Pull to refresh

Особенности вывода сайта из «Минусинска». Как это было

Reading time 6 min
Views 11K
Если вы являетесь продвинутым SEO-специалистом и вывели из под алгоритма «Минусинск» не один десяток сайтов, то, возможно, больше половины этой статьи у вас вызовут эмоции типа «вода». Однако если вы ни разу не сталкивались с такой задачей или просто встречали обрывки информации по её решению, то здесь вы найдете очень много интересных и полезных вещей, которые помогут вам быстро решить данную проблему.

Чуть больше года назад, 14.05.2015, Яндекс запустил алгоритм «Минусинск», нацеленный на выявление и «пессимизацию» сайтов, которые используют SEO-ссылки* для поискового продвижения. SEO-ссылка – такая ссылка, которая влияет на поисковые алгоритмы и может увеличить позиции сайта.

Нашей компании, одной из многих, пришло так называемое «письмо счастья», содержание которого было следующим:



Мы получили такое письмо, но так как это просто предупреждение, не отреагировали на него.

Однажды вечером, в феврале, спустя почти 9 месяцев, на внутреннем сервисе нашей копании мы обнаружили падение сайта по большинству запросов на 20 позиций. «Минусинск» в действии. Начали составлять план, как решить эту проблему.

Последовательность действий


Основной задачей был выход из-под санкций с минимальными потерями. Многие администраторы, испугавшись предупреждения, брали и удаляли все ссылки сразу. Мы могли бы сделать также, однако резкий спад ссылочной массы и потеря качественных ссылок с большим весом могли повлечь за собой негативные последствия при ранжировании сайта в Гугле.

Первый этап. Сбор и анализ ссылочной массы


Для начала было необходимо собрать полную ссылочную массу. Сбор осуществлялся как с выгрузок из поисковых систем, так и при помощи отдельных сервисов (majestic, ahrefs).

Всего было собрано около миллиона ссылок. Они были отсортированы и очищены от тех, которые 100% не могли попасть под «Минусинск» (ссылки с наших сайтов).

Получилось около 650 ссылок, многие из которых были очень старыми. Основная часть была закуплена на биржах.

Дальше мы начали проводить анализ каждой ссылки. Про анализ ссылки (хорошая/плохая) в интернете можно найти кучу информации. Есть сервисы, которые помогают определить качество, однако, они не раскрывают своих алгоритмов, ввиду чего мы решили анализировать все ссылки вручную.

Ссылки оценивались по следующим показателям:

1) Индексация URL в Google

2) Хостовые характеристики

I Основные
  • количество доноров (уникальных IP)
  • количество акцепторов
  • отношение доноров к акцепторам

II Сопутствующие
  • тИЦ
  • Alexa Rank
  • MCF (Majestic Citation Flow)
  • MTF (Majestic Trust Flow)
  • AUR (Ahrefs URL Rank)
  • ADR (Ahrefs Domain Rank)
  • Месячный трафик

3) Текстовые, человеческие характеристики

  • анкор и околоанкорный текст ((не)читаемость, речевые, грамматические ошибки и прочее)
  • качество страницы
  • качество сайта

Интересный момент, что около 200 ссылок, закупленных через биржу sape.ru, отсутствовали в индексе Гугла, что очень сильно облегчало нам задачу. Есть сервисы, которые помогают определить качество, однако они не раскрывают своих алгоритмов, ввиду чего мы решили анализировать все ссылки вручную.

В целом у нас получилась следующая ситуация:



В принципе, ожидаемо. Большинство ссылок размещались более 5 лет назад в автоматическом режиме за «копейки» или бесплатными «прогонами». Показатели доноров со временем ухудшались.

Второй этап. Постепенное удаление


Так как больше половины ссылок не были проиндексированы в Гугле, то риски после их удаления заметно ниже, поэтому мы взялись за них в первую очередь.

Ссылки удалялись группами между обновлениями. При повторном делении групп получилось несколько больше, чем на скриншоте выше, поэтому процесс решения проблемы затянулся. В случаях, когда биржа не позволяла удаление ссылки напрямую через систему, приходилось связываться с администраторами.

Способов связи огромное количество, ниже перечислены те, которыми пользовались мы:

1. Обратная связь на сайте. Очень полезная штука, но не всегда работает, или её вообще нет, либо люди отвечают очень долго.

2. Контактные данные на сайте. Бывало, что оказывались недействительными, однако в некоторых случаях помогали выйти на связь. Отдельно стоит выделить сервисы whois, которые определяют контактные данные владельца домена.

3. Доменные регистраторы. С их помощью можно связаться с владельцем или представителем домена. Этим тоже пользовались.

