Comments 65
- Рабинович, как ваше здоровье?
- Не дождётесь!
Делаем ремонт перед открытием новой точки. Старую увезли. Детали — после открытия.
Мы такие вещи не анонсируем в принципе. Но не меньше 10 недель ещё.
Чтобы оттестировать спрос, мы продавали заготовленную лапшу на музыкальных фестивалях. Там минимум оборудования (около 50 тысяч), нет экструдера пасты, нет помещения, нет постоянных людей. Взяли пару аниматоров — и готово. Это шаг раз. Шаг два — надо проверить модель единичной точки. Тоже проверили. Шаг три — масштабировать на сеть, если это масштабируется в принципе. Мы на этой стадии как раз. Не факт, что в итоге выйдет сеть фастфуда, но может.
- мы оцениваем проект только по достижении этой точки, а не раньше (то есть должна быть возможность опробовать какие-то различные тактики продвижения)
- если при достижении этой точки нужный результат не достигнут — мы выходим, причём безо всяких условий
Напомнило мне платный чемпионат по преферансу, в котором в молодости я оставил зарплату)))
Но да, все так. Я когда тему интернет-магазина шефу презентовал, то сразу готовил проект на 1,5 года с примерно ожидаемыми затратами и поступлениями. Причем в затраты сразу включали все: в том числе проектирование и создание сайта, несмотря на то, что оно делалось в рамках уже готовой команды, работающей в компании.
Да и правило у меня одно, планировать, что все будет хуже чем ожидается. В этом случае, доп.оборот — это всегда "Воу".
Можете вообще до открытия, вам решать. Главное — чтобы вы точно знали, когда.
Из работающего выходить не надо. Он же работает.
Из неработающего надо. Для этого определяется граница в бизнес-плане, по которой отличать работающий от неработающего. Работающий может пройти по асимптоте к ней, но выправится. Либо вообще не достанет даже близко. Неработающий ухнет за неё. Например, если вы открываете магазин, то это 2 миллиона издержек на открытие: товар, оборудование, депозит за помещение и т.п. Дальше идут операционные расходы на аренду, зарплату продавцов, электричество, дератизацию и прочее, дозакупка товара. Магазин из -2 миллионов выходит на -1,5, потом на -0,9, потом на +0,3 и так далее. Но первый месяц может быть провальным, и чаще всего не даёт графика — можно опуститься, скажем, до -3 миллионов, а потом пойти вверх. Эта точка и определяет невозврат — то, что вы закладывается как допустимое для касания. Она же в дочерних проектах определяет распределение ролей инвестора и управляющего в бизнесе, но это другая история.
Грубо говоря:
Мы уже в минусе на -4.5 миллиона.
Дедлайн 5 млн.
Тестирование новой тактики продвижения (которая даст результат с вероятностью 60%) потребует еще 1 млн.
Что делать в такой ситуации?
Фиксировать убыток, выходить из проекта и делать новый но правильно? Так он потребует доп затрат на старт, подбор персонала по новому кругу итд.
Двигать дедлайн до 5.5 млн?
Из работающего выходить не надо. Он же работает.
Перефразирую вопрос: какой критерий оценки работающего бизнеса?
Понятно, что если от бизнеса одни убытки, то он точно неработающий. А если бизнес приносит собственнику X рублей в месяц, при том что собственник занят в бизнеса плотно, то как оценить те значения X при которых бизнес работающий, а при которых нет?
Если бизнес приносит прибыль, то он точно работает, разве нет? Вопрос скорее в эффективности, но на него вряд ли существует универсальный ответ.
А если бизнес приносит собственнику X рублей в месяц, при том что собственник занят в бизнеса плотно, то как оценить те значения X при которых бизнес работающий, а при которых нет?
Не скажу что великий специалист, но на мое ИМХО работающий бизнес имеет хотя бы один из следующих критериев:
Доход собственика выше чем он мог бы зарабатывать наемным рабочим + получать процентов за вложенные в банк средства, то есть если вы работали программистом за N рублей в месяц + M рублей нематериальных бонусов (фитнеса, оплачиваемого отпуска, медстраховки) + K рублей процентов на вклады тех средств. То если X >= N + M + K при тех же трудозатратах и отсутсвие роста долгов — бизнес работающий.
Стоимость активов бизнеса растет быстрее среднерыночного. В принципе не так важно что даже дохода нет вообще и только увеличиваются долги, если потенцильно через разумное время можно будет "продать" бизнес за сумму (или найти инвестров), которая покроет все издержки, включая собственный труд. Главное чтобы возможность продать была реальной, а не призрочной и долги не выходили за определенные заранее установленные пределы. Оценка возможности продажи вещь сложная и возможно требущая специальных экспертов.
- Дохода пока нет, но потенциально за расчитанное время бизнес может начать окупаться (скажем клиенская база растет хорошими темпами). Тут важен хороший бизнес план и хорошие знания экономики и просто трезвый расчет.
