Pull to refresh

Comments 243

Спасибо. Пригодиться, при поиске работников.
Во второй части будет чуть больше деталей как раз по поводу выбора и условий работы. Одним куском не решился — мало кто осилит :)
Хотя, в блоге я уже обратил внимание статья выложена
Да, просто на Хабре до этого не публиковался, так что основная аудитория вряд ли ее видела :)
Из личного опыта
Связался с фрилансером. Оговорили сроки и оплату. Он обещался сделать работу за три дня, я продлил до недели.

В результате в течении двух недель мы худо-бедно переписывались, затем он просто исчез, даже не показав макета работы.
У большей части из нет просто опыта работы и кооперации, оттуда и косяки все. Хотя и те кто опыт имеют не всегда лучше :)
В университетах не учат работе в команде. К тому же, удаленность людей немного расслабляет, т.к. договор-то физически не оформляется.

По личному опыту скажу, что договор на бумаге обязывает и фрилансера и клиета. Я когда работаю с незнакомыми клиентами по возможности стараюсь все "визировать", тем самым обязывая и себя и клиента.
Тут все в основном от срочности зависит — оформить договор можно, но иногда нужно "начать еще вчера", так что времени на это нет. Тут гораздо лучше договора сработает репутация фрилансера — если она у него есть и он ей дорожит, будет за нее бороться. И это будет давить сильнее договора.
Фрилансеры с репутацией пока редкость. Возможно, я так думаю, т.к. живу на "переферии" в Мурманской области, но здесь такая проблема стоит: готов платить людям деньги, но они не готовы работать. Всем проще работать продавцами в магазине. Я уже года три безуспешно пытаюсь найти партнера в работе.
Основная проблема как раз в том, что когда человек нарабатывает достаточную репутацию, чтобы ей можно было дорожить, он редко засиживается во фрилансерах. Такие люди есть, но их сверхмало и спрос на них такой, что нужно в очередь за месяца два выстраиваться :)
Возможно. Мне пока приходиться совмещать...
Нужный вариант полюбому найдется :)
мда... приходиться выкручиваться.

Если честно, то если бы была такая возможность я бы давно устроился к какую-нить контору, на постоянно, но:
- в ближайшей досигаемости нет ничего, т.к.
1. учеба все-же
2. с переездом проблемы (есть предложения из Москвы, но это нереально)
- деньги не те, что самому
- ... либо народ не тот (был у меня неудачный опыт общения с людьми, которые хотели сваять студию, как форму бизнеса. На том, что это форма бизнеса их понимание о предмете заканчивалос, со всеми последствиями)
- нет людей: пробовал работать со знакомыми друзьями...?*%;?*... надоели халявщики. Даже пробовал людей (студентов...) натаскать... только они не хотят работать. Им сразу деньги подавай.
Мой друг-москвич, приехав в Севастополь, сказал: "Я не хочу никого обидеть, но, по-моему, тут люди не хотят работать даже за деньги".

Я сам в своё время пробовал отдать блок рутинной работы знакомым ребятам-студентам, о которых доподлинно знал, что они вполне способны справиться с задачей), предложил им вполне достаточно денег - и перспективы дальнейшего сотрудничества. Но - увы...

Видимо, слишком многие люди расценивают фриланс как способ лёгкого и очень быстрого заработка денег. Соответственно, при такои подходе мало кто из них осознаёт, что фриланс - это точно такая же работа, как и любая другая. Проблема именно в этом, как мне кажется.
как вижу, ситуация знакома...
Люди в целом менее подвижны вдали от мегаполисов, этим и объясняется отчасти.
UFO just landed and posted this here
понятие работы в команде одиночного исполнителя волновать не должно в принципе
не соглашусь. Если человек не умеет работать принципе в команде, то он будет не будет никакой преемственности, т.к. он будет фантазировать что попало.

Пример из жизни:
Я преподаю в центре переподготовки учителей. Обучение занимает две недели: 5 дней, с 9.00 до 17.30.
Первая неделя являеться вводной, вторая - работа над выпускным проектом. Работа должна вестись в проектном режиме: каждый день "ученикам" дают задание, решение которой им понадобиться на следующем этапе.

Когда центр открылся мы, методом проб и ошибок сформировали принцип командного режима: каждый знает, что он получает на "входе" и что должен выдать "на выходе". При этом, даже пре замене преподавателей друг друга преемственность сохраняется, т.к. либо есть руководитель, либо есть принцип самоорганизации, и преподаватели договариваются друг с другом.

Мы отработали уже лет 5 и поколение сменилось. Пришли новые преподаватели, которых работа в команде в принципе не волнует. Да оне преподают, но каждый свое и как получиться в конкретной ситуации. В результате, "учеников" часто приходиться переучивать.
UFO just landed and posted this here
Ну тут не очень пример и вывод верные :) Другой преподаватель, который заменяет заболевшего, не является членом команды. Поэтому ему в любом случае нужно вникать в проект, подстраивать свои методы работы под уже устоявшиеся. Но необходимость передавать кусок работы другому человеку есть почти в любом проекте и проблемы в этом деле — естественная штука. И они никак не говорят о том, что человек не умеет работать в команде :) Сорри за самопиар, но последний материал у меня в блоге как раз про передачу проекта :)
Я не совсем подробно описал ситуацию с нашими преподавателями:
Предположим, заболел кто-то из Ваших преподавателей. Сможет-ли другой преподаватель, в той же области, провести лекцию по предмету за приболевшего коллегу и так, чтоб вернувшийся не сошел с ума, разгребая этот завал? Не сможет.
Изначально планировалась полная преемственность. Решалась она на уровне готовых методичек, лекций (по которым могут работать и другие преподаватели) и предварительной координации (если кто-то заболел руководитель ищет среди оставшихся кто может его заменить).
Естественно, разработавший программу преподаватель справляется с ней лучше, но другие могут ее использовать. И при этом, ничего после разгребать не придеться... точнее, не приходилось раньше. Сейчас у нас преемственность развалилась и приходиться постоянно "фантазировать", что новички выкинут еще...
Ну тут пример не очень нехарактерный :) Доски должны вешать специально ответственные люди :)
Похоже, продление срока расслабило товарища :)
фрилансера надо держать в ежовых рукавицах, хотя это тоже спорный момент.
Так и есть :) Если срок начинает продлеваться — им и себя легче убедить в том, что напрягаться не стоит. У них форс-мажоров серьезных и нет хватает и их приоритет становится сильнее срока сдачи. Такие люди любят говорить "ну я же работал!", при том что копать от забора до обеда никому не нужно.
Другой вопрос как это делать? Если максимум воздействия, которое ты на него можешь оказать, ограничивается напоминанием о себе в ICQ. (Я работаю обычно без аванса)
позвонить по телефону. обычно это очень хорошо работает.
Одного тянущего сроки фрилансера я так зашугал постоянными напоминаниями, что он боялся со мной по телефону говорить вообще :) Ни угроз, ни грубостей не было, просто в сотый раз говорить о том что все сорвалось ему было и самому сложно уже :)
угроз и грубостей не надо, а вот рублем наказать можно. желательно, кстати, заранее об этом договариваться, типа день просрочки — X% от гонорара.
Да рубль тоже не всегда помогает — если в срок не уложились так, что мама не горюй — экономия нервов не сбережет и перед клиентом лучше выгляеть не поможет :) Хотя давать премии за выполнение в срок — это хороший вариант.
тут цель не в экономии, а в стимуляции
Но в любом случае, лучше давать премии, чем брать штрафы — будет эффективнее, да и человеку мотивации добавит.
Один из лучших вариантов — разбить работу на этапы, даже если каждый из них по часу будет. Ну и каждому этапу должен соответстовать срок сдачи. Тогда будет проще контролировать прогресс и отставание будет видно сразу.

