Pull to refresh

Comments 21

Мне в этом плане очень понравилась книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Хотя или нехотя начинаешь замечать различные манипуляции со стороны, которые ранее пропускал мимо ушей. А иногда и манипуляции со своей стороны, хотя не собирался этого делать.

Когда я работал ИТ-директором, особенно поначалу, то на каждом совещании приходилось держать ухо востро. Спросит какой-нибудь главный бухгалтер, совершенно будничным голосом: «когда будут устранены проблемы в программе?». Ляпнешь «в течение недели» - всё, пиши пропало.

На мой взгляд довольно странно приравнивать программиста и ИТ-директора. И думаю вопрос в данном случае был про общий уровень ИТ-сервиса, за который вроде бы ИТ-директор и должен отвечать. Но интересно, что было в Вашем случае, как это всё в итоге разрешалось.

Тут же много всяких тактик… Начиная от «нет заявки на хелпдеск — нет проблемы» (а если есть то в сроки, установленные регламентом), заканчивая «базовая функциональность системы разработана и принята заказчиком — остальное не проблемы, а доработки, то бишь улучшения, которые по определению можно делать бесконечно, ибо нет предела совершенству»… Но проблему автор поднял актуальную — факт.

Судя по ответу «в течение недели» проблемы таки есть и они признаются и даже в работе. Но это очень странно на мутный вопрос отвечать конкретным сроком, тем более ИТ-директору.

На мой взгляд корректный ответ от ИТ-директора главбуху может быть какой-то такой:

Мы полностью исполняем согласованные с Вами SLA и проектные планы, в которых сказано, как быстро мы должны решать возникающие с программой проблемы, если это не так, прошу назвать конкретные факты, если требуется другой SLA или новый проект по доработке системы, то давайте его обсудим отдельно.

Вы все правильно говорите, но в этом вся фишка. ;)

Естественно проблемы есть. И ИТ-директор и главбух о них знают. И когда главбух задает вышеуказанный вопрос — ИТ-директор попадает в ловушку, т.к. очень легко предположить, что речь идет о каких-то конкретных, известных проблемах. ;) Но вопрос задан в таком максимально обобщенном виде, что если ответить «в течении недели», то это может быть воспринято как обещание, что никаких проблем в системе через неделю не будет: ни текущих, ни потенциальных. И для тех на совещании, кто слышал разговор, но конкретикой не владеет — именно такой контекст и будет очевидным. Так что когда на следующем совещании выяснится, что проблем стало в два раза больше (ну и что, что все они НОВЫЕ?) — ИТ-директор будет иметь бледный вид. Поэтому такую формулировку нужно обязательно превращать или в конкретику (проблемы, зафиксированные в тикет-системе на момент совещания будут решены...), или вообще переводить в другую плоскость: что это не ошибки системы, а хотелки, которые возникают постоянно и поток которых не прекратится никогда.

На мой взгляд ИТ-директор, не конкретизирующий ни заданный расплывчатый вопрос ни свой на него ответ близок к неадекватности занимаемой должности в части коммуникативных навыков. И тенденциозные вопросы тут совершенно не при чем.

ИМХО конкретно в таком кейсе не тактики ответной борьбы с ловушками надо изучать, а над коммуникациями своими ИТ-директору стоит поработать.

Ну так это на любую тему, описанную на хабре можно так сказать: мол, если кто этого не знает, так он не должен заниматься тем, чем он занимается! )

Наверное ИТ-директор — это все-таки да, человек с прокачанными навыками коммуникаций. Но в реальной жизни на такие вопросы приходится отвечать не только и не столько директорам, а и вполне себе обычным разработчикам, у которых навыки коммуникации такого рода вкачаны не так что бы на полную…

Для них и статья! ;)

Сдается, что главбух с дежурным вопросом «когда программа перестанет глючить» (а там понимай как хочешь: это девочка у неё в бухгалтерии, написала в резюме «хорошее владение компьютером», но путается, и постоянно винит в том программу) скажет подобное всегда, безотносительно умения распознать наезды у собеседника.

Вот не вестись, и держать свою позицию («да вы сами не умеете пользоваться») - это уже не психология, это обычные аппаратные игры, кто кого.

Дожил, уже боты с баша шлют шутки (смайлик).

Но суть моего коммента Вы верно проиллюстрировали: если к ИТ нет уважения, то главбуху не потребуется ловить начальника ИТ на слове - начальник и так будет «виноват».

Мысли интересные, было бы неплохо разбавить и подкрепить конкретными примерами для лучшего усвоения

Когда столкнулся с подобной проблемой со стороны моего начальника, первое, что пришло в голову, это уволиться. Жена отговорила. Сказала «не обращай внимания на этого придурка». Во второй раз — тоже отговорила. И в третий раз. В итоге только через пол-года начальник сам меня уволил, с формулировкой «бесишь». А причина-то была, оказывается, в появлении у начальника нового «фаворита», который, почему-то, всегда вызывал у него восхищение. Даже там, где ошибался. Моё место досталось ему.

