Pull to refresh
123.48
RegionSoft
CRM-система, программное обеспечение для бизнеса

Об отличниках на трезвую голову

Reading time 10 min
Views 40K
В самый разгар праздников на Хабре вышел первый холивар 2018 года — статья о том, почему плохо быть отличником. Статья неоднозначная, но рациональная и сильная хотя бы потому, что она затрагивает серьёзный вопрос, который стоит перед всеми работодателями и перед ИТ-отраслью в частности. Даже удивительно, почему никто раньше не поднимал здесь эту тему, ведь это, в том числе, проблема компаний. Собственно, именно поэтому автор в конце обратилась к работодателям с просьбой об адаптации. И знаете, с отличниками в бизнесе иногда и правда непросто, но в целом это или хорошие работники, или блестящие исполнители, или интеллектуальные новаторы. И очень редко — обиженные злыдни. В общем, всё сложно, и нам есть что сказать по этому поводу.



Прежде всего мы перечитали все комментарии к исходной статье на Хабре и даже в социальных сетях. Они сводились к нескольким типам.

  • «Я сам отличник, всё верно изложено, со мной была та же самая история, +100500, автор прав, всем родителям строго обязательно к прочтению.»
  • «Я сам отличник, кандидат наук / бизнесмен / преподаватель и всё на самом деле очень просто: учиться, идти к своей цели и получать карьерный и интеллектуальный рост. А вы не знали? Делов-то.»
  • «Я мастер спорта по фигурному катанию полковник Чингачкук — как в советском анекдоте. Это какие-то фантастические универсалы, которые рассказали о своих успехах в учёбе, науке, спорте, коммуникациях. Во всём и сразу.»
  • «Автору нужен психотерапевт, коуч, специалист по эмоциональному интеллекту и вообще пора заняться саморазвитием, а не распространять своих тараканов на всех.» Таких было особенно много в бизнес-пабликах.
  • «В статье есть и личностное, и общее, проблема существует, хорошо, что о ней не молчим.»

Мы больше придерживаемся последнего пункта. У нас в компании RegionSoft Developer Studio есть отличники, почти все они не с одним красным дипломом. И надо сказать, есть и те черты, что описаны в статье, и те, которых в ней нет — огромные положительные моменты. А ещё отличники приходят на собеседование, работали с нашими сотрудниками ранее и т.д. В общем, в первый же день после каникул мы влились в работу за небольшим обсуждением этого вопроса и готовы поделиться своими соображениями с вами.

И ещё — мы не будем говорить о «тянутых» отличниках, вокруг которых разгорелся спор в комментариях к исходному посту. Да, они есть, они были в наших школах и наших вузах, они приходят на работу «по блату». У нас таких нет, мы их избегаем. Поэтому речь пойдёт о старательных и/или талантливых ребятах, которые учились осознанно и имели перед собой какие-то цели.

Ты отличник — хорошо


Вообще говорить об отличнике после 5-15 лет его рабочего стажа может показаться странноватым — ведь сотрудник уже оброс опытом, навыками, коммуникациями, набил шишки и усвоил уроки. Но это только на первый взгляд. Стремление к достижению целей, знаниям, навык учиться и стабильно хорошо выполнять разносторонние задачи за годы учёбы стали привычками и сформировали особый характер. Кстати, это не всегда перфекционизм, то есть крайняя форма желания делать всё идеально. Вообще, перфекционизм — это другой психологический феномен, не стоит ставить знак равенства между перфекционистами и отличниками.

Вот они, бонусы отличников как сотрудников.

