Pull to refresh

BI&Blockchain решение на основе коллективного разума. Часть 2

Reading time 10 min
Views 2.7K
Мы убеждены в том, что объединив финансовые и интеллектуальные возможности, мы построим современный высокодоходный бизнес и наголову превзойдем конкурентов.
image
Джеймс Шуровьески

Предыдущая вводная статья, в которой описана история нашей деятельности получилась довольно длинной. И, как правильно заметили в комментариях, статья не раскрывала суть идеи. Но, как я уже писал ранее, без описания истории сложно понять процесс трансформации мыслей основателей небольшого локального бизнеса со стратегическими целями выхода на международный рынок.

Поэтому, советую начать знакомство с нашей историей с первой части статьи.

Рынок IT=решений в сфере общепита


В мае 2017 года мы открыли наше первое экспериментальное заведение, работающее в сфере общепита. Кафе-кондитерскую с большим производственным цехом в формате Open Space.

В момент стройки (которая длилась 8 месяцев) мы изучали IT продукты и решения, которые помогут нам автоматизировать некоторые бизнес процессы заведения и работу самого заведения. В итоге, получился вот такой список, применяемых решений и IT инструментов:

  • POS система для автоматизации ресторана и кафе (включает в себя автоматизацию склада)
  • облачная касса (таков закон)
  • CRM система (для работы с онлайн клиентами на доставку)
  • IP телефония (внутренняя связь и внешняя связь)
  • облачная система видеонаблюдения
  • инструмент коммуникации с сотрудниками заведения
  • облачное решение для служб поддержки (используем как базу знаний).

Семь разных инструментов и все от различных поставщиков (поставщиков IT продуктов). Важно отметить, что уже на этапе поиска и знакомства с презентациями различных продуктов мы поняли, что полноценно встраиваемого решения со всеми нашими хотелками мы не найдем. Например, из десятка поставщиков CRM систем, только один из поставщиков готов был предложить услуги по внедрению тех или иных сервисов. Вот так выглядит стандартный список надстроек и стоимость услуг по доработке:

image

Естественно, комплекс инструментов, который мы используем позволяет нам вести бизнес и подстраиваться под возможности IT инструментов. Нас это категорически не устраивает. Более того, бизнес и идеи, которые мы внедряем базируются на простом подходе — идея, первичная (тестовая) реализация, анализ, повторная реализация с учетом корректировок и т.д.

Иными словам — эмперический метод.

Ключевым фактом здесь является тот факт, что мы первично генерируем идею, обсуждаем концепт и состоятельность этой идеи. Затем тестируем ее на своем бизнесе. Именно поэтому, наше заведение получило приставку экспериментальное.

Большинство продуктов на рынке IT решений для автоматизации того или иного бизнеса (ресторана, кафе, завода и т.п.) нельзя назвать полноценно работающим продуктом, учитывающим специфику конкретного бизнеса. И все дело в том, что обобщая бизнесы, работающие в какой то определенной сфере — обобщаются и внутренние процессы.

По нашим наблюдениям, ресторанным бизнесом зачастую руководят творческие люди, а
не инженеры. Автоматизация складского учёта, разработка систем управления, создание
различных технологических схем производства осуществляются с отрывом от производства
в условиях дефицита бюджета. Рестораторам психологически сложно вкладывать деньги в
то, что само по себе не будет зарабатывать. Для управления предприятием используются
низкоэффективные универсальные IT инструменты сторонних разработчиков, которые
предлагают решение общих проблем, упуская из виду детали. А ведь все складывается именно из деталей.

Сделать из собственного бизнеса тестовую среду — это дорогое удовольствие и довольно смелое решение.В плане психологического восприятия того факта, что каждый эксперимент стоит денег, а отдача от найденного высокоэффективного решения не будет моментальной.
Если бы у нас не было планов выхода на международной рынок с проектом строительства концептуальных заведений под нашим брендом, мы могли бы вполне комфортно довольствоваться IT решениями и продуктами, которые предлагает рынок.

Стратегические планы вносят корректировки в каждый процесс. И именно благодаря правильным стратегическим планам строится будущее и рождаются великие компании.

Уже на сегодняшний день наш бизнес работает эффективно. Однако, мы планируем
развиваться дальше и совершить настоящий прорыв, объединив блокчейн и IT технологии с
реальным производством.

