Comments 46
(Например OODO www.odoo.com)
Когда какой нибудь разработчик или группа отдаёт код в общее пользование… Разработчики дорабатывают,, ставят клиентам, доработки возвращают в «общий котёл» и так система развивается.
Речь уже пойдёт о тюнинге.
1.Может подойти отраслевое решение, что имеется в коробке.
2.Возможно потребуются небольшие доработки.
Таким образом класс вхождения штатного «программера» ниже.
Ну и соответственно фрилансеру платить меньше. и можно их дифференцировать.(не понравился один, дальше продолжает другой)… Свободы выбора и манёвра больше.
Насчёт платить меньше — не меньше. Вам нужно найти человека, который а) в идеале знаком с форком или на край с логикой CRM; б) владеет тем стеком, который используется в опенсорсе; в) правильно поймёт и интерпретирует ваши бизнес-процессы. Такие программисты стоят дорого, даже если их нанимать по часам.
не понравился один, дальше продолжает другойПростите, но это трэш. Жвачка «Дружба» — пожевал-пожевал, передай другому.
Не знаю, насчёт фрилансеров и штатный программеров, я этот процесс наблюдаю с другой стороны.Отдана наша ИС(Автоматизация HoReCa) в опенсорсе… и уже есть аж 6 пилотных эксплуатаций...:-)… и кое-что вернулось в «общий котёл»особенно если у Вас конструктор компоновщик, и вы можете получить тот «кубик», которого у Вас ещё не было. Я наблюдаю за той же OODO(я рассматривал её код,-она на Pythone) Интересная концепция… там неизвестный Python код грузится в контейнер.(У меня неизвестный java код грузится в java контейнер)
Это не логично с Вашей стороны. Вы нанимаете разработчика и пытаетесь дать ему задание для технического писателя и аналитика. Это очень странно.
И пост смахивает на рекламный. Вы заранее настраиваете читателя на то, что фрилансеры и стартапы — это плохо. И те и другие могут работать.
Только нормального фрилансера для CRM на бирже найти нереально.
Когда заказчик приходит к разработчику — он имеет концепцию решения, разработку которого он планирует заказать. Это еще не техзадание. Концепция может быть описана в свободной понятной форме. Далее, в процессе обсуждения проекта, рождается техзадание, которое оговаривает конкретный объем планируемых работ, сроки, стоимость. Техзадание обычно составляется обеими сторонами совместно, либо разработчиком. Я это утверждаю, основываясь исключительно на собственном опыте, насчитывающим несколько сотен выполненных проектов.
Но логическими схемами, бизнес-процессами и связанными с этим действиями занимается аналитик. Так как он более компетентен в этом вопросе.
Такой вариант тоже рабочий. Главное, что заказчик грамотное ТЗ никогда самостоятельно сделать не сможет, поскольку он не владеет ни стеком технологий, ни технической лексикой. И он, кроме того, не обязательно должен быть компетентным в этом. Он предлагает свою концепцию, а разработчик подвергает ее своей ревизии, предлагает варианты исполнения, адаптирует под выбранную схему реализации. Что и вырождает эту концепцию в рабочее ТЗ. Если этого не понимать, то я не знаю, как вообще можно серьезно работать на рынке IT-решений. Если только приложения уровня калькулятора клепать, добывая денег на завтрак в макдональдсе. И то, калькулятор калькулятору рознь! В моей практике был калькулятор для расчета необходимой толщины стенки трубы для одной из нефтедобывающих компаний с бюджетом в 5 млн. руб.
И пост смахивает на рекламный
Обратите внимание, что статья написана в рамках корпоративного блога компании.
Вы провели интересное исследование, но оно имеет погрешность в том, что не приближено к реальности.
1. Перед вами не было задачи найти исполнителя для решения конкретной задачи. У вас нет вводных, которые можно использовать при оценке проекта и определении ценности продукта для вашего бизнеса. Мы это определили сразу, поэтому не тратили время на обсуждение деталей.
2. Вы используете абстрактные понятия «начинающие CRM-щики», «зрелые вендоры», выделяете «CRM-системы», «контакт-менеджеры», «бизнес-планинги», «таск-системы», интуитивные дашборды для продвинутых руководителей». Но условная Елена, от имени которой был опубликован проект, ничего этого не вводила в обиход и, как я вижу по ответу одного из пользователей, который серьезным назвал проект уровня Яндекса, даже посмеиваетесь над такими категориями.
