Pull to refresh

Александр Бадерко: «В рунете денег море...»

Reading time5 min
Views961
Директор по развитию популярной сети «Одноклассники» OdnoklassnikАлександр Бадерко любезно согласился ответить на мои вопросы, хотя и с оговоркой, что речь пойдёт не об «одноклассниках». Чтобы воспользоваться опытом Александра, мы решили поговорить про такое популярное веяние, как стартапы.

Расскажите, пожалуйста, о себе: сколько вам лет, как давно вы в рунете, в том числе в качестве разработчика?

Лет — 33, в рунете года с 97 как пользователь, да и как «разработчик» тоже — баловался созданием сайтов для своих знакомых. Своими руками сделано около 40 сайтов.

Сейчас вы «ЧеловекБренд». Что этому предшествовало? Какие из проектов оказались успешными?

Этот заход с рунетом связан на половину — основная моя деятельность аж с 93 года связана с маркетингом и брендингом. Из успешных — рекламную кампанию Epson 98 года — после кризиса мы добились не роста, конечно, но отсутствия падения. Была программа мест наружной рекламы малого формата, ну и в интернете одноклассники, конечно. Хотя везде это коллективный труд.

О чём был ваш самый первый проект?

Самый первый успешный рекламный проект в котором я участвовал (правда тогда на побегушках) — «Лёня Голубков».

Да, проект успешный, Лёню Голубкова знают все. Кстати, раз уже речь зашла об «Одноклассниках» — кто был автором идеи и вдохновителем проекта? Сколько человек им занимаются сейчас, если не секрет?

Автор проекта и Самый Главный Одноклассник — Альберт Попков. Но одноклассники для меня скорее пройденный этап, поэтому давайте о чем нибудь другом.

Хорошо, давайте. Сейчас очень популярной темой являются стартапы и многих волнует один и тот же вопрос: как создать успешный стартап?

Как ни странно, но для этого его надо сделать. Ведь очень большая часть бесед о хороших (и плохих) идеях заканчивается беседами. В том небольшом остатке людей, которые что-то все же делают, особенно в сфере веб 2.0, если разобраться, по сути большая часть проектов пока успешна по факту. Другой вопрос, что даже полный захват ниши для которой сделан (намеренно или случайно) проект, не удовлетворяет амбиции создателей. Это пресловутая ориентация на «Всех»…

Значит ли это, что, скажем, социальная сеть для рыболовов или горнолыжников скорее всего будет гораздо успешней высокотехнологичной сети для всех?

Это же очевидно! Более того, технологии не могут быть предметом гордости сети (исключая сети для фанатов технологий).

Давайте коснёмся темы денег в проектах. В стартапе должна быть предусмотрена монетизация на стадии идеи или любой популярный проект можно сделать прибыльным постфактум? И сразу перекрёстный вопрос: имеет ли всё-таки смысл стартапить в русскоязычном сегменте или «в рунете денег нет»?

Конечно же это зависит от проекта. Конечно, есть проекты которые «на свои» поднять трудно (это как раз высокотехнологичные проекты. Наиболее тяжелой для «коленочных» проектов является стадия активного роста интереса — нужны свои серверы, широкие каналы и круглосуточная поддержка. Вот к ней нужно быть готовым. В рунете денег море. Пока баррель будет стоить как надо — можно не беспокоится.

Мое предположение, что на стартап деньги лучше брать тут, но если есть идея, имеющая шанс на успех там, то продавать ее нужно там. Хотя есть идеи, которых нет ни в рунете ни у них. Они самые прибыльные, но на них практически не возможно получить денег — ни там, ни тут.

Еще раз отмечу, речь должна идти о четкой нише.

Александр, хочу уточнить, если есть идеи, которых нет ни в рунете, ни зарубежом и они самые прибыльные, то почему на них невозможно заработать денег?

Я не сказал не возможно заработать — на них практически нереально получить денег на стадии идеи. Просто инвестору не с чем сравнивать. Поиск инвестора со схожим интуитивным чувством — дело трудное :) Инвестор все же предпочитает четкую математику…

А заработать то на них еще как можно!

