Pull to refresh

Comments 87

Наглядное и красочное описание. Спасибо.
UFO just landed and posted this here
Хахах… )) Наша контора тоже так SAP внедряла в одно очень большое предприятие )))
MS Dynamix в ту же кучу )))
Жизненное описание. Читаю и осознаю, что проходил все акты с прологом и эпилогом на стороне компании-заказчика. Работал в IT отделе компании в которой внедряли «эффективную» ERP систему!
Костылей, скриптов, обололочек и отчетов с запросами напрямую к таблицам, а не через ReportServer было написано немеряно!
В бытность моей учебы в ВУЗ-е, преподавал нам «управление изменениями» человек участвовавший во внедрении ERP в крупных авиаперевозчиках европы. Так вот, по его словам, ни в одной компании ERP не была внедрена с первого «прохода». То есть было несколько итераций содержащих Акт 1, Акт 2 и Акт 3.
Восхитительно! Особенно красочен эпилог! :)
Монументально. Вспоминую с ужасом бессонные ночи поддержки такой вот внедренной системы.
Еще раз напишу то, что здесь уже писал.

ERP это такая штука, которая ускоряет уже имеющиеся в компании тенденции и процессы. И только.
Если в компании было все хорошо до введения ERP, то станет, обычно, еще лучше. Тому много примеров.
Если был бардак, ну не такой, вот прям БАРДАК, а просто такой небольшой «бордельеро», то с введением ERP этот нефатальный «бардачок», на который все ругаются, но вполголоса, привычно, он быстро станет «глобальным п*цом».
Тому примеров еще больше.

Не ERP виновата, что до ее введения в компании имелся бардак. Она не волшебная палочка, и не дает «счастья всем, даром». Все что она может — усилить и увеличить то, что в компании уже есть. Есть порядок и успех — его станет еще больше. Есть тупость и некомпетентность — больше станет и их.
Вот и все. Просто.
Тут надо сделать сноску — «бордельеро» хватает везде, просто люди уже научились проводить свои бизнес процессы в таких условиях. А вот стоить уделить внимание продавцам этих систем — тем товарищам которые с горящими глазами ив красивых костюмах рассказывают руководству, в новых крутых терминах о новых космических горизонтах бизнеса! Всем сотрудникам ИТ отдела на стене нужно повесить рамочку со стеклом, за которым лежит дробовик 12-го калибра и надписать «при появлении продавца ERP разбить стекло».
Потому, что продавцы окучивают не плохо, я внедрять приходят другие люди ( про себя думая — ебись оно конем) разгребать бардак будут другие. Руководство подпишет контракт с интегратором (причем жопа интегратора обычно в таких контрактах прикрыта по всем фронтам) — а поскольку руководство думает — что заплатило и все наладится, продавцы — получили деньги и процент с контракта и свалили пить кубалибры на карибы, а спецам придется отдуваться с колективом заказчика!
Видел весь этот процесс со всех сторон — бухал с продавцами (друзья), видел как слюной течет начальство, видел как работники заказчика охуевают от нововведений, САМ ДОСТАВАЛ ОБРЕЗ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ПРОДАВЦОВ!
Если есть успешный бизнес, который в состоянии потратить N мильёнов на внедрение ERP — нелепо списывать всё на бардак.
Т.е. вы считаете, что может существовать реальный бизнес (не откато-распильный), при этом иметь достаточно средств на ивестиции в ERP-систему, и при это не иметь отлаженных бп и вообще полный бардак.
Э-э… Практика показывает, что именно таких и большинство.
Я даже в одном таком типа работаю. ;)
Тогда риторический вопрос: если среда конкурентная, а у предприятия полный брадак с бп — как предприятие выживает?
Тут варианты такие: или предприятие монополист, или бизнес-модель откато-распильная, или оценка насчет бардака неверна.
Не знаю, я все же не исполнительный директор. Может у остальных все еще хуже? ;)

Думается, что вы просто в плену некоего идеализма, что красивых девушек получают только умные, спортивные и красивые парни, что в бизнесе преуспевают только честные и порядочные бизнесмены, в компаниях которых идеальный порядок с бизнес-процессами ;)
Увы. ;(

«У плохих, да никаких — джинсы от Армани
А у хороших, да святых — только шиш в кармане» (с) ;)
К честности и порядочности порядок в бп отношения не имеет, так что скорее уж вы под порядком в бизнес-процессах понимаете что-то сильно идеализированное ;)
или на этом рынке все такие же :-)
ERP || WMS

Во многих случаях провальные проекты результат откатов или «универсального» менеджмента.

