Pull to refresh

Comments 53

А вы принципиально не искали альтернативы? Есть же прекрасный Postman (https://www.getpostman.com/), который еще и код умеет генерировать для конкретного вызова на десятке языков.
К сожалению данный редактор не попадался в поиске. И я так понимаю Postman не относиться к опен сорс проектам. Я искал именно опен сорс.
Эм, а вы точно хотите писать документацию к API отдельно от самого API?
Я — хочу. У меня документация к API обычно предшевствует самому API. Но это нюансы избранного workflow. Правда конкретно эта тулза мне не подходит.
В вашем рабочем процессе, я надеюсь, предусмотрен инструмент, который проверяет, что API соответствует документации?
А если документация к API храниться в перемешку с исходным кодом, то это соответствие достигается как-бы автоматически?

Как минимум пути и структуры входящих и исходящих сообщений — да. А дальше зависит от того, как у вас код структурирован, можно и типовое поведение (не найдено, отказ доступа, ошибка версионности) автоматически выводить.

Вполне применимый подход для команд. Разрабатывается документация, потом одновременно начинают работать разработчик сервера, клиента и тестировщик.
Разрабатывается документация, потом

Вам это, случайно, водопадную модель не напоминает?


разработчик сервера

Я выше уже спрашивал, и тут снова спрошу: а инструмент, который проверяет, что API соответствует документации, этим подходом предусмотрен?


разработчик [...] клиента

А заглушка для разрабочика клиента откуда берется? Или вслепую?

Вам это, случайно, водопадную модель не напоминает?


Это напоминает водопадную модель так же, как если бы мы сначала писали всю API и потом уже отдавали ее мобильщикам/фронтэндерам. Но мы же так не делаем, верно? Документация к API так же пишется ровно столько, сколько нужно для текущего скоупа задач.

а инструмент, который проверяет, что API соответствует документации, этим подходом предусмотрен?


Да. Предусмотрен. Есть различные тулзы, в зависимости от формата приготовления документации. В моем случае это api blueprint и dredd. Однако сейчас все больше подумываю о том, что бы отказаться от него в сторону кодогенерации клиента на PHP и использования его в моих тестовых сюитах (для того что бы удобнее практиковать ATDD). Проверка соответствия происходит по json schema.

А заглушка для разрабочика клиента откуда берется? Или вслепую?

Для всех существующих форматов описания API (blueprint, raml, swagger) есть тулзы для поднятия mock-сервера.
Для всех существующих форматов описания API (blueprint, raml, swagger) есть тулзы для поднятия mock-сервера.

… это если у вас "документация" — это, на самом деле, формально описанный контракт. Аналогично и выше, для проверки соответствия нужна не документация, а контракт.


Впрочем, не суть. Я, в принципе, могу понять прелесть contract-driven-разработки API, но в моем личном опыте, к сожалению, он себя оправдывает намного меньше, нежели живая разработка сервера под требования клиента вкупе с фиксацией этих требований (и, как следствие, контракта) в тестах.

нежели живая разработка сервера под требования клиента вкупе с фиксацией этих требований (и, как следствие, контракта) в тестах.


Давайте не будем подменять понятия. У меня есть к примеру проект, есть мобильное приложение, есть бэкэнд к ниму. После того, как для фичи были детализированы требования (в виде формального описания, в gherkin формате или как-то еще) можно приступать к описанию слоя интеграции мобильного приложения и бэкэнда.

Далее, имея на руках описание API (то что нужно сделать бэкэнд разработчику и то что должен использовать мобильщик) а так же детализированное представление о том как должна работать фича (ну или же не детализированное, а только предположение о том как оно должно работать) мы можем вести абсолютно паралельную разработку.

Причем это нисколечки не отменяет необходимости писать тесты (интеграционные как минимум). Но что если тесты не пишутся? (ну вот бывает такое иногда, чего уж тут… не все разработчики пишут тесты) Тогда мы можем просто прогнать реализацию бэкэнда на соответствие документации к API и уже чуть снизить риски.