  • Высокие цели ведут к высоким результатам. Отличники умеют ставить перед собой точные цели и берутся за действительно сложные задачи — у них есть осознание того, что они точно разберутся в новой теме. Именно такие ребята могут однажды взяться и выучить новый стек или язык программирования, чтобы, к примеру, начать разрабатывать новый продукт или мобильное приложение. Они же способны освоить разные стратегии продаж, синтезировать из них что-то своё и успешно применять в работе.
  • Отличники имеют уникальные способности к обучению: когда проходит страх перед пятибалльной шкалой, они легко и с удовольствием осваивают новые вещи, никак не связанные с их работой. Это бесценная черта для ИТ-сферы: они могут быть программистами, но с интересом вникнуть в финансы, продажи, производство и т.д., а потом разрабатывать продуманный софт, который хорош как с профильной точки зрения, так и с программной.
  • Сотрудники-отличники всегда ориентированы на результат и нередко этим повышают самооценку неуверенных в себе коллег, помогая находить позитивные итоги в любой деятельности. Если коллектив психологически здоров, такие ребята выступают мощным мотиватором — своеобразным «движком».
  • Отличники глубоко понимают вещи изнутри и умеют объяснять, из них получаются хорошие внутренние тренеры, менторы, наставники и просто готовые помочь сотрудники. Иногда они умеют совершенно удивительным образом открывать навыки и скрытые способности людей.
  • У них развита воля к победе, причём как к интеллектуальной, так и к физической. На отличника можно положиться и знать, что он непременно доведёт дело до конца.
  • Отличники могут не быть новаторами или изобретателями, но это всегда ранние последователи технологий и хорошие исполнители, которые сделают работу тщательно и с умом. Если речь идёт о программистах, то они аккуратны, обязательны, соблюдают code style, готовы провести рефакторинг и не фыркать, что это лишняя трата времени.
  • Отличники — мастера гибких навыков (так называемых soft skills). Это обусловлено их широким кругозором, эрудицией и умением доходить до сути вещей. В психологии к софт скиллз относят умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, вести переговоры, брать на себя ответственность, управлять собственным временем и т.д. Эти навыки, кстати, весьма способствуют продуктивной работе и карьерному развитию.
  • Отличники ещё со школы привыкают к публичным выступлениям, поэтому из них получаются неплохие ораторы и докладчики на профильных конференциях. Если вам нужно презентовать товар или услугу с точки зрения интеллекта, то лучшего спикера не найти.

Это позитивный взгляд на отличников. Эти черты присутствуют у многих из них. Как правило, это ответственные, умеющие планировать, дисциплинированные ребята, которые научились любить учёбу, а теперь умеют любить работу.

Но, как известно, у медали две стороны.

Ты отличник — плохо


Отличники могут быть капризными и требовательными сотрудниками, могут перегорать, могут становиться неуправляемыми. Многие из их «тёмных» сторон связаны с особенностями поведения, и характера, закалённого в боях за желанные пятёрки. Однако они довольно легко преодолеваются, если руководству и топам не наплевать на психологический климат в коллективе.

  • Часто отличники оказываются именно тем сотрудниками, которые «всё везут, что грузят». Таким образом, на них замыкается много рабочих задач и процессов, от этих специалистов зависит ощутимая часть работы. В случае их отпуска, болезни или увольнения на какое-то время их проект погружается в коллапс, из которого выходит с трудом. Причём иногда это осознанная стратегия работника — он хочет показать свою важность и нужность, замыкает процессы на себе, стремится работать за всех. В итоге остальные ленятся (а что пахать, когда этот блаженный с 8 до 22 пашет?), отличник устаёт, компания страдает при его малейшем отсутствии.
  • У сотрудников с «отличным» прошлым зачастую формируется ошибочная приоритизация — они не могут отделить важные задачи от не столь важных. Если они становятся руководителями, то каждое письмо от них и каждый тикет будут сваливаться с пометками «важно» и «срочно». Такой подход обязательно приводит к срывам сроков — потому что время тратится порой на самые низкоприоритетные работы. Отличники нередко ставят слишком узкие цели. Они расфокусируются внутри выполняемых обязанностей и уходят вглубь незначительной проблемы, забыв про остальную работу. Увы, совершенство в работе не всегда коррелирует с производительностью, хороший сотрудник оказывается балластом на пути к коммерческим целям.
  • И да, действительно, у таких сотрудников очень много времени уходит на работу. Это, безусловно, плохо для социализации и общения самого человека, но не менее плохо и для работодателя. Просто отличник видит, что работает больше остальных, а зарплата не растёт или отношение руководителя не меняется. И работник начинает считать, что он хуже остальных, начинает работать ещё усерднее. Круг обид и упрёков замыкается, в коллективе появляется абсолютно замотанный и вечно недовольный коллега.
  • Отличники (особенно если их двое на одном участке работы) могут создавать нездоровую конкуренцию и соц. соревнования на ровном месте. Очень жаль руководителей, которые такую конкуренцию поощряют и ждут от неё высоких показателей — это скоро закончится, и вся гонка сведётся к конфликту.
  • Отличники склонны теоретизировать (и об этом было в исходной статье). Нередко они стремятся сперва разобраться в вопросе до последней запятой, а потом уже приступить к выполнению работы. Понятно, что это нерациональная трата времени.

