Pull to refresh
0
«Информационная культура»
Открытое государство и открытые данные

Про открытые данные, проектах на их основе и о том что происходит с открытыми государственными данными в России

Reading time 5 min
Views 17K


Кто-то возможно знает, для кого-то может быть новостью, но вчера и позавчера в России завершился саммит по открытым данным. И по его итогам, а также по итогам года я понимаю, что пора рассказать о том, что творится с открытыми данными и с другими частями открытости нашего государства.

К тому же мой опыт (и опыт вот уже очень долгий) создания проектов на открытых данных очень сильно отличается от слов чиновников и политиков, которые можно услышать на таких публичных мероприятиях.

Начну с саммита.

Саммит по открытым данным

На фоне всех остальных мероприятий по открытым данным за последние годы — это одно из первых организованных на довольно хорошем уровне. Даже на «совете по открытым данным» в Яндексе в июне 2015 года было очень много непрофильных выступлений, подробнее в заметке "Приоткрытые данные" в этот же раз все не отходили от темы открытых данных и это главный и важный плюс всего произошедшего.

В плюсы я могу записать также те части саммита в которых я участвовал. Это были круглые столы посвящённые темам криминальной статистики и востребованности государственных финансов.

Если коротко, то видно что эти данные нужны и востребованы. На круглом столе про востребованность госфинансов вообще очень много было вопросов про информацию связанную с открытыми данными по госзакупкам.

Подробнее и отдельно я напишу ещё про эти круглые столы, но суть общая что данные будут и что ведомства — готовы к диалогу с потребителями.

Плюс у меня просто руки не доходят рассказать про все проходящие мероприятия связанные с открытыми данными — встречи с разработчиками, заседания общественных советов и так далее. Я обязательно всё напишу, материалы копятся и тексты пишутся.

А теперь о том что у нас происходит с открытыми данными.

О том как лоббировать открытые данные и о том почему их так немного

Начну я с того что мне регулярно пишут люди письма которые звучат так: «Тут в нашей области куча проблем и нет открытых данных из вот этого и вот этого. Что можно с этим сделать?». Такие же вопросы я регулярно слышу при выступлениях. Что можно ответить людям?
Я практически всегда отвечаю им как есть:
1. Добиться чего-то можно только если _вы лично_ займётесь продвижением открытости именно этих данных.
2. Готовьтесь работать «в длинную» и не ждите быстрых результатов. В лучшем случае это 1 год, более вероятно 3-4 года
3. Чтобы добиться чего-либо надо формировать общественное мнение, собирать единомышленников и заниматься тем что можно называть «общественным лоббированием», не только продвижением идей в массы, но и внедрением их реализации непосредственно в государстве.
4. Лично я могу помочь в меру своих сил, не раньше Вы самостоятельно проработаете эту тему. Потому что если Вы, как заинтересованная сторона, не прикладываете к этой проблеме сил и времени, то не стоит на это рассчитывать и другим

Чаще всего после рассказа о том как всё есть «на самом деле» собеседник, либо исчезает, либо пишет/говорит о том как всё «ой непросто и надо на это всё финансирование» и тоже исчезает.
Хотя именно так и только так все эти годы я занимался работой над открытостью данных, что по госфинансам, что по криминальной статистике, что по ряду других тем. Либо ты осознаёшь что это жизненная ценность и готовишься к длительной работе и поиску союзников, либо лучше за это не браться.

Аналогичная ситуация возникает когда мне пишут о том что хотят сделать такой-то такой-то проект на открытых данных или открытые данные создающий. Первый же вопрос который задают — это «где взять деньги?» и в этом плане многие общественные деятели мало отличаются от стартап тусовки в России. Но если стартаперы часто рисуют завышенные ожидания от выбранной бизнес модели, то у общественных проектов бизнес модели нет, и нет даже pre-seed стадии у проекта и понимания его целей и аудитории. О чём я собственно и пишу им в ответ. К сожалению, следующий шаг с осознанием и детализацией своего проекта делают немногие.

Я то понимаю, что фактически люди ко мне обращаются во многом потому как обращаться мало есть куда. Однако Россия, не Евросоюз и должности «информационного комиссара» у нас нет да и у меня нет такого статуса.

Об Открытом правительстве

Казалось бы, почему столь мало изменений произошло с момента появления Открытого Правительства в России и многих государственных инициатив? Ответ на этот вопрос может быть как короток так и продолжителен.

Краткий ответ звучит так: «Потому что по другому и быть не могло».
Подробнее же ситуация, конечно, имеет глубинные проблемы внутри всей системы государственного управления в России.