Если бизнес приносит прибыль, то он точно работает, разве нет? Вопрос скорее в эффективности, но на него вряд ли существует универсальный ответ.
Нет, все не так просто. Если продавая свой труд на рынке труда, а свои деньги отдавая банкам вы можете заработать больше и с меньшими рисками, то вы все равно в убытке, даже если бизнес приносит прибыль.
Кстати, кто у Вас правила для «Кошмариков» придумывал? И кто ставил игре возрастное ограничение 12+? Выкидываем все правила про легионы, и готова отличная игра для дошкольников и родителей. Проверено.
Например, если решили, что нельзя падать меньше минус двух миллионов, а упали на минус два миллиона и рубль — закрыли сразу.но при этом не могу не признать что вы правы, пускать на самотек нельзя.
Я бы предпочел иметь две точки, точку паники и точку выхода. Если выход на -2 млн, то паника на -1,5 например. Это как-раз та точка с которой можно тешить себя «ну еще чуть чуть» и «все наладится» (В течение целого полумиллиона) а заодно начать активно шевелиться. И максимальное время нахождения между этими двумя точками тоже выбрать, долго куковать на грани банкротства тоже, как я понимаю, смысла нет.
И точка паники — да какая разница, где она? Не паниковать надо, а бизнес делать, тогда не будет никаких причин для паники и выхода из бизнеса. Не получается бизнес делать — надо его закрывать. А ставить отметки «а вот за этой чертой начинаем бегать кругами и размахивать руками» — несерьёзный подход к делу.
Если вы до этого активно не шевелились, то откуда возьмётся новый ресурс?
Так, ну как закрывать я теперь знаю. Осталось только открыть…
А как открыть? Статью разместила Мосигра.
Кто не знает, из википедии:
Компания была основана в 2008 году выпускником Механико-математического факультета Московского государственного университета Дмитрием Кибкало и его другом Дмитрием Борисовым.
На этом и построился мой ответ. Чтобы открыть такое дело, можно, как вариант, последовать примеру опытных товарищей.
Всё. Никаких диванных мифов (о чём это вы?). Прошу прощения если обидел программистов, которые меня минусовали.
10.000 рублей плюс пошлиныпо предложенной вами схеме?
А так конечно да, в России все умеют играть в футбол кроме самих футболистов.
что ты вкладываешь в бизнес не деньги, а мозги или руки :) Где как не на хабре, мозги актуальны? В таком бизнесе в минус уйти крайне сложно
Ну, свое время это тоже деньги. Если в своем бизнесе ты зарабатываешь 2 тыс $ в месяц, а работая на кого-то за тоже время можешь заработать 10 тыс $ в месяц, то каждый месяц ты "уходишь" в минус 8 тыс. $. Это не так заметно, но по факту так и есть, поэтому даже когда ты продаешь собственные мозги желательно иметь критерий выхода (вроде в течение года доход от бизнеса не стал сопостовим с зар.платой, которую можно получать работая на кого-то), ИМХО.
Всё. Просто и железобетонно.
Нет, не просто.
Продажа услуги, которую вы производите своим мозгом, концептуально ничем не отличается от продажи настолки в магазине.
Если вы разрабатываете условные сайты\софт, то кроме стола, стула и ноутбука вам мало что еще будет необходимо (и только в том случае, если мы говорим о софте, который не требует спец обородувания, наличия тестовых стендов итд.). Можете сказать за это спасибо глобализации, техническому прогрессу и себе самому, что осилили. У вас просто есть простой канал доставки того, что вы делаете — интернет. Физические товары и услуги лишены такой роскоши.
Ситуация кардинально меняется, если вы решили предоставлять услуги в реальном секторе экономики. Вам нужна определенная материальная база, чтобы просто иметь возможность оказывать услугу.
Открыть банальную парикмахерскую это уже как минимум
- Аренда помещения за первый\последний месяцы
- Оборудование рабочих мест
- Зп администраторам и хоз. персоналу
- Затраты на маркетинг
И это, на секундочку, затараты, которые вы будете нести каждый месяц + попутно решать 100500 разнообразных проблем типа «капает с потолка», «администратор забухал».
И все ради того, чтобы просто стричь людей.
Вот как-то так.
Основная проблема большинства предпринимателей в том, что к бизнесу они относятся как к своему ребенку. А когда с деятельностью еще и связанны огромные затраты, которые были совершены в прошлом, то и вовсе взгляд затуманивается.
Поэтому если понимаете, что проекту кирдык — смело бросайте его, вне зависимости от того, сколько денег вы вбухали в этот самый проект. Ибо дальше — только хуже
В малом бизнесе и, особенно, в услугах — большая часть затрат это sunk costs.
Аренда, маркетинг, зарплаты — все это уже не вернуть и они подходят под это определение, а их доля может доходить до 90%, и я думаю, что как раз они должны влиять на решение о выходе.
Разве нет?
Бизнес: как понять, что пора с этим завязывать