Pull to refresh

Comments 108

>> Оказывается, программирование с использованием математических функций значительно упрощает нашу работу.

ОЧЕНЬ спорное заявление. Я лично встречал кучу кейсов, когда все ровно наоборот. Тот-же Redux - отличный пример. ФП - это хорошо только там, где это уместно и без фанатизма. Фанаты ФП - одни из самых вредных людей на проекте.

Почему спорное? Оно неверное. Программисты програмиируют процессы (математическое понятие, CSP или pi-исчисление), физические, взаимодействующие сущности, которые нельзя реализовать функциями. Смоделировать функциями можно, но тогда нужно рассматривать все процессы во вселенной одновременно, что при программировании, мягко говоря, проблематично.

Иногда эти процессы действительно работают как функции, но часто - нет. Например, пользователь программы - это внешний процесс, с ним нельзя работать, как с функцией. Стремление упихать поведение процессов в функциональную семантику может быть себе дороже, потому что приводит, как раз, к необходимости рассматривать всю программу со всем миром, как единое целое. Трансформеры монад появляются, которые усложняют код и снижают его эффективность. Или системы эффектов, которые являются просто замаскированными нелокальными выходами (за что боролись тогда?). И прочие такие всякие дела.

Опять же, программирование с процессами сразу экспоненциально увеличивает сложность кода, поэтому и в эту сторону фанатизм не уместен. По идее, нужно уметь аккуратно без фанатизма работать и с процессами, и с функциями, чтобы код оставался адекватным.

Спорное оно потому, что найдется куча желающих об этом поспорить :)

Ну и, стоит признать, что есть случаи, когда чистые функции действительно упрощают жизнь.

Злоупотребление процессами увеличивает <b>поведенческую</b> сложность кода.

Пользователя достаточно 60 раз в секунду опрашивать какие кнопки он нажал, и куды тыкнул мышкой. А все остальное время программулина работает сама по себе полностью независимо от внешнего мира. 1/60 секунды это почти вечность для программы, во время которых она представляет из себя чистую детерминированную функцию f(нажатые_клавиши, старое_состояние) -> новое_состояние.

А уж если пользователь у программулины не один, так в конкурентном программировании вообще у фп сплошные преимущества перед императивным.

Время - это тоже не функциональная концепция. Для функций времени нет. А из-за того, что процессор в любой момент времени может выхватить прерывание, его следующее состояние не определяется его текущим состоянием полностью. Добавьте сюда память, в которую по технологичнским соображениям пишут многие устройства. Функциональную модель всего этого хозяйства постороить теоретически можно, но она будет жутко громоздкой.

Так что, в любом случае, придётся говорить о процессах. Может быть, на языке монад, но когда у вас не один пользователь, это слишком топорный язык: монады тензорно не умножаются, придётся костылить нечто дополнительное.

Опять же, процессы не обязательно подразумевают изменение данных. Смотрите, например, Erlang. Переменная часть вычисления - это сам процесс и есть.

UFO just landed and posted this here
UFO just landed and posted this here

Я бы поспорил насчет того, что ФП в redux не уместно. Я считаю, что переход из одного состояния в другое состояние является чистым вычислением по своей природе. И самым очевидным выражением перехода будет:
(state, event) => state
По этому мне очень нравятся редьюсеры.
Какими бы сложными небыли эти вычисления чистые функции легко масштабируются. Код между ними легко переиспользовать. Ненужные детали легко скрыть в абстракции и положить в другой файл.

Мне в работе встречались сложные переходы не раз (особенно когда я работал над видео редактором) и редьюсеры здесь были как нельзя кстати. Ну а пляски с иммутабельностью легко исправляются в помощью immer. Redux toolkit позволяет сгладить все моменты за которое redux критикуют. Подобные инструменты были и раньше, но качество было хуже и поддержки TS кажется нигде небыло.