Было бы неплохо привести примеры удачных ответов на тенденциозные вопросы, приведеные в начале статьи.

Лично мне это кажется странным, но тема тенденциозности в разговорах с программистами до сих пор чертовски актуальна. Особенно на заводах, где целые ИТ-отделы сидят в глубокой заднице, во всех смыслах. Причём, уже даже и не помнят, как, когда и почему так вышло.

Согласен, умеют некоторые, практически добровольно, вставать в позицию всегда и за все виноватого.

У меня только один вопрос к автору, если вы подмечаете такие моменты, если для вас они очевидны, то как у вас обстоят дела с противоположным полом?)

Увы мои Soft Scills около нуля. Поэтому я сразу иду на конфликт.
Т.е. на любой "тенденциозный вопрос", либо прошу конкретики.
Типа "что конкретно я не делаю, не сделал".
Либо, если это касается сроков - говорю "это не моя зона ответственности. А эстимейты я вам уже дал".
Ну а дальше, "здоровый пофигизм", позволяет пережить "бурление говн".
<:o)

Есть еще одна техника работы с такими вопросами - шок. А после шока уже начинать конструктивное обсуждение - порою легче идёт. Это сродни ответам на риторические вопросы, но эффект иной.

-- Когда будут устранены все проблемы в программе?

-- Когда ты уже сделаешь задачу?

-- Когда вы начнёте нормально работать?

НИКОГДА!

-- Как нам удалось это сделать?

НИКАК!

-- Вы будете на нас тренироваться?

ДА!

-- Почему программа постоянно тормозит?

ПОТОМУ ЧТО ОНА ТАКОЙ СОЗДАНА!

Самая мякотка в том, что встречный вопрос бизнесу типа «Почему продажи такие вялые или рост клиентов низкий, когда индексация зп морковка по 200р/кг» воспринимается как террористический и кислотный — типа они работают на максимумах по дефолту.

Начали хорошо, а потом тему не раскрыли, очень мало рекомендаций и нет примеров ответов.

Ещё, хочу добавить, что подобная дичь, как тенденциозные вопросы, характерна для каких-то окологосударственных контор, глухой провинции, и чего-то подобного. Ни в одной компании не видел такого, IT - это рынок работника, количество компаний - огромно, и среди них очень много таких, где работают позитивные талантливые люди. Кого-то подкалывать, подсиживать, гнобить через вставки в вопросы - что за жесть вообще?) Если мой менеджер подобный тип - зачем мне там работать? Сменил компанию и всё.

 IT - это рынок работника, количество компаний - огромно

Желаю Вам не попадать под повторение 2008 года, когда этот "рынок работника" испарился года на полтора (NYC и окрестности). ИТ - оно, по сути дела, только бизнесам и нужно, без бизнеса ценность этого управления лампочками околонулевая. Так что нынешнее положение дел - это не Ваша заслуга, а исключительно избыток шальных денег и бизнесов, готовых их освоить.

Я не говорил что это моя заслуга, просто констатировал фактическое положение дел. Ваши рассуждения применимы вообще к любой профессии - без бизнеса (рынка, где услуга востребована) ничто не имеет ценности. Можно сказать, что врач, или повар - нужны будут всегда, а IT - это некое шаткое, временное и пр. Если думать, что мир может откатиться на столетия назад в результате глобального катаклизма- то да. Вероятность этого, правда, не настолько высока, чтобы из-за этого переживать. В остальных же случаях, не вижу причин для беспокойства. В 2008 я уже несколько лет как работал программистом, до нас волна кризиса долетела в 2010, нас всех уволили, через пару недель уже вышел на новое место. Кризисы были и будут, но если уж программисту в них не будет работы - остальным, за вычетом может военных, будет не лучше. А тем делом уже не одно десятилетие хороших программистов не хватает, искусственный интеллект их не заменит, а количество задач для них растёт. Чья заслуга, будет ли так всегда - не так важно, как важно не упускать возможности. Здесь и сейчас полно отличных компаний - а некоторые люди тратят силы на токсичную работу, где задают тенденциозные вопросы.

Это просто пассивно-агрессивные вопросы в половине как минимум. Направленные больше на негатив и без какой-либо конкретики. Я бы на такие даже не стал отвечать, а поговорил бы с руководителем этих людей на предмет спрашивания идиотских агрессивных вопросов и некомпетентности тех, кто такое спрашивает. К счастью ни разу с таким не сталкивался.

Sign up to leave a comment.

Articles