Обычно при сотрудничестве с фрилансерами такие планы не составляются, оттуда и многие проблемы. Да я и сам, несмотря на то что даю достаточно мощный пакет документов в качестве ТЗ, когда такими планами брезгую — получаю пачку проблем.
UFO just landed and posted this here
Ну это ведь не значит бить монтировкой :) Просто не махать рукой в духе "переживем" при очередном сроке проекта, а воспринять эту ситуацию как кризис в отношениях, который нужно разрулить.
UFO just landed and posted this here
Про наказания я не говорил — наказания вещь бесполезная практически. Осадок остается такой, что работать потом не очень радует вместе обе стороны.

От дружеских бесед фрилансеры часто расслабляются — мол, теперь свой человек, поймет если я попозже сдам — я это так вижу.

Ну и насчет темнадцати — если человек подписался на сроки, пускай он хоть 40 часов в сроки работает — это уже его дело. Мы ведь не говорим клиентам, мол, давайте попозже, сегодня голова болит. Если нужно — сидим и по 12, и по темнадцать часов :) К счастью, таких проектов стараемся избегать и такое случается не чаще пары раз в месяц. И от фрилансеров хочется видеть такой же подход.
UFO just landed and posted this here
А в чем разница? :) На Elance чаще идет заказ на весь проект, а не на конкретную его часть, то да. Но в части аутсорса какого-то куска работ — дизайна, верстки дизайна и т.п. — все примерно так же. Разве что на Elance ответственность сторон лучше контролируется. На Free-lance есть какие-то намеки — виртуальные деньги, которыми можно сделать предоплату и ее нельзя будет снять до тех пор, пока не выполнены обязательства. Но это непонятно как конвертируемая валюта и хранить ее, а тем более обналичивать слишком запарно.
Там другая сис-ма, при сделке без риска валюта конвертируема в ЯД или WM легко. Не путайте с самой валютой на сайте.
Понятно, спасиб — неверно понял посыл. Но и Яндекс не всегда хорош — многие удаленщики сидят в Украине и им снимать Яндекс не очень выгодно. Верю, что есть хорошие по цене варианты, но опять же, слишком геморройным общий процесс выходит. Хотя это уже скорее обсуждение проблем электронных денег :)
имхо, яндекс совсем нехороший =) (ЯД)
Удобен чтобы платить за телефон и несколько других онлайновых сервисов :)
UFO just landed and posted this here
Можно воспользоваться "сделкой без риска" - и тогда полные гарантии представляются.
UFO just landed and posted this here
На крупные проекты я рекомендую заключать договора в бумажном виде и с подписями. Та же сделка без риска при крупном проекте просто не нужна. Т.к. я лично не собираюсь 6 месяцов работать, зная, что потом будет сумма.
UFO just landed and posted this here
Крупные проекты я бы вообще старался не делать силами фрилансеров :)
Дык все стараются, но делают :)
UFO just landed and posted this here
А кто застрахован? :) Всякое бывает :)
UFO just landed and posted this here
В общем, сейчас мы пока перестраиваем процесс чуток, а потом будет видно, где все-таки нужны эти резервы :)
UFO just landed and posted this here
А odesk пока не пользовал :)
Да психология очень сильно влияет. Дома включаются шаблоны домашнего поведения.
Было бы забавно, если бы сделали такие своеобразные фриланс центры. По районам что ли. Где сидят люди и работают на разные компании. Супер офисный центр. Но тогда возникает плата за помещение, за компьютер и т и возрастают издержки. В итоге смысла нет, наверное.
На западе уже давно пытаються одомашнить офисных работников, т.к. это во многом дешевле для компаний (не нужен офис). И, как показывают отчеты, у них есть положительный опыт: можно работать дома. Я работаю дома уже лет 7 и могу сказать, что если есть цель и есть желания можно работать с утра и до вечера. На работе меня наоборот больше отвлекают.

Единственную проблему составляют домочадцы. Но, пока их дома нет, можно комфортно работать.
А работа из дома на фрилансе или просто работа на конкретную компанию вне офиса? У нас есть несколько таких сотрудников, вполне адекватные люди. Хотя периодически бывает так, что нужно пообщаться с ними вживую, а просто подойти в соседнюю комнату не получается — из-за этого идут некоторые задержки.
Тот пример, что я привел касаеться постоянныхсотрудников компании. Связь через Workflow или ICQ.
Спасибо за bug-track. Вот такой у меня хостер... блин, надо менять. Они на прошлой неделе что-то мутили с сервером...