Прежде чем говорить о самом redux, следует заметить, что расходы на аллокацию и очистку памяти при копировании иммутабельных объектов - вполне осязаемые (особенно для жирных состояний в сложных приложениях). С всей спецификой работы с памятью в JS, мы должны понимать, чем мы за это платим. Далее - вы просто подтверждаете мои слова: если для работы с какой-либо штуковиной, выполняющей довольно простую роль, вам требуется еще куча дополнительных либ и зависимостей - с ней что-то явно не так. Меня всегда умиляет, когда в разговорах о redux начинается вот этот этап перечисления модных названий. Вы серьезно? Если ваша либа такая простая и удобная, зачем ей куча разных оберток, без которых ее использование - сплошная боль? А все ваши перечисленные удобства легко достижимы и при совершенно других подходах.

Если ваша либа такая простая и удобная, зачем ей куча разных оберток, без которых ее использование - сплошная боль

Я согласен, Redux - это очень низкоуровневый инструмент в несколько сток кода, который реализует голую концепцию и оставляет все остальное на усмотрение тех, кто его использует. Весь его код можно изучить за 30 минут.

Он не заботится о DX при работе с ним из коробки и не диктует четких правил за пределами концепции. Такая философия. Можно очень долго спорить о том, правильная она или нет. Тут все очень сильно зависит от того, кому в руки попадет этот инструмент.

Посмотрите, например, на useReducer из Реакт. Он ведь работает точно так же. Реакт ничего не предоставляет для удобной работы с иммутабельностью. Почему? Да потому, что это не его зона ответсвенности. Эта ответственность лежит на том, кто использует Реакт.

Это не правильно говорить, что инструмент плохой только потому, что он не сделал абсолютно всю работу за нас. Есть другие инструменты которые помогут. На мой взгляд, лучше много маленьких но хороших, чем один огромный посредственный иструмен.

А насчет легко "достижимы и при совершенно других подходах", вот код, покажите мне как достигнуть такого уровня декларативности, с помощью других подходов.
https://codesandbox.io/s/runtime-sun-1qhtw?file=/src/pages/Game/gameSlice.js
Просто форкните и перепишите на MobX или на то, что вам нравится.

PS. если codesandbox по какой-то причине упал, потрогайте какой-то код, это баг на codesandbox. Раньше замечал за ним такое

https://holiday-js.web.app/?state - вот пример другого подхода. Без иммутабельности. Работает быстрее, весит меньше. Проще некуда. Реакция на асинхронные изменения происходит синхронно, а потому, при использовании, нет ни гонок ни несогласованных состояний. Уровень декларативности - ничем не уступает.

Твои аргументы слишком абстрактны по этому не убедили. Буду благодарен, если ты форкнишь и перепишешь с использованием этой библиотеки. Вот тогда я действительно смогу оценить. К тому же это какой-то фреймворк который я никогда не видел. Я не уверен, что можно найти работу на которой его используют

Простите, но я не настолько желаю Вас в чем-то убедить, чтобы бросаться что-то форкать и переписывать. Пожалуйста, оставайтесь при своем мнении.

Понимаю Вас. Однако, если не готовы доказать это на деле, не стоит бросаться громкими фразами вроде:

Фанаты ФП - одни из самых вредных людей на проекте.

А доказать что парадигма X лучше парадигмы Y в случае Z, можно лишь переписав код с одной парадигмы на другую без изменений в поведении программы и проанализировав результат.

Позвольте людям писать хороший код на парадигме, которую они любят, или докажите, что их код плохой.

PS. да я знаю, я отношусь к этому слишком серьезно

4 входа и 2 выхода?

.кгые

Может всё же функционное, а не функциональное? Функциональный, по словарю - имеющий практическое применение. А у вас, что-то вроде методологии программирования функциями. (см. аналогию с "векторное...")

Нет, не может. Функциональное программирование - это термин, ещё в 50-х годах прошлого века рождённый академиками, стоявшими у истоков всей индустрии информационных технологий.

Академики в те времена этот подход называли процедурным (см. lamba letters, например). Под functional programming тогда понималось нечто вроде APL.

В "Can Programming Be Liberated from the von Neumann Style? A Functional Style and Its Algebra of Programs" Бэкуса этот подход называется functional programming.