Кстати, какой путь по вашему мнению наиболее правильный: раскрутка проекта своими силами (на деньги друзей, родственников, с использованием кредитов) и последующая монетизация популярности в свою пользу, или минимальное техническое воплощение идеи и последующее привлечение инвесторов или продажа проекта?

Опять же зависит от размера ниши. Надо помнить, что инвестору нет дела до того, сколько вы вложили до этого. Так что если ниша большая и вы планируете занять в ней серьезную долю — лучше на свои. Если нет — то чем раньше появится инвестор, тем лучше. Строго говоря, это стоит знать до того как вложен первый доллар — это часть стратегии развития проекта.

Может быть есть универсальный алгоритм взращивания успешного стартапа?

Есть такой алгоритм. Если вы занимаетесь любимым делом, им кроме вас занимается еще некоторое количество народа (в оффлайне) и проекта в сети для вас нет — будет успешный стартап. Подозреваю, что ниши любителей вязать или делать деревянные поделки свободны.

Интересно! Александр, если отойти чуть в сторону — что вы скажете про необходимость оффлайн-образования? Насколько оно важно для создания успешных стартапов? Могут ли общая «интернет-начитанность» и серьёзное увлечение своим делом его заменить? И заодно — на кого вы бы посоветовали учиться молодым людям, которые мечтают создать второй google, чтобы это было не «в ящик»?

Образованность и начитанность — суть разные вещи. Подозреваю, что основным фактором успеха будет образование психологическое или маркетинговое. А вот его вполне может дополнить природное умение общаться с людьми. Все проекты это люди, их хорошее и плохое настроение. И вам каждый день нужно уметь мотивировать себя, команду, инвесторов…

Убежден, что скажем Черчилль, или Наполеон, или Жуков ровно при своем уровне знаний о сетевых технологиях, будь им надо сделали бы не по одному успешному проекту. Конечно, надо помнить, что и удача им любила улыбаться. А это — важная часть громкого успеха.

Золотые слова. ;) Рассматриваете ли вы социальные сети как эффективный способ продвижения бренда?

Да, они могут и должны такими быть. Но если сеть получает предложение о партнерстве с известным брендом уже после того как она создана, то маркетологи сети должны помнить, что они рискуют больше чем бренд.

Александр, а связываете ли вы своё будущее с интернетом или рассматриваете ли его как площадку для воплощения медиапланов? Кстати, а каким вы хотели бы видеть интернет через год или два?

Безусловно связываю. Более того, считаю что в скором времени это будет главная площадка для воплощения медиапланов. Хотел бы видеть таким каким он будет — мы все каждую минуту сдвигаем вектор его развития. Надеюсь проекты с моим участием в нем тоже будут.

Несомненно, будем ждать ваши проекты! Сейчас вы готовы поделиться самыми ближайшими планами?

Планы есть. Много своих и много предложений о совместной работе. Как только что-то будет доступно к озвучиванию — сразу расскажу.

Очень интересно ваше мнение о «Хабрахабре».

Однозначно приятный внешне интерфейс победил запутанность структуры. Только потом оценил качество материалов. Читаю ежедневно.

Сегодня день авиации и космонавтики. Немогу не задать связанный вопрос. У вас в профиле обозначено увлечение самолётами. Вы летаете? Откуда такая страсть?

Страсть с детства. От дедов. Летаю в Кубинке. Реже чем хотелось бы… Кстати, очень надеюсь что суборбитальные полеты будут в ближайшем будущем — страсть как хочется попробовать!

Такая страсть достойна уважения! Передавайте привет НЛО при случае ;)

Обязательно передам :)

Вы бы хотели от себя что-то ещё сказать для Хабра?

А Хабру желаю четко придерживаться своей ниши, бороться с желанием понравится всем! Но пока это — дую на воду, Хабр пока в этом смысле только радует.

Скрестим пальцы. Огромное вам спасибо за интервью!

Скрестим! Вам спасибо!
Tags:
Hubs:
+35
Comments62

Articles

Change theme settings