Pull to refresh

Зачем что-то придумывать, если есть YouTube?

Reading time 5 min
Views 31K
Периодически спрашивают знакомые о том, чем занимаюсь. Сразу хочется рассказать любимый анекдот, но сдерживаюсь. Далее после относительно короткого объяснения про видео, его обработку, доставку и наши продукты всвязи с ними, неизменно задают вопрос — «Так ведь есть Ютюб, зачем самому что-то придумывать у себя на сайте?»

Чтоб два раза не вставать, решил написать небольшой пост именно в ответ на этот частый вопрос — зачем нужно у себя на сайте делать самостоятельную обработку, хранение и показ видео с доставкой до зрителя, если всё это уже могут делать бесплатные сервисы?

Пару слов о контексте. Цифровое любительское видео у нас на глазах пошатнуло телевизионную монополию на «движущиеся картинки». На наших глазах происходит глобальная смена медиаформата — видео добавляется к тексту и фото и становится основой онлайн-новостей. Я считаю, что с ним сейчас происходит то же самое, что с фотографией лет 10 назад. Себестоимость фотоснимка упала на несколько порядков буквально за несколько лет. Аналогично с видео — оно стало максимально доступным. Любой смартфон может снять ролик с места событий. Благодаря доступному цифровому фото мы наблюдали зарю гражданской журналистики и её развитие, а что даст нам видео — мы можем оценить прямо сейчас, в реальном времени.

Создать видео может любой, бюджет — от нуля до многих миллионов. Sky is the limit, как говорится.

Типовые источники видео сегодня:
  • любительская съёмка на смартфон и фотоаппарат — они есть практически у всех.
  • камеры наблюдения, видеорегистраторы, вебкамеры — отличный беспристратсный источник информации. Челябинский метеорит тому свидетель.
  • профессиональные производители контента — телеканалы и медиастудии. С ними всё понятно — конент для телевизора прекрасно идёт и в Сети.


Две стороны видео



Всё видео в интернете можно разделить на две неравные части.

Живое видео (live video) занимает порядка 10% всех объёмов передачи данных. Каковые основные черты:
  • съемка непосредственно с места событий.
  • передача по каналам связи от источника к зрителю в реальном времени
  • требования к инфраструктуре создания, передачи и отображения видео — выше средних.


Записанное видео (видео по запросу, video-on-demand, VOD) занимает остальные 90% объёма. Основные черты:
  • видео предварительно записано и где-то хранится.
  • скачивается и просматривается по мере интереса.
  • работает на любых каналах и устройствах, страдает лишь качество восприятия.
  • относительно высокие требования к хранилищам данных, в первую очередь к объёму и надёжности.


Так что не так с Ютюбом?


Мы подошли к главному элементу главного вопроса — «ведь есть Ютюб».
Бесплатные сервисы — YouTube, RuTube, Vimeo — что дают и чего в них нет?

Преимущества:
  • Нулевые затраты на хранение и доставку видео для владельца контента. Халява!
  • Отличная социальная составляющая — вовлечение зрителей не только контентом, то и через like, share, retweet, embed, comment и т.п.

Недостатки:
  • Ограниченные возможности заработка. На Ютюбе можно заработать, но Гугл возьмёт себе «долю малую» и владельцу контента надо сильно постараться, чтобы своими рекламными прибылями хотя бы окупить создание контента.
  • Потеря контроля над контентом. Отсюда возможная блокировка хостером по любому поводу, включая жалобы правообладателей или контролирующих органов. Сервис стремится обезопасить себя, а стало быть, вы ходите по краю, если выкладываете что-то кроме котиков и бугагашечек. Любая жалоба — и вы рискуете не увидеть своё видео.
  • Сильное пересечение с конкурентами. Пока вы показываете товар лицом через своё видео, рядом в списках похожих роликов в очереди на проигрывание уже стоят ролики ваших конкурентов по этой же тематике. И это если конкуренты уже не заказали демонстрацию рекламы прямо перед вашим видео.


Альтернатива — создание своей системы показа видео.