Как знакомо. Только у нас от разработчика вообще дождаться чего-то невозможно было, наш программист сам писал костыли как мог. И да, потом разработчик вообще забил и устремил взор на написание программ для iPhone:D
И к последнему пункту: А боссы пониже, которые убеждал боссов повыше считают деньги, которые им дал «разработчик» за продвижение ERP-системы у высшего руководства.
А потом занавес опять поднимается и начинается все по новому — внедрение новой «по настоящему правильной» системы с аналогичным успехом.
Ни какого. Пока руководство не начнет более плотно участвовать во внедрении — будет такая фигня. Пример: контора внедряет учетную систему и параллельно директор решил облагородить территорию возле офиса. При этом директор сам руководил эксоваторщиком, крановщиком, где то сам работал ломом, а про ЕРП вспоминал, только в момент резолюции на счетах за внедрение. А потом претензии — это не так, да то не так.
На данный момент большинство руководителей не доросли до полноценного внедрения ЕРП и других систем — в большинстве своем они понимают, что система нужно, и даже для чего она нужна, но почти все считают, что их вклад во внедрение ограничивается оплатой.
Руководители не доросли? Хм, если учесть, что они как-то вырастили бизнес и у них есть потребность в автоматизации, но в конечном итоге все оборачивается проблемами… возможно как раз системы не доросли? Возможно ли какое-то прозрачное внедрение, которое не выглядит как попытка реконструировать самолет во время полета?
Это возможно если начинать строить систему снизу вверх, с автоматизации рабочих мест весх винтиков бизнес процесса, от склада, СРМ-а, бухгалтерии\бюджетирования, к интеграции всего этого счастья в ЕРП.
А на пустом месте ЕРП это засада.
Мне тоже кажется, что такой подход сработает. Если вся информационная структура будет создаваться по мере развития организации. Тогда необходима система, которая фактически сможет предложить подобную возможность, а также интеграторы, которые будут согласны с таким подходом.

У меня допустим сейчас есть необходимость в некой CRM, Документообороте, но я не хочу еще связываться даже с таким стандартным монстром как 1С.
С таким подходом тоже есть свои проблемы. Многие функции невозможно было вообразить в начале пути 6 лет назад. Разрабатывалось все одним человеком — и реально без него фиг там уже, что разберешь — проще все заново сделать. Все сделано на устаревших технологиях (о ужас — выбор пал на MS Access и соответственно visual basic) — которые так же не предусматривают много чего, для чего уже написаны мегатонны кода… Сам можете представить интерфейс всего этого — но «все привыкли», он не казист но отлично работает на хоткеях…
Предприятие разлослось с 3х работников до 30ти в двух филиалах. Ощущение, что — надо что-то менять — непроходящее. Но с какой стороны подступиться — хз. Наверное все-таки будем писать все под заказ, но более обдумано, тем более, что на этот раз уже есть список требований к системе. Старые данные — будем, как-то переводить(бедные программисты)
Многие построили свой бизнес не от большого ума, а имея всего лишь большой мешок наглости и умение наехать. Вот если бы они сейчас смогли поднять такую контору с нуля — то я с Вами бы согласился
Удивительно вы рассуждаете. Эти многие «не от большого ума» проявили в нужное время и в нужном месте нужные качества. Вы думаете, что если дать любому человеку мешок наглости, то он сразу построит свой замечательный бизнес?