У Бэкуса идеи были несколько отличными от тех, что мы сейчас называем функциональным программирванием.

Это уже вопрос досужих споров о чистоте, что считать настоящим функциональным программированием, а что нет. В них я склонен согласится с Одерским, который писал, что основа и необходимый минимум функциональной парадигмы - это функции первого класса без побочных эффектов, а всё остальное - лишь производные от этой простой идеи.

Я не спорю. Но хочу уточнить, что академики до середины 80-ых иначе на всё это смотрели. Такое вот определение ФП было практически бессмысленным до появления работ Moggi по монадам.

От слова функционал - математический термин, обобщающий понятие функции.

Кажется, что больше подойдёт термин «оператор».

Статья неплохая, жаль что в ней нет ни слова о функциональном программировании

Только вот функциональное программирование ради достижения ссылочной прозрачности опирается на рекурсию, которая хоть и выглядит изящно, но совершенно не ложится на модель вычислений в компьютерах.

Можно сводить рекурсию к хвостовой, но об этом надо всегда помнить и не всегда это удобно. Да и ленивость фунциональных языков тоже может внезапно отожрать всю память, о чем тоже приходится помнить и где надо подставлять костыли, чтобы сделать вычисления энергичными. В итоге эффективный код на фунциональных языках ничуть не проще писать, чем на императивных, а то и сложнее.

UFO just landed and posted this here

Так в итоге пишут, что почти вся стандартная библиотека Хаскеля внутри на самом деле содержит реализации функций через мутабельность.

Короче говоря, пока пишешь нечто высокоуровневое, то все очень круто, но если надо написать нечто числодробильное, то все тлен.

Конкретно про стандартную библиотеку хаскеля не знаю, но, вообще, локальная мутабельность, которая гарантированно никак не может быть достигнута извне, не противоречит чистоте функции.

В скале, например, куча циклов while и обычных переменных внутри функций стандартной библиотеки и даже у функций/методов иммутабельных коллекций.

Короче говоря, пока пишешь нечто высокоуровневое, то все очень круто, но если надо написать нечто числодробильное, то все тлен.

Но ведь про какую-нибудь джаву можно сказать похожим образом :)

Давно уже известно, как эффективно компилировать функциональный код для машин с регистрами и обычной памятью. Наблюдаемая неизменяемость - это удобство для программиста и для компилятора, который может себе позволить более агрессивно оптимизировать.

Фишка в том, что в реальных программах изменяемое состояние, действительно, локализовано компактно, а большинство преобразований данных можно рассматривать, как функциональные.

Джон Кармак как-то рассказывал, что всё изменяемое состояние в Rage (могу путать title) укладывается, буквально, в кэш процессора (который в те времена был около мегабайта).

Странно требовать от фп эффективности, ведь его изначальной задачей, ради которой всё фп создавалось был Уход от диктатуры архитектуры Фон Неймана. Понятно, что за этот уход надо заплатить определенную цену.

И разумеется, невозможно добиться той же эффективности, что и на чистом Си, языке который сделан таким, чтобы программировать на нем по сути в машинных кодах, обернутых синтаксическим сахаром.

Тем не менее, оптимизированный Хаскель держит свою скорость на уровне оптимизированного C#, если не уделывает.

Компиляторы во многих случаях сами могут сводить рекурсию к хвостовой. Есть ещё всякие там deforestation-оптимизации, слияния циклов, дырявые аргументы и т.д. и т.п.

Ленивость, вроде как, может принести сюрпризы, но сейчас во всех языках можно ей управлять.

По опыту большой разницы не видно во вручную не вылизанном коде что на Си, что на Scheme (с компилятором Chez). На Си проще потом ускорить какие-то критические участки, но это всё-равно трудозатраты... Руководство же требует результат уже вчера. Поэтому проще и быстрее нафигачить нечто функциональное, не думая о памяти, сдать MVP, который будет не плох по производительности, а потом уже критичные участки переписать на Си, или в императивном стиле, или используя прямо генераторы машинного кода для конкретных задач.