4. Связь через хостера

5. Комментарии на свежих новостях

6. Стандартные почты. На многих сайтах имеются стандартные почты вида admin@site.ru, abuse@site.ru, webmaster@site.ru, info@site.ru встречаются чаще всего, но есть и другие, которые встречаются в индивидуальных случаях, типа support@site.ru. На них мы отправляли сообщения, если других вариантов связаться не было. Вариант не особо действенный, но тоже вариант. У нас откликов не было совсем.
7. Связь с веб-разработчиками. Иногда в подвалах многих сайтов можно увидеть ссылку и логотип компании, которая занималась разработкой этого сайта. Мы связывались с этой компанией, чтобы выйти на связь с владельцем сайта или просто решали этот вопрос с ними. В принципе, если разработчики видят, что сайт ни о чем и наша ссылка размещена на какой-то левой странице, то её удаление не должно составить проблем.



Представьте, что общее количество администраторов, с которыми нужно было связаться, составляет ~250 человек. Писать приходилось неоднократно, иногда по 3 и больше писем по каждому из способов, что перечислены выше.

Первое время мы пытались снять все ссылки бесплатно, и так как получали очень небольшое количество обратной связи, решили попробовать предлагать владельцам некоторую сумму.

Начиналось все с 2$. Обратная связь увеличилась и некоторую часть ссылок мы сняли платно. Однако стали попадаться люди, которые запрашивали намного большую сумму. Первое время мы на них забивали, однако, когда прошло уже почти три месяца, а мы так и не выбрались из Минусинска, то начали оплачивать все.

Сложно сказать, какая сумма была потрачена в целом. Было несколько ссылок, на удаление которых администраторы запрашивали более 1000 рублей, некоторые были в районе 500 рублей и основная часть дешевых по 2$.

Несколько интересных вещей, обнаруженных, при работе над данной проблемой, которые могут пригодиться SEO-специалистам


1. Косяки с сервисом Яндекса. Были моменты, что какая-то ссылка есть в интерфейсе, а в выгрузке её не было. Все это решалось путем общения с тех.поддержкой.

2. Некоторые страницы мы удаляли из поисковой выдачи Яндекса через сервис удаления url в Яндекс.Вебмастер. Удалить страницу со ссылкой можно, если она соответствует одному из трех условий: сервер возвращает 404, страница запрещена к индексации через robots.txt или с помощью метатега noindex. В основном мы удаляли по 404.



3. Переиндексация. Попробовали воспользоваться быстроботами, чтобы быстрее переиндексировать удаленные страницы. Протестировали, наверное, 3 сервиса, пользуясь всеми возможными режимами, но результат все равно получился почти нулевой. Даже прокаченные twitter-аккаунты не помогли ускорить переиндексацию. Возможно, причина в качестве страниц, куда мы отправляли быстробота; может быть, дело в аккаунтах, может в чем-то еще. Основную причину выявить не удалось.

Однако у Яндекса есть сервис, который называется «переобход страниц», с помощью которого владелец сайта может запросить быструю переиндексацию. В переписке с вебмастером можно попросить его воспользоваться данной функцией, обычно это не составляет труда для человека.



4. Минусинск затрагивает не все ключевики.
• создание сайтов web студия (не попал под Минусинск)
• сайт во владимире (не попал под Минусинск)
• раскрутка сайта владимир (не попал под Минусинск)
• раскрутка сайта во владимире (попал под Минусинск)
Обратите внимание на два последних ключа, которые в принципе идентичны, однако только по последнему сайт потерял позиции.
Может быть, много причин объясняющих данную ситуацию и возможно мы будем разбирать их в отдельной статье.

5. Не обязательно удалять все имеющиеся ссылки.



Вот на таком сайте мы обнаружили одну из наших ссылок.



После большого количества попыток выйти на связь с администратором – мы не получили никакого ответа. В целом по сайту видно, что он был заброшен лет 5-6 назад. Мы связались с тех. поддержкой и объяснили им ситуацию. В ответ нам пришло что-то вроде: «Мы ничем не можем вам помочь, удаляйте все ссылки и санкции будут ликвидированы». После бесчисленного количества попыток связаться с владельцем данного сайта мы начали постепенно опускать руки. И тут мы вышли из «Минусинска».

Выход из под санкций состоялся вместе с другими сайтами, которые попали под них примерно в то же время, что и наш сайт.

На тот момент у нас еще оставалось некоторое количество купленных ссылок. Их было не много, из чего можно сделать вывод, что алгоритм, возможно, работает по некоторому процентному соотношению между «естественной» ссылочной массой и SEO-ссылками, или может тех. поддержка пошла нам на встречу, а может, есть просто какой-то предел некачественных ссылок, и мы спустились ниже него. Причин может быть несколько, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем точную.

Потребовалось около 3-х месяцев для того, чтобы вывести сайт из-под санкций данного алгоритма.

Самое главное при решении данной проблемы – сбор полной ссылочной массы, при помощи всего возможного функционала.

Помните, что тех. поддержка всегда на вашей стороне и в её интересах помочь вам решить любой вопрос, поэтому с ней необходимо вести диалог.

Команда дизайн-студии «ВладВеб» (http://vladwebstudio.ru/):

Синицын Антон — руководитель SEO отдела
Серов Никита — SMM/SEO-специалист
Петухов Сергей — SEO-специалист
Tags:
Hubs:
+6
Comments 10
Comments Comments 10

Articles