Pull to refresh

Правильная работа с закладками: как работать эффективнее и запоминать больше

Reading time 8 min
Views 91K
Принцип гиперссылок, создающий основу для интерактивных медиа, воплощает процесс ассоциаций, нередко рассматриваемый в качестве одной из важнейших составляющих человеческого мышления.

Л. Манович, «Язык новых медиа».


Когда кто-нибудь из моих знакомых открывает при мне браузер, я вижу стену из сотен старых и новых закладок. Некоторые из них настолько старые, что за время, прошедшее с добавления, фавиконки и описания страниц успели смениться несколько раз. Как правило, список продолжается далеко вниз и скрывается где-то внизу HD-экрана, заставляя забыть о надежде найти что-либо.

В какой-то момент меня стало удивлять, почему многие пользователи не обращают внимание на очевидные преимущества, которые даёт «закладочная система», ведь она позволяет не только быстрее работать, но и запоминать больше (напомню, главная функция закладок как раз и состоит в запоминании)!

Данная статья посвящена азам создания собственной системы браузерных закладок и будет полезна всем, кто ощутимо много работает с информацией и заинтересован в повышении личной эффективности и снижении информационной нагрузки.

Материал собирался на основе анализа функционала браузеров Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Yandex.Browser, Opera Mobile и Chrome Mobile, которые у меня стоят больше в целях проверки вёрстки сайтов, но также позволили сравнить закладочные возможности браузеров сами по себе.

Основные понятия


Для начала введём небольшой глоссарий (по алфавиту).

Ассоциация (англ. «association») — мыслимая связь одного объекта с другим по тем или иным признакам.

Ассоциативная психология — направление психологии, исследующее роль ассоциаций в психической жизни индивида.

Браузер (англ. «browser») — компьютерная программа для просмотра веб-страниц.

Закладка (англ. «bookmark») — сохранённая в браузере пользователем ссылка на веб-страницу, а также мета-информация об этой ссылке (уровень вложенности, фавикон, описание, метка).

Мета-информация — информация, описывающая другую, основную информацию.

Система закладок (англ. «bookmarks system») — множество закладок произвольного количества, хранящееся в браузере по заданным пользователем принципам.

Фавикон (или «фавиконка»; англ. «favicon») — небольшое изображение, отображаемое в браузере рядом с названием сайта и его страниц.

Базовые принципы


  1. Закладки необходимо классифицировать.
  2. У системы закладок должен быть дизайн.
  3. В систему закладок нужно внедрять другие (дочерние) системы закладок.
  4. Работать с системой закладок можно из нескольких мест (в зависимости от ситуации).
  5. Нужно пользоваться поиском по закладкам.
  6. Время от времени нужно делать бэкапы закладок.
  7. На мобильных устройствах тоже должны быть системы закладок.

Разберём каждый из принципов по очереди.

Классификация закладок


Данный принцип означает, что все закладки должны быть в папках. Если часть закладок находится вне категории, она должна находиться в специальной папке типа «Без категории».

Папки должны иметь несколько уровней. Они не могут быть все одинаково важными, всегда есть папки 1-го уровня, 2-го уровня, 3-го уровня и так далее.

Дизайн закладок


Ранее уже было сказано про мета-информацию. Эта тема поднята в связи с необходимостью работать над визуальным представлением вашей системы закладок.

Казалось бы, что тут визуального? Есть длинный список надписей, и в ближайшем будущем вряд ли придумают что-нибудь новое.

Многие (если не большинство) браузеры сейчас содержат визуальные закладки и умеют представлять информацию в виде больших иконок, но и это не решает всех проблем.

Принцип дизайна содержит в себе следующие правила:

  • У всех закладок должны быть фавиконки (обычно их нет только у старых закладок, если вы переносили их с другой операционной системы или если информация в браузере полностью стиралась). Графическая + текстовая информация — это уже мультимедиа, а потому ссылки с иконками проще запомнить.



  • Если у части ссылок не прогружены фавиконы, лучше хоть на 1 секунду зайти на эти сайты (можно использовать «пакетный заход» — функция типа «открыть все в новых вкладках»). Исключение — те немногие сайты, у которых по какой-то причине вообще нет фавикона.



