Pull to refresh

Стандарт H.264 и вопросы лицензии на него (и немного об Ogg Theora)

Reading time 3 min
Views 6.8K
image

Не так давно на сайте Engadget появилась статья, написанная специалистом по законодательству в области авторского права, в которой подробно объяснялись некоторые вопросы относительно лицензии на стандарт H.264. Она довольно объемна, поэтому приведу здесь только некоторые, заинтересовавшие лично меня, моменты, в свободном изложении в виде вопросов и ответов.

Что это за MPEG-LA, которая отвечает за лицензирование этой технологии?

Это не одна самостоятельная организация, а объединение из нескольких десятков компаний-патентодержателей, 26 из которых распоряжаются правами на стандарт H.264/MPEG-4 AVC. Среди них: Apple, Microsoft, Panasonic, Sony, Dolby, Thomson, и Toshiba. У них всех разный «вес» в организации — к примеру, если у Apple всего один патент из общего пула, у Microsoft их целых 75. Стоит отметить, что все эти компании не только получают лицензионные отчисления, но также и сами платят их. Более того, по заявлению Microsoft, компания платит MPEG-LA примерно в два раза больше, чем получает за часть своих прав на H.264.

Что случится с лицензией на H.264 с 1 января 2016 года?

Как уже писалось на хабре,
MPEG LA продлила срок бесплатной лицензии на кодек H.264 до 2016 года. Имеется в виду лицензия на «интернет-вещание видео, которое бесплатно для конечных пользователей», то есть некоммерческое видео и такие проекты как YouTube, ну и обычные веб-мастера могут вздохнуть спокойно: их никто не побеспокоит ближайшие шесть лет.

Введение платы за использование H.264 возможно, однако стоит помнить, что это будет не единоличным решением MPEG-LA, а соглашением между всеми компаниями, представленными в ней. А по словам той же Microsoft, компания «в полной мере настроена на поддержку решения о продлении лицензии» в дальнейшем.

Будут ли какие либо изменения в отношении этой лицензии через 5 лет, мы узнаем уже в конце текущего года.

Кто должен платить за лицензию на H.264?

В действительности у MPEG-LA две лицензии: одна предназначена для разработчиков кодека (которые создают и продают программы, кодирующие и раскодирующие H.264 видео), а вторая для контент-провайдеров (которые распространяют это видео). При этом шкала цен и для одних, и для других, может отличаться на несколько порядков: от нуля до 5 миллионов долларов (Summary of AVC/H.264 License Terms, PDF).

На данный момент на сайте MPEG-LA перечислено 817 организаций, которые обладают лицензией на использование H.264.

В ответ на прямой вопрос Engadget к MPEG-LA о том, требуется ли лицензия на использование H.264 камеры для съемок видео в коммерческих целях, был получен ответ: нет. Такой же отрицательный ответ прозвучал на вопрос, будут ли конечные пользователи, просматривающие H.264 видео, когда-либо должны платить или получать лицензию на этот стандарт.

Почему бы не перейти на повсеместное использование бесплатного Ogg Theora?

Во-первых, как утверждают многие люди, H.264 превосходит по качеству Ogg Theora, основанный на кодеке VP3.2, который был выпущен компанией On2 в 2000 году. А во-вторых, есть вероятность того, что Theora нарушает патенты, принадлежащие членам MPEG-LA, что в будущем может обернуться крупным патентым иском для компаний, использующих эту технологию (топики по этой теме: «Сравнение кодеков libtheora и x264», «Стив Джобс: собирается патентный пул, чтобы наехать на Theora»)

Даже если Google, купивший копанию On2 в этом году, решит открыть исходный код принадлежащего ей VP8, это не устраняет возможность нарушения патентов, к тому же может пройти очень продолжительное время перед тем, как этот стандарт кодирования начнет широко использоваться.
Tags:
Hubs:
+57
Comments 73
Comments Comments 73

Articles