Если же тесты пишутся — мы можем сгенерировать для интеграционных тестов код клиента для нашей API, который попутно будет верифицировать json-схему ответов.

При генерации документации на основании реализации у нас отсутствует необходимость проверки реализации на соответствие документации (ибо мы тогда сами себя проверять будем, в этом нет смысла). Однако мы полностью теряем возможность паралельной разработки, так как в этом случае у нас нет заранее задекларированного слоя интеграции двух систем.

Так же у документации лежащей отдельно есть отдельная плюшка которая мне кажется дико удобной — возможность отслеживать изменения. Скажем мобильщик может через неделю после отпуска например вернуться, открыть репозиторий и посмотреть diff документации к API. Поскольку форматы типа raml или api blueprint позволяют удобно DRY-ить структуры данных, мы получим красивый и небольшой DIFF описывающий изменения в API. С генерацией документации по исходникам мы этого не получим как не старайся.

А далее мы можем для особо простых и небольших проектов просто сделать кодогенерацию API из документации к оной и получить больше профита. Я вот хочу все придти к этому потому как простые апишки писать немного скучно, а существующие решения либо не используют кодогенерацию (а значит плохо масштабируются) либо просто кривые и надо писать свои шаблоны.

Хочу сервис, в котором с одной стороны вручную пишешь документацию к апи с примерами ответов (заглушки) и тем самым сразу можно применять в приложении. С другой стороны бэкенд генерирует доку к апи. Две доки сервисом соединяются, проверяются расхождения. И получается АПИ с уже реализованными методами, методы на заглушках и методы, сделанные вперед ручного описания. В документации как-то помечается статус реализации метода.
Есть ли такие?

С другой стороны бэкенд генерирует доку к апи. Две доки сервисом соединяются, проверяются расхождения.


Интересная концепция. К сожалению в моем случае не выйдет так как не из чего сгенерировать документацию норамльно (мэппинги структур данных не статичны, я использую один компонент для формирования структур данных (вместо отдельных DTO объектов) и еще один который хэндлит за меня рутины (вроде трансформациии типичных объектов вроде дат и тд.)

То есть в моем случае информации полной о структурах данных нет и придется всеравно что-то руками дописывать. А если же я буду прописывать все DTO-ки руками, и мэппинги делать так как мне это удобно и при этом что бы вся информация о типах сохранялась — я потрачу на это больше времени при отсутствии профита.

С другой стороны, есть тулзы которые берут ваши примеры запросов и просто бомбят сервер этими примерами и проверяют ответы. Вот к примеру один из них: dredd

Соглашусь, что кто-то из сторон в этом случаи полениться делать доку, если она уже есть. Хм, хотя если бэкенд предоставляет апи вперед ручного описания, то можно её принять. А для бэкенда можно предложить аннотацию для копипаста…

А для бэкенда можно предложить аннотацию для копипаста…


Можете пояснить мысль?

Для прописывания сваггер аннотации к методу, чтобы с генерированная потом дока соответствовала требуемой.

Повторюсь, не всегда есть информация о мэппингов респонсов и реквестов (я вот ленивый и юзаю вместо DTO динамические структурки данных), а стало быть придется руками писать доку, а стало быть шансы проиграть остаются.

Мне больше нравится следующий сценарий:

— договариваемся как должна работать фича со всей командой
— договариваемся о том как должна выглядеть API между заинтересованными лицами. Кто именно напишет доку к апишке для этой фиче — без разницы.
— Пишем тест уровня приложения (интеграционный) используя доку для генерации клиента к апишке
— Пишем апишку.

И тогда все хорошо, и мы еще и тестами покрыли фичу.
Давайте не будем подменять понятия

Например, какие и чем?


имея на руках описание API [...] мы можем вести абсолютно паралельную разработку.

Тут есть две проблемы. Во-первых, описание API надо породить, и пока это будет происходить, все разработчики будут простаивать. Во-вторых, в моем личном опыте — возможно, это просто я не умею API готовить — ни одно описание API не выживало дольше суток разработки (а чаще — пары часов разработки), после чего немедленно начинались правки, и это описание устаревало.