  • Самое важное должно быть на виду. Более важное идёт в списке выше, менее важное — ниже. Более авторитетные ресурсы и организации выше, менее авторитетные ниже. Сама организация идёт выше отдельных страниц своего сайта и проектов.
    Самые часто используемые закладки должны быть не в общем меню, а на панели под адресной строкой (когда работа с какой-либо ссылкой стала редкой, её нужно убрать обратно в меню, на панели находятся только до 6 самых необходимых ссылок).



  • Зачастую названия ссылок придётся переписывать. Дело в том, что многие SEOшники пихают в названия страниц ключевые слова (бывает, что среди ключевых слов даже не находится места собственно для названия портала). Это работает хорошо для поисковых систем (наверно), но это отнюдь не человекопонятная практика. При добавлении в закладки целесообразно оставить только название сайта (также допустим слоган или 1 предложение с кратким описанием, если слов не очень много и они отражают суть).

  • Сами ссылки тоже во многих случаях желательно переписать, чтобы убрать utm-метки (метки digital-рекламы) и возникшие уже после захода по ссылке редиректы (к примеру, операторы-селекторы языка или региона).

Внедрение других систем закладок


Многие сайты содержат собственные функции хранения избранного (это верно для Вконтакте, Яндекс.Картинок и Яндекс.Музыки, YouTube, Хабра, Пикабу и многих других), поэтому в случае частого использования для таких порталов необходимо иметь отдельные аккаунты.



Как правило, функция закладок (как бы она ни называлась: «смотреть позже», «мне нравится», «сохранённые посты») позволяет создавать папки или плейлисты. Соответственно браузерная система закладок в таком случае освобождается от хранения тонны постов и видео (остаётся лишь добавить по закладке на сами площадки).

Работа из нескольких мест


Все браузеры имеют одну или несколько из перечисленных возможностей работы с закладками:

  • через выпадающее сверху меню (меню закладок; Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Yandex.Browser)



  • через [верхнюю] панель закладок (панель закладок; Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Yandex.Browser)



  • через боковую панель, которую нужно включать по необходимости (закрепляются по левому или правому краю экрана, отнимая место у открытой страницы; Mozilla Firefox; Google Chrome — через расширение)



  • через полноэкранный журнал/диспетчер закладок, который нужно включать по необходимости (Mozilla Firefox, Google Chrome, Yandex.Browser)



  • через экспресс-панель/панель визуальных закладок при открытии новой вкладки (Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Yandex.Browser)



Как вы видите, функционал практически не отличается у разных производителей, исключение составляет боковая панель.

Работа с журналом/диспетчером и в боковой панели удобна, когда нужно полазить на больших уровнях вложенности (дальше 2-го), а также если выпадающее меню не предусмотрено или сделано неудобно, для остальных же случаев можно пользоваться меню и [верхней] панелью.

Поиск закладок




Все браузеры имеют возможность искать в сохранённом. Это ещё один способ сократить время работы и дополнительная причина переименовывать перенасыщенные ключевыми словами ссылки.

Бэкапы закладок


Бэкапить можно 2 путями (ну как и всегда) — или в виде локального файла, или в облаке.
Я не фанат сервисов синхронизации закладок (как встроенных в браузеры, так и сторонних), потому что опыт показывает, что временами синхронизация идёт не по плану и можно что-нибудь потерять или продублировать. В любом случае отдельные файлы, раскиданные по разным укромным местам, делают сохранение более надёжным.

Есть и другая причина: сервисы синхронизации тяготеют к визуализации в виде больших иконок, что отнимает больше пикселей, чем необходимо (хотя я вовсе не агитирую за шрифты 10pt, но всё же на экране должно помещаться более 5-10 закладок, иначе мы все скатываемся к клиповому мышлению).

Резервные копии можно и нужно сохранять хотя бы раз в месяц, причём неплохо бы потом копировать их куда-нибудь ещё (точно не на рабочий стол). На худой конец их можно отправлять письмом на свою же электронную почту.

Как правило, закладки можно сохранять в формате .html (в зависимости от браузера; Firefox также даёт возможность сохранять в .json).

Мобильные закладки


Современные мобильные браузеры также позволяют организовать систему закладок. Хотя они устроены по-разному, везде есть возможность категоризации (обычно она представляет собой работу не с папками, а со специальными формами, позволяющими перетащить закладки друг на друга и тем самым отграничить одну категорию от другой, как на скрине).



Большой плюс мобильных устройств в том, что закладки можно перетаскивать прямо на рабочий стол.