Все слетело... ладно, разгребу работу и буду искать другого хостера.
нзчт. кодировка инклуда я подразумеваю.
там нет include. Все из базы. Фишка в том, что полетела чать информации из базы, а часть осталась. Собаки....
Про шаблоны домашнего поведения в точку :) Фрилансив сам какое-то время с большим трудом боролся с ними.
что-то мне подсказывает, что все ваши проблемы с фрилансерами от того, что вы не умеете их правильно готовить искать и правильно с ними общаться)
пользуюсь как раз free-lance.ru и нашел там несколько весьма адекватных и ответственных людей с которыми планирую сотрудничать дальше. хотя негативный опыт конечно тоже был поначалу..
Все зависит от сложности задачи, сроков, суммы, требовательности к качеству. И еще пачки факторов, но это основные. С фрилансерами можно легко и комфортно работать по простым проектам, где сроки не критичны — я об упомянул в материале. А опыт работы над комплексными задачами говорит о том, что крайне мало адекватных удаленщиков, способных ими заниматься.
Я уже неоднократно заявлял, что фрилансеры - цыгане рунета.
Айнанэнанэ.
По всем пунктам.
Настоящих профессионалов - единицы, в каждой области свои. И с ними все ясно, понятно, и прайсы известны, и сроки. Вся остальная кашеобразная масса народу - это просто люди, которые тупо портят себе биографию, не думая о будущем.
Про цыган мощно сказано :) А герои заняты на долгие годы вперед — сперва пытаюсь предложить работу как раз таким людям, но выцепить их редко получается.
хаха! в точку :) у меня тоже имеется не совсем положительный опыт работы с фрилансерами, причем по простейшему заданию HTML верстки. С тех пор предпочитаю делать самостоятельно полностью все, что входит в рамки моей компетенции. Причем, после работы с фрилансерами создается впечатление, что я зверь какой-то - требую сделать в точности по ТЗ.
Вот самое смешное начинается, когда просишь соответстовать ТЗ — на этом ломается две трети так точно :) Просто что-то делать готовы все, а вот сделать то что требовалось — единицы. И это при том, что ТЗ и достаточно подробное предоставляется. У некоторых выясняется, что часть документа они просто не заметили :)
странно... хотя, мне с нечем сравнивать, поэтому - верю
Видимо, это получается когда сложность проекта намного выше квалификации субподрядчика. Но верно оценить ее не всегда получается.
а еще бывает что ТЗ нечеткое. так что обе стороны хороши. главное чтобы с обоих сторон процесса люди могли договориться
Обе стороны должны быть заинтересованы в приближении ТЗ к максимальной четкости :)
UFO just landed and posted this here
Инструменты не помогут, если нет квалификации в командной работе и понимания ответственности за свои обещания :)
UFO just landed and posted this here
Соглашусь — можно пойти и со стороны инструментов, а людям самим придется подтянуться :)
UFO just landed and posted this here
Лет эдак через пять, надеюсь, заработает :)
UFO just landed and posted this here
Сделать и вправду не проблема. Проблема, а точнее вопрос долгого времени посадить всех на такую систему :) А фри-ланс.ру и так живет неплохо, куда ему дергаться? :)
UFO just landed and posted this here
Поскольку у них адекватных конкурентов практически нет, они ничего не теряют — они просто медленно наращивают обороты :)
спасибо, весьма метко. вся остальная каша просто непрофессионалы, которые работают где то не по профилю и хотят словить "легких денег", не подозревая, что эта работа тяжелее
UFO just landed and posted this here
Абсолютно согласен — не все способны грамотно поставить задачу. Не все знают, чего хотят — сейчас у нас как раз такой клиент, который меняет мнение каждый час, но говорит об этом только через неделю. Сроки часто бывают очень сжатые, но, во-первых, фрилансер не должен подписываться на них, как бы не уговаривали. Во-вторых, часто в них закладывается подушка безопасности по времени.

Я достаточно адекватен с фрилансерами — требую только соблюдения сроков и соответствия ТЗ. Ну и отсутствия формализма — когда многие вещи, которые понятны и без слов, нужно отдельно упоминать и заставлять делать. Хотя и этих требований часто уже много :)

Насчет индусов на Elance — ни капли не сомневаюсь :) Их там и без "прикрытия" выше крыши :) Но те, с кем я сотрудничал, оказались вполне даже адекватными людьми — кто бы на самом деле за ними не стоял.
вы работали с индусами? и как вам качество кода? на каком языке писалось? простите что вот так не по теме, просто очень интересно
Явно нет — разве что если кто-то из тех американцев на самом деле аутсорсил в Индию :)
UFO just landed and posted this here
есть на что надеяться. спасибо
Не удивлюсь, если некоторые индусы на самом деле беларусы. ;)
Советую почитать блог успешного фрилансера malkin.com.ua, найдете много интересного
Ха-ха :) У него как раз есть взгляд с обратной стороны: http://malkin.com.ua/2007/09/30/%d1%84%d…

