирме, где я сейчас работаю, у нас 2 сварочника: один Fujikura FSM-60S (уже начинающий уставать, т.к. объёмы сварки у нас очень большие, постоянные аварии на кабелях), а второй — недавно купили, аппарат FiberFox Mini 6S.
image
Мне он нравится: варит так же качественно и малокосячно, как новая Fujikura, печка работает зверски (усаживает очень быстро, не лимитируя по скорости), сам маленький и лёгкий, в комплекте 2 литиевых аккума. Минусы — скалыватель в комплекте хороший, но не имеет закрытого контейнера для волокон, неочевидная и неудобная настройка поведения (мы методом тыка еле настроили так, чтобы не надо было нажимать сброс после каждой сварки), в комплекте идёт стриппер для волокон, но он неудобный.
Понял, спасибо. Смотрю все ударились в компактность :) Проходят те времена, когда нужно таскать за собой неимоверные «дуры».
объёмы сварки у нас очень большие

Какие месячные пробеги?
Ну если примерно прикинуть… Вот в августе было 6 аварий, по-моему 4 из них на 32-волоконном кабеле, 2 на 64-м. Значит, за месяц порядка 256 сварок на 1 аппарат, плюс бывают плановые переключения. У строителей, варящих по 2-3 муфты каждый день, понятно, пробег ещё гораздо больше, но для эксплуатации это много.

подматывать кончики модулей изолентой ..., а затем за подмотанное место уже крепить парой маленьких стяжек к кассете

Мой лайфхак - подсунуть под стяжку кусочек силикона. Предварительно из шланга нарезаю куски шириной 3мм длиной 15-20мм.

Sign up to leave a comment.

Articles