Концепция и принципы SIMT


SIMT — Smart Investment Management Tool. Инструмент интеллектуального майнинга.

Вся информация о работе существующего заведения и бизнеса открыта для инвесторов и
будет оставаться открытой в дальнейшем. Именно на этом основывается идея создания
функционала коллективного принятия решений внутри SIMT.

Сразу отмечу, что SIMT — это концепт. SIMT не является завершенным продуктом даже в наших головах — людей, которые его придумывают. Тем не менее, SIMT базируется на конкретно сформулированных принципах. И эти принципы неизмены:

  • Абсолютная прозрачность бизнеса и открытость информации о любых аспектах бизнеса, в том числе, решений и планов руководителей и основателей;
  • Мнение единицы может быть поддержано большинством, посредством голосования;
  • Все участники имеют одинаковый вес голоса, в независимости от их статуса, опыта и инвестиций в проект;
  • Ценность идеи определяет большинство голосов, а не один человек с «контрольным пакетом»;
  • Критика, идеи, вопросы, комментарии — это то, что дает нам силы развиваться, расти и строить новые планы;
  • SIMT служит бизнесу и главной целью внедрения является автоматизация бизнес процессов/технологических процессов производства, повышение эффективности каждой отдельно взятой операции внутри организации.

Возможность видеть комплексные показатели бизнеса, делать анализ и предлагать свои идеи или решения тех или иных проблем на основе проделанного анализа — это лишь один из функционалов SIMT.

Билет для участия в Игре


image

Мы не можем со 100% вероятностью утверждать, что все, кто получит доступ в SIMT будут пользоваться функционалом, анализировать информацию и предлагать идеи и решения существующих проблем. Для кого то, это будет игрой. Бизнес игрой или бизнес квестом в реальности. Все мы знаем точно, что интересная игра затягивает. Тем более, что «билет для участия в Игре» (цитата из описания фильма «Игра», Дэвида Финчера) доступен абсолютно любому и стоит дешевле чашки кофе.

Вы, скорее всего, знакомы с понятием игры в альтернативной реальности. Мы предлагаем игру в существующей реальности. При этом некоторые принципы схожи с ARG.

Создатель известной игры «The Beast», Шон Стэйси определяет ARG как вид хаотической фикции — игры с импровизацией, с неопределённым сценарием, который может развиваться так или иначе в зависимости от действий аудитории (участников). Аудитория при этом до конца не понимает, имеет ли она дело с вымыслом или с совокупностью реальных событий. Всё происходит в реальном времени и в реальном пространстве.

Перенесите это на бизнес с небольшм уточнением в формулировке — аудитория полностью осознает реальность происходящих событий, обладает всей необходимой информации о существующей реальности бизнеса, а достоверность этих событий не вызывает сомнений.

Блокчейн


Технология, которая позволяет реализовать первый элемент игры — обеспечить достоверность событий, происходящих в конкретном бизнесе.

Мы создаем и испытываем модель, а наш реальный бизнес становится полигоном для испытаний и финансовой опорой. В результате развития проекта мы получим как инновационный бизнес инструмент, так и результаты его работы — успешный международный, масштабируемый бизнес.

Думаю, довольно теории и рассуждений. Давайте перейдем к конкретным примерам.

Итак, одна из основных функций SIMT — дать возможность держателям токенов видеть все процессы бизнеса изнутри так, как видим его мы — основатели бизнесы. С разницей лишь в том, что основатели бизнеса потратили на развитие бизнеса 4 года жизни и сотни тысяч долларов собственных вложений :)

Произошла поставка — видно, продажа — видно, украли — видно, персонал не вышел на работу — все об этом знают.

Дальше, на основе комплексного анализа всех показателей, пользователь SIMT имеет возможность «продвигать» свои идеи. Предлагать свои идеи для оценки, посредством голосования. Важно отметить, что предлагаемая идея каждого индивидуально взятого пользователя будет содержать субъективное мнение, основанное на уровне развития, опыте, кейсах из жизни и тд. Для нас — это уникальные знания! И в случае поддержки конструктивного субъективного мнения большинством, мы получаем звоночек, сигнализирующий о том, что, наши знания в этой конкретно сфере или по этой конкретной проблеме ошибочны или попросту отсутствуют. Так что же нам мешает прислушаться к экспертному мнению в условиях анализа показателей бизнеса?