Хотя взгляд узковат чуток — там говорится о том, что к фрилансерам обращаются только бедные и жадные. А я как раз начал свой материал с того, зачем к ним ходим мы. Как большая часть фрилансеров мало адекватна в работе, так и заказчики аутсорса по большей не лучше. Поэтому, видимо, и мнение с обеих сторон скептическое.
Я всегда открыт для дополнения моих познаний. Знаете, чем дополнить - предлагайте - я допишу с указанием автора дополнения.
Там скорее целый слой нужно добавить — о том, что обращаются не только с целью сэкономить. Точнее, экономят, но в более глобальном масштабе. Т.е. если некие работы нужно делать регулярно, но не очень плотно — скажем, сотрудник будет занят только неделю в месяц, — разумнее обращаться к фрилансерам. Можно расширить фронт задач для этого человека, чтобы занять и остальные 3 недели, но это не всегда возможно. И это только один из случаев.
UFO just landed and posted this here
да уж, хостинг оставляет желать лучшего... :)
Во фрилансере или заказчике? :)
Да — в смысле в обоих? :)
Вероятнее всего - в заказчике. Есть такая порода клиентов, их спрашиваешь "вам лучше так или эдак", или "эта часть должна быть готова к понедельнику, или среде", а они отвечают "Yes" или "Cool". :D
Автоответчики помогают в горячий сезон перед сдачей проекта :)
По моим наблюдения соотношение неадекватные/адекватные фрилансеры абсолютно такое же как и соотношение неадекватные/адекватные заказчики. Сколько я с фрилансерами парился представляя сторону заказчика, столько же и сам парился с заказчиками, не знающими чего хотят.
Абсолютно в точку :) Процент адеквата с обеих сторон хорошо если до 5-10 доходит :)
А я уже от третьего фрилансера (или команды — не разобрать) жду пока они мне сверстают сайт.
Расчитывал на то, чтоб в понедельник (01.10) сайт заработает.
Первые двое просто пропали сделав 5% от всей работы, сейчас жду третьего.
Вот такие неответсвенные люди в большинстве, хотя дизайнер был отличный специалист и сдела все в два раза быстрее срока.
А еще предоплату любят выпрашивать очень настойчиво.
а вы встаньте на место фрилансера и подумайте, зачем ему предоплата
среди заказчиков тоже кидалы попадаются
Вот тут метод Elance очень хорош — перечисление депозита на счет сайта-посредника. И гарантия есть того что работы будут оплачены, и аутсорсер с деньгами не пропадет.
надо будет попробовать, это хорошая фишка
даже при том, если это сделано не через ексров, Elance в 99% случаев рано или поздно стянет деньга с заказчика, при доказанно сделанной работе. 2 случая в практике.
Фрилансеры где-то подцепили одну и ту же фразу: это моя гарантия в Вашей заинтересованости.
А где моя гарантия, что я деньги не просто так отдал?
В общем-то по предоплате я и не работаю. Возможен вариант, когда я уже увидел, что человек начал работать и сделал хотя бы 30%, а потом можно разговаривать о деньгах.
И перевернув Ваши слова: а Вы встаньте на место заказчика.
опытные фрилансеры дорожат своим именем - это Ваша гарантия
и как раз опытные фрилансеры, которые ценят свое время и опыт, очень редко соглашаются работать без предоплаты (хотя это, конечно, не исключает возможности нарваться на нечестного человека)
ну и в системах типа free-lance.ru есть возможность отследить, что за человек берется за Ваш заказ
Так вот вся проблема в том, что опытных мало и они вечно заняты :)
Согласен с yantar — заказчики еще те бывают. Что бы получить гарантию берите с подрядчиков (читай фрилансеров) простую расписку, получил столько-то как предоплата за то-то и то-то. Большинство специалистов _немогу_ позволить себе работать без предоплаты.
Да деньги-то почти всегда вернуть можно, это не проблема — разве что сроки могут растянуться их возврата. Я получал назад все суммы, если прекращал работать с фрилансером. Поэтому плачу всегда не особо парясь — главное, чтобы работа началась как можно скорее. Невозврат есть только в совсем клинических случаях, но их и так за версту видно.
Классический вариант :)
Соглашусь с тем, что было написано в одном из комментариев: "что-то мне подсказывает, что все ваши проблемы с фрилансерами от того, что вы не умеете их правильно искать и правильно с ними общаться". Заказчики на фриланс, как бабочки - летят на свет, смотрят на обёртку :) Надо больше узнать о фрилансере, посмотреть работы, пообщаться, понять адекватность.. Я больше сталкиваюсь с тем, что заказчики просят многого и в короткое время. Не бывает так! Ищите других, которые пообещают и не сделают. А потом жалуйтесь на жизнь :)
Ну во-первых, далеко не всегда отзывы говорят о том, как поведет себя человек в реальной работе. Во-вторых, портфолио не всегда соответствует той задаче, которую нужно решить. Есть еще много деталей, но судя по опыту — гарантий они не дают. Вот что может ее дать в какой-то степени, так это рекомендации коллег и знакомых. Т.е. людей, в адекватности которых ты точно уверен :)

Ну а сроки — повторюсь, что как бы ни просили, на нереальные сроки не нужно подписываться. Все заказчики хотят в супер-сжатые сроки и это нормально — работа у них такая :) А вот убедить их в том, что сроки нереальны и перенести их может не каждый. Но это также часть работы исполнителя.
Мой опыт показывает, что заказчику по большей части срок не имеет значения, по крайней мере зарубежному заказчику. А имеет значние регулярная отчетность. И это главное!
Часто да, но не всегда. Иногда реально нужно сделать за пару дней большой кусок. Вот тот проект, в котором я упоминал про 6 сменившихся фрилансеров — последний оказался настоящим гением, сделал за 1,5 дня такой объем работ, в котором остальные и за месяц больше чем на четверть не могли продвинуться. Но таких днем с огнем найти сложно.
Регулярная отчётность и срок это зачастую синонимы для заказчика: по регулярной отчётности от имеет возможность более-менее реально оценить сроки самостоятельно. В этом случае обсуждать с разработчиком отдельно сроки - для него уже нет смысла.

И хотя гарантии ни то ни другое дать не может (разработчик может "пропасть" за 2 дня до сдачи, когда 99% работы готово но исходники заказчику ещё не переданы в полном объёме), регулярная отчётность даёт заказчику иллюзию контроля ситуации, чисто психологически. Ну и, безусловно, позволяет отсечь тех, кто не в состоянии выполнить работу на ранних этапах - что тоже очень ценно. В общем, must have! :)
Отчетность говорит о том, что человек по крайней мере самоорганизован :) Плюс в случае регулярной отчетности легче оценить прогресс — повторение в течение недели фразы "делал модуль такой-то" наводит на подозрение, поэтому и самому работнику (в этом случае неважно, удаленному или нет) приходится работать, чтобы показать новый результат.
UFO just landed and posted this here
Ну я имел в виду скорее не бумажную отчетность, а отчетность с результатами работ.
Странная статья. Человеческий фактор везде, не только у свободных работников, но и у офисных.
Простой пример из текущего: очень крупный банк до сих пор полностью не оплатил выполненную и сданную им работу. И при этом проект дважды утверждался (!!! т.е. утверждают макеты _всего_ проекта, а через две недели отказываются, передумали ...). И что в итоге: за работу деньги во-время не получают все: и студия которая ведет проект и я как фрилансер.
Другой пример: крупная IT компания (2-х этажный офис в крупном бизнес-центре) заказывают проект и основываясь на предыдущем положительном опыте работы с ними соглашаюсь на проект без предоплаты. В итоге проделав всю подготовительную работу получаю письмо, что "проект отстанавливается на неопределенный срок". И все. Гуляй Вася.

Порой чем крупней компания, тем сложней с ними работать. Не потому что я такой или они такие, а потому что влияние феловеческого фактора при большом скоплении народу — банально больше.
Не стоит на фрилансеров бочку катить, все же люди и каждый случай по своему уникален.
Вторая часть как раз и заканчивается тем, что проблемы типичны не только для фрилансеров, а для любых взаимодействий между несколькими организациями. Сейчас, например, мы должны наладить канал RSS-экспорта данных с одной онлайновой БД. Организация, которая его представляет, ведет себя не лучше типичного удаленщика. Хотя вроде и орг.структура на месте, и репутация есть. А у нас из-за этого срывается сдача альфа-версии продукта.