При генерации документации на основании реализации [...] мы полностью теряем возможность паралельной разработки, так как в этом случае у нас нет заранее задекларированного слоя интеграции двух систем.

Почему же? Вот разработчик бэкэнда начал работу. Начал он ее с того, что определил (сразу в коде) свой внешний контракт (ресурсы, методы, структуры) — причем в том объеме, в котором это можно построить из текущих бизнес-требований. На основании этого кода построилось формальное описание, которое может потребить разработчик фронтэнда — после чего их работа прекрасно параллелится.


Так же у документации лежащей отдельно есть отдельная плюшка которая мне кажется дико удобной — возможность отслеживать изменения.

Ну вообще по коду дифф тоже прекрасно строится. Более того, если мобильный разработчик не умеет читать серверный код, то можно сгенерить промежуточные форматы (тот же raml) по обеим версиям, и взять все тот же дифф.


PS А еще бывает разработка открытого API, где нет никакого заранее известного клиента.

Во-первых, описание API надо породить, и пока это будет происходить, все разработчики будут простаивать.


Это занимает как правило не так много времени. Причем не важно кто именно будет «порождать» API, это может сделать мобильщик пока ожидает предыдущее API или же кто-то еще. У меня был проект где члены команды географически находились в разных местах и мы ввели там такую схему работы именно для оптимизации процессов.

Правда следует уточнить что для этого все члены команды должны быть адекватными, а это увы не всегда так. Конкретно там это дало значительный профит, но были ситуации, когда бэкэнд разработчик просто забывал предупреждать о том что хочет поменять API и об этом узнавали когда что-то ломалось на клиенте. Но опять же, это вопрос коммуникации и его можно решить (как просто разговором так и автоматизацией какой-то части этих процессов).

ни одно описание API не выживало дольше суток


А можете привести пример? Может быть проблема с исходными требованиями? У меня просто такие проблемы бывают, но это скорее исключение из правил. Да и как бы подправить markdown файлик занимает пару минут.

Почему же? Вот разработчик бэкэнда начал работу. Начал он ее с того, что определил (сразу в коде) свой внешний контракт [...] если мобильный разработчик не умеет читать серверный код


Вы тут делаете допущение что:

— есть возможность декларировать контракты в каком-то виде (мэппинги структур данных, все типы явно заданы и известны и все такое). А я вот пишу на PHP, и вместо DTO использую отдельные либы, которые позволяют мне использовать мэппинги на динамические структурки данных. Это существенно ускоряет в моем случае разработку но за счет этого у меня нет достаточно информации о том что бы заранее иметь какой-то контракт. Введение полноценного слоя DTO с мэппингами и т.д. сильно удорожает разработку, потому идти на это я не хочу (я пробовал).

— разработчик клиента мониторит исходники. Причем на одном проекте может использоваться PHP, на другом node.js на третьем java.

Словом слишком сложно. В рамках сложившейся команды — это нормальный и более чем жизнеспособный подход. А в моем случае это работать не будет.

Это занимает как правило не так много времени.

У всех по-разному, к сожалению.


А можете привести пример?

Сходу — нет, дело полугодичной давности.


Может быть проблема с исходными требованиями?

Нет, это проблема с тем, что требования неоднозначно преобразуются в реализацию, все-таки.


Да и как бы подправить markdown файлик занимает пару минут.

Это пара минут, которых можно избежать, если править сразу код.


есть возможность декларировать контракты в каком-то виде

Да, конечно. Если такой возможности нет, то и говорить не о чем.


разработчик клиента мониторит исходники

… или мониторит что-то, куда публикуются дифы. То же допущение, что и у вас.


Словом слишком сложно.

В моем случае оказалось слишком "сложно" (скорее, слишком много оверхеда) вести разработку с предварительным описанием контракта.