С другой стороны это не относится к теме. Вы словно говорите «ну подумаешь сломаем там чей-то бизнес, они все равно его построили не от большого ума». Я с таким отношением категорически не согласен.
На самом деле ни кто их их бизнес не ломает, а вот они наш сломать могут, если задумаю крутое внедрение, которое сами не потянут, в результате можно остаться без оплаты и как следствие без работы. Смысл сказанного примерно такой: Приходит клиент в автосалон и решает купить болид формулы 1, при этом по его словам и некоторым признакам водить он умеет. Клиент платит и пытается уехать, но нифига не получается, т.к. навыков вождения нет, а есть только желание выглядеть круто. И тут начинаются притензии, машина не едет, вы меня кинули, обещая что я смогу ездить быстрее всех. На возражение, что он просто не умеет водить, клиент отвечает, да я жигули с 12 лет в гараж загонял и сейчас могу загнать.
Честно говоря с такой метафорой я бы не доверил вам бизнес. Просто потому, что не оценил бы гиперболизацию гаечного ключа до болида. На практике же и получается, что обещают болид, а дают жигули, под которыми постоянно приходится лежать.

На чем основана ваша вера в ERP? На множестве проектов, внедренных успешно? Или на предполагаемой (в результате изучения информации и сделанных умозаключений) возможности создания отличной автоматизации предприятия? Или на использовании автоматизации на собственном предприятии? Или на чем-то ином?
Ну во первых — у нас достаточно высокий процент успешных внедрений (наверное, даже можно сказать, что все внедрения успешные), во вторых на рынке наша компания очень давно с 2001 года, а несколько человек занимаются внедрением с 1996 года. Слепой веры в ЕРП нет, такая вера есть у клиентов, о чем мы тут и говорим.
Нет, просто рынок, на котором работают эти компании и их руководители, прощает необразованность руководителей.
А есть рынки, где это уже не прощается и такие компании рынок просто покидают.
Тогда вам стоит расшифровать то, что скрывается под фразой «необразованность руководителей». Я знаю, что у каждого бизнеса есть свои правила, лазейки, законы, нюансы. Никакое образование этого не учитывает.
Да элементарная необразованность, нежелание работать с информационными технологиями, современными средствами продвижения бизнеса, современными средствами работы с клиентами и т.д.
Законы -лазейки тут ни при чем.
Понятно. Тут я могу только развести руками и вспомнить про принцип «работает — не трогай». Новые знания же сломать могут отлаженную машину! :-))
ну далеко не факт, что она отлаженная :-)
Это был сарказм. :-)
Я к тому, что нет особой мотивации к переменам. И я, честно говоря, их понимаю. Даже когда есть мотивация, то скорее попадешь в тщательно замаскированный капкан продажи некой очередной «супер-технологии», чем получишь реальное развитие.

Я уже лет 5 наблюдаю за всей этой возней с ERP и не вижу никаких изменений на этом фронте. Это удручает.
Да есть там изменения. Клиент в целом становится более требовательным, образованным. Он уже не «покупается» на обещания типа «все настроим». Он уже на этапе выбора системы хочет видеть нормально работающий продукт, а не презентации в PPT, где все зашибись и довольные лица.
Этому рынку просто всего-то лет 10. Все, что было до этого и рынком-то назвать нельзя.
Встречаются еще индивидумы, покупающиеся на обещания
Я вот даже не знаю что хуже.
У меня есть другой пример. Там директор считал себя самым умным и руководил процессом внедрения сам. Когда ему более опытные в области внедрения ИС сотрудники советовали сделать иначе, он критиковал, и доказывал что он прав. От совещания к совещанию вся проектная група занималась то одним, то другим, не доводя ничего до завершения. Но спорить было бесполезно, хозяин — барин. Как итог — пол команды ушло с проекта, проект завален на второй стадии переходящей в третюю.
Но хуже всего то, что до директора то это не дошло. Он все еще верит в то, что все будет работать.
На х… й все эти проектные группы. Вот из-за них все и проваливается. Не должно быть никаких проектных групп. Этот идиотский миф очень распространен при внедрении. Какие проектные группы? Есть руководитель компании (ну хорошо, пусть там с замом своим), который решает, как будет работать бизнес. Все! Все остальные просто должны это исполнять, а не пи… деть на совещаниях, друг другу противореча.
Вот абсолютно правильное понимание процесса.
До тех пока руководители не будут участвовать в этих процессах ни хрена не будет внедряться.
А не бывает в России клиентов, которые экономически оценивают вопрос внедрять или не внедрять? Неужели никто не думает, какое эта система окажет влияние на конечную прибыль?
О, если бы они думали, горе-внедренцы передохли бы с голоду!