Я не качу бочку конкретно на фрилансеров, но раз уж пишу о них — пишу только про них.
Спасибо за материал.
ВОПРОС: А какими-либо программными продуктами, позволяющими поддерживать прозрачность работы фрилансеров и получать отчетность (при разбиении работы на краткосрочные задачи) Вы в своей практике пользуетесь?

РАЗМЫШЛЕНИЯ: Я признаю нерадивость большинства фрилансеров. Но, помимо особенностей характера оных, вижу основной причиной элементарную производственную неграмотность. А именно: у таких фрилансеров нет (не научились, не подсмотрели и т.д.) инструментов построения удаленной работы, используя которые, он бы и самодисциплинировался, и осязал скорое получение оплаты при совершении определенных действий. Кто таких спасет (а заодно и компании, испытывающие катастрофический дефицит рук)? Как вариант, сам работодатель, нанимающий фрилансера. Говорю с позиции работодателя
Можно использовать любой продукт для управления проектами — тот же самый простейший BaseCamp (http://basecamp.37signals.com/) если у вас нет внутренней системы или в ней сложно разграничить доступ. Можно и простой почтой ограничиться — главное понимать и контролировать процесс работы, а он для фрилансеров почти такой же, что и для коллеги за соседним столом. Разве что ответственности разные.

Насчет производственной неграмотности — это одна из главных проблем. Получается, учишь их за свои время, деньги и нервы. Обычно видно сразу, чего в этом плане человек стоит. Но иногда все-таки ошибаешься и имеешь тонну проблем.
UFO just landed and posted this here
Я как представитель фриласнеров могу сказать со своей стороны, что столько же неадекватных людей встречается и среди заказчиков. Со своей стороны я всегда требовал предоставления ТЗ или его совместного составления и утверждения, со многими работодателями диалог на этом заканчивался. Очень многие хотят сэкономить свои деньги, поэтому ищут заранее дешевый не квалифицированный труд, и в последствии приходится всю работу переделывать.
Из последнего моего опыта - пообщавшись с человеком по телефону, и решив не брать предоплату, работал в течении месяца в режиме по 8 часов. После чего заказчик исчез, не заплатив и не получив свой заказ. Уже 4-ый месяц "кормит завтраками" по телефону изредка.
Дело всё же не в конкретно фрилансерах, или конкретно в работодателях - а нашем русском менталитете.
мне кажется, что если подпсываешься на такие крупные заказы, надо брать оплату поэтапно
но это тоже пришло с опытом :-))
Да и ко мне тоже теперь это пришло ((-:
Без ТЗ, хотя бы минимально формального, работать не стоит. Хотя опять же, часто у аутсорсеров встречается клиническая неспособность читать и понимать хоть какие-то документы.
Скажу немного о своем последнем фрилансерском опыте.
Наняла меня компания из Аризоны. Первое сообщение "требуется фрилансер" они прислали в общую рассылку, и я незамедлительно ответил. Ответ получил через неделю или две. Потом ещё неделю или две мы должны были встретится в GTalk. После некоторых "извини, я занята", "извини, сейчас срочное совещание", мы всё-таки смогли нормально пообщаться. Теперь мне пришлось для этого установить YIM. Но самое дурацкое, это то что для нормального совместного общения мы никак не могли попасть по времени! Разница в 10 часов. Или я должен был просыпаться в 6 утра, или они должны были меня подождать. В конечном итоге, я таки получил ТЗ, но вопросы по проекту такие как "пароль для svn", и пр. шли тоже как-то не особенно спешно.

Вобщем, я забросил их проект. Конечно, понимаю, что некрасиво. И я никого не виню. Просто это имхо, такая ситуация, где фактически не фрилансер, ни заказчик не виноват. Но работать с западными заказчиками, мне всё-таки приятнее. У нас дают 100 баксов и хотят "всё зашибись", у них когда говоришь, "15 баксов в час", они ещё переспрашивают, "слушай, может всё-таки 20?"
А как насчет e-mail? Конечно способ не быстрый, но по крайней мере в данной ситуации должен был помочь?
Заказчики бывают слишком забеганными, чтобы успевать общаться в достаточном объеме и часто надеются на самостоятельность фрилансера :) Да и ситуация может меняться — нужно было через неделю, а потом решили добавить еще пару функций и перенесли начало работ на месяц. Хотя это и не оправдание.
по моему опыту заказов фрилансерам, чтобы вовремя получить нужный результат, важно следующее:
1. назначить "точки контроля" выполнения задания с реальными результатами, которые можно "пощупать". Это всегда возможно, потому что, раз уж обратился к фрилансеру, значит, сроки горят и из своих никто не успевает. Если уже в первой точке контроля прокол - нужно сразу менять фрилансера, а для этого
2. при выдаче задания не нужно надеяться на единственного фрилансера, а следует всегда иметь запасной вариант. Причем в течение всего срока выполнения задания. То есть, если первый не справился, то уже имеющиеся результаты сразу передавать запасному. И такой запасной за время выполнения задания может все время меняться. Важно следить за тем, чтобы он был.
Про оба пункта у меня как раз во второй части :) Вместе с подушкой безопасности по времени — одни из главных способов подстраховаться от провала.
"Подушка безопасности по времени", или как говорят в армии, "ефрейторский зазор" - вещь опасная. Фрилансер знает о том, что постановщик задачи часто (почти всегда) страхуется и, если нет постоянного жесткого контроля промежуточных результатов, расслабляется.
Так и есть, если подушку использовать по отдельности. Но если все три способа и еще несколько (о них во второй части) связать вместе, получится очень даже действенная схема.
А кто мешает разбить проект, допустим, на 10 относительно равных майлстоунов, и оплачивать (а в случае фрилансера - получать оплату) за пройденные майлстоуны? По-моему, вполне реальная система.
Или ещё вариант, как альтернатива первому варианту - у нас существует чёткий план, где по часам расписано, что и когда будет готово. Каждый день отчёты предоставляются заказчику + багзилла + свн спецификаций и прочих доков. И оплата идёт понедельно, если не оплатил работу - стоп, ждём. И, получается, максимум, что мы можем потерять - деньги за неделю разработки.
Отчасти так и делали на последнем проекте. Но тут опять же зависит от масштабов проекта. Если дел на 5 рабочих дней при плотной работе — заводить системы трекинга особого смысла нет. Хотя иметь план работ с майлстоунами даже на каждый день все равно нужно. А вот деньги как раз не так страшно потерять — не хочется терять время и нервы. Да и еще момент — если фрилансер соскочил, чаще проще с нуля начать, чем доделывать за ним.
UFO just landed and posted this here
С усидчивостью и внимательностью всегда проблемы :) Очень редко кто задает вопросы по проекту — большинство начинает делать, даже не разобравшись, есть ли подводные камни. С дизайнерами лучше, но только до тех пор, пока не доходит до кропотливой работы — а у нас по информационному дизайну именно такая :) Люди банально не могут пройтись по списку правок — нужно его десять раз переслать, чтобы хотя бы половина была выполнена. На вопрос "ты точно прошелся по всем пунктам" стабильно получаешь "а как же!" и снова видишь грустную картину :)
UFO just landed and posted this here
Знаю что есть, но найти их сложно бывает :) Вам повезло с находкой :)
как думаете, я вот сейчас пытаюсь фрилансить, для пополнения портфолио, поэтому всё делаю бесплатно