История из жизни. В софтверной компании был начальник отдела перспективных разработок. К нему попросился новичок, который был ходячей Википедией и Stackoverflow сразу. Как такого не взять, когда он блестяще отвечал на все вопросы, имел два красных диплома и 6 лет опыта, правда, какого-то очень разрозненного. Но вскоре выяснилось, что он совершенно не понимает, как функционирует проект, как создаётся корпоративное ПО, как работать с багтрекером и т.д. Вот и открылся секрет его частых смен работы. Его в итоге отправили в бухгалтерию джуном к разработчикам. Сейчас, спустя 4 года, он стал неплохим и грамотным тимлидом.

  • Увы, но почти все отличники крайне чувствительны к неудачам и подвержены выгоранию. Даже мелкое замечание руководителя или коллеги может надолго выбить их из колеи, вызвать стресс и даже депрессию. Происходит это из-за сильной зависимости от мнения окружающих и обострённого чувства вины. Они могут не показать того, что с ними случилось, но внутри будут жутко переживать и эти переживания непременно скажутся и на настроении, и на качестве работы. Такие люди постоянно, непрерывно оценивают себя и соотносят своё поведение с окружающим миром — от такой «аналитики» иногда плохо всем.
  • Очень плохо, когда отличник начинает считать себя самым умным и перестаёт обучаться и стремиться к новому. Работа — не учёба, на практике какие-то новинки и секреты деятельности обновляются едва ли не ежедневно. Если перестать развиваться, можно быстро растерять все навыки и выпасть из обоймы.
  • Самое страшное в отличниках для них самих, родных, окружающих и работодателей — это психологические крайности. Бывает, что «изнасилованный» годами напряжённой учёбы, стажировки, аспирантуры и работы человек, получив хорошее место и хорошую должность, попав в неплохой коллектив, расслабляется и происходит откат, который порой раскрывается самым причудливым и трудным образом.
    • Они полностью затюканы, уязвимы и не могут раскрыть ни свои знания, ни свои навыки, ни свой ум, потому что боятся совершить даже крохотную, незначительную ошибку. От каждой помарки они съёживаются, как под расстрелом.
    • Другая крайность — им все обязаны. Директора обязаны вывесить в приёмной портрет и дипломы, коллеги обязаны не отвлекать и советоваться по каждому вопросу, руководители отдела — без конца выделять на фоне остальных, причём прилюдно.
    • Они могут игнорировать командную работу и коллективные задачи, потому что коллектив и распределение ответственности внутри него их пугают, хотя они будут показывать, что команда просто не заслужила работать с такими умницами, как они.
    • Они могут игнорировать нормы и правила: KPI не для них, план не для них, совещания отнимают слишком много времени и т.д. Хотя, надо отдать должное, они редко призывают к непослушанию остальных.
    • Они имеют большие проблемы со здоровьем: многие отличники с института привыкли к ноотропам, от тревоги пьют антидепрессанты, часто болеют от постоянного стресса и т.д.

Но это, конечно, уже скорее крайности, чем правила. Тем не менее с ними можно столкнуться как на работе, так и в обычной неформальной жизни. К сожалению, почти все наши проблемы родом из детства — и эти ребята вряд ли хотели стать невротиками, просто окружение, семья, школа привели их к такому состоянию. И да, это преодолевается и «лечится» при правильном подходе со стороны окружающих и при желании самого человека.

Так что делать-то?