Методы, в общем, есть.

А ещё чисто функциональный подход не работает без иммутабельных структур данных, а они нормально не реализуются без сборщика мусора.

В итоге, на низком уровне вообще не выжить никак без мутабельного состояния и создать функциональный язык для системного программирования невозможно. Можно лишь взять некоторые элементы, как это сделали в плюсах или расте.

Ну, это некоторый миф, что для низкоуровневого программирования обязателен язык без сборщика мусора. Есть куча контрпримеров (операционки написанные не на условном Си, а на managed языках): JNode, Genera, Mezzano, Inferno, Loko Scheme, Hause, Mirage, Picobit Scheme (это вообще для stm-ок).

Со сборщиком мусора можно жить, даже относительно эффективно: в Mezzano, работающей в виртуальной машине, можно запустить Quake, который оттранслирован в Common Lisp, а потом обратно откомпилирован в машинный код, и относительно комфортно поигать.

Без мутабельности, да, не обойтись. Интерфейс с внешним миром и оборудованием мутабельный.

Мифом это перестанет быть когда ось с GC станет активно в проде использоваться.

Кроме side effects есть ещё и side causes, и я даже не знаю, что сложнее для управления.

Сама модель side effects очень ограничена и не полностью описывает "ожидаемое" от программы.

Вот представьте себе такую программу

fn add_user(email_str: &str) -> User{
  let parsed_email = Email::new(email_str);
  match parsed_email{
    Ok(email) => User::new(email)
    Err(_) => loop{}
  }
}

Что тут написано в сигнатуре. Что функция всегда возвращает User по его email. Что эта функция делает? Строго соответствует своей сигнатуре. Когда она завершается, она возвращает пользователя с валидным email'ом. Что происходит, если email на входе не валидный? Функция ...решает проблему, посредством bottom type.

Что полностью соответствует ожиданиям системы типов, но полностью не соответствует ожиданиям пользователей.

Почему такая наглость прокатывает? Потому что time не является side effect для программы в рамках модели. Почему? Потому что так удобнее считать программы.

А ведь в side effects с бытовой точки зрения входит "сожрать батарейку", "зависнуть" и "начать тупить". А с точки зрения теории - не входит.

А разве такое можно формально в сигнатуре обозначить? Ведь мы же неизбежно на проблему останова натыкаемся.

Формально, у loop{} и system.halt() будет одинаковая сигнатура - ! (divergence, bottom type).

Я свой комментарий оставил не как предложение "переписать систему типов", а как указание на то, что святой грааль чистых функций не такой уж святой и не такой уж грааль, и функции не такие уж чистые.

UFO just landed and posted this here

А в какой системе типов bottom тип не является подтипов для всех типов? Кто-то оказался умнее Карри и Хорварда?

Правильнее спрашивать в какой системе типов у bottom-типа нет bottom-значения.

Ни у какого bottom-типа нет bottom-значения. Или я не совсем понял, о чём вы говорите.

In type theory, a theory within mathematical logic, the bottom type is the type that has no values.

Ну да, в System F так и есть. А вот в том же Расте или даже Хаскеле этот тип "населён" bottom-значением.

Вы не можете объяснить это? Я считал, что bottom (`!`) - это divergence, и компилятор может быть уверен, что после первого такого выражения дальше там "ничего не исполняется".

Может быть, я что-то тут не понимаю или не знаю. Что?

С точки зрения математики функция не может перестать исполняться. Поэтому, чтобы отразить такую возможность, в область значений функции добавляется специальное значение, которое как раз и означает что функция не вернула управления.

Мне эта интерпретация не звучит. (точнее, если так сделали, я хочу это увидеть в коде). bottom type - это же для арифметики типов, а не для вычисления "значений". Это описание возвращаемого типа, а не доступных ему значений. У unit доступно одно значение (ничего), у bottom типа - никакое значение не доступно.

В коде вы никакого ⊥-значения не увидите, это математическая абстракция, которая отражает все аномальные (abnormal) способы возврата из чистой функции: бесконечный цикл, завершение процесса, исключение или панику, возникновение UB.


