Pull to refresh

Съемка развлекательной телепередачи — дубль 2 (мотор!)

Reading time 7 min
Views 7.3K
Это вторая статья цикла о том, как снимаются различные развлекательные телепередачи. В прошлой статье мы закончили на том, что съемочная группа получает в своё распоряжение готовую к работе студию, имеет сценарии, план съемок и может торжественно приступать к съемочному процессу.


Начало съемочной сессии


Итак, первым делом где-то недалеко от студии строится аппаратная (вообще то это просходит еще параллельно с постройкой студии). Делают это уже не фирмы-подрядчики, а сама съемочная группа. Аппаратная — это такая комната, в которой во время съемок будет находиться режиссер и десяток других причастных людей. В аппаратной находится много всякого железа. В первом приближении будем считать, что там есть видеопульт, звуковой пульт и контрольные мониторы камер ( на самом деле еще до черта всего есть — детально будет в третьей статье). Аппаратная находиться в пределах 10-50 метров от студии. Тут борются две противоположных цели: во-первых должно быть близко, чтобы можно было выбежать поорать на массовку, поговорить с участниками, посмотреть живьем на декорации, а с другой стороны, должно быть далеко — чтобы в аппаратную не забредали лишние люди, не доносились посторонние звуки и не влияли прочие отвлекающие факторы. Часто по требованию звуковиков аппаратная обшивается шумопоглощающим материалом.

Параллельно происходит выставление камер в студии. На счет количества камер — имея меньше, чем штуки 3, можно снимать разве что детский утренник. С другой стороны, более 10 штук позволить себе не может, наверное, ни одна передача. В среднем обычно 4-6 камер. При их расположении используются всякие хитрые правила, в духе «правила 180 градусов», «правила 30 градусов» и куча всего другого.

Если простыми словами — обязательно должны быть камеры, которые позволяют взять:
-крупный план ведущего(лицо, грудь)
-средний план ведущего(всё или почти всё тело)
-крупный план участника (игрока)
-средний план участника
-если участников несколько — всех их общим планом
-ведущего и учасника
-всю студию общим планом
-если ведущий или участник с самого начала не находится в студии, а откуда-то выходит — должна быть камера, позволяющая проследить весь путь от выхода до места в студии

Настройка


Настраиваются камеры, звук, свет, видеоэкраны. Процессы интересные, будут детально описаны позже.

График съемок


Рабочий день начинается около 9 утра и заканчивается около 10 вечера. Одна съемочная сессия — полторы-две недели (иногда с выходными, иногда — без). В день снимается от двух до четырех передач — т.е. за одну съемочную сессию можно обеспечить где-то полгода выхода еженедельной передачи в эфир. Тут некоторых тоже шокирует — как, передачу, которую я смотрю, снимали не вчера, а полгода назад? Ага. Ну может и не полгода, но месяца 3-4 точно. Это ж не новости. Аренда ж всякого железа — посуточная (иногда даже почасовая). Вот и снимаются сразу все передачи за сезон. Очень дорогого в этом плане стоит убедить участников и массовку, что на передачу, которая снимается в феврале надо приходить в легких футболках и шортах — ведь выходить в эфир она будет в июне. И нечего тут зубами стучать в неотапливаемом павильоне при -2 С! Сейчас ведь лето, вам должно быть жарко! А зритель должен верить, что это что-то новенькое, с пылу-жару — а то смотреть не будет.

Массовка


Когда-то, когда я был маленьким — очень мечтал посидеть на трибунах какой-нибудь телепередачи. Это ведь так занятно! Можно увидеть известных ведущих и звезд, раньше всех увидеть передачу и самое главное — можно, хоть и мельком, но попасть в телевизор! А потом можно будет с друзьями и семьей смотреть эту передачу и восторженно вскрикивать: «Вот! Вот я! Третий ряд, шестой слева!».

Я был молод и наивен. Все, кто сидят в студии — это либо друзья\родственники участников (готовые ради любимой мордашки в телевизоре идти на любые жертвы), либо работающая за деньги массовка. И работа эта совсем не простая! Я повторюсь — рабочий день с 9 утра до 10 вечера. Зарплата — рублей 400-500 в день. Обед часто за свой счет. Жесткие требования к фейсу, одежде, осанке. Армейская дисциплина по отношению к командам режиссера. За малейший смешок не в тему или реплику вне сценария выгоняют без денег. Это ведь не актеры, это так — пушечное мясо. Плюсы? Какие ж плюсы… Ах да — халявный чай и крекеры! Всё. Собственно говоря, сидят в массовке не ради денег, а ради тех вышеописанных светлых идеалов, которые у меня с возрастом прошли, а у некоторых — нет. Среди массовки есть их «главный». На этого человека вешают наушник, в который режиссер отдаёт команды: «аплодисменты», «тишина», «смех». Все остальные смотрят на него и делают то же самое. Вообще-то, «смех» говорят редко. Ненатуральный смех очень режет слух, а если правда смешно — студия и сама засмеется.

Съемочная бригада


Главный режиссер
Он един и вездесущ. Идеолог процесса. Человек, который получит все лавры и всех трынделей за передачу. Главный босс и директор вселенной в пределах студии. Занимается всем и влезает везде. Круг задач неограничен. Питается, видимо, от атомного реактора, потому как скорость мыслей и передвижений не поддаётся никаким измерениям.

Помощник(и) режиссера
Помогают по мере сил в чем могут. Общаются с участниками, во время съемки занимается выбором на пульте нужных планов с нужных камер в нужные моменты. Работают в тесной связке с главным режиссером.

Операторы
По количеству камер. В случае использования хитрых камер — иногда по 2 человека на камеру. (О «хитрых» камерах — в третьей статье). Работа, в принципе понятна — съемка: кадрирование, сопровождение людей, выполнение команд режиссера. Есть главный оператор — руководит в основном на этапе настройки и расстановки камер, согласование с режиссером планов. Во время съемки руководит мало, потому как обычно сам находится за одной из камер.

Звуковик(и)
Обычно 1-3 штуки. Отвечают за микрофоны ведущего, героев и гостей, «подслушку» ведущего и руководителя массовки, общие микрофоны студии, колонки студии и включение всяких музыкальных заставок/отбивок. Перед началом съемок смешно ходят по студии с микрофонами и разговаривают сами с собой — ищут звуковые ямы.

Редактор(ы)
Отвечает за всё, что будет говориться, писаться или читаться во время передачи. Как правило, имеет филологическое образование. Отвечает за грамотность фраз ведущего, точность формулировок и в общем за логическую связь всего происходящего между собой («Вы сказали, что в третьем классе вместе с девочкой Машей пасли корову Зорьку — встречайте… Зорька! То есть, тьфу… Маша!»). Вместе с режиссером разрабатывает сценарий и доводит его до сведения ведущего и участников.

Продюсер(ы)
Главные по достать\купить\привезти\договориться\пригласить\выгнать\арендовать\поремонтировать\заплатить\сэкономить. Занимаются всей возможной нетворческой рутиной, дабы освободить от нее режисера, который должен ТВОРИТЬ! Контактируют с подрядчиками. Распоряжаются деньгами.

Администратор(ы)
Это такие мини-продюсеры. Занимаются по сути тем же, но уже не на стратегическом, а на тактическом уровне. Контактируют с массовкой, охраной, грузчиками и водителями, обеспечивают чай и крекеры, гоняют уборщиц, вкручивают разбитые лампочки и пересчитывают реквизит. Нудные шо капец, ибо часто материально отвественные.

Техники
Железо надо настраивать и чинить. Люди, жмущие кнопки на пультах и стоящие за камерами понятия не имеют, как это всё пашет и что там внутри. А техники знают. Несмотря на всю важность работы, техники считаются этакой «чернью» по сравнению с людьми «творческими». Никто им, конечно, этого прямо не говорит, но грань чувствуется.