Вы удивитесь, но работодатель сам себя загоняет, прописывая в вакансиях не предстоящие задачи, а именно навыки (Например, не «вывести на региональные рынки новый продукт», а «иметь навыки работы с филиалами» или не «разработать мобильное приложение», а «знание разработки под Android, владение Swift». Вот вам и сеть на теоретиков.) Причина простая: в разных компаниях разные задачи и разные инструменты для их реализации. Вот и получается, что формально человек вакансии соотвествует, на собеседовании отбился, а дальше — непонятно. Кстати, о собеседованиях. Спросите соискателя о достижениях. Если это человек с опытом работы, но перечисляет вам дипломы, тренинги и прочие свидетельства, перед вами «зубрилка обыкновенная» и «вечный студент». Специалист должен уметь выделять результат в своей деятельности. Ещё можно попросить рассказать о взаимодействии с руководством на предыдущем месте: хороший кандидат сосредоточится на решении / не решении рабочих задач, а не на том, как его наградили почётной грамотой и золотым значком на 20-летии компании.

Но, конечно, отличников брать нужно — как мы уже писали выше, это прекрасные исполнители, ораторы, подельчивые коллеги, надёжные и умные ребята. А если проявились негативные симптомы, то, конечно, следует помочь. Ведь, повторимся, управление персоналом заключается не только в организации питания и развлечений.

Мы в ответ напишем чек-лист отличникам от работодателя — как работать над собой, чтобы стать по-настоящему бесценным, незаменимым и включенным сотрудником.

  • Если вы гонщик, то надо радоваться гонке, а не только победе в ней. На своих жизненных трассах вы получаете опыт: ошибаетесь, видите неожиданные повороты, встречаете талантливых соперников. Поэтому не идите от победы к победе — работайте продуктивно и с удовольствием, работайте ради целей компании и целей своего развития. При таком подходе победы не заставят себя ждать.
  • Не забывайте, что теория закончилась — началась практика. Это мега круто, что вы глубоко разбираетесь во всём новом и сложном. Только делайте это параллельно с выполнением работы — тем более, что так материал гораздо проще и лучше усвоится.
  • Не перегружайте себя работой, подбирая её на всех фронтах. Работодателю важно, чтобы вы хорошо выполняли именно свои обязанности. Если вам хочется принести компании больше пользы и показать свои способности, поговорите с руководителем и спросите, какую ещё работу можно выполнить.
  • Есть стратеги, которые видят впереди себя и двигаются к поставленным и самостоятельно скорректированным целям, а есть рабочая сила, которая тянет 8-часовую лямку. Ваш ум и ваши способности позволяют вам быть стратегами и новаторами — пробуйте!
  • Не бойтесь ошибок, а учитесь на них. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умейте признавать свои недочёты и работать над ними.
  • Не сравнивайте себя с другими — каждый человек одарён в чём-то своём и имеет свой набор способностей. Если вы хороший продажник и понимаете коммерцию на три головы выше остальных, не убивайте время на изучение программирования только потому, что эта работа кажется вам более интеллектуальной. Нет такого разделения, есть разделение на продуктивных и посредственных сотрудников.
  • Учитесь работать в команде. Так вы сможете транслировать свои знания и умения, а взамен получить новые. Будьте открыты к тем урокам и той информации, которые вы получаете от коллег.

То, каким станет специалист внутри компании, во многом зависит от окружения и позиции работодателя. Никто не призывает возиться с каждым коллегой, как с ребёнком. Но работодатели обязаны иметь системы адаптации и практики обращения с разными сотрудниками. И это не должна быть льстивая и насквозь лживая девушка-HR с дипломом психолога — это должна быть принципиальная позиция и политика руководства. А отличник сотрудник или не отличник — дело десятое. Главное, чтобы он стремился быть хорошим работником, владел нужными навыками и знаниями и желательно был неплохим человеком. Хотя тема соотношения «плохости», конфликтности и профессионализма лежит уже вне нашей темы.



Кстати, мы ищем партнёров в регионах РФ и СНГ — пишите, звоните, особенно, если вы умеете и желаете работать и зарабатывать. Приветствуются компании и ИП, готовые писать отчёты, скрипты, обучать пользователей и забирать весь доход от этого себе, а с нами делить только стоимость лицензий.
Tags:
Hubs:
+33
Comments 120
Comments Comments 120

Articles

Information

Website
regionsoft.ru
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия
Representative
Axelus