3. У вас есть опыт разработки конкретного корпоративного продукта, который вы попытались перенести на всех разработчиков. Почему два миллиона — это безапелляционно мало при тех вводных, которые вы предоставили?
Конечно, если разрабатывать проект на Делфи силами большого офиса, то этого мало. Но сейчас 2017 год, современные реактивные полностековые фреймворки, которые позволяют разрабатывать ПО (как для веба, так и настольные, и мобильные) в универсальной среде, стали стабильными; за несколько лет повседневного использования разработчики научились их «правильно готовить» (в том числе и к большим нагрузкам), обросли наработками и накопили решения для большинства стандартных задач.
Тот проект, который описала условная Елена, для реальной Елены с реальными потребностями можно собрать за три месяца и два миллиона рублей силами двух опытных разработчиков широкого профиля, у которых есть наработки для реализации функционала, необходимого Елене.
4. Вы показали несколько скриншотов интерфейсов и посетовали на проблемы с безопасностью данных. Скажите, сайт вашей компании и скриншоты интерфейсов на нем — это пример современного дружественного к пользователю интерфейса? На вашем сайте в разделе вопросов от пользователей указан для всех желающих электронный адрес автора вопроса — это пример должного обращения с персональными данными?
P. S. Я не ради спора о чистоте эксперимента зарегистрировался и написал комментарий. Это нюансы. Ваша статья полезна, так как может помочь неопытным заказчикам сориентироваться в вопросе и адекватно относиться к демпингу на фриланс-биржах.
Мой посыл в том, что заказная разработка чего-то полноценного у одинокого непроверенного фрилансера — это русская рулетка. Но и большая старая компания не обязательно сможет сделать качественный продукт, а не просто отработать бюджет на старых технологиях и выкатить монструозное чудо.
1. Мы тоже сразу определили, что Вы и ваш коллега — компания, поэтому стали общаться с теми, кто был более релевантен эксперименту. Смысл нам обсуждать что-то с такими же, как и мы?
2. Повторюсь — мы имитировали (как могли) клиента, который не разбирается в нюансах. Нам меньше всего хотелось, чтобы задача на фрилансах пахла конкурентной разведкой. Наша цель — поместить простого человека в условия выбора системы. Больше половины клиентов, ищущих CRM, не знают даже расшифровки аббревиатуры.
3. Потому что разработка (и внедрение!) CRM с интеграциями, почтой, нотификациями и т.д. стоит дороже. Вне зависимости от стека. Если честно, я не понимаю, чем отличается труд программиста Delphi от труда программиста Java или С#. Разве только тем, что хороший дельфист стоит дорого. Нет, не так. Он стоит ОЧЕНЬ ДОРОГО. Что касается реализаций на современных фреймворках, то приведите пример развитой системы на них? Те же махины типа Битрикс24 или SAP написаны на стабильном стеке, без использования какого-либо реакта. Что будет дальше — вопрос, но пока расклад такой.
Вопрос к вам — раз проект так легко собрать за 3 месяца, почему он стоит 2 миллиона?
4. Какое отношение имеет сайт к десктопной CRM? Сайт — наш инструмент продаж, который работает чётко, по всем опросам и тестам нравится пользователям за доступность информации.Что касается интерфейса CRM, то в нём все элементы рабочие, понятные и логика нашего ПО помогает работать менеджерам быстро. Разве не это цель корпоративного ПО?
И да, к сожалению, Вы ошиблись. На нашем сайте не показывается электронный адрес автора вопроса. Там показывается имя пользователя (его ник). Электронный адрес там может появиться только в том случае, если Вы при создании своей учетки вместо имени по ошибке или невнимательности введете свой емейл.
«Но и большая старая компания не обязательно сможет сделать качественный продукт, а не просто отработать бюджет на старых технологиях и выкатить монструозное чудо» — это Вы о ком? :-)
Нормальный CRM-разработчик создаёт рабочий, функциональный продукт. В который зашёл — и работаешь. А вваливать сотни тысяч долларов в дизайн, чтобы продавать какие-то базовые, но красивые CRM по цене крыла Боинга — да ну нафиг. Мы для бизнеса работаем, а не для выставок и квадрантов.
Что касается реализаций на современных фреймворках, то приведите пример развитой системы на них? Те же махины типа Битрикс24 или SAP написаны на стабильном стеке, без использования какого-либо реакта.
Думаю, что здесь на лицо подмена понятий. Битрикс24 не обязательно тот инструмент, который удовлетворит потребности Елены. Это как Макдональдс сравнивать с
небольшим рестораном или личным поваром. И там, и там можно поесть, но чтобы поесть, не обязательно обращаться в трансконтинентальную корпорацию. А если хочешь поесть вкусно и не навредить здоровью, то Макдоналдс вообще не тот вариант.
Легкость и простота интерфейса (в плане отсутствия ненужных функций или сложносочиненных механизмов) — это и есть конкурентные преимущества индивидуальной разработки против адаптации универсального комбайна. Битрикс24 определяет то, как пользователь будет выстраивать бизнес-процесс, а (грамотно) разработанный под конкретного клиента инструмент будет построен в качестве логического дополнения к существующим процессам и сценариям.
Лично я не могу работать в Битрикс24 из-за крайне медленного интерфейса. Это тот пример, когда я зашел, но нормально работать не могу и сотрудников или клиентов страдать заставлять не буду. Но это уже совсем другая тема для разговора — кто и что считает функциональным и пригодным для работы.
В общем, заказная разработка и готовый массовый продукт — это разное.
Вопрос к вам — раз проект так легко собрать за 3 месяца, почему он стоит 2 миллиона?
2 миллиона за три месяца работы — это скромная ставка работы небольшой команды специалистов без учета ценности продукта. И это совсем не легко: чтобы собрать условный вертолет за три месяца, я пять лет набирался опыта, изучал поведение материалов, тестировал различные модели, копил наработки, готовил специалистов и разработал универсальный комплект для сборки основы вертолета.
«Но и большая старая компания не обязательно сможет сделать качественный продукт, а не просто отработать бюджет на старых технологиях и выкатить монструозное чудо» — это Вы о ком? :-)
Ничего личного, господа. Пусть это будут слова про Битрикс, например.
Нормальный CRM-разработчик создаёт рабочий, функциональный продукт. В который зашёл — и работаешь. А вваливать сотни тысяч долларов в дизайн, чтобы продавать какие-то базовые, но красивые CRM по цене крыла Боинга — да ну нафиг. Мы для бизнеса работаем, а не для выставок и квадрантов.
Бизнес бизнесу рознь. Одна курьерская служба покупает индийские коробочки на колесах для своего автопарка, другая — немецкие комфортабельные автомобили с кондиционерами. Категория нормального — это очень субъективно ;).
И да, к сожалению, Вы ошиблись. На нашем сайте не показывается электронный адрес автора вопроса. Там показывается имя пользователя (его ник). Электронный адрес там может появиться только в том случае, если Вы при создании своей учетки вместо имени по ошибке или невнимательности введете свой емейл.
Я вижу электронный адрес — в чем я ошибся? То, что его указал пользователь «по ошибке» — проблема интерфейса, в котором в качестве никнейма пользователь может указать электронный адрес.
У каждого свои тараканы, без обид :)
А если в тексте поста вы укажете номер своей банковской карты, в этом будет виноват модератор Хабра?
Вы сами написали, что адрес отображается, если пользователь «по ошибке» его туда ввел. То есть система позволила ему ошибиться, этот сценарий известен, признан ошибочным, но адрес до сих пор виден. Вопрос исключительно в проработке нюансов и последствиях: у кого-то данные пользователей утекают, потому что нет защиты доступа, а кто-то не предусмотрел поведение поля. Но фактически и там, и там — просто не проработан сценарий.
Простите, совершенно не понял вашего поста. Я всегда считал, что базовый функционал как раз наоборот должен присутствовать в любой типовой CRM-системе. А дорабатываются именно узкие вещи, фактически отражающие индивидуальные задачи заказчика… Или я не прав? И вообще, как базовый функционал может еще интегрироваться с какой-то другой "условной CRM"? Вы что предлагаете два базовых функционала в двух разных CRM заинтегрировать? Вот откуда монстры рождаются!
Классическая ошибка. Иметь 2 базы и работать с ними по раздельности — это неправильный подход. Вы изначально усложняете конструкцию и ставите искусственные препоны, которые будут служить только помехой в работе пользователей. Придется делать дополнительные интеграции, синхронизацию данных, учитывать множество возможных оперативных ситуаций. Поверьте, этого надо по возможности избегать.