Процитирую один из комментариев, чтобы рассмотреть на примере, чем может помочь SIMT. Этот комментарий был оставлен к предыдущей статье, и мы очень благодарны за обратную связь.

«Еще больше не понимаю зачем фиксировать в блокчейне и потом всем инвесторам показывать какую-то ерунду. К примеру, те же опоздания повара. Мне пофигу его трудовая дисциплина, если бы я был инвестором такого проекта, то меня в первую очередь интересовало, чтобы когда клиент приходит в кондитерку, то он мог купить свежее и вкусное пирожное — т.е. главное что бы повар справлялся с возложенной на него работой и мог за это получить премию. Но какой-то другой инвестор с одним единственным токеном скажет, что за дисциплину нужно бороться и повара премии необходимо лишить вовсе. Третий поддержит второго, но дополнительно потребует наложить штраф. Четвертый назовет повара неисправимым мудаком и потребует его увольнения. Что это все за бред???»

Автор комментария пишет о том, что для него важен вопрос свежести производимой продукции. Также, явно читается мысль о поддержке премирования сотрудников, которые делают свою работу качественно. При этом, автору "пофигу на трудовою дисциплину".

Но что такое трудовая дисциплина? Трудовая дисциплина — сознательное, добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, добровольное соблюдение установленного порядка, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений администрации по работе.

Какой вывод мы делаем из этого? Цели, озвученные автором, а именно — свежесть производимой продукции и решение о премировании за возложенную работу напрямую связаны с трудовой дисциплиной. Нарушая трудовую дисциплину, сотрудник нарушает возложенные на него обязанности. И идеи или решения какой то конкретной проблемы в этом комментарии нет.

Я соглашусь, что в некоторых сферах, действительно, трудовая дисциплина не так важна. Но только не в сфере общепита.

Кейс с молоком


Используя стороннее решение, у руководства компании есть возможность автоматизировать склад. А именно, следить за поставками, расходами ингредиентов и их списанием.

Кейс из работы нашего экспериментального кафе — на протяжении 6 месяцев мы наблюдаем ситуацию с перерасходом молока. При этом в настройках автоматизированного склада выставлен триггер — получать смс/email сообщение в случае, если остатки молока на складе составляют менее 5 литров. Проблема, которую мы наблюдаем — фактические остатки молока всегда меньше остатков, которые числятся на складе. Руководство узнает о том, что молоко заканчивается от бариста, а не от системы на основе сконфигурированных триггеров.

image

С первого взгляда может показаться, что озвученная проблема относится к проблеме информирования руководства (или управляющего заведением). И конечно же, проблема информирования решается довольно просто. Но этот кейс о другом. Кейс про перерасход молока.

Вот лишь несколько причин, по которым возможен перерасход:

1. Бариста пролил и скрыл этот факт.
2. Бариста использует молока больше, чем прописано в технологической карте.
3. Расход молока по технологической карте не совпадате с расходом, прописанным в POS системе.
4. Персонал крадет молоко или использует в личных целях (например, пьет чай с молоком на работе).

Так ли важна эта мелочь? Ну потеряли 5-10 литров молока в месяц — в денежном эквиваленте 500 рублей в месяц. В год — 6000 рублей на одно заведение. 60000 рублей на сеть из 100 заведений. И это всего лишь молоко. И, конечно же, в рамках одного заведения на этот факт можно закрыть глаза. В крайнем случае, списать все проблемы на бариста и вычесть из зп.

Весь общепит построен именно на мелочах.. И прибыльность бизнеса в сфере общепита очень сильно завсит от того, как с этими мелочами работать. Наша задача, как людей, пришедших в эту сферу из разных областей, с разными знаниями сделать так, чтобы сократить погрешность влияния мелочей на прибыль бизнеса.

Как человек из IT, я вижу одно из возможных решений этой проблемы. Необходимо провести анализ продаж напитков с молоком, ввести ежедневную инвентаризацию остатков проблемного ингредиента.

Итак, что же я должен написать в SIMT?