Я не против ЕРП, сам занимаюсь но не внедрением а велосипедо-строительством, продиктованным реальными бизнес процессами внутри организации, и знаю что профит от этого есть и ой какой не малый! И люди на всех уровнях довольны. Но это потому, что система реальное отражение их бизнес процессов, а не набор шаблонов, смысла которых горе интеграторы не понимают!

Уж SAP то насколько хорош, и в архитектурно-технологическом плане и в плане очень разумных готовых модулей!
Но нет, надо всё через жопу установить, и таким же образом всё переписать, что сам чёрт ногу сломит, я просто в шоке был от работы некоторых интеграторов, насколько можно испоганить замечательную систему.
И замете это не только в России сейчас происходит!

Правда в том, что эффективное предприятие можно организовать и без всякой ЕРП и оно даже будет долгие годы а потом постаревшего автора кусает муха отдаться модному тренду, и внедрить незнамо что…

Нужно понимать что в большинстве своём внедренцы сами ни разу в жизни ничего с нуля не организовывали, не учились этому, ничего в реальном бизнесе не понимают, работают на дядю за зарпляту, и результат получается удивительным. А костыли местных айтишников, хотя бы в общих чертах имеющих представление о том как их организация на самом деле работает, оказываются мега-адекватными!

Внимательно нужно выбирать интеграторов, тут даже есть смысл обратить внимание на «фрилансеров», но таких которые в своё время директорами поработали сполна, а не в книжке про бизнес умные слова прочитали.
«SAP R/3» НЕРАВНО «SAP B1» и говорить на основании одного что SAP плох бессмысленно.
«Правильный» ответ им подсказывают ещё в прологе.
«Акт II» может тянуться годами, а месяц-два — это очень даже неплохо.
Месяц-другой только на ввод начальных данных. А сколько времени пройдет от подписания контракта до запуска — волшебная тайна. Бывает, что два года внедряют, уже вроде почти все работает, а потом начальство решает, что ну его нафиг.
Расскажу как у нас в банке работает АБС. Система n-tier (3-х звенка). Казалось бы все должно быть хорошо. На все случаи жизни должно быть решение. Но такого нет. Отчеты и прочие плюшки для руководства разрабатываются прямыми запросами на SQL Server ИТ-отделом. И это не смотря на то, что стоит сервер приложений в котором по сути должно было быть что-то реализовано типа HQL (Hibernate Query Language) для запроса к бизнес объектам. Но какие там нафиг бизнес объекты, когда отчет нужен сейчас, а компания-разработчик за такой функционал выставляет сумму в килобаксах? Тоже ковыряем БД, иногда удачно иногда нет (бизнес-сущность к примеру собралась не вся). Но все к этому уже привыкли, и воспринимают как должное.
На абстрактном предприятии при внедрении абстрактной ERP-системы возникли абстрактные проблемы. Я прошу прощения, но для кого это написано, и с какой целью?
Я не знаю автора, не знаю о каких предприятиях идет речь.
Но я знаю, как на конкретном предприятии все происходило так, как описано в данном посте.
Совпадение? — не думаю.
Если хоть один руководитель или «внедрятель» сделает предварительную разумную оценку внедрения, и избежит «внедрения абстракции», то цель статьи достигнута.
Вован Вованыч дал зуб супротив Обам Обамыча, что ему это еще дороже встало, хотя Обамыч клялся всеми пальмами, что дороже не бывает. Победило закрытие последней линии сборки безоткатных орудий в рамках борьбы за мир.

Написано очень верно. Все крупные корпорации через это прошли, а точнее, идут до сих пор.
Сапы, ораклы аппликейшены…
Не забудем хвалебные репортажи с корпоративов на теплоходах и с конференций на Кипре.
Все правильно, наверно, если работа доводится до конца. У нас Акт III был несколько другим, скорее эпилогом и занавесом, с плохим концом.
UFO just landed and posted this here
Совершенно идентичная ситуация. Но понимая всю серьезность обстановки абсолютно непонятно почему столь огромное сообщество программистов пишет «говносайты» я про те «стартапы» вроде «сайт обмена цветом».

P.S. Что за 8-й класс. Кому нужны эти «порносайты».

