Pull to refresh
0

Разговор на понятном языке

Reading time7 min
Views16K


Всем привет! Сегодня хотел бы поделиться с вами небольшой историей, которая должна (во всяком случае, я надеюсь) ещё раз обратить внимание на вопрос допустимости использования профессионализмов и специфических технических терминов при разговоре с людьми.

У меня назначена встреча с заказчиком. Тема встречи: модернизация сетевого оборудования в центральном офисе. В назначенное время подхожу к переговорной комнате, где уже началось обсуждение проекта с заказчиком. Со стороны заказчика ИТ-директор и технический специалист. Наш менеджер держит вводное слово, после чего передаёт слово мне. Решаю сразу перейти к делу, выдаю следующий монолог:
— «В ядро сети поставим два коммутатора. Объединяем их в стек ВСС. Аксесные коммутаторы заводим через агрегированные каналы ЛАКПИ. Это позволит нам обойтись без петель. В любом случае СТП включаем вместе со всеми гардами на портах. Вланы будем рутить на ядре сети. Сами вланы разольём по остальным коммутаторам через ВТП. На ядре настроим АЦЛки, которыми обеспечим первичную сегментацию сети. Для связи с филиалами поднимаем динамику. В сторону филиалов будет отправлять только суммаризованные маршруты, чтобы меньше было флапинга. Плюс подкрутим таймеры для обеспечения быстрой конвергенции сети. На аксесных коммутаторах на портах запускаем функции безопасности (порт-секьюрити, ДАИ и пр.). Чтобы бороться со штормами, везде включим шторм-контрол и подтюним политики контрол-плейна. С точки зрения управления настроим синхронизацию времени через НТП. Централизованно будем сливать сислог-сообщения. А через снмп будем периодически полить устройства: загрузку цпу, памяти, каналов. Для этого натравим на оборудование нашу систему мониторинга»
В таком же ключе я описал все остальные аспекты модернизации сети заказчика. Когда я спросил, есть ли вопросы, мне ответили нет. Ну, отлично, значит, я справился со своей миссией и могут теперь дать коллегам поговорить на более приземлённые темы.

Расшифровка абракадабры
  • ВСС (VSS) — Virtual Switching System, технология объединения в стек коммутаторов Cisco 4500/6500/6800
  • Аксесные коммутаторы – коммутаторы, к которым мы подключаем оконечное оборудование (например, пользовательские ПК)
  • Агрегированные каналы ЛАКПИ (=LACP) – физические каналы, объединённые в один логический; для согласования, какие каналы объединить в один логический, может использоваться протокол Link Aggregation Control Protocol (LACP)
  • Без петель – петля подразумевает наличие в сети на канальном уровне нескольких путей между коммутаторами (в виде кольца); в этом случае возникает избыточный/паразитный трафик (за счёт дублирования пакетов)
  • СТП (STP) – Spanning Tree Protocol, протокол, позволяющий отключать избыточные подключения между коммутаторами для предотвращения петель
  • Гардами (=guards) – различные технологии в рамках STP, которые позволяют добиться большей стабильности работы сети. Например, BPDU guard выключает порт коммутатора, если видит на нём пакеты протокола STP. Обычно BPDU guard настраивается на порту, куда предполагается подключать оконечное оборудование
  • Вланы (VLAN) – Virtual LAN, виртуальные сети
  • Рутить – маршрутизировать трафик между подсетями
  • Разольём через ВТП (VTP) – чтобы не настраивать вручную виртуальные сети на всех коммутаторах в сети, может быть запущен протокол VLAN Trunk Protocol (VTP), который распространить данную информацию по всей сети автоматически
  • АЦЛки (ACL) – Access Control Lists, списки доступа, определяющие правила передачи пакетов через интерфейс оборудования
  • Поднимаем динамику – настраивается протокол динамической маршрутизации трафика
  • Суммаризованные маршруты – вместо нескольких специфичных маршрутов передаётся один общий, который их включает
  • Флапинг – процесс периодического переключения маршрутов, приводящий к постоянному пересчёту таблицы маршрутизации
  • Быстрой конвергенции сети – время переключения с одного маршрута на другой, в случае возникновения в сети каких-либо отказов
  • Порт-секьюрити (port-security) – функция безопасности на потру коммутатора. Например, позволяющая запомнить MAC адрес устройства. Если к порту подключается устройство с другим MAC адресом, порт отключается
  • ДАИ (DAI) – Dynamic ARP Inspection, инспектируются пакеты ARP для предотвращения подмены соответствия IP-MAC
  • Шторм – передача по сети большого количества пакетов (например, из-за наличия петли), приводящая к её нестабильной работе
  • Подтюним политики контрол-плейна – настройка политик обработки различного типа трафика (ICMP, ARP и пр.), адресованного непосредственно на устройство, для предотвращения ситуации «отказ в обслуживании»
  • НТП (NTP) – Network Time Protocol, протокол, позволяющий каждому устройству сверять свои встроенные часы с неким выделенным устройством
  • Сливать сислог-сообщения – передача информационных сообщений о состоянии оборудовании на один центральный сервер
  • СНМП (SNMP) – Simple Network Management, протокол, позволяющий собирать различного рода информацию с устройств
  • Полить – периодически опрашивать оборудование для снятия с него статистики по протоколу SNMP
  • Натравим на – настроим систему мониторинга для снятия статистики по протолку SNMP с определённого устройства

После встречи с чувством выполненного долга, осознав, что больше нет срочных дел, мною было принято решение наконец съездить в автосервис. Машина уже давно об этом просила, но то не было времени, то желания, то вдруг на горизонте появлялся метеорит и думать о таких банальных вещах было не с руки. Так как кризис, решил к дилеру не ехать. Через друзей нашёл автосервис, куда можно было бы обратиться. В общем, делаю звонок с просьбой меня принять, предупреждаю коллег, что отлучусь, и еду лечить свою машину.

Подъехав к автосервису, паркую машину и делаю звонок мастеру. Через 5 минут из боксов выходит человек. Размеренной походкой приближается ко мне. Представившись дядей Геной, он по-дружески начинает расспрашивать как дела, после чего переходит к цели нашей встречи, а именно: давай, выкладывай, что беспокоит.
— «Да вот перегорел стоп сигнал. Появился стук в передней подвеске. И как мне кажется, машину стало чуточку болтать. Да, ещё машина стала шумнее работать, особенно, когда газу даёшь»

— «Так, посмотрим. Хорошо, что лягушка не сдохла, а то зада бы могло уже и не быть. Подвеску обязательно глянем. Нужно только будет поднять. Наверняка, кости застучали и блины порвались. Ещё надо будет сход-развал проверить на задке, так как могли выйти из строя жёлуди»
В голове возникла картина почившего пресмыкающегося и, что самое ужасное, без зада. Видимо, мне повезло, что она ещё где-то жива, эта лягушка. Кости? Интересно, чьи? Хотя не важно, главное, чтобы не человеческие. Представить разорванные блины было сложно. Порвать блин как кулинарное изделие можно. А вот блин из тренажёрного зала – уже тяжеловато. По поводу желудей появилась мысль: ой, сейчас же зима, где же я жёлуди возьму-то. Наверное, в магазине, а где ещё?
— «А, кстати вибрации нет при езде? А то, может, кольцо выскочило из гранаты?»
В этот момент захотелось спросить: так может прятаться пора, раз кольцо выскочило? Или уже поздно?
— «Что касается шума, могли штаны прогореть. Всё равно на подъёмник будем загонять, заодно и посмотрим. Всё сделаем, не переживай, дружище. Посмотрим ремень ГРМ, что там с его износом. А то поршни клапана догонят, вот тут ремонт сразу в копеечку выльется».
Тут с улыбкой на лице, я представил, как меня загнали на подъёмник, чтобы проверить, не прогорели ли мои штаны. После чего в голове возникла забава: как поршни гоняются за клапанами. И когда догоняют, заканчивается это печально: видимо, клапана уходят в иной машинный мир. Так как о всех своих переживания я рассказал, осталось выяснить, когда забирать свою машину.
— «Ты лучше мне завтра набери. Я тебе точно скажу. Мне нужно с одним делом закончить и займусь твоей ласточкой. А то Андреевич приехал, а у него рубашка потекла. Теперь всё время греется. Да кстати, тебе всё понятно?»
Я кивнул в ответ. Далее, представив Андреевича в потёкшей рубашке, сидящего возле костра, чтобы согреться (всё логично, на дворе зима и в мокрой рубашке долго не походишь), я пошёл в сторону метро. При этом меня не покидало чувство легко дискомфорта, так как было ощущение, что мы разговаривали на разных языках, хотя и на русском, и весь разговор был не более чем «белый шум».

Расшифровка абракадабры
  • Сдохла лягушка – не исправен выключатель стоп-сигналов, расположенный на педали тормоза
  • Застучали кости – стучат стойки стабилизаторов в подвеске
  • Порвались блины – порвались задние сайлент-блоки передних рычагов в подвеске
  • Поломались жёлуди – сломались сход-развальные втулки
  • Выскочило кольцо из гранаты – лопнуло кольцо ШРУС (шарнирно равных угловых скоростей)
  • Прогорели штаны – прогорела приёмная труба, через которую отработанные газы из двигателя направляются в резонатор
  • Поршни клапана догнали – обрыв ремня ГРМ (газораспределительный механизм) приводит к тому, что поршни врезаются в клапана
  • Потекла рубашка – лопнул корпус термостата с датчиками температуры на автомобилях VW Golf

Что мы имеем в итоге? С одной стороны, использование технических терминов и профессионализмов якобы подымает наш престиж в глазах других людей, которые «не совсем в теме». С другой стороны, изобилие таких терминов существенно усложняет диалог, иногда представляя его как чёрный ящик для одной из сторон. Человек перестаёт улавливать суть и в конце разговора у него возникает два варианта развития событий: довериться этим людям (вроде как сыпали хитрыми терминами, а значит, должны в этом разбираться) или же поискать кого-то другого, кто сможет объяснить на пальцах, как в итоге будет работать ИТ-инфраструктура. Ответить на вопрос, какой путь выберет человек, оказавшийся в данной ситуации, сложно. В первом случае работает определённый шаблон поведения:
используют специализированные термины, значит, разбираются в теме. Во втором случае может сыграть другой шаблон: что-то мне наговорили, явно решили лапшу на уши повесить, чтобы побольше денег взять.

Думаю, понятно, что для того чтобы не превращать своё выступление перед другими людьми в нескончаемый поток профессионализмов, стоит обязательно понять глубину знаний человека в обсуждаемой области, с которым мы общаемся. Все мне скажут, что это очевидно. Да, Вы будете правы. Проблема лишь в том, что очень часто мы почему-то об этом забываем, и увлечённые своим рассказом (а как по-другому, мы же занимаемся любимым делом, а значит с блеском в глазах готовы о нём рассказывать) не принимаем во внимание тот факт, что собеседник может и не владеть специализированными терминами.
Tags:
Hubs:
+13
Comments32

Articles

Information

Website
cbs.ru
Registered
Founded
1997
Employees
51–100 employees
Location
Россия