Световики
Есть один главный световик — он находится в аппаратной и по командам режиссера (иногда — главного оператора) переключает световые программ. Есть несколько вспомогательных — они висят под потолком и управляют «световыми пушками». ( Непонятные слова? Читай следующую статью цикла. )

Разный вспомогательный персонал
Водители, охрана, грузчики, уборщики, курьеры и т.д. Функции, как бы, понятны, задерживаться не будем.

Непосредственно съемка


После описания всего выше процесс съемки в принципе уже ясен. Начало — обсуждение с ведущим, участниками, режиссером и редактором сценария. Если участники настоящие — просто объяснение правил игры и вперёд! Если актеры — детально объясняется роль и порядок реплик каждого. Ведущему в любом случае рассказывается, к чему в этом конкретном человеке можно придолбаться( «В своей анкете Вы написали, что любите детей — а ведь это подсудное дело!» ). Начинается передача. Выход ведущего. Приветстсвие. Объяснение правил. Представление участников. Старт. По ходу передачи всё идёт по сценарию. В случае изменение планов режиссер говорит об этом ведущему в «подслушку» (изменился порядок вопросов, или этот участник надоел и надо его топить). Все службы работают согласованно и, как правило, всё проходит хорошо. Если не случается казусов. А они случаются! Однажды в интеллектуальную игру пригласили одну свеженькую звезду-однодневку. Но оказалась она настолько тупая, что дальше первого вопроса ну никак бы не дошла. И тогда решили дать ей ответы на первых вопросов 5. Выучить. Закончилось всё скандалом. На третий вопрос она ответила раньше, чем ведущий его задал. А потом перепутала ответы на четвёртый и пятый. Зал рыдал, ведущий краснел, а ей хоть бы что — сидит себе, ушками хлопает. Передача ушал «в топку». К стати, во всех играх на деньги (и в некоторых не на деньги) игроки подписывают документ о «согласии с правилами и несрыве съемок». С большыми штрафами. И еще — со всех этих «сотен тысяч» и «миллионов» выигрышей игроков удерживается налог — что-то около 30%. Хотя сами суммы выигрышей по сравнению с бюджетами передач — это процентов 5-7 обычно. Редко больше.

По завершению первой удачно снятой передачи обычно на счастье разбивается тарелка. В Древнем Риме после съемок приносили в жертву богам самого молодого и красивого члена съемочной бригады. Сейчас просто тарелка.

Монтаж


Стадия не менее важна, чем съемка. Тут надо вырезать затянутый диалог, выбрать из трех планов наиболее удачный, выбрать момент для рекламы, сделать передачу нужной длительности и т.д. Но это еще полдела. Особый талант приходится проявлять, когда во время съемок что-то пошло не так: сломался прожектор или «подслушка» одного из гостей/участников, обнаружился баг в декорациях (внезапно проломившийся пол или перекосившаяся стена — обычное дело). Съемку в силу специфики передач остановить зачастую нельзя — люди играют на время или на деньги, и самое главное — после остановки и рестарта уже не будет драйва, блеска в глазах, реакции на неожиданности и т.д. Вот именно в таких случаях проявляет себя волшебная сила монтажа. Вы себе не представляете из какого г… порой делают ту конфетку, которую вы видите на экране.

Финальная стадия


Съемки закончились. На этом этапе делается пауза. Снятых передач хватает на несколько месяцев. Съемочная группа может отдохнуть (заняться другим проектом). Передачи идут в эфир. В обязательном порядке для каждого выпуска и для передачи вцелом меряется рейтинг. На основании этих данных за месяц-полтора до окончания «стратегического запаса» отснятых передач принимается решение — продолжать этот проект или нет. Если да — goto старт. Какую-то часть бумаг и подготовительных материалов можно реюзнуть, какую-то — нет. Если рейтинги плохие — всем спасибо, все свободны.

Третья статья о применяемом железе и софте — coming soon.
Tags:
Hubs:
+65
Comments 61
Comments Comments 61

Articles