Для разработчика сервера все равно пишется некое ТЗ по АПИ. У нас это фактически дока. Конечно писать её сразу правильно в формате сваггера лениво и мы реальную доку генерируем по коду. Но может визуальные редакторы бы облегчили задачу. А в купе с заглушками, пока сервер не готов, было бы совсем здорово. Я поэтому в ветке выше и подумал о сервисе, который бы автоматизировал рутинные процессы для двух сторон разработки.

Для разработчика сервера все равно пишется некое ТЗ по АПИ.

А точно ли пишется? Всегда?

Чаще чем никогда :) API — это не только результат творчества разработчика сервера. Требования пользователей API нужно учитывать. По моему, задокументировать эти требования лучше всего.

Есть разница между "задокументировать требования пользователей" (что, кстати, происходит не всегда) и "написать ТЗ на АПИ". А разработка сопряженных фронта и бэка по бизнес-требованиям — это третья вещь.

Детализируя требования, получаем документацию. Сделать это могут не все, и не ставится вопрос о практичности детализировать на 100%. Сгенерированная по коду документация будет полнее (хотя не факт). Но содержать будет только то, за что взялись разработчики. Когда как для пользователей (разработчиков фронта, приложений...) можно вручную описать будущее API, для разработчиков сервера оно снимет лишние вопросы. И разве это плохо или не правильно? Я бы хотел инструмент, где сосуществовали оба подхода к документированию, дополняли друг друга.

Детализируя требования, получаем документацию

На самом деле, нет. Документация и требования отвечают на разные вопросы.


Но содержать будет только то, за что взялись разработчики.

… то есть то, что реализовано, и то, как реализовано. Это ли не прекрасно?


для разработчиков сервере оно снимет лишние вопросы

Снимет ли? Или создаст новые, в формате "но мне же так неудобно делать, как теперь поменять"?

Вы на стороне сервера и вас волнует компетенция человека, описывающего вручную доку. Меня одновременно волнуют компетенции бэкендщика, который решил сам придумать АПИ, и фронтендщика, с фантазиями как бы хорошо было бы… Поэтому и хочу сервис, где согласовывались бы обе стороны. Если бэкенд опережает на месяц и супер адекват — его вариация доки примется в большей степени. И наоборот. Или отдельный адекватный, который найдет компромисс :)

Поэтому и хочу сервис, где согласовывались бы обе стороны.

Угу, вместе с кнопками "комментировать", "откатить" и "согласовать".

Я понимаю что было бы более правильно использовать инструмент который на основе api генерирует код но к сожалению сначала взялся писать минималистический код а потом тока начал документацию и лишь потом только обратил внимание на тот же swagger
было бы более правильно использовать инструмент который на основе api генерирует код

Лично я считаю, что "правильно" использовать инструмент, который на основе кода генерирует документацию.


к сожалению сначала взялся писать минималистический код а потом тока начал документацию и лишь потом только обратил внимание на тот же swagger

Но если вы понимаете, что это неправильно, зачем продолжать?

Вы правы. Попробую данный инструмент довести до ума. Возможно, посоветуете, на какой инструмент ориентироваться?
Попробую данный инструмент довести до ума

Какой "данный"?


Возможно, посоветуете, на какой инструмент ориентироваться?

Я пока предпочитаю Swagger (и его WebAPI-реинкарнацию Swashbuckle), но он не без недостатков.

Лично я считаю, что «правильно» использовать инструмент, который на основе кода генерирует документацию.


В этом случае «потребители» API сильно зависят от того, когда будет готова API. То есть это больше похоже на ватерфол. К сожалению далеко не всегда удается сделать так, что бы бэкэнд разработчики пилили апишку на шаг вперед от мобильщиков тех же. Я чаще сталкивался с ситуацией где бизнес аналитик/продукт оунер/стэкхолдеры не успевали требования для фич согласовать что бы загрузить бэкэнд разработчика на 100%.

А если мы в начале итерации задекларируем слой интеграции, и, разумеется при исплользовании средств верификации на соответствие документации, мы можем вести разработку клиента и серера практически независимо друг от друга, тем самым сильно ускоряя процесс разработки и снижая риски.