P.P.S. Мат решил вырезать, но изначально было более эмоционально.

P.P.P.S. Готов устроиться на работу в фирму разработчика отечественной ERP системы с нормальным FeedBack (от компаний заказчиков).
UFO just landed and posted this here
Да, когда-то этот топик был простым комментом…
ERP-системы предназначены, в первую очередь, для руководства компании. Необходимо видеть общие процессы, тенденции, чтобы принимать глобальные решения.

Для персонала подобные системы в большинстве случаев означают больше работы (вносить больше данных, строже отчетность, время на освоение новых «формочек» и «окошечек» и т.д.). Конечно, со временем персонал оценит некоторый функционал (например, найти данные о клиенте и всю его историю теперь можно за минуту, а не за полчаса поисков в куче excel-евских документов), но чаще персонал будет жаловаться. Надо же на кого-то «спихнуть» часть ответственности за свои ошибки.
Внедрение нормальной ERP облегчает работу персонала. Вернее, повышает продуктивность его работы.
«Нормальную» ERP внедряют не для облегчения работы персонала (руководство в большинстве случаев стремится нагрузить персонал, а не облегчить ему работу), а для увеличения прибыли, она нужна руководству.

То, что она облегчает работу персонала — это уже вторичные ее цели, и я это привел в примере с историей клиента.
UFO just landed and posted this here
а вот давеча некто erp_shnik в своем опусе habrahabr.ru/blogs/erp_systems/100414/ утверждал, что «правильные пацаны» делают все и сразу. Видимо он как раз из тех, что действуют в прологе и первом акте.
Случаи разные бывают. Не все ставят наебалово в основу своего бизнеса.
Еще раз перечитал свой пост и не нашел там фразу «все и сразу»… О чем вы?
Я, пожалуй, объясню главную причину.
1. Когда клиенту не нужна ERP-система, ее внедрять не надо, потому что все равно ни хрена не получится.
2. Если руководство компании не понимает, что хочет, то тоже внедрять не надо, потому что все равно ни хрена не получится.
3. Если руководство компании не в состоянии управлять собственными сотрудниками, то тоже внедрять не надо, потому что все равно ни хрена не получится.
4. Если вам приносят НЕРАБОТАЮЩУЮ ERP-систему, то тоже внедрять не надо, потому что все равно ни хрена не получится.

Вот и все. Я просто не берусь за все подряд, а только за те проекты, где есть шанс все сделать неплохо.
И даю клиентам не воздух, а готовый продукт, который нормально работает, и не надо там ничего изобретать.
80% БП любой компании работают абсолютно так же как и во всех остальных предприятиях. Логистика, финансы, склад. Что тут по разному работает. Да тут все одинаково.
Даешь клиенту продукт, который работает и все будет нормально, если первые три пункта в порядке.
Однажды я аккордно изучал возможность внедрения на небольшом предприятие (около 20 человек) систему управленческого учёта на базе 1С. После двух месяцев изучения бизнес-процессов на предприятии я, собрав всю волю в кулак, пришёл и честно доложил руководству что внедрение невозможно. За это решение мне должны были заплатить небольшую заработную плату. Так столько было недовольства! Мол — за что тебе платить если системы у нас нет. Еле забрал свои деньги. Предприятие и сейчас успешно работает — всегда вижу его продукцию на полках магазинов. На том предприятие учёт был разбит на белый и чёрный, велись две ухгалтерии в 1С, а функцию сервера данных выполнял один молодой человек с главной бумажной учётной книгой. И всё работало. А у владельца руки чесалились по корпоративной культуре и т д. Я до сих пор горд за своё решение — не трогать то что работает, хотя морально жаль что так и не смог объяснить и за что же они мне тогда заплатили деньги.
UFO just landed and posted this here
Непосредственно владелец как раз достаточно передовой был по тем временам. Но основной «семейный» коллектив очень болезненно относился к любым внешним воздействиям, в том числе и к «необдуманным» тратам владельца на горе-консультанта. Там было очень много эмоциональной составляющей и профессиональной ревности.
UFO just landed and posted this here
Опыт — Галактика, 1С УПП.
Внедрение, разумеется, было возможно, но оно было экономически не выгодно и нецелесообразно. То есть затраты на внедрение были не сопоставимы с возможной прибылью.