я буду выглядеть для потенциальных работодателей подозрительно? как думаете?
Если будете общаться адекватно и работать над собой — сможете наработать кое-что. Хотя я бы не взялся, поскольку раз для вас это проект тренировочный, то нет никакой ответственности — ни по деньгам, ни за репутацию. Но если покажете себя ответственно — предложите план работ, который будете соблюдать — тогда вполне есть хорошие шансы, что получится :)
гм, понятно)
кажется я знаю что делать) спасибо)
Можете начать со своего адекватного сайта визитки :) ну и несколько пробных работ "для себя"
я про последнее подумал как-раз)
есть одна работа на примете, для тренировки)
Лучше мне кажется работать не бесплатно, а просто недорого - по мне халява всегда подозрительна, да и для заказчика заморочки - раз человек работает бесплатно, значит может в любой момент просто пропасть - "делаю для портфолио" не такая уж сильная мотивация...
да, возможно вы правы, надо будет с этим что-нибудь придумать...
Извините, а вы про какому профилю работаете?
блочная верстка? css? можете?
вы видимо подразумеваете семантически верную
да, могу
блочная - это на div :) ну и всё что можно - в css...

Козырный вопрос - как рекомендуется делать навигацию, с использованием каких html-элементов? :)
при помощи семантически верных))
т. к. навигация это не упорядоченный список пунктов, в большинстве случаев, то она зацастую делается при помощи него (ul)
UFO just landed and posted this here
Я описал то, как это в моем фрилансерском опыте последние 2 года. Возможно Вы считаете, что мне попадались идиоты? Но тогда они попадались почти всем фрилансерам.
UFO just landed and posted this here
Это не ПРОБЛЕМНЫЙ заказчик, которого Вы описали. Это нормальный заказчик, если готов оплачивать смену техзадания.

Приведу пример - сейчас моя команда разрабатывает одну довольно сложную систему чуть больше полгода с ОГРОМНЫМ, как для фриланса, бюджетом. Не хочу озвучивать цифр, просто к сведению.

На средине проекта заказчиком было присланы "дополнения" на 3 листа Word, в результате чего нужно было поставить крест на текущей архитектуре. Заказчику было это пояснено, был пересмотрен бюджет, выделены новые деньги на разработку.

В чем же данный клиент проблемный? Лично могу сказать, что это не проблема - это немного потраченного времени, на составление новой сметы, проработки нового получившегося техзадания - но разве же это проблема, если этим приходится заниматься постоянно при работе и не только во фрилансе?
UFO just landed and posted this here
1. Откуда Вы знаете, есть ко мне очереди или нет? Поумерьте свое самолюбие - Вы ничего не знаете обо мне.
2. Описанная Вами ситуация - проблемная, но редкостная, именно поэтому могу сказать, что то, что описано у меня - как раз проблемы, которые чаще всего встречаются.
UFO just landed and posted this here
Похоже, что Вам нужно еще раз перечитать 2 части, ссылки на которые я давал. Вы повторяете почти о том же, о чем там написано.
UFO just landed and posted this here
Я свою статью перечитывал ни раз, к тому же до Вас ее перечитало очень много людей и только Вы говорите, что она оторвана от жизни. Похоже, что все-таки - мы мыслим по-разному, плохо это или хорошо - какая разница, я рад, что статьи нравятся тем, кто их читает, а так же есть те, кому они не могут нравится - такой мир, невозможно всем нравится. :)
UFO just landed and posted this here
Никто и не говорил, что статья расчитана на "профи". Смысл моего блога - помогать тем, кто начинает свой путь или недавно начал. Поэтому набор статей соответствующий. Представляете, чтобы было, если бы я сразу начал писать о сложных вещах? Кто бы это читал? Единицы, правильно. А моя цель - популяризация фриланса, как культуры и повышения уровня фрилансеров, как таковых. А для этого нужно вернутся к истокам и посмотреть "в корень" проблемы.

А корень ее в изначальном пути фрилансера - он как потеряный мышонок - не знает , что и как, все для него ново, именно с этим связано множество нелепых ошибок фрилансеров в начале своего пути. Надеюсь, что с этим Вы согласны.
UFO just landed and posted this here
Теперь я уже точно уверен, что Вы не читали статью мою, либо читали по диагонали. К каждой описанной проблеме идет блок "Метод решения".
UFO just landed and posted this here
Кстати, совсем не могу понять, как Вы считаете, что проблемный фрилансер - тот, который срывает сроки, а заказчик - не проблемный, а просто ДЕБИЛ (выражаясь Вашими словами), если у него просто нет ТЗ.
UFO just landed and posted this here
Понимаете, у меня у самого команда фрилансеров уже 2 года и срыв сроков у дизайнеров может быть связан (из личного опыта) - только с тем, что фрилансер плохо был отобран изначально, на начальном этапе, либо в его работе произошел застой и скоро этот дизайнер покинет команду.

Насчет заказчиков - на самом деле готовы оплачивать составление техзадания только довольно разумные заказчики, а таких меньшинство. И если мы говорим о проблемах с фрилансерами - подразумеваем большинство, ведь правда? Почему же с заказчиками не считать тоже мнение о большей части? А большая часть из них - именно такая, как у меня описано.
UFO just landed and posted this here
Однако у автора статьи - Юрия Ветрова - описаны такие же "дурацкие ошибки" фрилансеров, а не сложные моменты при работе с фрилансерами, не так ли? Или Вы будете спорить? Уровень статей - приблизительно одинаковый и говорит о проблемах при работе с БОЛЬШИНСТВОМ.

