Pull to refresh

О проблемах определения места нахождения абонента при его звонке на 112

Reading time6 min
Views17K
С прошлого года операторы мобильной связи предоставляют в систему-112 данные о месте нахождения абонента, позвонившего или отправившего SMS на номер 112. В Воронежской области это работает чуть более месяца — время, достаточное, чтобы столкнуться с основными проблемами реализации этого сервиса. А учитывая то, что сервис для операторов связи является глобальным, эти сложности в той или иной мере присутствуют во всех регионах страны.



Под катом перечислены проблемы и наши предложения в Минкомсвязь по их устранению.

Коротко об определении места нахождения абонента при его звонке на 112


01.12.2016 года был подписан долгожданный приказ Минкомсвязи России №607, регламентирующий предоставление операторами связи координат и иной информации о позвонившем абоненте в систему-112. Срок выполнения был назначен на 1 мая 2017. Операторы реализовали это довольно быстро за счет централизации сервиса: у каждого оператора
большой пятёрки
Билайн, МТС, МегаФон, Теле2, Ростелеком
на всю страну или на макрорегион отвечает единая, а не региональная, платформа, по аналогии с сервисом SMS. Системы-112 (у каждого региона она своя) зрели дольше. Фактически, даже сейчас не многие субъекты обеспечили прием такой информации от операторов связи. Мы реализовали это к декабрю 2017.

Вкратце алгоритм таков. Со звонком абонента на 112 в заголовке SIP приходит идентификатор оператора связи, которому система-112 потом шлет запрос о месте нахождения позвонившего абонента. Информационная система оператора связи предоставляет в систему-112 координаты, указывая при этом их погрешность. Геоинформационная подсистема 112 визуализирует это на карте в виде круга или сектора.

Типичный сектор

Оператор 112 видит примерное место нахождения и использует это в работе. Кроме того, он в течение суток может повторно запросить координаты этого абонента и получит их.

А теперь проблемы

1. Не определена максимально допустимая погрешность


Минкомсвязью определено многое, но не ограничена максимально допустимая погрешность определения места нахождения пользовательского оборудования при предоставлении таких данных оператором мобильной связи. Это приводит к тому, что расстояние между центром переданной оператором области предполагаемого нахождения абонента и его фактическим положением достигает 3,5 км в городе и 20 км в области. Определённо, 3,5 км – недопустимая погрешность в городе, где базовые станции расположены достаточно часто.

Предположительно, такими погрешности могут быть определены как 500 м для города и 2 км за его пределами. При этом, европейским стандартом для службы 112 с 2003 года определена точность определения 150 м в городских зонах и 500 м в сельских районах, а американским – до 100 м в 80% случаев (источник).

Необходимо учитывать, что погрешность, передаваемая оператором, должна рассматриваться во взаимосвязи с критерием «доля правильно определенных координат места нахождения». Т.е. если абонент не попал, то это нарушение 1-го критерия, и, если оператор превысил допустимую погрешность – тоже нарушение, но 2-го критерия.

Предложение: Определить максимально допустимую погрешность определения места нахождения пользовательского оборудования, передаваемую оператором мобильной связи.

2. Не определены критерии качества предоставленных координат


Да и вообще, критерии качества предоставления оператором связи информации не определены. Это оставляет им массу лазеек. Например, можно предоставлять информацию через раз или давать наобум. Даже учитывая невыполнение п.1 (выше), операторы в совокупности дают правильное местоположение едва ли в 50% случаев.

Предложение: ввести следующие критерии качества предоставления оператором связи информации о месте нахождения пользовательского оборудования при обращении абонента в систему-112:

  • Доля отказов в предоставлении информации от общего числа запросов в информационную систему оператора – не более 10%;
  • Доля попадания абонента в переданную оператором область – не менее 80%.

3. Точность не достаточно высока


Чтобы обеспечить 1 и 2 пункты операторам придется пересмотреть используемые технологии. В п. 24 Порядка являющегося приложением к тому самому приказу, регламентировано, что место нахождения абонентской станции определяется информационной системой оператора связи с точностью, технологически доступной оператору связи. По результатам эксплуатации в городе Воронеже, есть сомнения, что операторы используют технологии определения координат с использованием двух и более базовых станций. Наоборот, есть подозрения, что определение области нахождения абонента осуществляется с применением статистических методов, когда за таковую область выдается зона пикового трафика оператора в сегменте определенной базовой станции.