На основании данных моего анализа (за месяц) продажи напитков, содержащих молоко, предлагаю ввести ежедневную инвентаризацию молока. Это позволит выявить факт влияния человеческого фактора на перерасход или нецелесообразный расход молока. Ежедневная инвентаризация даст возможность провести дополнительный анализ.

Насколько сложно реализовать это предложение? В одном конкретном заведении это может быть реализовано уже на следующий день. А через несколько дней у автора идеи уже появятся достоверные данные для анализа, зафиксированные в блокчейн. Эти данные помогут либо выявить проблему, либо наведут на мысли об очередном эксперименте.

Решение проблемы, найденное локально в экспериментальном заведении, может с легкостью транслироваться в заведения сети.

Как данные попадают в блокчейн?


Сам SIMT не фиксирует ничего в блокчейн. SIMT — это «считыватель данных» из распределённой базы данных. SIMT будет выдавать комплексную информацию в удобочитаемом виде. Представьте, что у вас есть две вкладки в Excel — в одной куча информации, сгруппированной по какому то параметру. В другой, красивый график, который визуализирует набор связанных данных. Вторая вкладка — это одна из функций SIMT. Первая вкладка — это блокчейн (распределенная база данных). При этом, наравне с доступом в SIMT, каждый токенхолдер имеет доступ непосредственно в базу данных.

Данные в SIMT попадают автоматически из инструментов, которые используются для работы. IT продукт, сервис, который мы используем для автоматизации склада имеет API. Как и большинство остальных IT решения. Облачные кассы будут напрямую писать данные в блокчейн, а SIMT «переваривать» и отдавать в удобочитаемом виде.

Еще один комментарий, который я бы хотел привести из прошлой статьи.

— Про систему голосов я так понял, что идеи с большинством голосов будут попадать на стол СЕО. Внимание вопрос, какой процент этих идей будет реализован? Можете на примере описать примерную схему действий. Допустим сообщество решает, что кондитерская должна начать выпускать манговые мафины в виде котиков. Допустим прилетает предложение СЕО на стол. Можете рассмотреть вариант отказа, и что будет уходить сообществу. И вариант принятия идеи и как она будет реализовываться, «прозрачность» реализации, контроль изначальной идеи и реализация. Потому что из мангового мафина в виде котика можно легко сделать морковный пирожок и поставить галочку, что вы все сделали. Меня интересует дальнейшая работа с сообществом после одобрения идеи CEO.

Отмечу, что в начале статьи описаны базовые принципы SIMT и эти принципы не позволяют нам работать только для того, чтобы где то поставить галочку.

На примере идеи с манговым маффином, предложенным в комментарии. Сама идея ввода нового продукта носит слишком обобщенный характер. Если идея попадает на стол СЕО в таком виде, то от СЕО должна поступать информация, уточняющего характера. Например, в этом конкретном случае, к идее о выпуске манговых маффинов в виде котиков будет добавлен комментарий — "с какой целью мы планируем запускать новый продукт?". Один конкретный вопрос. Более здесь сказать нечего, потому как сама идея не подкреплена анализом и доводами о том, почему вдруг в голову пришла подобная идея. На основе ответа от СЕО пользователь сможет получить обратную связь и внести новую идею с уточнениями.

Хороший пример того, что может быть реализовано — пример идеи из кейса с молоком. После одобрения этой идеи, руководство возлагает на бариста доп. обязанности, а тот, кто предложил идею — получает дополнительную, уточняющую информацию, которая будет использоваться для дальнейшего анализа проблемы. Найденное решение проблемы повысит прибыльность бизнеса.

Первая статья дала возможность услышать мнения людей, далеких от производства в сфере общепита, но имеющих сильный технический бэкраунд. Комментарии дали нам возможность посмотреть на свой продукт со стороны.

Смысл идеи и механизмов работы станет более понятной и наглядной после того, как начнется формироваться первичное сообщество пользователей SIMT. И через комментарии к статьям, мы получаем обратную связь, которая помогает нам разрабатывать тестовый концепт. Возможно, следующая статья будет создана в формате блиц вопросов — коротких вопросов и подробных ответов для выстраивания логической цепочки связей.
Tags:
Hubs:
+11
Comments 10
Comments Comments 10

Articles