Преимущества:
  • Возможность заработать денег. Основные способы монетизации — рекламная модель или подписка за время или просмотры (т.н. pay-per-view).
  • Полный контроль над контентом — вы показываете то, что считаете нужным. Вы получаете права на показ контента или же сами его производите, и можете показывать его сколько угодно, пока это не нарушает законы вашей страны. Да и конкуренты уже не могут крутить свою рекламу без вашего ведома.
  • Произвольное совмещение живого эфира и записанного видео. Можно сваять хоть свой телеканал «Коленка-ТВ», где крутить и прямую речь, и заранее записанные ролики. Бесплатные каналы такое делать не умеют.
  • Полный контроль над представлением. Возможно наложение текста и изображения поверх видео так, как вам нравится. Пустить бегущую строку, счёт матча, рекламу — что угодно.

Недостатки:
  • Затраты на внедрение инфраструктуры видео. Купить или арендовать сервер, настроить всё нужным образом, прикрутить правильный плеер, сделать систему сбора денег
  • Затраты на поддержку инфраструктуры 24/7. Оплата трафика, серверов, зарплаты админам и разработчикам, и т.п.
  • Затраты на расширяемость в случае резкого увеличения аудитории. Бросили ссылку в коммент в статье а Хабре — и вас накрыл хабраэффект. Расширяемость для видео инфраструктуры сделать сложнее, чем для сайта с текстом или фото, требуются дополнительные вложения.


Золотая середина



Разумеется, оба варианта вполне работают вместе. Совмещение бесплатных сервисов и собственных разработок идёт на пользу бОльшему охвату аудитории. Лучшие качества обоих подходов дают кумулятивный эффект. Самый яркий пример из недавних — телеканал Russia Today. Они первые из новостных каналов преодолели планку в миллиард просмотров, имея на сайте свой собственный видеостриминг и передавая свои программы по традиционным каналам — спутникам и кабельным сетям.

Как правильно варьировать бесплатные сервисы и своё собственное решение? Основной критерий — отношение к контенту и его монетизации. Чем больше хочется эксклюзивности и денег, тем меньше стоит отдавать ваш контент на откуп бесплатным сервисам. Можно выделить две крайности.
  1. Видеоконтент вторичен, он лишь дополняет основные продукты. Если речь о компании, для которой видео — это просто способ рассказать о продукте, и нет боязни конкурентов, значит Ютюб будет в самый раз. Ведёте новостной портал с аналитикой, фото с мест, и дополняете его своим видео — отлично, Ютюб бесплатно даст возможность и разместить видео, и создать возможность социального взаимодействия. Цель — привлечение на ваш сайт, и с этим он справится. Свой видео-велосипед здесь скорее всего не нужен.
  2. Контент первичен, он и есть — ваш продукт. Вы продаёте видео по подписке или через ограничение доступа — например, с заработком на рекламе. В этом случае Ютюб будет идеален для раскрутки: тизеров, трейлеров и рекламы этого самого контента. При этом непосредственно заработок будет идти засчёт привлечённых на сайт пользователей. Кинули вирусный ролик на Ютюб, люди растащили его по блогам, ВКонтактам, поставили лайки — и часть из них пришла посмотреть на всё остальное. Всё остальное уже под вашим контролем, на вашем оборудовании, с вашими системами ограничения доступа и заработка.


Где находитесь вы в этой системе координат — вам виднее.

Да, делаем своё



И вот вы поняли, что вам как минимум стоит попробовать собственное вещание.
Вам нужно озадачиться следующими составляющими:
  • Средства создания видео — для начала это может быть смартфон, камера или хороший фотоаппарат.
  • ПО для обработки видео — опции варьируются от бесплатного до профессионального за много килобаксов.
  • Медиасервер — то, что будет раздавать ваш контент в нужных форматах и по нужным протоколам. Нужно ПО и оборудование. Здесь картинка та же — от бесплатного софта с виртуальным хостингом за 5 долларов в месяц до выделенных серверов с проприетарным ПО за тысячи долларов в год.
  • Веб-сайт с видеоплеером — сделать правильное отображение контента через браузер или через приложения для смартфонов или STB (set top boxes). Тут работает традиционное правило — или тратится своё время и всё делается бесплатно, или нанимается профессиональный разработчик, который делает всё правильно.


В принципе, не так уж много. Фактически, от «условно бесплатно» до миллионных бюджетов.

На этом можно пока остановиться. На основной вопрос — «зачем оно вообще надо?» — я ответил. Если нужны статьи с подробностями создания тех или иных видов решений — прошу в комменты.
Tags:
Hubs:
+30
Comments 56
Comments Comments 56

Articles