Ну и опять же, я сейчас работаю над шаблонами для кодогенерации. В доброй половине случаев у меня API требует банального CRUD-а и как-то хочется его просто генерировать. Причем так, что бы можно было потом код подправить а не выкидывать. В этом случае для очень простых проектов мобильщик может описать полностью API которая ему нужна, а бэкэнд разработчику останется просто сгенерить код, подправить в паре мест и вылить.
В этом случае «потребители» API сильно зависят от того, когда будет готова API.

Не API, а тот контракт API, на основании которого генерится документация — что, в принципе, ничем не хуже документации, только гарантированно не разойдется с кодом.

Можете пояснить о чем вы? А если я хочу что бы этот «контракт» предоставил мне мобильщик? Ну мол, допустим мне просто лень/некогда вникать в фичу для проектирования API, и мобильщики люди тоже не глупые и вполне могут под задачу спроектировать пару методов API за меня. А я просто получу это как дополнительную информацию о том как мне что делать.
Можете пояснить о чем вы?

О том, как раньше работали (некоторые) SOAP-сервисы, и как сейчас может работать, скажем, WebAPI в связке со Swashbuckle — я просто определяю класс, который будет обрабатывать запросы, прописываю пути, методы и структуры, добавляю cross-cutting-атрибуты (типа авторизации) — и уже можно получить, с одной стороны, документацию (включая формальные описания), а с другой — точку входа для тестов.


А если я хочу что бы этот «контракт» предоставил мне мобильщик?

В этом случае вам придется пойти со стороны мобильного клиента. И если у того нет возможности сгенерить промежуточное описание из своего кода — тогда вам придется написать это промежуточное описание руками.

Мы в своё врея остановились на swagger.
У них есть замечательный инструмент swagger-editor: http://editor.swagger.io/#/
который работает, как на этом сайте, так и локально.

Представление API в json, либо yaml.

Для просмотра есть swagger-ui: http://swagger.io/swagger-ui/

Вот пример того, как может выглядеть api: http://petstore.swagger.io/

Совсем для затравки — у swagger есть плагины для gradle и maven: swagger -> asciidoc -> { pdf, html5 }

Наши потребности он перекрывает на все 100%.
Удобно, попробуйте.
Вот, прямо +1.

Во1, описание методов API можно вести в проектах Rails прямо не отрываясь от кода, причем не «замусоривая» код.
Во2, сразу получается интерактивная система, где можно вызывать методы API и смотреть результат.
Не совсем ясно причем тут RESTful.
RESTful это когда соблюдены все требования REST архитектуры. В том числе HATEOAS. А тут об этом даже не упоминается.
Посмотрите slate, там за основу берется md-файл.
На выходе вот такое:
image

Пример: Travis-CI
А есть примерчики именно md файлов, а то сходу не нашел.
Ясно, то есть это всего-лишь шаблончики для md файлов, никакой магии. В целом мило, но далеко не самый эффективный способ.

К примеру я использую api blueprint именно из-за возможности DRY-ить документацию, реюзать структуры данных и т.д. А примеры как дергать запросы через CURL — это можно сгенерить.
Хорошая практика писать сначала документацию к api, а потом уже само api. Как и тесты. Swager здесь является неким стандартом, на мой взгляд, для api. Лично я использую apidocjs.com в маленьких проектах. Приятный синтаксис и встроенный клиент для тестирования прямо из документации. Но в большим проектах, особенно за рубежом, ничего кроме swager'а не признают.

Ваша разработка будет полезна, но приятнее писать документацию прямо в коде, что бы были видны сразу входящие данные, ответы апи и прочее, а потом уже генерировать на основе этого кода документацию.
https://habrahabr.ru/company/selectel/blog/265337/ — на хабр уже было упоминание.
Как я уже и писал, я пробовал писать на RAML но мне такой способ не удобен, уж лучше тогда Swagger взять
А вы какую версию RAML смотрели? 1.0 уже более-менее удобна.
Да неважно, сам синтаксис написания не удобен, мне лично удобнее в веб форме заполнить поля.
Sign up to leave a comment.

Articles