Почему система закладок позволяет запоминать


Эффективные закладки работают на принципах ассоциативной психологии — вы рассовываете ссылки по папкам, которые мозг считает категориями. Люди мыслят категориями (даже если не задумываются об этом), а категории (или, если угодно, множества) включают элементы.



Во время собственноручной работы над созданием системы закладок вы бессознательно относите ссылки на веб-страницы и мета-информацию о них к определённым категориям, категории — к другим категориям, и в результате формируется целостная система с различными уровнями.

Как ещё система закладок повышает эффективность


Во-первых, при переходе по сохранённой ссылке в адресной строке будет гореть звёздочка, что указывает на то, что мы уже посещали эту страницу (сразу всплывают ассоциации, когда и для чего).



Во-вторых, когда мы создаём список с определённым числом элементов, фактически можно всё перевести в плоскость показателей эффективности (KPI).



К примеру, вы готовите научную работу и добавляете в отдельную папку все прочитанные статьи и монографии (только после прочтения или зная, что непрочитанное скоро точно прочтёте). В таком случае количество релевантных вашей работе и прочитанных статей — это и есть один из KPI вашей работы (пример взят с потолка, можно привести много других).

Как узнать, сколько их


Интересно иногда взглянуть, сколько закладок вы уже скопили (особенно если система ведётся годами). Для этого нужно взять файл с резервной копией системы закладок и открыть текстовым редактором (в данном эксперименте я пользовался Notepad++).



После открытия нужно будет воспользоваться встроенным поиском и подсчитать количество упоминаний префикса «http» или«:/» (число будет означать количество сохранённых ссылок). К слову, уменя выдаёт более 5 тысяч. При сравнении бэкапов за разные числа будет положительная динамика.

Передача закладок


Допустим, вы работаете над проектом, в рамках которого вам необходимо передать целую папку закладок, не светя при этом всё остальное.

Самый простой способ передачи такой: ставим на постоянку второй браузер, импортируем туда всю библиотеку закладок, удаляем ненужные, затем экспортируем результат очистки в отдельный файл, которым и делимся.

Ещё несколько рекомендаций


  • Ещё один способ отметки: вписывать перед названиями закладок слова «ЧИТАЛ:» или «СМОТРЕЛ:» (в зависимости от материала). Это поможет точно знать, с чем вы уже ознакомились.
  • В Firefox также можно вставлять между закладками разделители, которые помогают визуально отделять блоки ссылок, однако другие браузеры отказались от этой практики. Но если пользуетесь огнелисом, то не забудьте и про эту функцию.
  • Не забывайте о возможности создавать на [верхней] панели целые папки — это может здорово ускорить быстроту доступа.
  • Также вы можете оставлять на верхней панели только фавиконы — так поместится ещё больше (за этот совет спасибо God_inSide).
  • Кроме того, вы можете столкнуться с ситуацией, когда одна и та же закладка может быть отнесена к разным категориям. В таком случае решить её судьбу придётся вам, потому что настраиваете вы систему под себя и в конечном итоге понятна она будет только вам (хотя хорошая категоризация делает её в основных частях понятной и для других).
  • В Telegram удобно использовать Избранные сообщения, а также систему приватных каналов для каждой интересующей темы и папки для группировки каналов.
  • Во Вконтакте есть собственная система закладок для материалов. Также можно создать собственную приватную группу, чтобы репостить туда понравившиеся посты. Плюсы в том, что это никто не видит (в отличие от вашей стены).
  • В целом закладки должны отражать ваши интересы и вашу жизнь.
  • Для научной работы лучше как можно раньше начинайте использовать библиографический софт вроде Zotero или Mendeley — у подобных программ больше возможностей для работы с источниками, чем у браузерных закладок.

Ссылки на онлайн-сервисы


Привожу несколько примеров онлайн-сервисов хранения закладок, вдруг кому-нибудь они зайдут больше браузерных.


Выводы


А как работаете с закладками вы? Пишите ниже свои способы организации digital memories (кстати, это новое научное направление исследования новых медиа). Безусловно, многим такая забота о закладках покажется излишней, но здесь мне хотелось бы напомнить, что речь идёт только о людях, которым приходится работать с информацией не просто много, а чрезвычайно много, а потому без собственных «систем управления знаниями» никак не обойтись.
Tags:
Hubs:
+16
Comments 68
Comments Comments 68

Articles