Могу пояснить на примере функции f(x)=1/x. Забудем ненадолго про IEEE 754 и представим что мы работаем в R, а не в колесе над R.


В математике эта функция имеет тип R \ {0} → R \ {0}. Но в большинстве языков программирования тип R \ {0} невыразим, из-за чего эту функцию приходится рассматривать как функцию над R, соответственно f(0) становится легальной конструкцией. Поэтому мы доопределяем f(0) = ⊥ и тип функции получается R → R ∪ {⊥}.

А вот у меня ощущение, что тут мухлёж.

Предположим, у нас есть функция, которая берёт функцию и её аргументы, и отвечает, завершается ли такая функция.

И какая у неё сигнатура? Не в жалких плебейских языках, а в возвышенной чистой математике.

Ну, если забыть о том, что такая функция невозможна в силу проблемы останова — то в "возвышенной математике" она будет иметь тип { (t, q, f, x) ∀t∈Type ∀q∈Type ∀f∈(t → q) ∀x∈t } → Bool, где Type — (псевдо)категория всех типов языка.


А причём тут вообще эта функция?

А чем оно тогда будет отличаться от вот этого?

loop{}; true

Я к тому, что если мы хотим специально выразить поведение R \ {0} → R \ {0}, то почему мы не хотим специально в системе типов описать проблему остановки? Чем отличается R \ {0} (который мы "по немощи" заменяем на R → R ∪ {⊥} от (t, q, f, x) -> bool ∪ {⊥}?

UFO just landed and posted this here

А зачем вообще что-то в системе типов описывать? Всё - числа. Прочитал число, записал число по адресу числа, работа сделана.

UFO just landed and posted this here

Я перестал понимать о чём вы спрашиваете.


Что вы понимаете под "в системе типов описать проблему остановки" и почему вы заранее решили, что "мы" её описывать не хотим?

UFO just landed and posted this here

О, вспомнил вот по поводу ⊥-значений в коде. Тут не совсем код, но вот в спецификациях нечто похожее можно увидеть часто.


В LLVM есть такое понятие, как poison value, эта штука является одним из возможных представлений ⊥-значения.


Или вот спецификация ECMAScript — там есть такое понятие как Completion Record. Если поле [[Type]] этой структуры отлично от normal — эта структура представляет собой разновидность ⊥-значения.

Разве poison - это bottom? Я думал, это средство описания (и ограничения) UB. bottom type - он же вполне себе определённый, более того, иногда весьма полезный. Например, state machine может быть описана целиком внутри одного loop и не иметь выхода (но при этом быть вполне себе рабочей программой для кофе-машины).

Ну так ⊥-значение точно так же является средством описания любых аномальных условий выхода из функции.

UFO just landed and posted this here
Формально, у loop{} и system.halt() будет одинаковая сигнатура — ! (divergence, bottom type).

В Расте — да. А вот в том же Хаскеле первая функция — это и правда чистый bottom, в то время как вторая — это скорее IO<Void>. И, если как-нибудь добавить сюда проверку тотальности, можно "изгнать" первую конструкцию из языка не потревожив вторую.

А как в haskell обрабатывают ошибки аллокации? Допустим, по сигнатуре функции она не может fail. И тут, ррраз, и у нас stack overflow (потому что на стеке нет места для переменных для чистой функции).

На самом деле в rust system.halt - это будет чистый unsafe и с ним понятно, что всё плохо. Я показал halt как "неспецифичный" пример, потому что на самом деле ошибки аллокации в расте - это panic!, который внутри себя abort!, который пытается сделать сайд-эффект вида "убей меня ОС", но если ОС отказывается, делает illegal instruction, но если это не срабатывает, в финале делает loop{}, чтобы соблюсти сигнатуру.

А вот как с этой проблемой обходится Haskell? Т.е. что делать, если в функции, которая не может фейлиться, произошёл фейл не по вине программы?

UFO just landed and posted this here

Ну, например, когда раст попытались затащить в ядро, оказалось, что обрабатывать ошибку аллокации памяти как панику - это плохая идея для ядра операционной системы.

UFO just landed and posted this here

В чистых функциях их не обработать никак, они просто прерываются и всё. Однако, чистая функция на то и чистая, что её можно прерывать в любом месте и окружение от этого не пострадает.


А вот в монаде IO ничто не мешает написать catch — и дальше вопрос ловли исключения перестаёт быть проблемой системы типов, становясь проблемой рантайма.

Можно запретить нетотальные функции вообще, а потом доказывать в нетривиальных случаях, что функция действительно тотальна. Смотрите, например, язык ATS.

Не уверен, что это практично, но метод существует.

Тогда любой side effect может быть нетотальным.

`fn out(port : u16, num: u16) -> ()`

И вот что там после записи в порт? Функция может и не вернуться, если какой-то порт - это управление питанием. Или вернуться со значением, если это переключатель режима процессора.

Эффекты как раз и выделяют отдельно, потому что они могут быть нетотальны. Функция генерирует эффект (тотально), а эффект как-то действует. Базовая идея в этом.

В Rust, кстати, с точки зрения теории функций нет. Так что в примерах есть некоторое abuse of notation.

UFO just landed and posted this here

Скажите, а фукция Аккермана с параметрами A(4, 2), она тоже будет проходить по signature checking? Я понимаю, что есть глубокая теоретическая разница между loop и akkerman(4,2), но с практической точки зрения этой вселенной - это одно и то же.

UFO just landed and posted this here

Я про другое. loop - это 'false', если утрировать. При этом A(4,2) - это true. Хотя, на самом деле, с точки зрения любых вообразимых вычислений, это false.

UFO just landed and posted this here

С практической точки зрения я вижу проблему так:


Вменяемый программист, который в принципе понимает что он делает, вряд ли напишет настолько неоптимальную программу, что её выполнение будет эквивалентно вычислению A(4,2).


Но при этом легко случайно написать бесконечный цикл или бесконечную рекурсию, например из-за опечатки.


Поэтому есть смысл в системе типов, которая защищает от второго, но пропускает первое.

UFO just landed and posted this here

эти языки неполны по Тьюрингу, но оказывается, что это нестрашно.

Было бы отлично почитать статейку для далёких от темы о том как оно и почему не страшно, как понимаю речь про тотально функциональные языки

UFO just landed and posted this here

Скорее о том как писать код, какие-то примеры того, что трудно реализовывать на тотально функциональном языке и того как это обходится.

UFO just landed and posted this here

Единственное о чём жалею - что в вузе не получил правильного матана.

UFO just landed and posted this here

В теории да, а на практике без шансов, это можно было осилить в студенческие годы, а сейчас только при наличии очень сильной увлечённости, но увлечение моё по сути гуманитарное, да и на него аремени очень мало.

С точки зрения теории, кстати, применение функции - это тоже эффект. Но о нём всё время забывают.

Тем не менее, всё же полезно разделять код на чистый, который не меняет поддерживаемые программой структуры данных, и тот, который их меняет.

Такое сужение определения side effect даёт не очень практичную модель.

Предположим, у вас есть чистая функция, считающая функцию Аккермана. Вызов этой функции на мобильном телефоне (или ноутбуке на батарейке) с достаточно крупными значениями меняет состояние полей в структурах данных или нет? Теория говорит, что нет, практика, что меняет. После "бзз", часа зарядки и последующей загрузки с перезапуском приложения.

Вы смешиваете понятия, мне кажется, семантики кода и способа его исполнения. Семантика - это интерфейс, описание наблюдаемого поведения. Прагматика - то, как его добиться. Интерфейс с неизменными данными удобен. В реальности, в 95% случаев программист имеет дело с неизменяемыми данными. Интерфейс, построенный на неизменяемых данных позволяет компилятору генерировать гораздо более эффективный код. Например, промежуточное представление в LLVM - это single static assignment, не от балды же так сделано. Просто оптимизировать такой код проще.

Естественно, функция Аккермана компилируется в достаточно эффективный код. Да, теория не описывает севшую батарейку, но и семантика Си её не описывает. Но это не означет, что семантика Си бесполезна, и что бесполезно выделять в коде чистые функции. Это полезно и для производительности. Самая большая боль в компиляции Си-кода это анализ псевдонимов, когда нужно разобраться, куда какие значения пишутся, какие регистры и память можно повторно использовать, а какие - нет.

В Fortran, например, или SISAL, или Rust, или Julia таких проблем нет, поэтому числодробильный код на этих языках получается компилировать в более эффективный машинный код. В Си проблему решить так и не удалось, пришлось вводить модификатор restricted и оставлять всё под ответственность программиста.

У неограниченной мутабельности своя цена.

.... А вот про "применение функции - это тоже эффект" я бы хотел почитать. Я такого не видел.

Хотел почитать. Читаю. Спасибо.

Последние 10 лет наблюдается огромный хайп вопркг ФП. Фактически, подавляющее большинство проектов где пытаются внедрить ФП пишется на обычных императивных языках в процедурном/структурном стиле, и только малую часть кода действительно можно отнести к ФП. Еще лет 15-20 до этого то-же самое было с ООП. Огромный хайп, но фактически большинство проектов писались в процедурном/структурном стиле с небольшой частью, которую действительно можно было отнести к ООП.

Я в индустрии немного меньше 20 лет, и хайп вокруг ФП наблюдается всё это время.

Возможно, если придёт дедушка с 40+ лет опыта, то он подтвердит, что хайп с ФП наблюдается ещё со времён lisp-машин.

Смотря что считать хайпом. Когда я начинал работать после института, у нас инженеры программировали на фортране. И таких было много. Они делали код для себя, и многие вещи, которые сегодня нас волнуют, вообще не имели значения. При этом мои коллеги, получившие скажем госпремию за расчеты теплозащиты к Бурану, прекрасно понимали, что программирование для них всего-лишь инструмент, причем не самый важный, и в шутку называли себя «программисты от сохи».

Но при этом лисп (в виде скажем reduce) вполне себе существовал, и свои задачи решал успешно. А вот хайп (ну по крайней мере в 80-х годах) — я бы сказал, что скорее нет, чем да. Если и наблюдался — то где-то в другом месте. Когда начался — с ходу не скажу, надо подумать.

Я думаю, разница в индустриальности процесса. Написать программу для рассчётов, на самом деле, можно на компьютере 60ых (они для этого и строились). А вот написать программу, которая интегрируется в окружающий мир (от платёжной системы до своевременного обновления зависимостей у JS'а на сайте) - это же миллионы условностей, многие из которых никогда не становятся отлитыми в бронзе стандартами, т.к. устаревают ещё до начала этого процесса.

Я вот сейчас для компании написал офигенно работающий сервис, который сократил время выполнения весьма часто выполняемой операции с 5 минут до 28 секунд. Он даже прикрыт несколькими интеграционными тестами (т.к. всего секретного соуса там - в правильном решении, когда спать, а когда долбиться). Там даже есть requirements.txt и я сейчас заканчиваю CI/CD под него ваять.

но! Я знаю, что этот код не индустриальный (хоть и работает хорошо). Потому что его нельзя нормально сопровождать, и во многих местах я срезал углы. И код (вместе с тестами) будет выдан профессиональному программисту на рефакторинг.

Ровно так же я после каких-то плейбук программиста (которые вполне работают) делаю их рефакторинг, чтобы сделать их well-engineered.

>Я думаю, разница в индустриальности процесса.
Я об этом в общем-то и говорю. С этой самой индустриальностью было не очень (во всяком случае, то что я наблюдал), как таковой, индустрии программирования в 80-х у нас еще не было. Программирование было — а индустрии нет (ну или поскольку это личный взгляд — то возможно была, но я ее не наблюдал). А за ее пределами — кому интересно ФП? С чего взяться хайпу?

Интересно, как изменятся трудозатраты, если, например, контентный сайт или админку писать в ФП стиле? Лично я вообще плохо могу себе представить, как можно избавиться от побочных эффектов, если инъекция зависимостей — де-факто стандарт разбиения на модули во многих ООП проектах.

Функциональная парадигма не исключается ни DI, ни SOLID, ни других привычных подходов к разработке.

Ок, но инжектить тогда надо вручную через аргументы? А если прокидывать нужно далеко? Да и тип прокидываемого сервиса — это скорее часть реализации, а мы по сути добавляем его в интерфейс.

Если все на тайпклассах, то можно же любую реализацию подставить, а прокидывание через аргументы, это естественный способ описать архитектуру. Но при этом компоненты все как и положено, будут зависеть от интерфейсов, а не реализаций.

А уж DI в целом, особенно в Java стиле это вообще непонятная со стороны чёрная магия, в результате которой все каким-то образом связывается в готовый код.

Я немного про другое. Допустим у нас есть интерфейс:


interface OrderChecker
{
    public function isActual(Order $order): bool;
}

В php его реализации могут инжектить через конструктор любое количество дополнительных сервисов. Кому-то для проверки актуальности нужно текущее время, кому-то список пользователей или других заказов и т.п. А что ФП говорит по этому поводу?


P.s. И по поводу ручного прокидывания зависимостей на дальние дистанции все еще непонятно. Неужели в ФП не возникает такая проблема? В каких-то ситуациях, видел, чуть ли не вручную созданные контейнеры прокидывают. По сравнению с этим "черная магия" php и java — очень простая, наглядная и удобная штука.

Так это просто функция, просто в нужное место подставляем нужную функцию с этой же сигнатурой и все. Проблема прекрасно решается через композицию функций, комбинаторы, тайпклассы и т.д. Инжектить в ООП стиле вовсе необязательно, да и это коряво, на самом деле.

PHP по этому поводу говорит следующее: интерфейс OrderChecker выглядит как чистый, поэтому его можно использовать в ФП без изменений.


Вот с реализацией нужно будет аккуратнее, потому что получение текущей даты-времени — "грязная" операция, и её лучше бы внедрить как зависимость (в смысле, внедрить текущую дату, а не процесс её получения).


И да, зависимости — часть реализации, а не интерфейса, и внедряться они будут также в реализацию.

Ок, но инжектить тогда надо вручную через аргументы?

В нормальном DI инъекция тоже через аргументы происходит.


Да и тип прокидываемого сервиса — это скорее часть реализации, а мы по сути добавляем его в интерфейс.

А что вам мешает указывать не конкретный тип, а интерфейс/тайпкласс/трейт/шейп?

Например программисты на Play используют для этого cake pattern, а борцы за чистоту говорят, что это не true и предлагают взамен reader monad. Есть варианты.

Так иньекция зависимостей это способ сделать композицию, что на ФП языках очень даже естественно само решается. Не обязательно делать именно так как принято в ООП языках, главное решать задачу.

Писал в своё время, после того, как поиграл немного с ФП:

Функциональное программирование требует отсутствия побочных эффектов (side effects). Собственно, это не является корневым требованием, корневое это ссылочная прозрачность (referential transparency). Но отсутствие побочных эффектов является необходимым следствием. Возможно даже, необходимым и достаточным, тут нужно подумать-почитать. Разумеется, полностью избавиться от побочных эффектов невозможно. Потому что побочные эффекты это то, ради чего мы программируем. Изображение на дисплее, звук, запись в файл, передача данных по сети - всё это побочные эффекты. Программа без них была бы вещью в себе, не взаимодействующей с внешним миром. И в этом, как мне представляется, проблема функционального программирования. Оно требует извращённого выверта мозга, при котором ты перестаёшь видеть свою цель и считать её целью. А в самом конце приходится идти на лицемерный финт, нарушая красоту и благолепие, потому что мы, святые люди, всё ещё не вполне в нирване и не можем отринуть до конца потребности грешного тела. Альбигойская ересь какая-то: это ведь они считали, что духовный мир создан Богом, а материальный - Сатаной.

Sign up to leave a comment.

Articles