Основная проблема была и остаётся это количество возмущений которое получает система в связи с преобразованием и способность системы к саморегулированию. В небольших, «семейных» коллективах учётная и управленческая функция поддерживается исключительно человеческим фактором. В больших конторах можно говорить о профессиональном ресурсе или резерве.
Фактически ту фирму надо было создавать заново. Это с высокой долей вероятности могло погубить бизнес. А это уже решение руководителя. Нужны ему опасные и зачастую бесполезные игрушки или нет — решает всё-таки он. Я просто рассказал ему о возможных последствиях. Решение не внедрять — принимал владелец.
Тут есть одна тонкость — я не продаю ERP системы. Если бы продавал, то наверное подорвал бы здоровье или по-крайней мере кошелёк того предприятия.
UFO just landed and posted this here
Возможно и так, но есть примеры если систему разрабатывает сам IT отдел компаний все проходит гладко. Результат очевиден уже через год. Есть только одно но, штат должен быть не изменен, только так система дорастет постепенно, до должного уровня!
Сколько это реально стоит, пробовали считать?
Кхмм к сожалению не могу сказать тут очень сложно посчитать хоть что то, могу сказать что получилось выгоднее чем внедрять SAP.
Ну вы нашли, с чем сравнивать...:-)
хм читая статью поймал себя на мысли, «ага это не только в нашей берендяевке внедрение сложного ПО это обязательно некомпетентный заказчик + некомпетентный исполнитель», очень долго 1Сничаю, не внедрил ни одной ERP, но участвовал в большой куче внедрений ПО, достаточно узкого направления, в случаи описанные в статье не попадал, но видел результаты, это действительно печальное зрелище, исполнитель реально издерган и пытается хоть что то исправить, заказчик злой и никому не верит, на чьей стороне правда, выяснить нет никакой возможности. Также замечал, что 200% компетентность исполнителя разруливает 90% всех сложностей из-за которых может наступить каллапс, (он по крайней мере может предупредить об этом заказчика), но такие исполнители как правило на хорошем окладе и на «ленивой» поддержке (все работает и поддержка заключается в неспешной разработке тех или иных плюшек для руководства) какого нибудь большого проекта. А новые исполнители в жажде опыта набивают шишки в таких проектах.
Не стоит забывать, что ERP системы внедряют не только для автоматизации бизнес-процессов. Одна из главных причин — повышение привлекательности предприятия в глазах инвесторов — попробуйте продать акции своего предприятия на бирже если в качестве учетной системы у вас какая-нибудь (пусть и просто идеальная) самописная система…
Я знаю несколько предприятий у которых внедрен SAP. Так все основные бизнес-процессы введутся в своих достаточно мощных «нетленках», а в SAP все просто периодически сливается.
Спасибо. К нам сейчас Метинвест зашел на предприятие. Скорее всего будут попытки впихнуть SAP.
А еще более меня поражает, что единообразие воспринимается как единомыслие.
Только MS и больше ничего. А если у нас AIX?!
Я понимаю, что кто-то в Метинвес-е откаты получает от MS, но я здесь при чем?
ERP — для больших начальников с маленькими пинусами
Какой грустный сценарий,
мои проекты внедрения на него обычно не похожи ))
Чего-то вспомнился опус «Про кактусы и розы » про реинжиниринг и другие модные слова:

«Плавные речи экспертов переливались произносимыми с приятным акцентом словами «методологии», «контроль качества» и «синергия». Как же хотелось, чтобы на «Уникаке» все было так же красиво и иностранно!»… Предлагаем вашему вниманию остроумный и поучительный рассказ члена Сообщества о том, как команде высококвалифицированных консультантов так и не удалось завалить проект в провинциальной, но очень стойкой компании.

old.e-xecutive.ru/friday/article_3763/
Чудесно!
На заре своего сознания, работая в 1С-франчайзи, был специалистом Акта II. Только у нас была жесткая корпоративная культура и все обязаны были соблюдать дресс-код.
При мне внедрение не завершилось, генеральный там — женщина, так что мериться пиписьками особо ей не с кем. Но в-основном принцип верен.
Спасибо, почитал с удовольствием :)
Sign up to leave a comment.

Articles