Открытое Правительство — это лишь бренд, совокупность консультативных и частных структур основанных на ограниченной зоне влияния на госаппарат лишь одного единственного человека.

Создаваемые совещательные структуры вроде «Совета по открытым данным» оказываются нежизнеспособными, впервую очередь, из-за нечёткой формулировки повестки. Потенциальный экономический и социальный эффект полностью затмевается медиаэффектом и несфокусированность на решении конкретных задач резко контрастирует с аналогичными по изначальной задумке структурами в других странах, таких как Open Data User Group или Transparency Board в Великобритании.

Политическая повестка и коммерческие потребители оказываются смешанными. Присутствие бизнес-лоббистов создаёт явный (и никак не регламентированный в России) конфликт интересов, хотя и было бы вполне естественными при отделении их от медийно-политической группы интересантов. Которая, также неполна именно по причине нечёткости целеполагания структур.
Итоговая модель сводится к существованию консультативных органов живущих не по правилам и регламентам, а по циклу жизни учреждающих их структур. И модель работы совета по открытым данным практически с самого его начала непосредственно копирует модель работы прав комисии. С доминирующей, а не функциональной ролью аппарата, заранее заготовленными решениями и протокольными поручениями заменяющими формат meeting minutes и публикации стенограмм заседаний.

Российская модель открытости

Всё это, безусловно, отличает российскую модель открытости данных от тех которые мы воспринимаем как лидирующие в мире. Сейчас в Великобритании главный акцент в прозрачности и открытости государства возложен на открытость данных и чёткую регламентированную отработку запросов на их раскрытие и проактивное раскрытие данных по умолчанию (концепция — open by default).

Сейчас мы в Инфокультуре проводим детальный анализ всех проектов в области открытых данных в России и уже подсчитали что из 33 порталов Минэкономразвития лишь на 8 опубликованы открытые данные хоть в каком-то, неполном объёме. Как результат невозможно рассчитывать и на системную и долгосрочную политику этого ведомства.
И, когда представители Минэкономразвития, ответственные за эту тему, рассказывают о том как они всё прекрасно раскрывают данные, то веры им немного потому как реальная картина сильно отличается. И самый главный провал Открытого Правительства за эти годы — это отсутствие хорошо поставленного процесса раскрытия данных по запросам потребителей. Хотя бы того уровня как это существует в Австралии.

Не только открытые данные, но и открытый код

Как-то я уже приводил ссылку на Github and Government большой каталог проектов на открытом коде сделанных внутри государства. Культура открытых данных во многом проистекает от культуры открытого кода, а страны лидирующие в открытости государственного кода также лидируют и в открытых государственных данных потому как эти культуры соприкасаются теснейшим образом.

К сожалению, в России, в деятельность Открытого правительства вошло много странных элементов, но даже намёка на открытый код государственных проектов не проявилось.

Сейчас на завершающей стадии наш отчёт по результатам анализа всего что происходило с открытыми данными в последний год и последние годы. И там всё вышенаписанное будет гораздо подробнее.

А пока, вот уже привычные вопросы/опросы и ожидания Ваших комментариев и мнений о том как нам преломить эту ситуацию.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
В чём проблема в развитии открытых государственных данных в России?
27.55% Необходимо развивать открытость всего общества — НКО и бизнеса, а государство само подтянется 54
73.47% Проблема в культуре чиновников неготовых публиковать данные для граждан 144
46.94% Открытостью занимаются неправильно и не те люди (министр Абызов не на своём месте) 92
21.43% Нет госпрограммы стартапов и госпрограммы поддержки НКО работающих с открытыми данными. По аналогии с инкубатором DataStart в Австралии 42
38.78% Необходим полный перезапуск и перестройка всех государственных инициатив в этом направлении 76
5.61% Всё у нас хорошо развивается, главное ничего не трогайте 11
196 users voted. 82 users abstained.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Как обеспечить активное раскрытие исходного кода государственных проектов и государственную поддержку существующих open source проектов
27.69% Нужна государственная поддержка open source проектов через грантовую программу 54
58.46% Открытый код должен был быть и должен стать частью инициатив Открытого правительства (если не при этом, так при следующем Правительстве) 114
69.23% Необходимо вводить требования к открытию кода в госконтрактах и добиваться исполнения этих требований 135
16.41% Открытый код не надо развивать, ему и так хорошо без российского государства 32
7.18% Открывать код госпроектов опасно в виду международной обстановки 14
195 users voted. 70 users abstained.
Tags:
Hubs:
+20
Comments 15
Comments Comments 15

Articles

Information

Website
infoculture.ru
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Россия
Representative
Бегтин Иван Викторович