Pull to refresh

Опыт и практические советы запуска iOS приложения

Reading time 7 min
Views 17K
Всем привет,

В этой статье я расскажу про особенности создания клавиатурного приложения под iOS8 и его стартового продвижения в App Store. Статья описывает действия, которые под силу одному человеку без экстра-скилов в маркетинге аппликейшинов для продвижения своего приложения на старте. При чем я постараюсь больше говорить про практику, конкретные примеры и собственный опыт.

Подводные камни


Самые главные особенности, которые стоит учитывать при разработке клавиатурного приложения:

— Apple настаивает в правилах на том, что все клавиатурные приложения должны иметь цифровую раскладку и раскладку со знаками препинания. Это написано в гайдах, но мы, естественно, стали их читать после отправки приложения на ревью. В нашем случае еще с первых версий была добавлена расскладка с основными знаками препинания, чтобы заполнить чем-то ряд с кнопкой delete. Цифры же добавлять мы не планировали. При использовании быстрых клавиш они не несут никакой пользы. Но люди, которые апрувят приложения достаточно прямолинейны: если в правилах написано — надо сделать. Никакие наши объяснения про user experience не помогли. Пришлось оперативно дорабатывать эту часть, благо решение было найдено быстро.

— Большой трудностью для нас был Full Access («полный доступ»), который необходимо получить от пользователей в настройках iOS для работы нашего функционала. Дело в том, что на данный момент это единственный способ в iOS8 передавать кастомные данные пользователей из приложения в сам экстеншин, который открывается в клавиатуре. Без открытия полного доступа вам доступен только ранее предустановленный статичный функционал кастомной клавиатуры. У нас же на подгрузке кастомных данных строится все приложение.

Также Apple пугает пользователей огромным предупреждением, что при полном доступе разработчикам становятся доступны все вводимые с клавиатуры данные. Технически это конечно так, но при проверке приложения их же команда тщательным образом проверяет этот момент во всех приложениях и не пропускает никаких нарушителей. Видимо, с этим предупреждением Apple перестараховывается и перекладывает ответственность на пользователей и разработчиков. Но нам, как разработчикам, такая реализация создает кучу проблем с доверием пользователей. Надеемся, что в следующих обновлениях iOS подход изменится.

Еще один момент — Apple также настаивает, что в любом клавиатурном приложении даже при отсутствии Full Access предоставлялась какая-то функциональность. Получив такой ответ на нашу первую версию, были очень расстроены. Какая может быть функциональность, если мы не можем подгрузить данные пользователя в клавиши? Решение все-таки нашли, разместив пустышки с примерами текстов. Такой вариант устроил review team.

— Была у нас и серьезная проблема. Без Full Access клавиатура включалась с очень серьезной задержкой — около 3 секунд. И работала тоже ну очень медленно. Думали, пробовали варианты, смотрели другие приложения — у всех работает нормально. Решили, что проблема в том, что билд ставится в телефон напрямую, и что при загрузке из App Store это исправится. Отправили на ревью. Пришел ответ, что клавиатура слишком медленно работает и в таком виде ее не пропустят.
Пришлось собрать заново функционал по кусочкам, проверяя, на каком именно шаге начинается проблема со скоростью загрузки. Опытным путем выяснили — тормозить начинает, когда добавляется звук. Видимо, в extension без полного доступа стоит ограничение на количество потоков. Это явный баг, его скорее всего исправят в следующих обновлениях.

О review


Не бойтесь оспаривать ответ Review Team, если сверились со всеми опубликованными правилами и уверены в своей правоте. Люди, которые проверяют приложения, — тоже люди, и тоже могут ошибаться. Мы смогли доказать Apple, что наше приложение неправильно отклонили и добиться пересмотра решения.

Теперь о маркетинге и продвижении


Маркетинговая стратегия строилась из главной вводной: не вкладывать дополнительно деньги в продвижение.

Без денег приложение может взлететь в одном случае — если его зафичерят в App Store. Обычно все надеятся на список Best New Apps. У нас в запасе был еще список Keyboards в категории Utilities.

По сути все продвижение было заточено на то, чтобы бесплатными методами попасть в один из этих списков. Забегая вперед, скажу, что нам это не удалось, и расскажу, что, по-моему, можно было сделать лучше.

Перед релизом. Промо-сайт


Единственное, что было сделано для продвижения перед релизом — создан простой промо сайт. Сайт сделал сам. В арсенале только базовые навыки работы в графических редакторах. Верстку и какие-либо основы программирования я не знаю. Использовал Squarespace, очень рекомендую, отличный и удобный инструмент. Да, нужно немного разобраться, но результатом доволен на все 100%.

Стоимость простого сайта — $10 в месяц. Самое крутое — легко вносить правки и изменения. Чтобы внести все изменения на сайт после релиза (добавить кнопку App Store, видео, несколько дополнительных ссылок), понадобилось 20-30 минут. Плюс сайт сразу адаптирован под разные устройства.

Для продвижения засабмитил сайт в галерее одностраничников на www.onepagelove.com и www.launchsoon.com. С первого трафика намного больше — около 3000 заходов за 1,5-2 месяца до релиза. На таком Coming Soon сайте самое важное — это форма подписки для информирования о запуске. Мы собрали около 100 подписок. Не густо, но зато стало точно ясно, что приложение кому-то будет нужно. Трафик оттуда продолжает приходить до сих пор, возможно, даже конвертится в покупки.