Предложение: можно перечислить заведомо доступные операторам технологии с указанием территории их преимущественного применения (областной центр, слабозаселённые территории), но, возможно, принятие указанных в п.1 и п.2 критериев обеспечит выполнение этого пункта автоматически.

4. Не точна формулировка о 24 часах


В соответствии с п.27 Приказа «Оператором связи обеспечивается доступность информации о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и дополнительной информации для предоставления по запросу от ЦОВ-112 в течение не более 24 часов с момента обращения пользователя по номеру «112». В таком случае, если оператор предоставляет данные в течение 1 часа, то фактически он выполняет требование «не более 24 часов». Кроме того, не обозначено, какова актуальность передаваемых данных: на момент запроса или на момент приема первичного звонка.

Предложение: оператором связи обеспечивать передачу актуального на момент запроса места нахождения пользовательского оборудования по запросу системы-112 строго в течение 24 часов с момента последнего обращения абонента в систему-112 посредством вызова или отправки SMS на телефон 112.

5. Не передаются координаты при бессимочных звонках


В приказе не определены требования к порядку предоставления данных о месте нахождения пользовательского оборудования, не оснащённого SIM-картой. А таких звонков достаточно много. В результате, операторы не предоставляют данных о месте нахождения такого оборудования. По их словам, это обусловлено отсутствием в информационных системах сведений об абонентских устройствах без SIM. А базовым методом предоставления информации в систему-112 является именно Pull — по запросу системы-112 в систему оператора связи.

Предложение: Определить порядок предоставления операторами данных о месте нахождения пользовательского оборудования, не оснащённого SIM-картой.

6. Не прояснен порядок использование мобильными операторами метода Push


В п.28 Порядка (приложение к приказу) предусмотрена передача информации о месте нахождения абонента методом Push, когда координаты передаются сразу со звонком, однако операторы мобильной связи этого не делают. По их словам, использование метода Push операторами мобильной связи при передаче информации с поступившим звонком технически невозможна при текущей системе связи, поскольку в большинстве случаев стык операторов с Ростелекомом осуществлен не по SIP.

Зачем это нужно нам? Это бы позволило передавать координаты с бессимочным звонком (см. предыдущий пункт).

Предложение: Разъяснить порядок применения п.28 и иных требований по передаче информации методом Push к операторам мобильной связи.

8. Не используются технологии GPS и ГЛОНАСС


Приказом не регламентировано использование технологий GPS и ГЛОНАСС при определении места нахождения абонента, в то время, как данные технологии существенно улучшили бы качество определения места нахождения обратившегося абонента.

Предложение: включить в требования по сертификации на территории РФ телефонных аппаратов, оснащенных GPS/ГЛОНАСС, автоматическое определение и отсылку координат при вызове 112.

9. SMS нельзя отправить с номера 112


Методическими рекомендациями по порядку и правилам построения и функционирования телекоммуникационной подсистемы системы-112 регламентируется использование при отправке SMS из системы-112 маршрутного номера вызова экстренных оперативных служб и подписи «System-112», однако это не позволяет абоненту написать ответное SMS на сообщение из системы-112. Сейчас вести диалог с абонентом, обратившемся в систему-112, предлагается так: абонент получает SMS от контрагента «System-112», а отвечать должен контрагенту «112». Это не удобно, особенно в экстренной для абонента ситуации. Хорошей практикой в этом отношении может послужить использование Сбербанком единого номера «900».

Предложение: Организовать использование для отправки SMS из системы-112 трёхзначного номера «112», регламентировать порядок его предоставления операторами связи для регионального оператора системы-112

Вывод


Письмо с предложениями направили в Минкомсвязь, ждем приглашения к обсуждению. Это же направили в соседние регионы с просьбой обменяться информацией и поправить/поддержать. Пока ответа не получили. Может быть здесь уважаемое сообщество прокомментирует.

Всем спасибо!

И в любой непонятной ситуации звоните в 112!

UPD 02/04/2018: Спасибо за советы и разъяснения! С большой вероятностью остановимся на AML/ELS, как самом не затратном и при этом очень эффективном способе. Кому интересно, под терминами — гиперссылки на Wiki, а оттуда уже на первоисточники
Tags:
Hubs:
+20
Comments36

Articles

Change theme settings