Управление → История одной IT-компании, которая так и не пришла к успеху

из песочницы
Mixlab 15 мая 2015 в 10:44 14,3k
Частенько встречаются статьи на тему «что необходимо для создания успешного IT бизнеса», «основополагающие факторы успеха IT компании» и все в этом же духе. Одни убеждены, что для старта необходимы инвестиции, другие делают упор на команду. Существует сто пятьсот советов и такое же количество «историй успеха». По этой причине у меня появилась идея рассказать историю одной компании (реальные имена и названия будут изменены, дабы не тыкать пальцами). История больше похожа на неуспех, несмотря на наличие большинства факторов, которые должны были привести к успеху, но не все пошло на пользу.



Команда


В большинстве случаев, все начинается именно со школьной или студенческой скамьи- эта история не исключение. Несколько единомышленников-студентов, в будущем оказались одними из самых светлых умов не только города N, но и страны в целом, решили улучшить свое материальное положение. Команда состояла из 4 человек, все кодеры, но кому-то необходимо было выполнять управленческую роль и заниматься вопросами вне девелопмента, вот так и получилось 3 дева и 1 менеджер. Все имели соответствующее образование, общие интересы и единую цель. Наскребая по сусекам, требовалось не много для старта, чисто серверные ресурсы и мелкие расходы, но студенты они были обычные, поэтому пришлось поднапрячься. Здесь все удалось как нельзя лучше.

Что имеется:
  • 4 человека в команде
  • идея
  • энтузиазм
  • цель — заработать денег




Инвестиции


Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку. © Р. Эмерсон

Новоиспеченный менеджер взял на себя вопросы денежные, все остальные быстренько делали биз на костылях, запиливали все дома, на коленке, так как предполагалась машина для сруба денежных деревьев. Ни о каких нанятых сотрудниках здесь пока не идет речи. Все на вольных хлебах.

Итак, вопрос, откуда «изюм». Истоки у этой истории ведут в 2008 год, а как многие знают 2004-2008 года считаются эрой дорвеев, именно в этот период родились новые IT-мультимиллионеры, очень много миллионеров, и несметное количество «долларовых тысячников». Все денежные деревья были срублены именно тогда, сейчас доры не представляют никакой ценности и всем участникам, остается только радоваться своему успеху, выдавать советы, проводить мастер классы, или! инвестировать накопленное во что-то более рентабельное (об этом чуть позже). В общем, изюма наковыряли достаточно.

На данном этапе, команда работает сплоченно, проявляется явный лидер — единственный менеджер, который выступил в роли организатора и финансиста с первых дней. Именно он вкладывал свои личные карманные, накопленные и занятые под свое имя, пусть и крохи, но деньги, далее буду называть его «СЕО».

Что имеется:
  • 4 человека в команде
  • рабочая схема/идея
  • цель -заработать еще денег
  • наращиваемая тех.архитектура


Необходимо:
  • помещение под офис
  • расширение штата
  • поиск нового канала заработка




Инвестиции 2


Первое правило бизнеса – делать деньги, как бы этому ни мешали другие правила. ©

Далее наступает эра антивирусов 2008-2011, которая тоже взрастила свое поколение успешных.

Изречение выше замечательно описывает то, что происходило дальше. Ребята успели на оба «поезда», но праздновать не торопились, вопрос дележа не поднимается и вся команда была мотивированна отлично на работу в одну казну, отсюда же инвестиции исключительно в бизнес.

Понадобилось расширение команды: HR, финансист с банковским опытом работы, сейлзы, дизайнеры, + еще кодеры — в будущем архитекторы, открытие своего удаленного суппорт центра (порядка 24 человек).

Именно в это время рождаются проект биллинг, который был создан чисто под свои нужды, открываются счета в известных миру банках.

В этот же период присоединились сотрудники (уже нанятые), которые досформировали управленческий костяк. Большинство из них не имели узко-профильного образования, но оказались на редкость смышлеными и расторопно осваивали все, что только попадалось под руку.