P.S. Я - напишу, спасибо за идею.
Перечитал статьи внимательнее — был немного неправ насчет них. Много действительно интересных моментов написано. Вы бы заголовки пунктов поменяли, потому что при беглом прочтении как раз создается впечатление поверхностности :) А так — хороши.
UFO just landed and posted this here
Кстати о рыбках..Жаль, что не хватает хабросилы, чтобы опубликовать статью тут - я бы в противовес статье автора этой темы выложил бы как раз эту "повесть" о двух частях - думаю, что многим было бы полезно увидеть обе стороны медали, а не только мнение заказчиков.
В статье про выбор описаны совсем уж клинические случаи — эти фильтры должны работать у заказчика на инстинктивном уровне :) Ну и в материалах про заказчиков тоже описаны совсем уж дятлы какие-то :) Хотя кому-то будут полезны.
UFO just landed and posted this here
Незашт :) Побывал с обеих сторон — видимо, это и помогло понять лучше :)
а на elance вы работали с индивидуалами или с компаниями?

просто я сам работаю в компании из топа на елансе (hirerussians) и (чисто из академического интереса) занятно узнать... (-:
Работал с индивидуалами — обычно это была конкретная задача (дизайн, копирайтинг), поэтому еще одно звено в цепочке в виде менеджера только помешало бы. Хотя в рамках направления нашей конторы размещался там еще и как поставщик — изучил ресурс и с этой стороны :) Особо не пошло, потому как услуги были достаточно специфичные (юзабилити и проектирование интерфейсов) и в целом по Elance спрос на них минимальный. Но это тема для отдельного материала :)
Одна из причин, по которой срываются проекты - заказчик недостаточно точно ставит задачу. Бывает, что заказчик пишет сам ТЗ, в котором подробностей просто нет. Исполнитель, руководствуясь правилом минимального напряга, делает работу так, как он ее видит, ведь неоговоренные участки проекта он волен реализовывать так, как ему вздумается. В итоге заказчик начинает разговоры типа "а я имел в виду не совсем то, что вы сделали". Начинается конфликт, в итоге проект умирает.

Но, конечно, основная причина провала отечественного фриланса - неответственность исполнителей. Корень зла - менталитет. Наше советское прошлое прочно засело в мозгах и отложилось даже в новом поколении. Те фрилансеры, которые совмещают свою основную работу с халтуркой, всегда уверены, что у них есть базис - зарплата на основной работе. Этот базис им позволяет думать, что на любой проект можно забить, плевать че там с ним будет, ведь мне вчера дали зарплату, бабло есть, работать как обычно лень.

Кстати, в России только 4% проектов сдаются вовремя.
Руководствуясь правилом минимального напряга нужно реализацию неоговоренных участков согласовывать с заказчиком, плюс регулярно показывать ему текущий прототип проекта, чтобы он его мог корректировать на ходу. Знаете, лень она разная бывает. Можно полениться делать то, что я описал. А можно полениться работать кучу времени впустую, получив вместо денег - конфликт на тему "это не то, что я хотел получить".
Насчет неоговоренных участков — так и нужно. Есть же практика issues, т.е. белых пятен в требованиях. Они видны всем участникам проекта и по мере выяснения деталей превращаются в требования. И в этом должны быть заинтересованы все стороны, в том числе и фрилансер.
Второй абзац — очень жизненный :) Поэтому крайне редко сотрудничаю с людьми, имеющими основную работу — у них форс-мажоров еще больше, чем у full-time фрилансеров.

А постановка задачи никогда не может быть всеобъемлющей. Она может быть достаточной для того чтобы понять суть и детали задачи, а также задать дополнительные вопросы. Да и судя по практике, для кого-то и хороший пакет документов недостаточен, а кому-то и пары чертежей хватает, чтобы все понять и уточнить. Даже хорошее ТЗ не гарантирует, что его правильно поймут или вообще прочитают :)
Не знаю было ли в комментах, но считаю, что есть куча лансеров которые относятся к работе небрежно, и не профессианально, но грести всех под одну гребенку глупо. В наше время еще остались люди которые считаю что за свои слова надо отвечать, и если уж ты (!) сам назначил срок ты должен выложиться по полной. Да и тем более если уж вы не уверенны в том что работа фри лансера будет выполнена хорошо обратитесь в студию, их очень много +)
Да нет, я не гребу — во второй части как раз написал о том, что люди есть разные. Но почему-то адекватных встречается совсем мало :)
Эм ну тогда праильно все, ведь у медали всегда две стороны ... *пошел читать вторую часть.
Надеюсь, откатит бочки обратно :)
не ну сопсна бочек то и не было, йа просто изложил свой взгляд на происходящие, приплюсовав немного эмоций +)
Ну это я образно про бочки, никаких претензий :)
Несколько моментов и тезисов:

1. держать ли фрилансеров "в ежовых рукавицах".
С фрилансерами нужно дружить, пить пиво по вечерам, ходить в рестораны по выходным, но чётко давать понять, кто тут заказывает музыку. И что будет в случае срыва сроков. В частности, с ними можно трепаться на тему кто как провёл выходные, но когда дело заходит о состоянии проекта, приятельский тон лучше оставлять.

2. хороших фрилансеров не бывает.
Бывают, таких нужно пытливо выискивать, холить и лелеять. Таких один на сотню, но мне посчастливилось работать с несколькими.

3. заказчики - такие же необязательные козлы
Безусловно. К любого фрилансера нужно уважать и в случае изменений в постановке задачи посреди работы, заново оговаривать цены и сроки. Фрилансеры к такому не привыкли, к сожалению, - это минус нашим заказчикам. В этом случае даже повышение стоимости на минимальную сумму здорово подстёгивает и возрождает потерянный было энтузиазм.

4. схема работы
Предпочитаю выставлять два срока: реальный и нереальный. Например: есть задача к следующей неделе запрограммить какую-то фишку. Выдаю сроки: ты программишь мне эту фишку к среде, получаешь $2000, делаешь к следующей неделе - 1200$. Стоимости отличаются процентов на 30%, как правило. И что самое забавное, всё обычно готово к вечеру вторника. Хотя объём работ весьма и весьма обширный.
Здесь дело в том, что фрилансер, выдавая срок, как правило, закладывает "сходить на свадьбу к другу" или "побухать с друзьями". В случае такой схемы работы все эти нюансы отпадают и остаётся "чистый" срок на выполнение работы.