Есть еще betalist.com, но они сейчас разжирели и просят $100 за размещение вашего сайта в галерее. И это до релиза приложения. Можно немного схитрить и заплатить за размещение за неделю до релиза и конвертировать этот трафик в исталы. Хотя я не уверен, что Betalist не удалит ваш сайт, если он перестанет быть Coming Soon лендингом.

Перед релизом. Пресса


Перед релизом необходимо составить media list. Это контакты журналистов\изданий, которым вы будете рассылать новость о выходе приложения и пресс-релизы. В нашем случае мы прошерстили все большие сайты о технологиях и стартапах и выписали всех журналистов, которые писали про кастомные клавиатуры, iOS8, либо про новые прикольные приложения.

Иногда почту найти довольно трудно, многие журналисты предпочитают для общения Twitter. Вводите в Google имена журналистов, аккаунт в Twitter или личный блог — и вы обнаружите довольно легко.

Чтобы зацепить внимание, высылайте краткое приветствие и ссылку на видео. По опыту это самый лучший формат привлечь внимание и рассказать о продукте.

Перед релизом. Пресс-кит


Для общения с прессой вам понадобится пресс-кит. Ничего сложного в его подготовке нет. Создайте папку на Dropbox с текстом пресс-релиза, скриншотами, логотипом\иконкой приложения в хорошем качестве и парочкой фотографий, которые журналисты смогут быстро использовать для статей.

Перед релизом. Видео


Для продвижения приложения, да и впринципе для любого сервиса очень большую роль играет видео. Журналисты любят видео-ролики, аудитория любит видео-ролики, все любят видео-ролики.

Можно не тратить много денег и сделать простой скринкаст вашего интерфейса прямо с телефона. Если раньше для этого приходилось что-то выдумывать, то сейчас все стало очень просто. Вам понадобится iOS8 на телефоне и Yosemite на вашем компьютере. При такой связке в стандартном Quick Time появляется возножность записывать видео с экрана телефона. Выбираете New Movie Recording, в источнике выбираете ваш iPhone.

В озвучке самое главное — хороший английский. Мы заказывали озвучку на VoiceBunny. Стоит $70, дешевле вариантов не нашлось.

Перед релизом. Выбор цены


Если есть возможность, делайте freemium. Мы решили сначала попробовать платную модель из-за более быстрой и простой реализации. Если не планируете сильно завышать цену — ставьте $1,99. Это даст возможность проводить акции и снижать цену до $0,99.

Выбор дня релиза и план


Выбор дня недели для релиза — та еще головная боль. Если вы тоже целитесь в featured list, это на самом деле очень важно. По сути у вас будет всего 3 дня до чевтерга, чтобы ваше приложение заметили редакторы App Store. Все ваши действия должны быть направлены на выполнение этой цели.

Как мы планировали запуск?

В понедельник — приложение появляется в App Store. Его скачивают друзья и знакомые, ставят пятерки.

Во вторник — появляются публикации в прессе. Приложение скачивают большее количество людей, оно начинает мелькать в твиттере и обсуждениях.

Среда — последний шанс. Дожимаем сайты, где еще не было обзоров. Рассматривает варианты платных размещений.

Четверг — день X, ждем.

Релиз. Реальность


Пресса естественно пишет, когда удобно ей, а не вам. Плюс большая часть прессы вобще не пишет про приложение и игнорирует ваши письма. Это, в принципе, понятно, но ожидали мы чуть больше внимания.

Конечно, если все делать правильно, вы должны заранее сконтактировать с прессой и договорится о дате публикаций. Но если вы группа фрилансеров, стучите им через океан и ваше приложение достаточно простое, хотя качественное и удобное, на вас вряд ли будут обращать много внимания.

Нам удалось добится несколько хороших обзоров в голландской, немецкой, русской и украинской прессе. Позже про приложение написали польские и французские блогеры. Немцам приложение понравилось больше всего, подозреваю, что утилиты и софт по продуктивности у них в почете.

Из крупных американский сайтов удалось привлечь внимание нескольких журналистов, но до статьи дело пока не дошло. Один оказался слишком большим фанатом Android и не до конца проникся нашим интерфейсом. Второму приложение понравилось, но показалось не настолько инновационным, чтобы заслужить публикацию.

Еще нюанс — топовые площадки в рунете делают обзоры только за деньги. Не наш вариант.

Релиз. Product Hunt


Product Hunt — отличный сайт для продвижения любых продуктов, которые так или иначе связаны с технологиями и интернетом. Если ваш продукт понравится аудитории сайта, вы сможете привлечь внимание огромного количества гиков и прессы. Засабмитив приложение во вторник, я надеялся на публикацию на следующий день (в среду). По плану это и должно было стать жирной точкой в продвижении и помочь обратить внимание на приложение редакторов App Store.
Но как всегда все пошло немного не так. Наше приложение появилось на сайте в четверг. В принципе, внимание мы получили — это принесло около 1000 посетителей на сайт и хорошее количество загрузок. Но основной цели послужить уже не смогло.

Что получилось


За первую неделю приложение скачали около 500 раз.

Видео посмотрели около 5000 раз. Это наверно самый главный наш показатель, так как видео старались включить во все обзоры и посты.

Мы получили около 20 обзоров и множество репостов. Отзывы пользователей очень позитивные, людям понравился наш подход и реализация.

Дальше планируем экспериментировать с freemium моделью и искать новые каналы продвижения.
Tags:
Hubs:
+23
Comments 4
Comments Comments 4

Articles