Что имеется (на 2010 год):
  • рабочий бизнес
  • немаленький капитал
  • рабочие фин. инструменты
  • арендованный офис
  • сильная мотивация
  • около 14 человек нанятых сотрудников
  • 24 человека удаленных суппортеров (сюда же входят операторы кол центра)
  • проект биллинг

Необходимо:
  • помещение под больший офис
  • расширение штата
  • отбеливание бизнеса (+ нового канала для заработка)

Мысли о будущем


Пусть ваша команда состоит из профессионалов самых разных качеств. Смешайте специалистов с универсалами, поощряйте дружескую соревновательность, и вы увидите, как много появится новых идей. © Эндрю Собель

Комфортный офис, корпоративы, подарки от компании на ДР и на любой другой праздник. Коллективные поездки на различные мероприятия, конференции. Тим билдинг на высоте, было ощущение семейного уюта, многие сотрудники были не просто коллегами, а хорошими друзьями. (здесь стоит отметить, что часть сотрудников приезжие из других городов, что сплотило их еще больше). Походы в кафе после работы, обмен опытом и размышления о внедрении новых технологий. Мечта, а не работа.

Да и в этой бочке меда была своя ложка дегтя. Насущные вопросы:

— как из стихийности в действиях слепить полноценную компанию?
— как отбелить бизнес, сделать его кристально чистым и приумножать доходы уже публично и открыто?

Данные вопросы не покидали нашего СЕО и всех нанятых сотрудников. Естественно, что всем сотрудникам не терпелось поделиться со своими знакомыми, родственниками своими успехами, а… в общем-то нельзя было, данный факт не имел негативного влияния на настрой команды, но легкий дискомфорт все же стал появляться.



На этом фоне начали появляться идеи о дальнейших действиях и стратегиях развития.
СЕО активно культивировал командный дух, поощрял инициативу. Давал понять, что все идеи, высказанные любым сотрудником, имеют право на жизнь, а если повезет, то и на инвестиции с его стороны.

Именно поэтому многие сотрудники «спали и видели себя» во главе успешнейшей компании или ее части. Менеджеры были полны энергии, самомотивировались и всячески пытались развиваться в своих направлениях.

Стоит ли говорить, что уровень жизни улучшился практически у всех сотрудников, нанятых и не очень
У кого-то меньше, у кого-то больше — но не в этом суть. По-прежнему присутствовала радушная атмосфера, невероятно одаренный энергичный коллектив, миллионы идей и, конечно же, ответвляющиеся самостоятельные проекты.

Уже на этом этапе некоторые нанятые сотрудники предпочли недополучать прибыль с расчетом на перспективу своего отдельного направления (проекта). Такая практика была внедрена нашим СЕО, по принципу «если хочешь здесь и сейчас, то это будет твоя обычная ЗП, если не выводим из бизнеса и инвестируем кусок твоего заработка, то ты уже со-инвестор и, естественно, дальше получишь больше или долю в бизнесе».

Ни о каком официальном заработке пока не шло речи, так же как и о подписании контракта никто тоже не задумывался. Оплата производилась вовремя, безо всяких бюрократических тягомотин и в приятной для глаза валюте.

В этом же году было принято решение «подтянуть» ключевых удаленщиков в офис города N из других городов, так как по-прежнему часть команды работала на дому. Условия, которые им предложили, были выше рынка, что положительно повлияло на их решение. ЗП + оплата жилья + помощь в переезде и т.д и т.п.

Параллельно команда подыскивала больший офис, как будто символизируя начало новой белой и чистой жизни.

Что имеется (на 2011 год):
  • достаточно большой капитал
  • рабочий бизнес
  • рабочие фин. инструменты
  • сильнейшая мотивация
  • сплоченная команда
  • зарождающиеся дочерние проекты
  • отсутствие бюрократии
  • стихийность разработки

Необходимо:
  • отбеливание бизнеса (+ нового канала для заработка)
  • формализация задач + поиск корпоративных инструментов
  • оф. оформление сотрудников
  • обеспечение соц. пакетам

P.S В общем, так как история достаточно длинная и мне бы хотелось описать все действия, которые привели к ее текущему положению дел, пришлось разбить на 2 части.

В следующей части опишу:
  • какая получилась компания,
  • какие запустились проекты,
  • как выходили на рынок,
  • какие методики использовали,
  • что внедряли
  • и чем все закончилось.
Проголосовать:
+11
Сохранить: