Pull to refresh

Comments 19

Из-за названия статьи я сначала подумал, что вы какое-то автоматическое тестирование настроили.
А статья грамотная, всё по полочкам разложено. Я бы назвал её списком требований к хорошему документу.

Полная документация может иметь внушительный размер. И на нескольких языках. Как поставлен процесс проверки, чтобы ничего не упустить, не забыть. Проверяете печатный документ или цифровой? Система контроля версий? Есть привязка к багтрекеру продукта? Что-то проверяется автоматизированно? Может какая-то CMS или "фреймворк" используется из которых компилируется документ?

Проверяется цифровой документ. Автоматизировать по-хорошему тут можно только проверку орфографии. Разумеется, есть автоматизированная система, в которой ведется работа над документацией, но пользоваться мне ей не доводилось, могу лишь сказать что все очень хорошо организовано.
А назвать можете? Или это внутренняя разработка?
К сожалению, не готов назвать (чту договор с работодателем о неразглашении информации о компании).
Можно автоматизировать проверку на вот такие косяки:

  • битые ссылки
  • отсутствующие картинки
  • наличие стоп-слов (жаргон, нецензурные слова)
  • наличие неверных символов (н-р, русская буква «с» вместо англоязычной «c»)
  • ошибки оформления (термины не выделены полужирным или предложение с маленькой буквы написали)

Ну и на что фантазии хватит. Но, конечно, такие вещи лучше проверять на исходниках документации (md, xml, html и т.д.), а не на скомпилированных документах.
Полезное правило в документации: за деепричастный оборот расстрел на месте, предложение с тремя запятыми и более — штраф или объяснительная. Вообще, писать надо как для слегка умственно отсталого. Лучше повториться, чем допустить неясность. Вообще, красота текста документации — зло, требуется невозможность неправильного толкования.
Господи как же я раньше-то читал документацию с деепричастными оборотами, и тремя и более запятыми! Спасибо, что просвятили. Больше не буду такого делать.
Читать можно, но использовать деепричастный оборот в технической документации не желательно.
А какие-то инструменты ведения документации можете оценить на базе своего опыта? Очень интересно.
Неа, инструментами ведения документации пользоваться не доводилось. Лишь тестировал качество.

В компании используем asciidoctor + uml (asciidoctor-diagram).
Исходники документации в git, сборка и версионирование средствами gradle (исторически сложилось, т.к. документацию изначально писали программисты; оказалось удобно), до этого был maven.
Сборка в pdf (также есть html, но мы его не используем), каждый файл получает в имени номер версии (во избежание путаницы у получателя).
Из приятных удобняшек — один исходник используется для двух сборок — одна xml-api, другая json (по сути различается примерами запросов-ответов). Используется условный оператор.

Большое спасибо, что поделились — как выяснилось, такой инструмент, как asciidoctor, прошёл мимо меня. Лень, конечно, заморачиваться с Ruby, ибо это совершенно чужой для меня инструмент, но надо попробовать. Возможно, сборка в PDF и HTML одновременно + читабельность исходных файлов того стоят.
Спасибо за статью: подробно, лаконично, легко проверять свои тексты при подготовке пакета документации по такому чек-листу!
По поводу качества документации я для себя решил за «точку отсчета» взять ГОСТы класса 19 (ЕСПД – Единая Система Программной Документации) и уже от неё «работать напильником». Где-то больше, где-то меньше – в зависимости от требований заказчика (для конечных пользователей – один вариант, для ИТ-специалистов – расширенный вариант).
А за статью – спасибо!
Это хорошо когда за документацию отвечают специально обученные (с отдельным ФОТ) люди. Бывает разработчики ПО пишут документацию по ГОСТ, ведущие специалисты проверяют/тестируют, затем руководители проверяют/тестируют, затем заказчик. Это такой отдельный Ад по превращению разработчиков в «Программистов Word за 3 года», не надо так.

Можно добавить:


  • однородность. В том смысле, что если используются специальные термины — везде используются одни и те же, а не синонимы. Если есть стилистические приемы (например, куски xml-запросов или оформление кодов ошибок) — везде оформлены в одном стиле. Проблема особенно актуальна, когда документацию ведет несколько человек
  • википедичный стиль изложения. В частности, изложение исключительно от третьего лица.
  • список изменений, версия документа
  • если речь идет о каких-либо интеграциях — всегда прилагать пример запросов-ответов или прочих вызовов. Это существенно упрощает понимание текста.
Здорово, эти же принципы можно и к любой документации приложить (например, которая пишется тестировщиками для тестировщиков).
За статью — риспект.
От себя добавлю, что для написания и требований и тестов и документации всегда использую еще одно золотое правило: «Всё, что МОЖЕТ быть неправильно понято — БУДЕТ неправильно понято!»
Ну и структурированность очень важна, да.
Sign up to leave a comment.

Articles