5. всякие мелочи
В случае с нерадивыми фрилансерами, пропадавшими на несколько дней и не выполнявшими обещания, пробовала следующее: брала за шкирку и сажала работать у нас в офисе. С подневной оплатой, обедами и т.д. Минус в том, что такое возможно только при нахождении человека в непосредственной близости.
И последнее: заключение договора нифига не помогает. Слишком долго рассказывать, почему :)
И что самое забавное, всё обычно готово к вечеру вторника.
А что Вы хотели? Во-первых - это вызов. А вызов - это гораздо прикольнее, чем обычная рядовая работа. Во-вторых - это возможность срубить больше за меньшее время, причём "меньшее время" зачастую даже более весомый стимул, в том смысле, что многих на длительную стабильную работу просто не хватает. Так что со всех сторон отличная идея.
Да, кстати, получение больших денег за меньшее время очень подстегивает и заставляет совершать трудовые подвиги :)
Возможно, но насчет приоритетности с ksoiss согласен.
Я однажды такого нерадивого, даже поселил в соседней квартире, и на работу его в своей машине возил... не помогло :( ушел по английски
а вообще идея с двумя сроками - вещь интересная, надо будет опробовать, хотя я как-то пытался ввести премирование за перевыполнение плана... но что-то тогда у меня не получилось
Ну я, собственно, звала их в офис и тупо сидела с ними до 10-11. Проект вроде сдали. Построже надо :)

По поводу двух сроков: надо это выставлять не как "премирование", а как оговоренную сумму оплаты. Премию её ещё неизвестно дадут ли, не дадут, сколько, как, чего. А если есть срок и есть бабло, на 30% превышающее оговоренную сумму - стимул больше :)
возьму на заметку, спасиб :)
По всем пунктам соглашусь :)

Очень точно описано в 4м. Хороший совет про большую разницу между суммами — я обычно давал не очень большой процент надбавки, видимо, поэтому не всегда срабатывало.

Ну и по 5му схема работает — стоять над душой очень хорошо помогает. Параллельные дела улетучиваются на раз :) У нас было несколько обратных случаев, когда сотрудники переходили на удаленную работу. Некоторые отлично работали и при такой схеме, иногда приходя на неделю-две поработать в офис. Кто-то зарабатывал типичные фрилансерские комплексы.
В пятом пункте срабатывает ещё и в другом направлении: улетучиваются не только параллельные дела, но и уменьшается время на коммуникации. Согласитесь, гораздо удобнее собрать программёра с флешером и вместе найти баг в xml'е, нежели заниматься пересылкой, перезвоном и выяснением, в чьей же части работы косяк.

Спасибо за пост :) Подписалась на rss блога.
Верно, происходит как раз то, чего постоянно ждешь от фрилансера — выключается формализм и у него начинает болеть душа за проект :) Редко получается такого добиваться, но всегда очень и очень хочется :)

Вам спасибо за дельные добавления и советы :) В блоге все достаточно регулярно и тематично, надеюсь понравится :)
Как фрилансер могу сказать - про нас все справедливо. Бывает такое. Заказчикам по поводу сроков могу сказать одно - чем четче Вы формализуете задание, тем меньше шансов что проект окажется сорван по срокам.
UFO just landed and posted this here
В работе с заказчиком также нужны свои наборы решений — кидал с обеих сторон хватает.
Кстати, если фрилансер берется за проект и не задает вопросы по ТЗ - это должно вызвать подозрение. Хотя попадаются "левые фрилансеры", которые по-началу вопросы и задают, но они обычно формальные.
UFO just landed and posted this here
К сожалению, пока я сталкивался с фрилансерами, которые если и задавали вопросы, то только по-началу.
Возможно, для проверки на "вшивость" фрилансера в ТЗ вкладывать специальные неясные моменты.
UFO just landed and posted this here
Было дело, вычитывал и удивлялся закрученности :)
UFO just landed and posted this here
Если вопросов нет, значит и ТЗ не открывалось :)
UFO just landed and posted this here
Я комментарием ниже как раз примерную схему такой ситуации и расписал :)
Ну вот, пожаловались на нерадивых фрилансеров друг другу и успокоились :)
UFO just landed and posted this here
Забавно, что один из тех фрилансеров, кто со мной сотрудничал и слился по итогу, прочитал этот материал и сильно извинился :)
UFO just landed and posted this here
Не будем чернить человеку образ :) Я хоть и пострадал от него и еще пачки других, но не злопамятный. Я-то свою проблему решил нахождением нормального человека, а те кто протупил так и останутся у своего побитого корыта.
Если Юрий не против, то киньте ссылочку на портфолио :))
И, если не сложно, напишите вкратце, чем больше любите заниматься (креатив, инф. дизайн, иллюстрации, может). Лучше на ksoiss@gmail.com
Заранее спасибо :)
UFO just landed and posted this here
Не успокоились, а перегруппировались перед следующими разами ;)
Человек не задает вопросов когда не читает ТЗ :) Обычно это значит "засяду на выходных, а там уж почитаю". Ну а когда доходит до выходных, выясняется столько всего, что начать делать не получается, нужно ждать понедельника. А в понедельник уже сдавать вроде надо и задавать вопросы как-то совсем боязно. Ну и дальше по спирали :)
Особенно забавно, когда прямо в срок сдачи объявляется фрилансер с кучей вопросов :)
Всё сразу становится ясно и продолжать сотрудничество на других проектах становится бессмысленно.
Сам одно время фрилансил и на такие грабли наступал, поэтому жутко смешно видеть эти же проблемы с другой стороны :) Часто можно даже на шаг вперед предсказывать действия :)
Я тоже фрилансила, но очень недолго. Всё же нужно отлично разбираться в какой-то одной области, во всех невозможно. А у меня так не получается, я хочу отовсюду понемножку :)
Отсюда и pm - организовывать всё это интересней.
Поначалу больше всего нравилось смотреть в глаза матёрому программёру, когда 20тилетняя девочка находит баг у него в js-скрипте, или быстренько правит css-ку другому, который с вёрсткой знаком крайне поверхностно :)
UFO just landed and posted this here
А тут долго и не надо — главное суть понять :) Да и в остальном иметь недолгую практику полезно, чтобы понимать процесс — я почти во всех основных ролях процесса разработки побывал, что очень помогает и в оценке, и в контроле :)
требуется дизайнер на удаленную работу. http://www.dpiart.ru/
Sign up to leave a comment.

Articles