Это похоже на ситуацию, когда потенциальный заказчик приходит и говорит: "У меня есть программа, я в ней веду склад. Напишите мне еще одну программу, в которой я буду параллельно вести оперативную работу с клиентами и тот же склад, причем этот склад интегрировать с моей программой, чтобы он был идентичен". Да никогда этого не будет, поскольку задача изначально исковеркана. Можно предложить клиенту вести один и тот же склад в двух программах, можно написать интеграцию, можно даже ее запустить в работу. Но это приведет лишь к тому, что спустя пару месяцев работы заказчик получит геморрой, который не стоит ни каких денег, затраченных на такое внедрение.
Ну и главное правило успешной реализации проекта — кто составляет ТЗ, утверждает сроки и бюджет, тот и разрабатывает. Иначе это история про сферического коня.
С другой стороны, у контор, особенно небольших есть другая фундаментальная уязвимость — изменение позиции фаундеров и/или уход ключевых специалистов. Мы тут напоролись на такую ситуацию — вендор отказался (за деньги!) фиксить баги в своей софтине, которую м у них купили пару лет назад, потому что «мы больше не поддерживаем этот продукт и предложить взамен ничего не можем». Пришлось начать переписывать его функционал (ключевой) в рамках своей внутренней информационной системы. Да, и данные переносить. Жизнь боль, но полна открытий чудных.
Только вот, вы говорите про то какие вы классные, хорошие, сколько сил вы тратите и сколько релизов выкатываете. Но почему ваш основной проект (CRM), ровно как и веб-сайт, выглядят так, словно они написаны в 2001 году, и с тех пор ничего не менялось? Может вам все таки нужен фрилансер-дизайнер, специалист по ui/ux, из нашего времени?
Смейтесь над фрилансерами, смейтесь над юзабилити, но на себя посматривать не забывайте :)
Ну, как же обойтись без камня в огород. Уважаемый Евгений, во-первых, никто не смеялся над фрилансерами, даже сделали рекламу наиболее адекватному из них. Во-вторых, по поводу 2001 года — это ваше личное мнение. Понятно, что Вам хочется уколоть, поскольку что-то в нашей статье Вас неприятно задело. Но смею Вас заверить, что мы четко понимаем, за что наши клиенты любят наш софт, голосуя за него своими инвестициями. И на подобные выпады мы никогда не обижаемся. Если наши решения такие устаревшие, то почему наши продажи растут на 40% в год? Просто мы предоставляем нашим клиентам сильное бизнес-решение с продвинутыми возможностями, а не фантики с побрякушками :)
И не думайте, что вашим любимым пользователям приятно смотреть на красивые вещи, использовать современные наработки программистского мастерства, которые они встречают на всех сайтах, включая соц сети или какой-нибудь хабр. Это все действительно не нужно. Ведь это заставит дизайнеров и программистов работать. Оно и правда не нужно. Еще раз простите.
Кстати. А девушка на вашем аватаре — этот тоже, чтобы подменить реальность на что-то красивое?
Кстати, вы случаем не работник обсуждаемой компании? Уж больно много хвалебных комментариев оставили. Неужели вам так лениво подумать над дизайном? Ну пожалуйста!
Вроде умом понимаю, что вам много лет, а по разговору — школьник…
Или давайте по факту, от того, что дизайнер будет придумывать дизайн, CRM магическим образом не станет хуже, а разработчики пока его придумывают, будут крепко спать. Конечно, когда придется работать над правкой дизайна (неделя работы, с прикусаным рукавом), программисту будет больновато. Но неделя работы ничто. А херовый дизайн — все.
Как вы судите по моим сообщениям, по «одной обложке» так и многие другие клиенты, будут фильтровать CRM таким же образом. Благо есть среди чего выбирать. Только вот, узнав человека, ты больше не судишь по внешности, а вот от дизайнерской моды нулевых, тебе, как пользователю, не избавиться.
Я и не думал, что «вброшенный» комментарий выльется в чек-лист, что не надо делать и, что сделать обязательно.
Для меня особенно интересно, что вы, сами того не зная, почти полностью повторили мою идею с экспериментом.
Подрядчик для CRM: ищем пути провалить проект